Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Менеджмент и руководство – это одно и то же?




Как выглядит работа менеджера на операциональном уровне?

На первый взгляд, этот вопрос может показаться и сложным, и объёмным. Однако, если вспомнить, что уже в школьные годы учащиеся имеют доступ к экономической литературе (например, книга А.П. Казакова «Школьнику о рыночной экономике»), то ответ может быть достаточно лаконичным.

Есть пять базовых операций в работе каждого менеджера, какой бы областью он не занимался. Их результатом является интеграция ресурсов для поддержания жизнеспособности и роста организации.

Менеджер устанавливает цели. Он определяет, каковы они должны быть. Он определяет конкретные задачи в каждой группе целей. Он делает их эффективными, сообщая их другим людям, чья работа нужна, чтобы их достичь.

Менеджер организует. Он анализирует виды деятельности, решения, необходимые для выполнения цели. Он разделяет их на управленческие проблемы, а проблемы – на управленческие трудовые задачи. Он группирует эти проблемы и задачи в организационную структуру и выбирает людей для их выполнения.

Менеджер поддерживает мотивацию и коммуникацию. Он составляет команду из людей, ответственных за различные работы. Он делает это с помощью специфических приемов, через кадровые решения об оплате, назначениях, повышениях и через множество разнообразных решений, определяющих так называемое «качество трудовой жизни», вовсе не сводящееся ни к зарплате, ни к условиям труда в нашем обычном понимании. И делает он это, поддерживая постоянную коммуникацию со своими подчиненными, начальниками и коллегами.

Четвертый главный компонент в работе менеджера – измерение. Он устанавливает единицы измерения, добиваясь, чтобы у каждого человека были показатели, сориентированные на работу данного индивида. Он анализирует, оценивает и интерпретирует результаты.

Он способствует росту людей, включая самого себя. Упомянутое качество трудовой жизни в одной из возможных интерпретаций представляет как раз совокупность условий, способствующих росту членов организации.

Словом, в менеджменте взаимодействуют два компонента, тесно связанных между собой: способность менеджера сделать деятельность фирмы эффективной (прибыльной) и трудовая активность и творчество персонала, направленное на достижение этой цели.

Важно лишь совместить в своем представлении приведенный алгоритм деятельности с деятельностью в сфере культуры (19, с. 56-57)

 

Многие беды в обществе обусловлены не столько разрушительными действиями природных сил, сколько непониманием и неорганизованностью усилий людей по созданию достойного образа жизни. Д. И. Менделеев в публикации от 27 сентября 1905 года «Желательное для блага России устройство правительства» писал, что прочно и плодотворно только приобретённое своим трудом, а потому ему одному честь и всё будущее. России нужно такое правительство, которое способствовало бы трудолюбию своего народа, приумножало его старания по разработке природных запасов страны, не вдаваясь в политиканство, всячески поощряло просвещение народа и его промышленное преуспевание.

Подобное можно сказать об управлении любой государственной и предпринимательской структурой. В той структуре, где сложилась научно обоснованная, чутко реагирующая на инновационные внедрения система управления, - высокий уровень материальной и моральной заинтересованности работников, а потому желаемые показатели рентабельности и прибыльности их деятельности. Управление сравнимо с человеческим мозгом, в котором сосредоточены созидательные возможности личности, откуда даётся команда к проявлению её творческих способностей.

Несмотря на многовековой возраст управленческой деятельности, её идеология претерпевает постоянные изменения, что свидетельствует об активной роли в её формировании исторических преобразований, которые происходят в человеческом обществе. По мере наращивания людьми экономических и социальных достижений происходит непрерывное возрастание наукоёмкости управленческой деятельности. Это проявляется как в заинтересованности науки в концептуальном обогащении управленческой деятельности, так и в тяготении многих практиков-управленцев к научному осмыслению своей деятельности, потребности в её теоретическом обосновании.

Подобная востребованность научного подхода к данному виду деятельности объясняется по меньшей мере тремя обстоятельствами.

Во-первых, уникальным предназначением управления: из нечто – сделать что-то определённое, из разрозненных элементов – воссоздать систему, в которой согласование и регулирование являются её имманентными свойствами.

Во-вторых, интенсивным возрастанием объёма ценностей, которые находятся в распоряжении руководителя или за которые он отвечает.

В – третьих, созидательным эффектом управления, основанного на людских усилиях, что требует от руководителя всесторонней образованности и высококультурной технологичности.

Исторически подтверждено, что управленческая деятельность по своему содержанию и характеру играет интеллектуально упорядочивающую роль в жизни общества.

Смысл управления в том и состоит, что оно ориентировано на обеспечение объективных и субъективных условий в такой пропорции и таком сочетании, что позволяет достигать поставленные цели. Вот почему умный руководитель не увлекается командованием людьми, а заботится об успешном решении проблемы оптимизации условий, необходимых для их трудовой деятельности.

В роли менеджера может выступать каждый, кто занимается какими-то видами организаторской деятельности. Например, сегодня многие эстрадные звёзды имеют своих менеджеров, которые занимаются подготовкой и проведением шоу. Руководитель – это менеджер, который, работая с людьми, отвечает за их профессиональные достижения и экологическую безопасность, осуществляет организацию и координацию их усилий для решения задач, поставленных перед возглавляемым им подразделением.

Управлять – значит озаботить себя подбором и использованием условий (технических, экономических, кадровых), которые необходимы для управленческой деятельности.

Руководить– озаботить других в связи с исполнением ими своих управленческих или производственных (служебных) функций.

Руководители административные более 2/3 своих усилий по управлению реализует через людей, а потому их профессиональная ценность состоит в умении стратегически целеполагать, увлекать персонал работой, конструировать взаимоотношения в трудовом коллективе. Штабные руководители занимаются профессиональной разработкой поручений административных руководителей или возглавляют какие-то функциональные подразделения: отдел по разработке с кадрами, главная бухгалтерия, аналитическая служба и другие. Полевые руководители – это менеджеры-исполнители или лица, возглавляющие низовые звенья госучреждения и деловой структуры. В качестве таковых часто выступают, например, на производстве мастера и бригадиры.

Управление – это всегда власть. И, что весьма существенно, оно – реальное возвышение над людьми. В чём притягательная сила данного вида профессиональной деятельности для натур «недоброкачественных» и незаурядных по природным дарованиям и благородству намерений. Для первых – обладание властью является счастливой возможностью покомандовать людьми, а нередко реальным условием для компенсации своей душевной немощи или неудовлетворённого тщеславия. Для вторых – деловой сферой своей личности самореализации, эффективным фактором проявления своей общественной полезности.

Наличие профессиональных менеджеров, а таковые, как правило, умны, традиционны, пунктуальны и несуетливы, является решающим условием эффективности работы делового социума (39; с. 7-11).

 

5.6. Учебная литература пестрит примерами из американского и японского менеджмента. А российский опыт представляет интерес?

Понимание российского менеджмента имеет большое значение для современной практики развития управления в нашей стране.

Увлечение концепцией менеджмента не должно приводить к прямому переносу американского опыта в Россию. Это были бы мало эффективные усилия. Знать, понимать и учитывать специфику России при использовании опыта и концепций зарубежного управления - это значит полнее реализовать идеи менеджмента.

Существует два подхода в понимании российского менеджмента.

Первый подход — полное отрицание возможности и необходимости менеджмента в России. У нас свой путь, мы не приемлем западные модели, у нас такое управление не приживется, слишком много затруднений исторического и национально-культурного характера.

Второй подход — довольно разговоров о российской специфике, не следует преувеличивать ее значение, процессы научно-технического прогресса одинаковы, они сближают модели управления, надо брать модель менеджмента в готовом виде и использовать ее в управлении экономикой; факторов, благоприятствующих этому, больше, чем препятствующих, если они вообще есть.

Есть и те и другие факторы. Их надо рассмотреть всистематизированном виде, надо сбалансировано оценить, что затрудняет, а что благоприятствует менеджменту в России.

1 Регионально-политический аспект развития экономики России создает трудности менеджменту. Экономические связи оказываются в зависимости от политических процессов, затрудняют коммуникации, создаю атмосферу опасения при инвестировании. Процессы развития рыночных механизмов происходят неравномерно по разным регионам. 2. В менеджменте важное значение имеет профессионализация управления, которая определяется в первую очередь подготовкой кадров менеджеров, экономистов, финансистов. В России система подготовки профессиональных кадров менеджеров при бурном ее развитии все-таки находится еще в стадии становления и поиска содержания этой специальности, а также методов их подготовки.

3. Нередко в российском менеджменте сталкиваются западная и российская организационные культуры. Но есть и такое качество российской культуры, которое способствует менеджменту - это высокий научно-интеллектуальный потенциал, который признан во всем мире и который может сыграть положительную роль в становлении менеджмента и эффективном его использовании. Ведь чем глубже способен человек понять, что ему необходимо делать, тем лучше он сделает работу.

4. Современное состояние экономики России характеризуется деформированной структурой.В нашем народном хозяйстве много высококонцентрированных производств, хозяйственных комплексов, предприятий ВПК. Но до настоящего времени оказываются неразвитыми предприятия малого и среднего бизнеса. Многое в менеджменте зависит от структуры экономики.

Однако мы имеем и хороший опыт государственного регулирования экономики. Если его использовать в соответствии с новыми задачами реформирования экономики и управления, это может иметь необходимый эффект, способствовать формированию нового управления. Опыт надо уметь использовать, понимая позитивные и негативные его стороны. Это для нас сейчас актуально.

5. Существуют еще в России и прежние традиции технократического подхода к управлению.Такой подход характеризуется смещением центра внимания руководителя на проблемы техники итехнологии производства в ущерб решению конкретных проблем экономической и социально-психологической мотивации. Это управление, не сбалансированное по экономическим факторам развития,способствующее усилению административного подхода к решению проблем. Руководитель - командир производства, и у него все должны работать, как часы.

В то же время наш опыт освоения высоких технологий, управления этими процессами не может не пригодиться в построении нового управления. Развитие высоких технологий зависит от управления, и если мы смогли освоить эти технологии, то есть в нашем опыте управления те черты, которые необходимы в управлении научно-техническим прогрессом.

6. В экономическом развитии наша страна стремительно движется к рыночной экономике. Но так или иначе мы переживаем еще переходный период, когда существуют и действуют и прежние и новые методы управления. Это также создает определенные трудности для менеджмента. За многие годы командно-административного управления дух предприимчивости не исчез. Он вспыхнул с новой силой в процессах экономических реформ и играет очень важную роль в утверждении менеджмента как типа управления. Ведь не может быть менеджмента без предприимчивости и предпринимательства.

7. Российский менталитет также характеризует определенные особенности в решении в решении проблем, их выборе, подходах, реакции на те или иные ситуации.Он отличается от западного и влияет на использование моделей западного менеджмента, создает при этом определенные трудности. Но есть в нашем менталитете также и качества, которые хорошо согласуются с идеями менеджмента и отвечают условиям этого типа управления. Здесь имеется в виду потребность в целеустремленности и миссии. Многое в истории России способствовало закреплению этого свойства в российском менталитете. Сегодня оно должно сыграть свою роль в экономической реформе и совершенствовании (8; с.17-19)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 866; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.