КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Когда и как возникла социально-культурная деятельность?
Технологической «инструментовке» социально-культурной деятельности должна предшествовать её эволюция. Без этого трудно понять и представить себе характер и содержание конкретных технологий. Еще в XIX в. прогрессивно мыслившие интеллигенты России непосредственно участвовали в организации вечеров, любительских спектаклей, устраивали публичные лекции, разнообразные благотворительные акции. Скорее интуитивно, нежели осознанно, они «нащупали» полезность обращения к искусству, как мощному фактору эмоционального воздействия на умы и сердца людей, а к культурно-досуговой деятельности - как к средству пробуждения их сознания, способу сплочения и самоорганизации. Четко выраженная просветительская направленность такой деятельности определила и ее название: внешнешкольное образование, которое продолжало оставаться в обиходе вплоть до послеоктябрьской поры. Носившее по преимуществу политический характер культурное просвещение, особенно в годы гражданской войны, дало социально-культурной деятельности 20-40-х годов столь же определенное новое название: политико-просветительная работа. Связь просвещения с политикой долгие годы оставалась ведущим принципом этой работы. Условия военной поры наложили свой отпечаток на её стиль и методы. Получила развитие практика излишней регламентации досуговых занятий, навязывания людям наиболее целесообразных, по мнению партийных работников, форм и методов поведения в свободное время. Довлеющее значение приобрели различного вида циркуляры и инструкции по проведению досуга и организации культурной работы в массах. Скажем, та же клубная работа объективно предполагала широкую самодеятельность, добровольность участия в ней, инициативность самих членов клуба. На практике же утверждались совершенно иные нормы клубной жизни: навязывание форм и методов, командование и принуждение, шаблонизация и трафаретность. Во второй половине XX столетия описываемая сфера деятельности именуется уже более демократично - культурно-просветительная работа, хотя, надо сказать, настойчивая идеологизация досуга наблюдалась практически до конца восьмидесятых годов. Даже отмена приснопамятной 6-й статьи Конституции о мудром партийном руководстве не сразу была воспринята как начало демократических преобразований в сфере культуры и досуга, где все еще по инерции бытовали излишняя и порой совершенно неуместная помпезность, парадная шумиха, политическая трескотня, барабанный бой, обезличенность в выборе конкретных форм деятельности. Коснувшиеся, хоть и с приличным опозданием, сферы культуры и досуга демократические преобразования вносят существенные коррективы в систему теперь уже культурно-досуговой деятельности. Здесь постепенно разбюрокрачиваются процессы управления различными учреждениями, экспериментально проверяются новые формы организации досуга: «богатырские игры», «музыкальный ринг», «ярмарка солидарности», «аукцион идей», «клуб знатоков», «ассамблея» и т.п. В наши дни реально создаются перспективы для самовоспитания и саморазвития личности, проявления инициативы и организаторских способностей взрослых и детей. Становятся привычными еще вчера шокировавшие партработников дискотеки и видеотеки, центры досуга и боулинг-центры, кооперативы и фирмы, занимающиеся культурной организацией свободного времени свободных граждан. Наряду с профессионалами-специалистами (работники клубов, парков,музеев, библиотек и т.д.) определенную часть такой деятельности выполняют волонтеры: профсоюзные активисты, члены различных любительских и инициативных объединений и групп, организаций, движений, обществ и т.п. Но работник культуры и активист-общественник должны были знать механизмы самоорганизации и самоуправления людей, законы формирования и развития любительских коллективов, свободно ориентироваться в самых неожиданных ситуациях, возникающих в процессе культурно-досуговой деятельности. К управлению учреждениями культуры и досуга постепенно приходят новые люди. Среди них немало энтузиастов своего дела, увлеченных и интересных специалистов. В начале 90-х г.г. минувшего столетия в научный оборот и повседневный практический обиход вошло новое словосочетание - «социально-культурная деятельность». Сегодня социально-культурная деятельность представляется нам сразу в нескольких ипостасях: как область практической деятельности, как область управления этой деятельностью, как специальность, как научная дисциплина (13.00.05 теория, методика и организация социально-культурной деятельности), наконец, как трехчастная учебная дисциплина, включающая в себя историю, теорию и технологию этой деятельности (20; с.41-53). 3.4. Что такое функции социально-культурной деятельности.?Как они реализуются в различных по типу учреждениях культуры? Ответ на вопрос о функциях правильнее начать с разговора о целях социально-культурной деятельности. Цели социально-культурной деятельности классифицируются на перспективные и текущие. Учреждения культуры оказывают непосредственное влияние на гармонизацию интересов людей, распространяя знания по актуальным проблемам современности, таким как социальные реформы, рыночная экономика, приватизация, предпринимательство, создание акционерных обществ, вопросы собственности и демократизации экономических отношений, охраны и улучшения здоровья, экологии, семейного, физического воспитания, занятости в труде и др. В свою очередь, в социально-культурной практике каждого клуба, библиотеки, музея, парка эти цели расчленяются на более конкретные педагогические цели отдельного мероприятия, акции. Специалистами ставятся воспитательные цели формирования гражданского, экономического, правового, нравственного, эстетического, экологического сознания личности. В условиях рыночных отношений педагогические цели и задачи гуманизируются, ставят в центр человека, сосредоточиваясь на удовлетворении его истинных интересов и потребностей в социально-культурной сфере. Это определяет и функции социально-культурной деятельности, т.