Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трудные случаи разграничения союзов и союзных слов 2 страница




 

 

 

 

СПП С ПРИДАТОЧНЫМИ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ – это СП, придаточная часть которых отвечает на вопрос к а к о й?
Значение придаточной части Содержит характеристику какого- либо предмета, названного в главной части  
К чему присоединяется придаточная часть Присоединяется к одному слову в главной части Я любуюсь букетом, подаренным папой.
Средства связи Только союзные слова (чаще относительные местоимения какой, который, чей, реже – относительное местоимение что и наречия где, куда, откуда, когда, которые всегда могут быть заменены союзным словом который) Я намерен был отправиться на заре к крепостным воротам, откуда Марья Ивановна должна была выехать. (А.С. Пушкин)
Место расположения придаточной части Придаточная часть всегда располагается за определяемым словом. [ ], (). [, (), ]. Огромный дом, (в котором родился Грей), был мрачен внутри и величественен снаружи. (А.С. Грин)
Наличие указательных слов Определяемое слово в главной части может иметь при себе указательное слово, которое может быть упущено Ветер завыл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным. (А.С. Пушкин)

 

На какой вопрос отвечают придаточные определительный?

_______________________________________________________________________________________

 

Каково значение придаточной части в СПП с придаточным определительным?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

К чему присоединяется придаточная часть в СПП с придаточным определительным?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Что служит средством связи частей в СПП с придаточным разделительным?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Каково место расположения придаточной части в СПП с придаточным определительным?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Может ли главная часть СПП с придаточным определительным содержать указательное слово?

_______________________________________________________________________________________

 

 

Задание 1. Выучите информацию о сложноподчиненных предложениях с придаточным определительным и на отдельном листе воспроизведите таблицу 6, заменяя предложенные примеры собственными.

 

 

Задание 2. Укажите главные предложения и придаточные определительные. В главных частях крестиком обозначьте определяемые слова и при наличии слова указательные. Составьте схемы предложений.

ук.сл. +

О б р а з е ц: [Зной был такой ослепительный], (что птицы на ветках присели, раскинув клюквы). (А.Н. Толстой)

[ … такой прил.], (что ….).

 

1) Днем в доме, где я живу, идет привычная работа. (К.Г. Паустовский)

_______________________________________________________________________________________

 

2) Она разрезала ножницами ленту и бросила в корзину вместе с бумагой, на которой был написан ее адрес. (А.И. Куприн)

_______________________________________________________________________________________

 

3)Его усаживают в угол, под образа, где хлебный ящик. (И.С. Шмелев)

_______________________________________________________________________________________

 

4) Постепенно все эти места оживали в моем воображении с такой ясностью, что, кажется, я мог бы написать вымышленные путевые дневники по разным материкам и странам. (К.Г. Паустовский)

_______________________________________________________________________________________

 

5) Да и те появлялись только в тех случаях, когда разыскивали краденные вещи. (К.Г. Паустовский)

_______________________________________________________________________________________

 

6) Голос его был строг и не имел уже того выражения доброты, которое тронуло меня до слез. (Л.Н. Толстой)

_______________________________________________________________________________________

 

 

Задание 3. Подберите и вставьте нужное слово для связи главного и придаточного предложения. Составьте схемы предложений.

 

1) За равниной тянется черная пашня, ……….. пестрят не то грачи, не то галки. (А.П Чехов)

_______________________________________________________________________________________

 

2) Еще в те годы, ………. я увлекался Амундсеном, мне пришла в голову простая мысль. (В.Каверин)

_______________________________________________________________________________________

 

3) Я остановился в гостинице, ……… останавливались все проезжие. (М.Ю. Лермонтов)

_______________________________________________________________________________________

 

4) Пастух поглядел на небо, …….. моросил дождь, на лес, на мокрую одежду приказчика, подумал и ничего не сказал.

_______________________________________________________________________________________

 

5) И наконец, настал час, ……. Пришлось покинуть тайный приют и выйти в жизнь. (М.А. Булгаков)

_______________________________________________________________________________________

 

 

Задание 4. По предложенным схемам составьте СПП с придаточным определительным.

 

1) [… сущ.], (который ….).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2) [… указ. сл.+сущ.], (который …).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3) [… сущ.], (какая …).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4) […указ. сл. + сущ.], (какая …).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5) [… сущ.], (что …).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6) [… указ. сл.+сущ.], (что …).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7) [… сущ.], (где …).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

8) [… указ. сл.+сущ.], (где …).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

9) [… указ. сл.+сущ, (который …), …].

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

10) [… сущ., (которая …), … ].

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

11) [… указ. сл.+сущ., (куда…), …].

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

12) [… сущ., (где …), …].

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 5. Расставьте недостающие знаки препинания, обозначьте условия их выбора. Составьте схемы их предложений.

 

I. 1) Старуха помолчала и посмотрела в степь где все густела тьма. (М.Горький)

_______________________________________________________________________________________

 

2) Петр глянул в сторону куда указывал барин. (И.С. Тургенев)

_______________________________________________________________________________________

 

3) Огни деревни напоминали печную дверцу прогоревшую дырочками сквозь которые виден пылающий уголь. (А.С. Грин)

_______________________________________________________________________________________

 

4) В полночь разнесся слух что гренадерской роты капитан Пассек арестован и посажен под караул. (В.Ф. Ходасевич)

_______________________________________________________________________________________

 

5) Надо мной расстилалось голубое небо по которому тихо плыло и таяло сверкающее облако. (В.Г. Короленко)

_______________________________________________________________________________________

 

II. 1) Потом из-за гребня возвышенности на которую они поднялись показался краешек давно закатившейся луны. (В.Г. Короленко)

_______________________________________________________________________________________

 

2) Как раз в те дни когда Державин закончил поход на киргиз- кайсаков Голицын со своими войсками очутился поблизости. (В.Ф. Ходасевич)

_______________________________________________________________________________________

 

3) Я взбежал по маленькой лестнице, которая вела в светлицу, и в первый раз отроду вошел в комнату Марьи Ивановны. (А.С. Пушкин)

_______________________________________________________________________________________

 

4) В это самое время Потемкин который ничего не знал о невзгодах Державина вызвал его в Казань. (В.Ф. Ходасевич)

_______________________________________________________________________________________

 

5) В том месте где из-за семафора вышел и ушел в степь рабочий поезд словно задымилась степная земля. (А.С. Серафимович)

_______________________________________________________________________________________

 

Ш. 1) Николай Петрович быстро обернулся и подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями только что вылезшему из тарантаса крепко стиснул его обнаженную красную руку которую тот не сразу ему подал. (И.С. Тургенев)

_______________________________________________________________________________________

 

2) Передо мною было большое круглое болото занесенное снегом из-под белой пелены которого торчали редкие ночи.(А.И. Куприн)

_______________________________________________________________________________________

 

3) А за домами с подветренной стороны где было тихо тепло пригревало сиявшее на голубом небе солнце. (А.С. Серафимович)

_______________________________________________________________________________________

 

4)Эти звуки расскажут про тайны мира изъяснят их уму а потом погасят его как призрачный огонек и увлекут с собой душу высоко в темно- синюю бездну откуда навстречу ей трепетные узоры звезд тоже звучат дивной музыкой откровения. (М. Горький)

_______________________________________________________________________________________

 

5) Прошло уже более полугода с тех пор как отсрочка ему данная кончилась. (В.Ф. Ходасевич)

_______________________________________________________________________________________

 

6) Весна давно пришла, согнала снег зазвенела птичьими голосами все обзеленила вынула вторые рамы заглянула в настежь раскрытые на улицы окна через которые неслись из комнат смех детские голоса говор. (А.С. Серафимович)

_______________________________________________________________________________________

 

 

Задание 6. Выделенные распространенные определения замените придаточными определительными. Помните, что придаточные определительные всегда следуют за определяемыми словами.

 

1) И маленький паучок, быстро пробежавший по его щеке, не заставил его приподнять руку и коснуться лица. (М. Горький)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2) Узкая, длинная коса походила на огромную башню, упавшую с берега в море. (М. Горький)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3) Беспокойство представляют лишь жестокий ветры, дующие с востока с завидным упорством и разводящие крутую, невысокую волну. (К.Г. Паустовский)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4) Вскоре мы заметили пыльный вихрь, несшийся по степи нам навстречу. (А.П. Платонов)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5) В каждой комнате была огромная печь, занимавшая почти третью часть ее. (Н.В. Гоголь)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6) Мы стояли в слабо освещенной передней. (А.П. Чехов)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7) В камышах, сухо шумевших по берегам Урала, крякали спросонок дикие утки. (К.Г. Паустовский)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

8) Разморенный духотою еловой чаши, весь в паутине и в хвойных иглах, пробирался с ружьем к опушке приказчик из Дементьева хутора, Мелитон Шишкин. (А.П. Чехов)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

СПП С ПРИДАТОЧНЫМИ МЕСТОИМЕННО – ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ – это СП, придаточная часть которых присоединяется к местоимению и отвечает на вопрос к а к о й?
Значение придаточной части Содержит характеристику какого- либо предмета или признака, названного в главной части  
К чему присоединяется придаточная часть Присоединяются к местоимению: - указательному (тот, таков, такой) - определительному (весь, всякий, каждый, любой, другой) - отрицательному (никто, ничто) - неопределенному (кто-то, кто-нибудь, что-либо) Передо мной неожиданно оказался тот, кто шел последним в строю.
Средства связи Только союзные слова: кто, что, какой, каков Все кажется хорошим, что было прежде. (Л.Н. Толстой)
Место расположения придаточной части Придаточная часть может располагаться в любом месте: [ ], (). [, (), ]. (), [ ]. Хорошо смеется тот, кто смеется последним. (Пословица)
Наличие указательных слов Нет  

 

 

На какой вопрос отвечают придаточные местоименно – определительные?

_______________________________________________________________________________________

 

Чем отличаются СПП с придаточными местоименно – определительными от СПП с придаточными определительными?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 54. Выучите информацию о сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными и на отдельном листе воспроизведите таблицу 7, заменяя предложенные примеры собственными.

 

Задание 55. Укажите в скобках виды СПП. Постройте схемы СПП с местоименно- определительными придаточными.

 

1) Проснувшись, Грей на мгновение забыл, как попал в эти места. (А.С.Грин)

_______________________________________________________________________________________

 

2) Те, кто Жуковского из деревни вызвали, не ошиблись. (Б.К. Зайцев)

_______________________________________________________________________________________

 

3) А мороз такой, что воздух мерзнет. (И.С. Шмелев)

_______________________________________________________________________________________

 

4) Первое впечатление у всех было такое, как будто они никогда не выберутся отсюда. (А.П. Чехов)

_______________________________________________________________________________________

 

5) Очень русское было все то, среди чего жил я в мои отроческие годы. (И.А. Бунин)

_______________________________________________________________________________________

 

6) А тот, кто принес письмо, мне на знаком.

_______________________________________________________________________________________

 

 

Задание 56. по предложенным схемам составьте СПП с придаточными местоименно- определительными.

 

1) [… всякий], (кто …).

_______________________________________________________________________________________

 

2) [… каждый], (кто …).

_______________________________________________________________________________________

 

3) [… та], (что …).

_______________________________________________________________________________________

 

4) [… тот], (что …).

_______________________________________________________________________________________

 

5) [… тот], (кто …).

_______________________________________________________________________________________

 

6) [Та, (что …), … ].

_______________________________________________________________________________________

 

7) [Тот, (кто …), …].

_______________________________________________________________________________________

 

8) (Кто …), [тот …].

_______________________________________________________________________________________

 

 

Задание 57. Выпишите из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочь» семь СПП с придаточным определительным и придаточным местоименно –определительными, помогающими лучше представить портрет, пейзаж или интерьер. Объясните графически постановку знаков препинания.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 58. Напишите сочинение- описание (миниатюру) на тему «Необычный портрет» или «Необычный пейзаж»

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

]

 

Задание 59. Прочитайте информацию о сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными и ответьте на вопросы, следующие за таблицей 8.

