Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Компоненты комфортного состояния личности




комфорт является необходимым условием, оптимальным средством и возможностью для полноценной образовательной деятельности школьников. Состояние и ощущение комфорта в среде внутри школы способствует, в первую очередь, сохранению психофизиологического здоровья детей, а также является источниками творческого подъема, радости, желаниям к сотворчеству.

Комфортное состояние мы рассматриваем как состояние, характеризующееся комплексом долговременных приятных субъективных ощущений, связанных с удовольствием и удовлетворением возникающих потребностей. Комфортное состояние – психическое – показывает оптимальный уровень активности психической деятельности и оптимальность протекания психических процессов. Комфортное состояние – физиологическое – сопровождается положительными психофизиологическими изменениями организма, что отражается в целом на жизнедеятельности человека. Комфортное состояние возникает под влиянием благоприятных условий среды жизнедеятельности. Ощущение комфорта понимаем как отражение в сознании свойств и качеств предметов и явлений среды, благоприятно воздействующих на органы чувств.

В комфортном состоянии можно выделить следующие компоненты: устойчивое настроение, положительные чувства и эмоции, позитивное переживание событий, стабильный повышенный физический тонус.

Устойчивость настроения как основного компонента состояния связывают с успешной адаптацией личности к социальной среде. Успешная адаптация детей – одна из первоочередных задач педагогов, решение которой позволит младшим школьникам освоить среду с целью реализации своих индивидуальных интересов, склонностей, возможностей и занять активно-инициативную позицию во взаимодействиях с ней. Взаимодействие со средой при неадаптированности может стать причиной психоневротической формы поведения ребенка. Избежать конфликта, как внешнего в случае психоза, так и внутреннего в случае невроза, возможно только путем изменения отношений ребенка со средой жизнедеятельности. Выше уже указывалось на зависимость успешности человека от его психических состояний. Это возможно подтвердить и выделением в психологии эмоций успеха- неуспеха как подкласса производных переживаний, т. е. тех, которые уже возникли в процессе деятельности. Психологи школы К. Левина проводили исследования: благодаря наглядным успехам, создаваемым искусственно в начале эксперимента, формировалось устойчивое стремление выполнить задание, объективно неразрешимое. Неуспешность делала это стремление слабее. Испытуемые, ощущающие успех в процессе деятельности, ставили перед собой более трудные задачи. Причем особенно важно здесь то, что полученные результаты в ходе эксперимента обусловлены не объективными достижениями, а именно переживанием их в качестве успешных либо неуспешных. Функциональное назначение эмоций успеха заключается в том, что они усиливают и поддерживают исходное побуждение к цели, эмоции неуспеха – сдерживают и отклоняют. Переживание событий, характер чувств, состояний напрямую зависят от социального окружения человека, от характера межличностных взаимодействий. В период детства, подчеркивает Л. И. Божович, одним из главных факторов, влияющих на психическое состояние ребенка, является взрослый человек, находящийся рядом, поддержка и одобрение которого составляют необходимое условие «уравновешенности» ребенка с окружающей его средой и переживания им эмоционального благополучия.

К. Роджерс в этой связи говорит о помогающих отношениях, в основе которых находится принятие другого человека как ценности, эмпатическое понимание его. Человеческие взаимоотношения – это источник здоровья, активности, уверенности человека, веры в собственные силы и возможности, развития уникальности, преодоления неврозов, проявления творчества. В таких взаимоотношениях происходит изменение человека и в его мыслях, и в поведении, и на сознательном уровне, и на более глубоком, внутреннем, что дает ему возможность справиться с жизненными труд-ностями более конструктивными способами, приносящими удовлетворение. Под помогающими отношениями К. Роджерс понимает «отношения, в которых, по крайней мере, одна из сторон стремится к поощрению другой к личностному росту, развитию, созреванию, улучшению жизнедеятельности и сотрудничества» [Н.Н. Ниязбаева. Психологическое обоснование обеспечения комфорта младших школьников в образовательной деятельности // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail: box@psyedu.ru 2009, № 3]

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1825; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.