Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В специальной литературе встречаются понятия «социальная сфера» и «социально-культурная сфера»? Как они между собой взаимосвязаны?




КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Являясь составной частью сферы непроизводственной, социальная сфера представляет собой инфраструктуру общественной деятельности, направленной на удовлетворение социальных и духовных потребностей людей. В повседневном обиходе существуют более узкие, но практически оправданные определения социальной сферы: 1) деятельность по оказанию широкого комплекса услуг и социально-бытовому обслуживанию; 2)деятельность по социальной защите, социальному обеспечению и социальной реабилитации отдельных, нуждающихся в такой поддержке, слоев населения; 3) совокупность отдельных социальных прав в рамках того или иного региона.

Понятие социально-культурная сфера входит в структуру социальной сферы. Это понятие используется для характеристики широкой совокупности областей, институтов и служб социальной сферы, в рамках которых осуществляется социально-культурная деятельность. К этой совокупности, удовлетворяющей культурные и информационные потребности населения, относятся культура, досуг, образование, искусство, физическая культура и спорт, здра­воохранение и социально-культурная реабилитация, средства мас­совой информации, туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, природоохранная деятельность и другие.

Многие из таких областей социально-культурной сферы, как досуговая индустрия, образование, туризм, физкультура и спорт, здравоохранение и другие, превратились в отдельную, самостоятельную отрасль культуры, являющуюся предметом изучения эко­номических наук. Каждая отрасль культуры обладает присущей ей спецификой характера, содержания и разделения труда, произ­водства определенного продукта, способного формировать и удовлетворять культурные потребности людей (9; с. 143-144).

3.2. Что такое социально-культурная деятельность? Каковы ее характер и содержание?

Развитие духовной жизни в России конца XX начала XXI века, набирающий силу процесс становления в стране гражданского общества, качественная перестройка социально-культурной сферы и системы подготовки ее специалистов дают достаточные предпосылки для научного обоснования сущности социально-культурной деятельности как явления социальной практики, предмета науки и стрежневой основы обучения и воспитания людей, которые способны принять на себя руководство процессом создания благоприятной культурной среды и вовлечения людей в мир культуры и социально-культурного творчества.

Широкое понятие социально-культурной деятельности как непреложного атрибута здорового общества и формы социальной практики охватывает широкий круг разнохарактерных и разноуровневых видов нравственно мотивированной и общественно значимой деятельности по созданию, освоению, сохранению и распространению ценностей культуры.

Эта деятельность включает в себя:

создание ценностей культуры (архитектор, художник, писатель, композитор, дизайнер, модельер, конструктор, строитель и т.д.);

освоение ценностей культуры (практически все население планеты, в разной степени овладевающее основами культуры);

сохранение ценностей культуры (реставратор, архивариус, библиотекарь, работник музея и т.д.);

распространение ценностей культуры (учитель, социальный педагог, журналист и т.д.).

Архитектор, реставратор, учитель, журналист, равно как и иные перечисленные выше представители социально-культурной сферы, давно утвердили себя как признанные обществом самостоятельные специальности.Наиболее адекватным специалистом, органично отражающим сущность социально-культурной деятельности, ее природу и остающимся в рамках ее проблемного поля, является «менеджер (организатор) социально-культурной деятельности», статус которого вытекает из того, что «Социально-культурная деятельность - это взаимодействие людей в создании, освоении, сохранении и распространении значимых ценностей культуры, в ходе которого удовлетворяются и возвышаются их духовные интересы, изменяется человек и окружающий его мир».

Социально-культурная деятельность может носить профессиональный и непрофессиональный характер; реализовывать адаптивно-нормативную, образовательно-развивающую, преобразовательно-созидающую, эколого-охранительную, информационно-просветительную, интегративно-коммуникативную или рекреативно-игровую функции; проявляться в профессионально-трудовой, культурно-досуговой и других сферах жизнедеятельности; решать различные культуротворческие, культуроохранительные, воспитательные задачи, но всегда ее сверхзадачей выступает стимулирование процесса формирования высоконравственной, физически развитой, духовно богатой и социально активной личности.

Взаимодействие людей в процессе социально-культурной деятельности может носить спонтанный, самодеятельный характер, однако в первую очередь оно осуществляется под педагогическим воздействием, обеспечивающим конструктивные изменения человека и окружающей его среды в соответствии с изначально заданной моделью и методически инструментованной технологией.

Важнейшим условием социально-культурной деятельности выступает ее общественная востребованность, нравственная мотивация и культуросозидающая ценностная установка. В зависимости от исторически сложившейся социально- культурной ситуации и специфики субъекта ее организации ценностные ориентации могут изменяться. Каждый субъект является носителем определенных ценностей, амплитуда различий которых весьма широка, и это в значительной мере предопределяет разнообразие и многогранность содержания и форм социально-культурной деятельности (9; с. 150).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.