Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Когда и как возникла социально-культурная деятельность?




Технологической «инструментовке» социально-культурной деятельности должна предшествовать её эволюция. Без этого трудно понять и представить себе характер и содержание конкретных технологий.

Еще в XIX в. прогрессивно мыслившие интеллигенты России непосредственно участвовали в организации вечеров, любительских спектаклей, устраи­вали публичные лекции, разнообразные благотворительные акции. Скорее ин­туитивно, нежели осознанно, они «нащупали» полезность обращения к искус­ству, как мощному фактору эмоционального воздействия на умы и сердца лю­дей, а к культурно-досуговой деятельности - как к средству пробуждения их сознания, способу сплочения и самоорганизации.

Четко выраженная просветительская направленность такой деятельности определила и ее название: внешнешкольное образование, которое продолжало оставаться в обиходе вплоть до послеоктябрьской поры. Носившее по преимуществу политический характер культурное просвещение, особенно в годы гражданской войны, дало социально-культурной деятельности 20-40-х годов столь же определенное новое название: политико-просветительная работа. Связь просвещения с политикой долгие годы оставалась ведущим принципом этой работы. Условия военной поры наложили свой отпечаток на её стиль и методы. Получила развитие практика излишней регламентации досуговых занятий, навязывания людям наиболее целесообразных, по мнению партийных работников, форм и методов поведения в свободное время. Довлеющее значение приобрели различного вида циркуляры и инструкции по проведению досуга и организации культурной работы в мас­сах. Скажем, та же клубная работа объективно предполагала широкую самодея­тельность, добровольность участия в ней, инициативность самих членов клуба. На практике же утверждались совершенно иные нормы клубной жизни: навязывание форм и методов, командование и принуждение, шаблонизация и тра­фаретность.

Во второй половине XX столетия описываемая сфера деятельности именуется уже более демократично - культурно-просветительная работа, хотя, надо сказать, настойчивая идеологизация досуга наблюдалась практически до конца восьмидесятых годов. Даже отмена приснопамятной 6-й статьи Конституции о мудром партийном руководстве не сразу была воспринята как начало демократических преобразований в сфере культуры и досуга, где все еще по инерции бытовали излишняя и порой совершенно неуместная помпезность, па­радная шумиха, политическая трескотня, барабанный бой, обезличенность в выборе конкретных форм деятельности.

Коснувшиеся, хоть и с приличным опозданием, сферы культуры и досуга демократические преобразования вносят существенные коррективы в систему теперь уже культурно-досуговой деятельности. Здесь постепенно разбюрокрачиваются процессы управления различными учреждениями, экспериментально проверяются новые формы организации досуга: «богатырские игры», «музыкальный ринг», «ярмарка солидарности», «аукцион идей», «клуб знатоков», «ассамблея» и т.п. В наши дни реально создаются перспективы для самовоспитания и само­развития личности, проявления инициативы и организаторских способностей взрослых и детей. Становятся привычными еще вчера шокировавшие партработников дискотеки и видеотеки, центры досуга и боулинг-центры, кооперативы и фирмы, занимающиеся культурной организацией свободного времени свобод­ных граждан.

Наряду с профессионалами-специалистами (работники клубов, парков,музеев, библиотек и т.д.) определенную часть такой деятельности выполняют волонтеры: профсоюзные активисты, члены различных люби­тельских и инициативных объединений и групп, организаций, движений, об­ществ и т.п. Но работник культуры и активист-общественник должны были знать ме­ханизмы самоорганизации и самоуправления людей, законы формирования и развития любительских коллективов, свободно ориентироваться в самых не­ожиданных ситуациях, возникающих в процессе культурно-досуговой деятель­ности. К управлению учреждениями культуры и досуга постепенно приходят новые люди. Среди них немало энтузиастов своего дела, увлеченных и интересных специалистов.

В начале 90-х г.г. минувшего столетия в научный оборот и повседневный практический обиход вошло новое словосочетание - «социально-культурная деятельность».

Сегодня социально-культурная деятельность представляется нам сразу в нескольких ипостасях: как область практической деятельности, как область управления этой деятельностью, как специальность, как научная дисциплина (13.00.05 теория, методика и организация социально-культурной деятельно­сти), наконец, как трехчастная учебная дисциплина, включающая в себя исто­рию, теорию и технологию этой деятельности (20; с.41-53).

3.4. Что такое функции социально-культурной деятельности.?Как они реализуются в различных по типу учреждениях культуры?

Ответ на вопрос о функциях правильнее начать с разговора о целях социально-культурной деятельности. Цели социально-культурной деятельности классифицируются на пер­спективные и текущие. Учреждения культуры оказывают непосредственное влияние на гармонизацию интересов людей, распространяя знания по акту­альным проблемам современности, таким как социальные реформы, ры­ночная экономика, приватизация, предпринимательство, создание акцио­нерных обществ, вопросы собственности и демократизации экономических отношений, охраны и улучшения здоровья, экологии, семейного, физиче­ского воспитания, занятости в труде и др. В свою очередь, в социально-культурной практике каждого клуба, библиотеки, музея, парка эти цели расчленяются на более конкретные педагогические цели отдельного меро­приятия, акции. Специалистами ставятся воспитательные цели формирования гражданского, экономического, правового, нравственного, эстетического, экологического сознания личности.

В условиях рыночных отношений педагогические цели и задачи гуманизируются, ставят в центр человека, сосредоточиваясь на удовлетворении его истинных интересов и потребностей в социально-культурной сфере. Это определяет и функции социально-культурной деятельности, т.е. ос­новные аспекты и виды влияния на сознание и поведение личности. Соци­ально-культурная деятельность имеет свои специфические функции: ин­формационно-просветительную, воспитательную, развиваю­щую, коммуникативную, организаторскую, творческую, рек­реационную, исследовательскую.

К примеру, для современной информационно-просветительной деятельности характерна тенденция к синтезу идей и методов различных областей знаний, росту, освоению новых идей, рассчитанных на интеллектуальные способности каждого. В удовлетворении насущных потребностей и интересов людей к знаниям помимо системы повышения квалификации, средств массовой информации немалую помощь могут оказать библиотека, музей, клуб, при­влекая к работе по распространению научно-технических, экономических знаний научно-технические общества, изобретателей и др.

Главное направление оптимизации информационно- просветительной функции - более глубокое разъяснение вопросов политологии, новых соци­ально-экономических отношений, процессов децентрализации, осмысление истории, философских проблем. Социально-культурная деятельность лишь тогда достигает своей гуманистической цели, побуждая людей к активным действиям, если будет учитывать конкретные проблемы, которыми живет человек: социальные, экономические, вопросы охраны окружающей среды, демократизации, гражданского мира, свободы совести.

Важное значение имеет развитие познавательных интересов человека. В этой деятельности учреждения культуры используют как свои классические формы и методы (консультации, беседы), так и специфические (читательские конференции, клубные вечера, встречи, экскурсии и др.). Посещая занятия в клубных объединениях, кружках, школах культуры, экономических, технических знаний, человек углубляет и совершенствует навыки в профессио­нальной, практической деятельности. Социально-культурная деятельность в отличие от образования бо­лее оперативна, основана на принципах добровольности и интереса. Ее те­мы и содержание не локализованы, а охватывают сведения, необходимые человеку на практике.

Библиотека, клуб помогают не только усваивать новые идеи, но и развивают способность человека осмысливать социальные факты и явле­ния, высказывая о них собственные суждения. В современных условиях учреждения культуры могут стать своеобразными центрами для различных гражданских инициатив, групп, объединений, где они реализуют свои ин­теллектуальные и практические возможности, выясняют истину, оказывают помощь социально слабозащищенным слоям населения (беженцам, безработным, сиротам, престарелым и боль­ным). Для того, чтобы у человека складывалось правильное отношение к действительности, учреждения культуры осуществ­ляют воспитательную функцию, способствующую станов­лению определенных убеждений, навыков поведения, активной жизненной позиции. Каждое поколение, по мысли И.Канта, обладая знаниями предыдущего, может все более и более осуществляют такое воспитание, которое целесообразно развивает все способности человека и таким путем ведет весь род человеческий к его назначению.

Одно из актуальных направлений социально-культурной деятельности - возвращение к основам общечеловеческих ценностей, нравственности, пе­рестройка отношений людей, их духовного облика и душевных качеств, не­обходимых личности в цивилизованном обществе. Р

На современном этапе процесс развития личности строится н совер­шенствуется на основе науки и передового опыта, впитывающих доброту, сострадание, терпимость, великодушие, гражданское согласие. В своей по­вседневной разъяснительной и практической деятельности учреждения культуры призваны ставить эти ценности в центр решения назревших про­блем демократического обновления общества, преодоления консерватизма, прорыва к свободе совести, защите прав человека, перехода к новым соци­ально-экономическим отношениям, возрождения духовности. Оздоровление и нравственное очищение общества, обращение к реальному человеку, его запросам должны быть ориентиром в качественно новой, развивающей функции учреждений культуры.

В деятельности учреждений культуры информационно-просветительная, практическая и воспитательно-развивающая функции связаны с коммуникативно-организаторской функцией, проявляющейся в организованном взаимодействии людей, их социальной активности при общении, обмене научной и бытовой информацией, организации их отдыха и развлечений.

Важное значение имеет участие людей в клубах доброты, в семейных клубах межличностного общения, в социальных клубах, библиотеках, на­родных музеях, школах, клубных объединениях и инициативах, общест­венных советах по культуре, защите интересов различных категорий насе­ления, художественных советах н других формах самоуправления. Органи­зация ими работы по месту жительства, субботников по благоустройству клуба и приклубной территории, библиотеки, парка культуры и отдыха, их праздничному оформлению позволяет осуществлять ближайшие и конечные педагогические цели, постепенно усложняя поручения, добиваясь успехов в свободном развитии самостоятельного мышления, стремления личности к самоуправлению.

Учреждения культуры выполняют рекреационные (устройство праздников, организация досуга с целью восстановления сил человека, израсходованных в процессе труда) и исследовательские функции, организуя исследования интересов и потребностей групп или коллективов, отдельных людей, оказавшихся в сложной жизнен­ной ситуации.

Вышеназванные функции взаимодействуют друг с другом. Разные учреждения культуры выполняют основополагающие функции присущими им формами, методами и средствами деятельности (11; с.8-15).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 934; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.