е. основные аспекты и виды влияния на сознание и поведение личности. Социально-культурная деятельность имеет свои специфические функции: информационно-просветительную, воспитательную, развивающую, коммуникативную, организаторскую, творческую, рекреационную, исследовательскую. К примеру, для современной информационно-просветительной деятельности характерна тенденция к синтезу идей и методов различных областей знаний, росту, освоению новых идей, рассчитанных на интеллектуальные способности каждого. В удовлетворении насущных потребностей и интересов людей к знаниям помимо системы повышения квалификации, средств массовой информации немалую помощь могут оказать библиотека, музей, клуб, привлекая к работе по распространению научно-технических, экономических знаний научно-технические общества, изобретателей и др. Главное направление оптимизации информационно- просветительной функции - более глубокое разъяснение вопросов политологии, новых социально-экономических отношений, процессов децентрализации, осмысление истории, философских проблем. Социально-культурная деятельность лишь тогда достигает своей гуманистической цели, побуждая людей к активным действиям, если будет учитывать конкретные проблемы, которыми живет человек: социальные, экономические, вопросы охраны окружающей среды, демократизации, гражданского мира, свободы совести. Важное значение имеет развитие познавательных интересов человека. В этой деятельности учреждения культуры используют как свои классические формы и методы (консультации, беседы), так и специфические (читательские конференции, клубные вечера, встречи, экскурсии и др.). Посещая занятия в клубных объединениях, кружках, школах культуры, экономических, технических знаний, человек углубляет и совершенствует навыки в профессиональной, практической деятельности. Социально-культурная деятельность в отличие от образования более оперативна, основана на принципах добровольности и интереса. Ее темы и содержание не локализованы, а охватывают сведения, необходимые человеку на практике. Библиотека, клуб помогают не только усваивать новые идеи, но и развивают способность человека осмысливать социальные факты и явления, высказывая о них собственные суждения. В современных условиях учреждения культуры могут стать своеобразными центрами для различных гражданских инициатив, групп, объединений, где они реализуют свои интеллектуальные и практические возможности, выясняют истину, оказывают помощь социально слабозащищенным слоям населения (беженцам, безработным, сиротам, престарелым и больным). Для того, чтобы у человека складывалось правильное отношение к действительности, учреждения культуры осуществляют воспитательную функцию, способствующую становлению определенных убеждений, навыков поведения, активной жизненной позиции. Каждое поколение, по мысли И.Канта, обладая знаниями предыдущего, может все более и более осуществляют такое воспитание, которое целесообразно развивает все способности человека и таким путем ведет весь род человеческий к его назначению. Одно из актуальных направлений социально-культурной деятельности - возвращение к основам общечеловеческих ценностей, нравственности, перестройка отношений людей, их духовного облика и душевных качеств, необходимых личности в цивилизованном обществе. Р На современном этапе процесс развития личности строится н совершенствуется на основе науки и передового опыта, впитывающих доброту, сострадание, терпимость, великодушие, гражданское согласие. В своей повседневной разъяснительной и практической деятельности учреждения культуры призваны ставить эти ценности в центр решения назревших проблем демократического обновления общества, преодоления консерватизма, прорыва к свободе совести, защите прав человека, перехода к новым социально-экономическим отношениям, возрождения духовности. Оздоровление и нравственное очищение общества, обращение к реальному человеку, его запросам должны быть ориентиром в качественно новой, развивающей функции учреждений культуры. В деятельности учреждений культуры информационно-просветительная, практическая и воспитательно-развивающая функции связаны с коммуникативно-организаторской функцией, проявляющейся в организованном взаимодействии людей, их социальной активности при общении, обмене научной и бытовой информацией, организации их отдыха и развлечений. Важное значение имеет участие людей в клубах доброты, в семейных клубах межличностного общения, в социальных клубах, библиотеках, народных музеях, школах, клубных объединениях и инициативах, общественных советах по культуре, защите интересов различных категорий населения, художественных советах н других формах самоуправления. Организация ими работы по месту жительства, субботников по благоустройству клуба и приклубной территории, библиотеки, парка культуры и отдыха, их праздничному оформлению позволяет осуществлять ближайшие и конечные педагогические цели, постепенно усложняя поручения, добиваясь успехов в свободном развитии самостоятельного мышления, стремления личности к самоуправлению. Учреждения культуры выполняют рекреационные (устройство праздников, организация досуга с целью восстановления сил человека, израсходованных в процессе труда) и исследовательские функции, организуя исследования интересов и потребностей групп или коллективов, отдельных людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Вышеназванные функции взаимодействуют друг с другом. Разные учреждения культуры выполняют основополагающие функции присущими им формами, методами и средствами деятельности (11; с.8-15).
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 979; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |