КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
История развития конституционного правосудия в России
Конституционное правосудие как особый вид конституционного контроля, осуществляемого посредством конституционного судопроизводства, – новый институт в истории российской государственности. Он возник благодаря слому тоталитарной системы и переходу к строительству свободного гражданского общества, правового государства, демократического конституционного строя в России. Конституционный Суд в России был учрежден на основе Закона РСФСР от 15 декабря 1990 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) РСФСР». В РФ была воспринята европейская модель конституционного правосудия. Создание Конституционного Суда в России – своевременный и оправданный шаг в процессе формирования правового демократического государства, новой правовой системы, проведения судебной реформы. Решения и содержащиеся в них правовые позиции Конституционного Суда РФ в 1991-1993 гг. были направлены на соблюдение принципа разделения властей как основы организации и деятельности правового демократического государства, на реальное формирование России как конституционной федерации. Деятельность Конституционного Суда по контролю за конституционностью правоприменительной практики стала на деле реальным и мощным средством защиты прав и свобод российских граждан. Главный недостаток в деятельности Конституционного Суда состоял в его сползании с позиций права в политическую сферу, в постепенном превращении его из органа правосудия в орудие политики. Началу переходного периода в деятельности Конституционного Суда послужил Указ Президента РФ от 7 октября 1993г. № 1612, основной пункт которого констатировал невозможность деятельности Конституционного Суда РФ в неполном составе и вытекающей из этой ситуации рекомендации – не созывать его заседания до выхода из кризисной ситуации, т.е. до принятия новой Конституции РФ. Следовательно, констатировалось временное прерывание заседаний Конституционного Суда РФ по рассмотрению конкретных дел, а не его деятельности или самого его существования. Таким образом, позиция Конституционного Суда РФ по вопросу об организационно-правовой форме конституционного контроля в РФ состояла в обосновании вывода о том, что реализация идеи о превращении Конституционного Суда в Конституционную коллегию Верховного Суда РФ означала бы шаг назад в осуществлении судебного конституционного контроля в РФ, забвение накопленного положительного опыта. Отказ от Конституционного Суда как самостоятельного органа правосудия неизбежно означал бы отход от демократического курса России. Такой шаг наверняка мог бы быть использован для попыток дестабилизации обстановки внутри России. Необходима была не ликвидация Конституционного Суда, а кардинальный пересмотр Закона о Конституционном Суде и практики его реализации. Конституционное совещание, созванное по инициативе Президента РФ, разрабатывая проект новой Конституции РФ, не поддержало идею превращения Конституционного Суда в Конституционную коллегию Верховного Суда, ибо необходимость существования Конституционного Суда именно как самостоятельного органа прочно укоренилась в общественном сознании, а положительная сторона его деятельности все же была определяющей. Конституция РФ 1993 г. существенно изменила статус Конституционного Суда. С1995 г. начался новый этап в деятельности Конституционного Суда РФ на основе действия Конституции РФ 1993 г. и Федерального конституционного закона от 21 июля 1994г. «О Конституционном Суде РФ». Как показывает практика, Конституционный Суд РФ за период его деятельности с 1991 г. стал важнейшим институтом государственности, стабилизирующим фактором в сложный переходный период российского общества. Он плодотворно и устойчиво функционирует, оставаясь на твердых позициях конституционного права, воспитываетуважение к Конституции РФ со стороны всех государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и граждан.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 3739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |