Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности судопроизводства в конституционных (уставных) судах субъектов РФ




Особенности рассмотрения Конституционным Судом РФ дела о соответствии Конституции РФ инициативы проведения референдума РФ по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума.

Особенности рассмотрения Конституционным Судом РФ дела о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Обращение с запросом о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления направляется в Конституционный Суд Советом Федерации.

Запрос в Конституционный Суд допустим, если обвинение выдвинуто Гос. Думой и имеет заключение Верховного Суда РФ о наличии действиях Президента РФ признаков соответствующего преступления.

Запрос о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления направляется в Конституционный Суд не позднее месяца со дня принятия Гос. Думой решения о выдвижении обвинения. К запросу прилагается текст решения Гос. Думы о выдвижении обвинения, протокол или стенограмма обсуждения этого вопроса на заседании Гос. Думы и тексты всех связанных с этим обсуждением документов а также тексты заключения Верховного Суда РФ.

Заключение должно быть дано Судом не позднее 10 дней после регистрации запроса.

По итогам рассмотрения дела Конституционный Суд дает одно из следующих заключений:

1. о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения;

2. о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

В случае принятия Конституционным Судом решения о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления предусмотренное Конституцией РФ рассмотрение обвинения прекращается.

 

 


Референдум РФ назначает Президент РФ по инициативе Кон­ституционного Собрания РФ или граждан в порядке, определя­емом Федеральным конституционным законом «О референду­ме РФ». Однако до принятия такого реше­ния Президент РФ в течение 10 дней со дня поступления к нему документов и приложенных к ним материалов по референдуму от Центральной избирательной комиссии РФ направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ действий инициаторов референдума.

Конституционный Суд РФ проверяет соблюдение требова­ний, предусмотренных Конституцией РФ, и в течение месяца направляет Президенту РФ соответствующее решение, которое подлежит незамедлительному опубликованию.

В случае признания Конституционным Судом РФ соблюде­ния требований, предусмотренных Конституцией РФ, Прези­дент РФ обязан назначить референдум РФ не позднее 15 дней со дня поступления к нему решения Кон­ституционного Суда РФ. В случае отрицательного решения Кон­ституционного Суда РФ все процедуры, предусмотренные Фе­деральным конституционным законом «О Конституционном Суде РФ», прекращаются.

Президент РФ издает указ о назначении референдума РФ, в котором определяет дату его проведения, при этом голосование может быть назначено на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования указа.

 

 


35. Дополнительные полномочия Конституционного Суда РФ: выступление с законодательной инициативой по вопросам своего ведения, принятие посланий, принятие регламента.

Выступление с законодательной инициативой

Конституция РФ закрепляет за Конституционным Судом РФ право законодательной инициативы, оговаривая, что это право Конституционный Суд РФ может осуществлять только по воп­росам своего ведения.

Предложение о выступлении с законодательной инициати­вой по вопросу, относящемуся к ведению Конституционного Суда РФ, может быть внесено любым судьей Конституционно­го Суда РФ. При этом судья может представить текст законо­проекта, либо текст поправки к законопроекту, либо текст за­конодательного предложения о разработке и принятии нового федерального закона.

Решение о выступлении с законодательной инициативой принимается Конституционным Судом РФ в пленарном заседа­нии по докладу судьи, внесшего соответствующее предложение. Для работы над законопроектом или законодательным предло­жением Конституционный Суд РФ может образовать из числа судей подготовительную комиссию. Для составления текста за­конопроекта или законодательного предложения и подготовки необходимых материалов может образовываться рабочая группа под председательством судьи Конституционного Суда РФ.

Конституционный Суд РФ поручает Председателю Консти­туционного Суда РФ либо одному из судей принять участие в заседаниях палат Федерального Собрания в связи с прохожде­нием внесенного Конституционным Судом РФ законопроекта либо законодательного предложения.

Послания Конституционного Суда РФ

ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» предусматривает право Суда не реже одного раза в год обращаться к Федеральному Собранию с посланием о состоянии конституционной законности в РФ, основываясь на результатах своей деятельности. В случае необходимости Конституционный Суд РФ обращается к Федеральному Собранию с посланием и по другим проблемам, определяемым установленными названным Законом целями деятельности Конституционного Суда РФ (защита основ конституционного строя, основных прав и свобод чело­века и гражданина, обеспечение верховенства и прямого дей­ствия Конституции РФ на всей территории РФ). Предложение о направлении послания может быть внесено любым судьей Кон­ституционного Суда РФ.

Решение о направлении послания принимается Конститу­ционным Судом РФ в пленарном заседании. Для подготовки текста послания Конституционный Суд РФ образует комиссию из числа судей Конституционного Суда РФ. Для подготовки не­обходимых материалов к посланию может быть образована ра­бочая группа под председательством судьи Конституционного Суда РФ.

Послание Конституционного Суда РФ, утвержденное реше­нием Конституционного Суда РФ, направляется палатам Федерального Собрания за подписью Председателя Конституци­онного Суда РФ.

Регламент

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд РФ принимает Регламент Конституционного Суда. В Регламенте устанавливаются: определения персонального состава КС; порядок распределения дел между ними; порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях палат; некоторые правила процедуры и этикета в заседаниях; особенности делопроизводства в КС; требования к работникам аппарата; иные вопросы внутренней деятельности Суда.


36. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ: понятие, состав, полномочия.

Конституционные (уставные) суды – представляют собой органы государственной власти, находящиеся в одном ряду с законодательными и исполнительными органами власти субъектов РФ, наделенные соответствующей юрисдикцией (полномочиями).

Состав: от 5 до 9 судей, в зависимости от субъекта РФ, как правило выполняющих свои обязанности на постоянной профессиональной основе, в отдельных случаях судейские полномочия осуществляются по совместительству либо на общественных началах.

Формируются законодательными органами власти по представлению главы субъекта РФ, либо на основе равного представительства кандидатов на должность в соответствии с принципом разделения властей законодательной, исполнительной и судебной ветвями государственной власти либо на основе равного количества кандидатов, выдвигаемых главой субъекта РФ и законодательным органом субъекта РФ.

Иногда выдвижение кандидатов предоставлено депутатам законодательного органа, высшим судебным органам, минюсту субъекта, юридическим сообществам, юридическим научным и учебным заведениям.

Полномочия:

Основные:

1. дают толкование конституции субъекта или устава субъекта;

2. проверяют на соответствие конституции субъекта РФ законы и нормативные акты;

Дополнительные:

1. проверку конституционности (уставности):

- правоприменительной практики;

- ненормативных актов органов государственной власти;

- решений общественных объединений;

2. участие в процессе отрешения от должности главы субъекта Фе­дерации;

3. разрешение споров между государственными органами и обще­ственными объединениями;

4. участие в законодательном процессе путем:

- предоставления права законодательной инициативы по предме­там ведения;

- права на внесение предложений об изменениях и дополнениях в конституцию (устав);

- дачи заключений о конституционности предложений о пере­смотре определенных положений конституции (устава);

- права направлять послания парламенту;

5. участие в процедуре принятия присяги главой, высшим должно­стным лицом субъекта Российской Федерации;

6. участие в процедуре подтверждения стойкой неспособности гла­вы субъекта Российской Федерации по состоянию здоровья выпол­нять свои функции;

7. проверку конституционности (уставности) организации и дея­тельности политических партий и общественных объединений;

8. проверку конституционности (уставности) назначения регио­нальным парламентом референдума, об условиях и результатах его проведения, избрании президента;

9. дачу заключения о нарушении парламентом конституции, слу­жащего основанием для решения вопроса о роспуске парламента;

10. дачу заключений о несоответствии деятельности органа местно­го самоуправления конституции и законам, уставу муниципального образования, служащего основанием для прекращения в установлен­ном порядке полномочий соответствующего органа местного само­управления, выборного должностного лица местного самоуправления.

 

 


Конституционные (уставные) суды субъектов РФ, являясь ча­стью судебной системы РФ, осуществляют свою деятельность на основе общих для данной системы демократических принципов и правил судопроизводства

Вме­сте с тем некоторые особенности функционирования конститу­ционных (уставных) судов субъектов РФ, получившие отраже­ние в региональных законодательствах, все же присутствуют.

Одна из них связана с языком судопроизводства. По общему правилу, в республиках, наделенных Конституцией РФ правом

устанавливать свои государственные языки, производство в судах ведется на русском языке – государственном языке России либо на государственном языке соответствующей республики.

Документы, составленные на другом языке, представляются и оглашаются на русском языке либо на русском и государственном языках соответствую­щей республики. Во всех случаях участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Специфика обнаруживается в сроках судебного разбиратель­ства. Так, продолжительность процесса определяется сроком до трех месяцев, а заседание назначается не позднее 20 дней после окончания подготовки дела к слушанию.

Есть своеобразие применительно к особому мнению судей. По общему правилу, оно подлежит опубликованию вместе с решением суда. Однако встречаются исключения в различных субъектах РФ в одних судья вправе изложить свое особое мнение, которое при­общается к материалам дела, в других по усмотрению судьи его особое мнение может быть опубликовано вместе с решени­ем суда, также в некоторых субъектах особое мнение судьи не только приобщается к делу и публикуется вместе с решением, но и оглашается.

Пересмотр решения суда предусматривается в соответствую­щих законах субъектов РФ в большинстве субъектов это возможно по инициативе самого суда в случае если:

- открылись новые существенные обстоятельства, не извест­ные суду в момент вынесения решения;

- изменилась конституционная норма, на основании которой было принято решение;

- Конституционным Судом РФ вынесено постановление о признании неконституционными положений Конституции Республики;

- установлена подложность документа, послужившая основа­нием к вынесению решения суда; отменен или изменен право­вой акт, послуживший основанием для вынесения судебного решения; неправильно применены или истолкованы нормы материального или процессуального права, которые привели к ошибочному разрешению дела.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2970; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.