Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История развития конституционного правосудия в России




Конституционное правосудие как особый вид конституционного контроля, осуществляемого посредством конститу­ционного судопроизводства, – новый институт в истории российской государственности. Он возник благодаря слому тоталитарной системы и переходу к строительству свободного гражданского общества, пра­вового государства, демократического конституционного строя в России.

Конституционный Суд в России был учрежден на основе Закона РСФСР от 15 декабря 1990 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) РСФСР».

В РФ была воспринята европей­ская модель конституционного правосудия.

Создание Конституционного Суда в России – своевременный и оправданный шаг в процессе формирования правового демократиче­ского государства, новой правовой системы, проведения судебной ре­формы.

Решения и содержащиеся в них правовые позиции Конституцион­ного Суда РФ в 1991-1993 гг. были направлены на соблюдение прин­ципа разделения властей как основы организации и деятельности пра­вового демократического государства, на реальное формирование России как конституционной федерации. Деятельность Конституци­онного Суда по контролю за конституционностью правопримени­тельной практики стала на деле реальным и мощным средством защи­ты прав и свобод российских граждан.

Главный недостаток в деятельности Конституционного Суда со­стоял в его сползании с позиций права в политическую сферу, в посте­пенном превращении его из органа правосудия в орудие политики.

Началу переходного периода в деятельности Конституционного Суда послужил Указ Президента РФ от 7 октября 1993г. № 1612, основной пункт которого констатировал невозможность деятельно­сти Конституционного Суда РФ в неполном составе и вытекающей из этой ситуации рекомендации – не созывать его заседания до выхода из кризисной ситуации, т.е. до принятия новой Конституции РФ. Следовательно, констатировалось временное прерывание заседаний Конституционного Суда РФ по рассмотрению кон­кретных дел, а не его деятельности или самого его существования.

Таким образом, позиция Конституционного Суда РФ по вопросу об организационно-правовой форме конституционного контроля в РФ состояла в обосновании вывода о том, что реализация идеи о превращении Конституционного Суда в Конститу­ционную коллегию Верховного Суда РФ означала бы шаг назад в осу­ществлении судебного конституционного контроля в РФ, забвение накопленного положительного опыта. Отказ от Конституционного Суда как самостоятельного органа правосудия не­избежно означал бы отход от демократического курса России. Такой шаг наверняка мог бы быть использован для попыток дестабилизации обстановки внутри России. Необходима была не ликвидация Конститу­ционного Суда, а кардинальный пересмотр Закона о Конституционном Суде и практики его реализации.

Конституционное совещание, созванное по инициативе Прези­дента РФ, разрабатывая проект новой Конституции РФ, не поддержало идею превращения Кон­ституционного Суда в Конституционную коллегию Верховного Суда, ибо необходимость существования Конституционного Суда именно как самостоятельного органа прочно укоренилась в общественном сознании, а положительная сторона его деятельности все же была оп­ределяющей.

Конституция РФ 1993 г. существенно изменила ста­тус Конституционного Суда.

С1995 г. начался новый этап в деятельности Конституционного Суда РФ на основе действия Конституции РФ 1993 г. и Федерального консти­туционного закона от 21 июля 1994г. «О Конституционном Суде РФ».

Как показывает практика, Конституционный Суд РФ за период его деятельности с 1991 г. стал важнейшим институтом государственности, стабилизирующим фактором в сложный переходный период российского общества. Он плодотворно и устойчиво функционирует, оставаясь на твердых позициях конституционного права, воспитываетуважение к Конституции РФ со стороны всех государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и граждан.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 3671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.