 

СПП С ПРИДАТОЧНЫМИ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ – это СП, придаточная часть которых отвечает на падежные вопросы кто? что? кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем?
Значение придаточной части Раскрывает (разъясняет) смысл какого- либо слова в главной части  
К чему присоединяется придаточная часть Присоединяется к одному слову в главной части, которое имеет значение речи, мысли, чувства: - к глаголу (сказать, думать, чувствовать и др.) - к существительному (просьба, мысль, надежда и др.) - к прилагательному (уверен, рад и др.) - к наречию (хорошо, надо, странно и др) Я даже рад, что так и вышло. (В.В. Набоков)
Средства связи 1) союзы (что, как, будто, как бы, чтобы и др.) 2) союзные слова (кто, что, какой, каков, сколько, как, почему, где, куда, откуда и др.) 3) частица ли, выступающая в роли союза Прошка понял, что все хозяева одинаковы. (Д.Н. Мамин- Сибиряк)
Место расположения придаточной части Придаточная часть всегда располагается за определяемым словом. [ ], (). [, (), ]. Мы знали, (что Петька принес всего двух худых карасей), но молчали. (К.Г. Паустовский)
Наличие указательных слов В главной части нередко встречаются указательное слово, которое может быть опущено Мысль о том, что он принадлежит к тайному обществу, не давала Кислярскому покоя. (И. Ильф и Е. Петров)

 

На какой вопрос отвечают придаточные изъяснительные?

_______________________________________________________________________________________

 

Каково значение придаточной части в СПП с придаточным изъяснительным?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

К чему присоединяется придаточная часть в СПП с придаточным изъяснительным?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Что может служить средством связи частей в СПП с придаточным изъяснительным?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Каково место расположения придаточной части в СПП с придаточным изъяснительным?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Может ли главная часть СПП с придаточным изъяснительным содержать указательное слово?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 1. Выучите информацию о сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными и на отдельном листе воспроизведите таблицу 8, заменяя предложенные примеры собственными.

 

 

Задание 2. Среди предложенных предложений найдите СПП с придаточным изъяснительным, их номера обведите кружком. Составьте схемы предложений.

 

1) Мне казалось, что по всей земле трубят золотые и серебряный трубы, посылая ввысь звуки изумительной силы, красоты и звонкости. (А.И. Куприн)

_______________________________________________________________________________________

 

2) Все дивятся, какой же самонравный. (И.С. Шмелев)

_______________________________________________________________________________________

 

3) Носятся по льду куры, кричат не своими голосами, не знают, куда деваться. (И.С. Шмелев)

_______________________________________________________________________________________

 

4) Мы сидим на бревнах и слушаем, как трещат скворцы, тукают, будто в домике. (И.С. Шмелев)

_______________________________________________________________________________________

 

5) Наверху, надо мной, где по пояс стояли цветы, деревенские дети собирали щавель. (К.Г. Паустовский)

_______________________________________________________________________________________

 

6) Как въехали мы в город не помню. (И.А. Бунин)

_______________________________________________________________________________________

 

7) Предстояло решать, чем же зарабатывать. (Б.К. Зайцев)

_______________________________________________________________________________________

 

8) Я уверен, что вы знаете совершенно цену ее щедрот и премудрости. (В. Ф. Ходасевич)

_______________________________________________________________________________________

 

9) Что за сцена произошла, нетрудно вообразить. (Б.К. Зайцев)

_______________________________________________________________________________________

 

 

Задание 3. Укажите главные и придаточные предложения. Крестиком обозначьте слова, к которым относится придаточные изъяснительные. В овал заключите союзы, союзные слова и частицу ли, при помощи которых придаточные части прикрепляются к главным. Союзные слова подчеркните как члены предложения. Составьте схемы предложений.

1) В проволочное окошко видно, как вываливают на белый широкий стол поджаристые баранки из корзины, из печи только. (И.С. Шмелев)

_______________________________________________________________________________________

2) К тому же дома я узнал от старшего брата, что уже сейчас пустыни занимают чуть ли не половину всей площади на земле. (К.Г. Паустовский)

_______________________________________________________________________________________

 

3) Что будет дальше, не знаю. (А.П. Чехов)

_______________________________________________________________________________________




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.14 сек.