КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Трудные случаи разграничения союзов и союзных слов 2 страница
На какой вопрос отвечают придаточные определительный? _______________________________________________________________________________________
Каково значение придаточной части в СПП с придаточным определительным? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
К чему присоединяется придаточная часть в СПП с придаточным определительным? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что служит средством связи частей в СПП с придаточным разделительным? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Каково место расположения придаточной части в СПП с придаточным определительным? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Может ли главная часть СПП с придаточным определительным содержать указательное слово? _______________________________________________________________________________________
Задание 1. Выучите информацию о сложноподчиненных предложениях с придаточным определительным и на отдельном листе воспроизведите таблицу 6, заменяя предложенные примеры собственными.
Задание 2. Укажите главные предложения и придаточные определительные. В главных частях крестиком обозначьте определяемые слова и при наличии слова указательные. Составьте схемы предложений. ук.сл. + О б р а з е ц: [Зной был такой ослепительный], (что птицы на ветках присели, раскинув клюквы). (А.Н. Толстой) [ … такой прил.], (что ….).
1) Днем в доме, где я живу, идет привычная работа. (К.Г. Паустовский) _______________________________________________________________________________________
2) Она разрезала ножницами ленту и бросила в корзину вместе с бумагой, на которой был написан ее адрес. (А.И. Куприн) _______________________________________________________________________________________
3)Его усаживают в угол, под образа, где хлебный ящик. (И.С. Шмелев) _______________________________________________________________________________________
4) Постепенно все эти места оживали в моем воображении с такой ясностью, что, кажется, я мог бы написать вымышленные путевые дневники по разным материкам и странам. (К.Г. Паустовский) _______________________________________________________________________________________
5) Да и те появлялись только в тех случаях, когда разыскивали краденные вещи. (К.Г. Паустовский) _______________________________________________________________________________________
6) Голос его был строг и не имел уже того выражения доброты, которое тронуло меня до слез. (Л.Н. Толстой) _______________________________________________________________________________________
Задание 3. Подберите и вставьте нужное слово для связи главного и придаточного предложения. Составьте схемы предложений.
1) За равниной тянется черная пашня, ……….. пестрят не то грачи, не то галки. (А.П Чехов) _______________________________________________________________________________________
2) Еще в те годы, ………. я увлекался Амундсеном, мне пришла в голову простая мысль. (В.Каверин) _______________________________________________________________________________________
3) Я остановился в гостинице, ……… останавливались все проезжие. (М.Ю. Лермонтов) _______________________________________________________________________________________
4) Пастух поглядел на небо, …….. моросил дождь, на лес, на мокрую одежду приказчика, подумал и ничего не сказал. _______________________________________________________________________________________
5) И наконец, настал час, ……. Пришлось покинуть тайный приют и выйти в жизнь. (М.А. Булгаков) _______________________________________________________________________________________
Задание 4. По предложенным схемам составьте СПП с придаточным определительным.
1) [… сущ.], (который ….). ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) [… указ. сл.+сущ.], (который …). ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) [… сущ.], (какая …). ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) […указ. сл. + сущ.], (какая …). ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5) [… сущ.], (что …). ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6) [… указ. сл.+сущ.], (что …). ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7) [… сущ.], (где …). ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8) [… указ. сл.+сущ.], (где …). ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9) [… указ. сл.+сущ, (который …), …]. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10) [… сущ., (которая …), … ]. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11) [… указ. сл.+сущ., (куда…), …]. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12) [… сущ., (где …), …]. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Расставьте недостающие знаки препинания, обозначьте условия их выбора. Составьте схемы их предложений.
I. 1) Старуха помолчала и посмотрела в степь где все густела тьма. (М.Горький) _______________________________________________________________________________________
2) Петр глянул в сторону куда указывал барин. (И.С. Тургенев) _______________________________________________________________________________________
3) Огни деревни напоминали печную дверцу прогоревшую дырочками сквозь которые виден пылающий уголь. (А.С. Грин) _______________________________________________________________________________________
4) В полночь разнесся слух что гренадерской роты капитан Пассек арестован и посажен под караул. (В.Ф. Ходасевич) _______________________________________________________________________________________
5) Надо мной расстилалось голубое небо по которому тихо плыло и таяло сверкающее облако. (В.Г. Короленко) _______________________________________________________________________________________
II. 1) Потом из-за гребня возвышенности на которую они поднялись показался краешек давно закатившейся луны. (В.Г. Короленко) _______________________________________________________________________________________
2) Как раз в те дни когда Державин закончил поход на киргиз- кайсаков Голицын со своими войсками очутился поблизости. (В.Ф. Ходасевич) _______________________________________________________________________________________
3) Я взбежал по маленькой лестнице, которая вела в светлицу, и в первый раз отроду вошел в комнату Марьи Ивановны. (А.С. Пушкин) _______________________________________________________________________________________
4) В это самое время Потемкин который ничего не знал о невзгодах Державина вызвал его в Казань. (В.Ф. Ходасевич) _______________________________________________________________________________________
5) В том месте где из-за семафора вышел и ушел в степь рабочий поезд словно задымилась степная земля. (А.С. Серафимович) _______________________________________________________________________________________
Ш. 1) Николай Петрович быстро обернулся и подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями только что вылезшему из тарантаса крепко стиснул его обнаженную красную руку которую тот не сразу ему подал. (И.С. Тургенев) _______________________________________________________________________________________
2) Передо мною было большое круглое болото занесенное снегом из-под белой пелены которого торчали редкие ночи.(А.И. Куприн) _______________________________________________________________________________________
3) А за домами с подветренной стороны где было тихо тепло пригревало сиявшее на голубом небе солнце. (А.С. Серафимович) _______________________________________________________________________________________
4)Эти звуки расскажут про тайны мира изъяснят их уму а потом погасят его как призрачный огонек и увлекут с собой душу высоко в темно- синюю бездну откуда навстречу ей трепетные узоры звезд тоже звучат дивной музыкой откровения. (М. Горький) _______________________________________________________________________________________
5) Прошло уже более полугода с тех пор как отсрочка ему данная кончилась. (В.Ф. Ходасевич) _______________________________________________________________________________________
6) Весна давно пришла, согнала снег зазвенела птичьими голосами все обзеленила вынула вторые рамы заглянула в настежь раскрытые на улицы окна через которые неслись из комнат смех детские голоса говор. (А.С. Серафимович) _______________________________________________________________________________________
Задание 6. Выделенные распространенные определения замените придаточными определительными. Помните, что придаточные определительные всегда следуют за определяемыми словами.
1) И маленький паучок, быстро пробежавший по его щеке, не заставил его приподнять руку и коснуться лица. (М. Горький) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Узкая, длинная коса походила на огромную башню, упавшую с берега в море. (М. Горький) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Беспокойство представляют лишь жестокий ветры, дующие с востока с завидным упорством и разводящие крутую, невысокую волну. (К.Г. Паустовский) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) Вскоре мы заметили пыльный вихрь, несшийся по степи нам навстречу. (А.П. Платонов) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5) В каждой комнате была огромная печь, занимавшая почти третью часть ее. (Н.В. Гоголь) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6) Мы стояли в слабо освещенной передней. (А.П. Чехов) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7) В камышах, сухо шумевших по берегам Урала, крякали спросонок дикие утки. (К.Г. Паустовский) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8) Разморенный духотою еловой чаши, весь в паутине и в хвойных иглах, пробирался с ружьем к опушке приказчик из Дементьева хутора, Мелитон Шишкин. (А.П. Чехов) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На какой вопрос отвечают придаточные местоименно – определительные? _______________________________________________________________________________________
Чем отличаются СПП с придаточными местоименно – определительными от СПП с придаточными определительными? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 54. Выучите информацию о сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными и на отдельном листе воспроизведите таблицу 7, заменяя предложенные примеры собственными.
Задание 55. Укажите в скобках виды СПП. Постройте схемы СПП с местоименно- определительными придаточными.
1) Проснувшись, Грей на мгновение забыл, как попал в эти места. (А.С.Грин) _______________________________________________________________________________________
2) Те, кто Жуковского из деревни вызвали, не ошиблись. (Б.К. Зайцев) _______________________________________________________________________________________
3) А мороз такой, что воздух мерзнет. (И.С. Шмелев) _______________________________________________________________________________________
4) Первое впечатление у всех было такое, как будто они никогда не выберутся отсюда. (А.П. Чехов) _______________________________________________________________________________________
5) Очень русское было все то, среди чего жил я в мои отроческие годы. (И.А. Бунин) _______________________________________________________________________________________
6) А тот, кто принес письмо, мне на знаком. _______________________________________________________________________________________
Задание 56. по предложенным схемам составьте СПП с придаточными местоименно- определительными.
1) [… всякий], (кто …). _______________________________________________________________________________________
2) [… каждый], (кто …). _______________________________________________________________________________________
3) [… та], (что …). _______________________________________________________________________________________
4) [… тот], (что …). _______________________________________________________________________________________
5) [… тот], (кто …). _______________________________________________________________________________________
6) [Та, (что …), … ]. _______________________________________________________________________________________
7) [Тот, (кто …), …]. _______________________________________________________________________________________
8) (Кто …), [тот …]. _______________________________________________________________________________________
Задание 57. Выпишите из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочь» семь СПП с придаточным определительным и придаточным местоименно –определительными, помогающими лучше представить портрет, пейзаж или интерьер. Объясните графически постановку знаков препинания. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 58. Напишите сочинение- описание (миниатюру) на тему «Необычный портрет» или «Необычный пейзаж» _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
]
Задание 59. Прочитайте информацию о сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными и ответьте на вопросы, следующие за таблицей 8.
На какой вопрос отвечают придаточные изъяснительные? _______________________________________________________________________________________
Каково значение придаточной части в СПП с придаточным изъяснительным? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
К чему присоединяется придаточная часть в СПП с придаточным изъяснительным? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что может служить средством связи частей в СПП с придаточным изъяснительным? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Каково место расположения придаточной части в СПП с придаточным изъяснительным? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Может ли главная часть СПП с придаточным изъяснительным содержать указательное слово? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 1. Выучите информацию о сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными и на отдельном листе воспроизведите таблицу 8, заменяя предложенные примеры собственными.
Задание 2. Среди предложенных предложений найдите СПП с придаточным изъяснительным, их номера обведите кружком. Составьте схемы предложений.
1) Мне казалось, что по всей земле трубят золотые и серебряный трубы, посылая ввысь звуки изумительной силы, красоты и звонкости. (А.И. Куприн) _______________________________________________________________________________________
2) Все дивятся, какой же самонравный. (И.С. Шмелев) _______________________________________________________________________________________
3) Носятся по льду куры, кричат не своими голосами, не знают, куда деваться. (И.С. Шмелев) _______________________________________________________________________________________
4) Мы сидим на бревнах и слушаем, как трещат скворцы, тукают, будто в домике. (И.С. Шмелев) _______________________________________________________________________________________
5) Наверху, надо мной, где по пояс стояли цветы, деревенские дети собирали щавель. (К.Г. Паустовский) _______________________________________________________________________________________
6) Как въехали мы в город не помню. (И.А. Бунин) _______________________________________________________________________________________
7) Предстояло решать, чем же зарабатывать. (Б.К. Зайцев) _______________________________________________________________________________________
8) Я уверен, что вы знаете совершенно цену ее щедрот и премудрости. (В. Ф. Ходасевич) _______________________________________________________________________________________
9) Что за сцена произошла, нетрудно вообразить. (Б.К. Зайцев) _______________________________________________________________________________________
Задание 3. Укажите главные и придаточные предложения. Крестиком обозначьте слова, к которым относится придаточные изъяснительные. В овал заключите союзы, союзные слова и частицу ли, при помощи которых придаточные части прикрепляются к главным. Союзные слова подчеркните как члены предложения. Составьте схемы предложений. 1) В проволочное окошко видно, как вываливают на белый широкий стол поджаристые баранки из корзины, из печи только. (И.С. Шмелев) _______________________________________________________________________________________ 2) К тому же дома я узнал от старшего брата, что уже сейчас пустыни занимают чуть ли не половину всей площади на земле. (К.Г. Паустовский) _______________________________________________________________________________________
3) Что будет дальше, не знаю. (А.П. Чехов) _______________________________________________________________________________________
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 753; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |