Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Синергия в учебной аудитории




 

Как преподаватель я пришел к убеждению, что многие удачные предприятия балансируют с хаосом. Возникающая синергия является свидетельством того, что и преподаватель, и студенты действительно открыты для восприятия принципа, в соответствии с которым целое большее суммы его частей.

Бывают моменты, когда ни преподаватель, ни студенты не знают наверняка, что будет дальше. Все начинается в спокойной атмосфере, располагающей людей к открытости и желанию учиться друг у друга и выслушивать различные точки зрения. Затем следует "мозговая атака", по правилам которой дух суждения повинуется духу творчества, воображения и интеллектуального взаимодействия. И тогда начинает происходить нечто необычное. Весь класс полностью преображается, люди поддаются радостному возбуждению от нового импульса, идеи, интересного направления, которые с трудом поддаются определению, но почти осязаемы.

С помощью синергии возникает такая ситуация, словно все студенты сообща решили отказаться от старых сценариев и написать новый.

Я никогда не забуду одного случая из своей преподавательской практики. Примерно через три недели после начала семестра на одном из занятий по философии и стилям руководства, которые я вел в университете, один из студентов стал чрезвычайно эмоционально и проникновенно рассказывать об очень сильном личном переживании. Присутствующих охватил дух уважения и восхищения перед мужеством этого человека.

Это послужило благодатной почвой для возникновения синергии и творческого порыва. Воодушевленные рассказанной историей, другие студенты начали делиться своими наблюдениями, открытиями и сомнениями. Атмосфера доверия побуждала к максимальной открытости. Вместо того чтобы излагать заученный дома урок, студенты осмысливали и развивали идеи друг друга, создавая совершенно новый сценарий семинара, отличный от первоначально задуманного.

Я тоже увлекся этим процессом и был почти загипнотизирован им — он представлялся таким созидательным, почти волшебным. И я обнаружил, что моя привязанность к заранее составленной программе постепенно ослабевает ввиду открывающихся абсолютно новых перспектив. Это не было простым полетом фантазии. В происходившем чувствовались зрелость, стабильность и содержательность, значительно превосходящие мои прежние замыслы и планы.

Мы отказались от прежней программы, отложили в сторону учебники и сформулировали иные цели. Произошедшее настолько возбудило нас, что мы еще три недели рассказывали всем об этом потрясающем занятии.

 

Затем мы решили написать книгу, содержащую наши выводы и открытия, связанные с изучаемым предметом — принципами руководства. При этом использовались иные проекты и задания с участием новых творческих команд. Студенты работали гораздо интенсивнее, чем это было в рамках старой программы обучения, ими двигали совершенно другие мотивы.

В результате этого опыта возникла уникальная синергическая культура общения, которая сохранилась и после окончания семестра. Многие годы эта группа собиралась на традиционные встречи выпускников. Даже и теперь, много лет спустя, встречаясь, мы вспоминаем то, что испытали, и стараемся заново осмыслить, что именно произошло и почему.

Меня особенно поразило, как мало времени потребовалось для создания уровня доверия, достаточного, чтобы вызвать такую синергию. Я думаю, это случилось во многом благодаря тому, что участники этого события были людьми достаточно зрелыми. В последний семестр выпускного курса им хотелось получить нечто большее. Они жаждали чего-то нового и волнующего, сами хотели творить, создавать что-то поистине значительное. Эта идея уже созрела в них, и они созрели для нее.

Кроме того, был правильно организован и сам процесс обучения. Я чувствовал, что пережить синергию гораздо важнее, чем просто говорить о ней.

Как и большинству людей, мне приходилось испытывать такие моменты в жизни, которые были уже почти синергическими, но балансировали на грани хаоса и синергии и по каким- то причинам именно в хаос и превращались. К сожалению, столкнувшись с этим, люди зачастую приступают к новому делу с мыслью о возможном провале. Стремясь защититься от этого, они отказываются и от синергии.

Они уподобляются администраторам, которые из-за нерадивости и злоупотреблений нескольких работников вводят новые правила и инструкции, ограничивающие свободу и творческие возможности всех остальных, или деловым партнерам, которые, представляя

самый плохой сценарий развития событий, именно им и руководствуются в юридическом договоре, уничтожая тем самым дух творчества, предприимчивости и лишая себя возможности для синергии.

Оглядываясь на свой большой опыт консультирования и обучения руководящих кадров, могу сказать, что основные моменты почти всегда были связаны с синергией. Где-то на ранней стадии работы возникал момент, когда требовалось значительное мужество для того, чтобы честно взглянуть правде в глаза и сказать о человеке, организации или семье то, что необходимо, но для этого требовалось сочетание большой смелости и истинной любви. Но после этого люди становились более естественными, открытыми и искренними, и начинался процесс синергического общения. Он становился все более и более созидательным и завершался таким пониманием ситуации и такими планами, которых поначалу никто из участников и не предполагал.

Как учил Карл Роджерс, "самое личное является одновременно самым общим". Чем более искренним вы становитесь, тем в большей мере люди будут доверять вам. Их открытость, в свою очередь, поднимет дух других участников, и возникнет общая творческая эмпатия, позволяющая глубже понимать и учиться друг у друга, и порождающая ощущение радостного возбуждения.

Люди начнут понимать друг друга с полуслова, молниеносно улавливая основной смысл по обрывкам фраз. И тогда перед ними откроются новые идеи и парадигмы, обеспечивающие возможность выбора, новые альтернативы, дающие пищу для размышления. И хотя порой случается, что они повисают в воздухе, чаще все же находят свое отражение в полезных практических решениях.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.