КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Условия удовлетворенности учащихся психологической атмосферой. Источники психологического комфорта
Субъективные и объективные показатели и критерии безопасности и комфорта Под комфортность образовательной среды понимается, прежде всего, атмосфера спокойствия, доброжелательности и поддержки, которую должен чувствовать в школе каждый ученик и учитель. Вне зависимости от заявленных притязаний на уровень образовании школу оценивают не только по качеству обучения, но и по таким критериям, как культура общения; ощущение внутренней свободы каждым пребывающим в ее стенах; атмосфера взаимного благорасположения; стремление каждого «быть лучше»; его личная защищенность и уверенность в справедливости и поддержке со стороны окружающих; положительное эмоциональное самочувствие. Переполненные классы, где бывает трудно сохранить нацеленность на обучение и учитель не успевает уделить внимание максимальному количеству учащихся; недостаток заботы педагогов при наличии жесткой дисцилниы; неприятие других культур; отчуждение и предвзятое отношение к учащемуся со стороны сверстников и/или преподавателей; напряженность в межличностных отношениях и несоответствие требованиям – являются характеристиками, уменьшающими способность образовательной среды (учебных заведений в частности) быть безопасной. Такие же характеристики, как доброжелательная атмосфера; высокие ожидания от работы учащихся без предвзятости, одинаковые способы оценивания учащихся; высокий уровень вовлеченности в образовательную среду и процесс обучения, а также вовлеченность родителей; обучение социальным навыкам взаимодействия – повышают безопасность образовательной среды и ее защитную функцию.
комфорт является необходимым условием, оптимальным средством и возможностью для полноценной образовательной деятельности младших школьников. Состояние и ощущение комфорта в среде внутри школы способствует, в первую очередь, сохранению психофизиологического здоровья детей, а также является источниками творческого подъема, радости, желаниям к сотворчеству. Комфортное состояние мы рассматриваем как состояние, характеризующееся комплексом долговременных приятных субъективных ощущений, связанных с удовольствием и удовлетворением возникающих потребностей. Комфортное состояние – психическое – показывает оптимальный уровень активности психической деятельности и оптимальность протекания психических процессов. Комфортное состояние – физиологическое – сопровождается положительными психофизиологическими изменениями организма, что отражается в целом на жизнедеятельности человека. Комфортное состояние возникает под влиянием благоприятных условий среды жизнедеятельности. Ощущение комфорта понимаем как отражение в сознании свойств и качеств предметов и явлений среды, благоприятно воздействующих на органы чувств. С педагогической точки зрения, комфорт выступает как качественная характеристика: 1) организации внутришкольной среды; 2) образовательной деятельности младшего школьника, являющейся следствием своевременной реализации его способностей и возможностей, удовлетворения от учебной информации и результатов собственной деятельности, согласованности в общении с педагогами и сверстниками, потребности продолжить свое образование в условиях внутришкольной среды. Внутришкольная среда, в которой обеспечен комфорт школьников, есть комфортная. Комфортная внутришкольная среда – внутреннее пространство школы, система ее условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье учащихся, способствующих их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации, усиливающих позитивное взаимодействие субъектов педагогического процесса. Достижение комфорта как психофизиологического состояния младшими школьниками во внутришкольной среде способствует успешной адаптации ребенка к новым условиям жизнедеятельности, эмоциональной устойчивости, саморегуляции, активной и инициативной позиции, отсутствию тревожности, снижению утомляемости в процессе образования. Комфорт ребенка во внутришкольной среде, как психофизиологическое состояние, позволяет максимально сохранить его здоровье, способствует адекватному поведению и успешной деятельности, поддерживает положительный эмоциональный фон, формирует устойчивое переживание радости, удовольствия и удовлетворения от пребывания во внутришкольной среде. В целом устойчивые, долговременные комфортные состояния дают возможность полноценному личностному развитию. Структурными составляющими комфорта являются психологический, интеллектуальный и физический комфорт, единство достижения которых в процессе образовательной деятельности есть условие полноценного личностного роста школьника. Психологический комфорт устанавливается через соответствие между психическими свойствами, состояниями школьника и организационно-коммуникативными условиями внутришкольной среды. Психологический комфорт указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, счастья, которые младший школьник переживает, находясь внутри образовательного учреждения. Эти состояния могут быть связаны непосредственно с процессом обучения (интеллектуальным комфортом), с организацией предметного окружения (физический комфорт), с общением, взаимодействием с другими субъектами среды. Положительные эмоции, характерные для психологического комфорта, - это своего рода движущая сила в поведении человека, мотивация в его деятельности, способах и моделях построения взаимодействия со средой и ее субъектами. Источниками психологического комфорта выступают, в первую очередь, организационно-коммуникативные условия внутришкольной среды, т. е. организация межличностных взаимодействий субъектов. Для системы «учитель-ученик» – это отношения в процессе совместной деятельности, которые характеризуются устойчивым положительным эмоциональным состоянием, обоюдными доброжелательными отношениями. В личностном смысле это выражается в эмпатическом принятии друг друга, активном слушании, доверии и т. д. Доверие выступает в качестве обязательного фонового условия, что предполагает взаимопроникновение взаимодействующих людей в смыслы друг друга. Эмпатия, которую называют феноменом педагогического общения, подразумевает постоянное отражение чувств другого человека во взаимодействии с ним. Для учителя важно овладеть навыками эмпатического слушания, цель которого – создание у учащихся ощущения того, что его чувства и переживания приняты, поняты и интересны педагогу. От педагогического влияния зависит, насколько ребенок будет эмоционально насыщен, насколько интересна и увлекательна будет для него жизнь в школе. Педагог «выступает как субъект конструирования мироустройства, миропорядка» [10, 27]. Действия педагога по конструированию комфортной среды «мироустройства и миропорядка» заключаются в обеспечении наиболее благоприятных условий для взаимодействия, в том, чтобы дать возможность ребенку проявиться в полной мере как личности. В качестве конкретных способов осуществления действия В. А. Ситаров [ Там же, 10] называет такие, как просьба вместо требования или приказа, убеждение вместо физического или агрессивного словесного воздействия, организация вместо жесткой дисциплины, компромисс вместо конфронтации и т. д. Педагоги-практики и психологи подчеркивают, что в младшем школьном возрасте особое значение имеет тактильный контакт (Ш. Амонашвили, Ю. Гиппенрейтер и др.). Филогенетически доброжелательное прикосновение – это знак эмоциональной безопасности. Когда позитивный контакт отсутствует, ребенок просто перестает понимать, о чем говорит учитель. Что касается непосредственных способов осуществления индивидуальной поддержки, как помощи, указывает В. А. Ситаров, то к ним можно отнести такие, как подбадривание, услуга, снятие напряженного состояния, защита и т. д. Результат осуществления помощи всегда взаимоприятен: для ребенка это выравнивание личности, сохранение психического здоровья; для педагога – удовлетворенность, радость от проявления своих личностных качеств, видимый результат в лице счастливых и благодарных воспитанников [Там же, 10]. Взаимодействие всех участников образовательного процесса внутри школы порождает особую педагогическую среду. Взаимодействие может быть построено как на основе принуждения, авторитаризма, так и на основе достижения взаимного доверия, понимания, комфортных состояний всех субъектов и любви. Педагог по отношению к ребенку должен выступать и в качестве фасилитатора, что говорит о его поддерживающей и помогающей функциях. Термин «фасилитация» используется в психологии для обозначения процесса и феномена облегчения, оптимизации деятельности одного человека при активном поддерживающем присутствии другого. В образовательном процессе фасилитатором по отношению к ребенку, как мы уже сказали, выступает педагог, который призван помогать в какой-либо деятельности.
Делаем вывод. Если внутришкольная среда будет наполнена такими условиями, как: - организация «помогающих отношений», характеризующихся принятием ребенка, вниманием и заботой, поощрением к личностному росту, развитию, улучшению жизнедеятельности (К. Роджерс); - принятие мер для сохранения и улучшения психофизиологического здоровья детей; - предоставление возможностей для каждого ученика своевременно и полноценно реализовать свои интересы и способности; - организация учебных занятий с максимально возможным учетом индивидуального развития познавательных процессов; - конструирование предметно-пространственного окружения, соответствующего эстетическим нормам и возрастным особенностям учащихся, то это обеспечит комфорт в образовательной деятельности младшего школьника, что, в свою очередь сохранит его психофизиологическое здоровье; усилит уверенность в учебной деятельности для самовыражения и реализации внутренних потенциалов и ресурсов; создаст возможность для построения гармоничных, доверительных взаимоотношений с педагогами и одноклассниками; будет способствовать позитивным эмоциям и переживаниям для полноценного личностного развития и роста; обеспечит продуктивность учебного процесса как на личностном уровне, так и на уровне образовательного учреждения. Что же такое психологический комфорт? Психологический комфорт – это психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности студента в результате оптимального взаимодействия его с внутриколледжной средой.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2911; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |