КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Феномен безопасности в контексте глобальных проблем человечества
Явление безопасности входит не только в число глобальных проблем человечества, но и выступает основой сохранения и развития любого социального организма. Поэтому тенденция качественного изменения современного мира как на разных уровнях взаимоотношений природы и общества, так и в различных сферах общественного бытия (социального, экономического, политического, культурного) с необходимостью требует, с одной стороны, теоретико-методологического осмысления безопасности (уточнение принципов научного исследования и категориально-понятийного аппарата), а с другой - определение философии безопасности в контексте нового мироотношения и миропонимания (геокультурного и гуманитарного). Общефилософское понимание безопасности, прежде всего, предопределено нарастанием различного рода локальных, региональных и цивилизационных опасностей (угроз), поставивших под сомнение как само существование некоторых государств, обществ, народов, так и самого человека, включая в себя три основных проблемных уровня рассмотрения: концептуальное (онтологические и гносеологические аспекты), практическое (как выражение жизненной потребности), ценностное (философия безопасности, культура безопасности, идеология безопасности). Феномен безопасности на всех этапах развития человеческого сообщества никогда не утрачивал своей актуальной практической значимости, имея не только разные формы проявления, но и различное содержание и смысл. Если исходить из того, что всемирная история человечества (социогенез) представляет собой лишь малую часть глобальной истории (биогенеза: возникновения и развития на Земле жизни), которая, в свою очередь, входит в историю универсальную (унигенез: возникновение и развитие нашей Вселенной), то развитие это системно и проходит определенные структурные фазы, каждая из которых принципиально отличается от предыдущей (аграрная от индустриальной, а индустриальная от информационной). Причем каждая из них имела как свои особенные цели безопасного развития (т.е. адекватные возможности ответа на определенные опасности, угрозы, риски), так и общую направленность самосохранения от относительно постоянных неблагоприятных для жизни факторов. С точки зрения феномена безопасности важно отметить, что переход от одной фазы развития к другой представляет собой определенную системную перестройку и переход на новый системный уровень (в сфере общественных взаимоотношений, в сфере жизнедеятельности, в сфере миропонимания) непосредственно связан с выработкой новых системных свойств безопасного развития. Причем этот переход практически всегда сопровождается возникновением особого состояния неопределенности, нестабильности и появлением различного рода опасностей и угроз. Отсюда история человечества обрела некий <кровавый оттенок>: войны, конфликты, насилие. <Все это, - по словам Р.Г. Яновского, - подтверждает необходимость новой концепции безопасности, изменения философии социума, нового видения расширяющихся возможностей человека>. Философское осмысление безопасности предполагает ответ на два ключевых вопроса: <Что такое безопасность> (онтологический аспект) и <Насколько познаваемо это явление> (гносеологический аспект). Феномен безопасности имеет различные формы проявления в человеческой жизнедеятельности. Рассмотреть отдельные формы безопасности, их описать и систематизировать - это первая ступень её осмысления. Без неё понимание сущностной основы безопасности достаточно сложно. Отсюда выявление глубинной основы, которая позволяет объединить разные формы проявления в единую целостность. Собственно говоря, это есть онтология безопасности, понимание ее сущности. Сущность - это та категория мысли, которая вскрывает внешние облачения и показывает изучаемый предмет как бы изнутри, она отвечает на вопрос: <чем этот предмет отличен от других явлений, каковы его особенности и отличия>. Указать на признак, вскрыть и выявить его - это и значит ответить на вопрос: <Что это>? Философский анализ - это как раз та мыслительная процедура, которая состоит в том, чтобы выразить изучаемый предмет в общих понятиях, которые именуются категориями. В специальной литературе понятие безопасности, как правило, трактуется по-разному: · безопасность как отсутствие опасностей (на основе принципа дихотомии, т.е. некое целое, которое состоит из двух противоположных частей, в данном случае, это целое - существование человека); · безопасность - это определенная деятельность по обеспечению или по предупреждению каких-либо угроз, опасностей (т.е. это деятельностный подход, связанный с уровнем развития общественного производства, благодаря которому и создаются те или иные защитные (предупреждающие) действия; · безопасность - это осознанная потребность, ценность, интерес, так или иначе связанные с тем или иным целеполаганием.[162] Собственно говоря, все вышеназванные определения можно подвести к одному представлению - антропологическому инструментализму, т.е. безопасность была связанас определенной исторической практикой обеспечения жизнедеятельности человека или его существования. Любое состояние безопасности есть взаимосвязанное единство тех или иных действий конкретного субъекта, благодаря которому достигается тот или иной результат. Понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Ограничение потребности в безопасности (как состояния сохранности) и защищенности (как системы мер по предупреждению угроз) является одним из факторов стрессорного воздействия и пребывания человека в боевой обстановке. Понятие «безопасность» включает в себя психологическую и физическую составляющие. Психологическую безопасность на сегодняшний день можно определить как: 1) состояние сохранности психики человека; 2) сохранение целостности личности, адаптивности функционирования человека, социальных групп, общества; 3) устойчивое развитие и нормальное функционирование человека во взаимодействии со средой (умение защититься от угроз и умение создавать психологически безопасные отношения); 4) возможности среды и личности по предотвращению и устранению угроз; 5) состояние среды, создающее защищенность или свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно–доверительном общении, создающее референтную значимость/причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников. Таким образом, психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга. Образовательная среда является частью жизненной, социальной среды человека. Учебные заведения как социальный институт общества являются субъектами безопасности, и важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде определяется тем, что учебные заведения, включая в себя подрастающее поколение, взрослых и семью, способны строить свою локальную (частную) систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития. Феномен безопасности на всех этапах развития человеческого сообщества никогда не утрачивал своей актуальной практической значимости, имея не только разные формы проявления, но и различное содержание и смысл. Если исходить из того, что всемирная история человечества (социогенез) представляет собой лишь малую часть глобальной истории (биогенеза: возникновения и развития на Земле жизни), которая, в свою очередь, входит в историю универсальную (унигенез: возникновение и развитие нашей Вселенной), то необходимо иметь в виду, что любое развитие осуществляется системно. И при этом проходит определенные структурные фазы, каждая из которых принципиально отличается от предыдущей (как в истории, – аграрная от индустриальной, а индустриальная от информационной). Причем каждая из этих стадий эволюции неизбежно предполагает как свои собственные условия безопасного развития (т.е. адекватные возможности ответа на определенные опасности, угрозы, риски), так и общую направленность самосохранения от относительно постоянных неблагоприятных для существования факторов. С точки зрения безопасности важно отметить, что переход от одной фазы развития общества к другой представляет собой определенную системную перестройку. А переход на новый системный уровень (в сфере общественных взаимоотношений, в сфере жизнедеятельности, в сфере миропонимания) непосредственно связан с выработкой новых системных свойств безопасного развития. Причем, как свидетельствует синергетика, этот переход всегда сопровождается возникновением особого состояния неопределенности, нестабильности и появлением различного рода опасностей и угроз. В истории человечества периоды «бифуркационного» развития выражаются в насильственных формах войн, конфликтов, революций и т.д. «Все это, – по словам Р. Г. Яновского, – подтверждает необходимость новой концепции безопасности, изменения философии социума, нового видения расширяющихся возможностей человека» [2]. Проблема общечеловеческого мира и безопасности становится одной из самых главных, поскольку только её позитивное решение способно обеспечить возможность существования человеческой цивилизации уже в ближайшем будущем. С точки зрения исторической значимости цивилизация опирается на сохранение следующих своих приоритетных ценностей: государство, религию, экономику, науку и искусство, которые выражают развитие или безопасность: политическую (сохранность государственности); экономическую (защищенность частной собственности, соразмерность отношений производства и потребления) и духовную (сохранность нравственных, эстетических и других ценностей и традиций). Однако реалии сегодняшнего дня выдвигают на первый план не абстрактно декларируемые ценности, а конкретные формы безопасности реально живущих людей и целых сообществ вне зависимости от их политических, экономических и национальных различий. Понятия «устойчивость» и «неустойчивость», «стабильность» и «нестабильность», «линейность» и «нелинейность», «культура» и «мультикультура», – актуализируются и обретают особую значимость в философском дискурсе осмысления проблемы безопасности. Так, социально-философское прочтение понятия «безопасность» отождествляется с идеей стабильности (как выживаемости и свободного саморазвития), выступающей условием существования любой системы, которая, по сути, должна лишь всегда уметь определять нестабильность и корректировать эти отклонения [3]. Безопасность развития России в современных условиях должно предполагать: сохранение собственной национально-культурной специфики, территориальной целостности, государственной самостоятельности, социально-политического строя, а также – повышение уровня жизни людей и создание условий для развития каждого, пропаганду и расширение применения нравственных ценностей, объединяющих граждан разных слоев населения и национальностей в единое целое. С другой стороны, безопасность, сама являясь процессуальной характеристикой социальной устойчивости, реализуется в неразрывном единстве двух противоположных начал – изменчивости и устойчивости. В этом противоречивом единстве изменчивости и устойчивости главную роль играет изменчивость, поскольку новое реализуется лишь через нее. Безопасность как устойчивость, – внешняя характеристика понятия, и выражает определенное состояние самосохранения. А в сущности своей безопасность – это изменение, выражающее сам процесс развития общества или какой-то его сферы, особо реализующее себя в моменты перехода из одного состояния общественного организма в другое, определяя тем самым ту или иную новую форму самоорганизации [3]. Поскольку общество является интегративным результатом взаимодействия людей, безопасность также принято рассматривать с точки зрения деятельностного подхода как деятельность по обеспечению или по предупреждению каких-либо угроз, опасностей в зависимости от уровня развития общественного производства, благодаря которому и создаются те или иные защитные действия. [Шабалин И.Г. Актуальные проблемы философии безопасности]
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |