Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объем дисциплины и виды учебной работы




ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык и литература

Направление

По дисциплине

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК

 

 

Факультет

филологический

 

Курс обучения ДО IV ОЗО IV

Семестр 7,8 5,6

Всего часов по учебному плану: 360

В том числе по формам обучения:

  очная заочная  
Лекции      
Практические занятия      
Лабораторные работы   -  
самостоятельная работа      

 

Формы итогового контроля знаний: зачет ДО 7 сем./ ОЗО

экзамен ДО 8 сем./ ОЗО 6 сем.

 

 

Цель изучения курса: понять, какие виды отношений, средства связи, способы взаимодействия существуют между словами в словосочетании, простом, осложненном и сложном предложении.

Задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:

  • формирование системы знаний о синтаксисе;
  • развитие умений соотносить знания по синтаксису со знаниями по другим разделам учебной дисциплины;
  • формирование системы знаний о предмете синтаксиса, его основных единицах и категориях;
  • развитие умений синтаксического анализа, необходимых для практической деятельности учителя.

Выпускник, получивший квалификацию «Учитель русского языка и литературы», подготовлен к выполнению основных видов профессиональной деятельности в учреждениях среднего общего (полного) образования. Так, освоение данной дисциплины/модуля поможет в подготовке и проведении уроков в средних общеобразовательных учебных заведениях. Например, по программе, разработанной и составленной М.М. Разумовской и П.А. Лекантом, изучение синтаксиса и пунктуации начинается с темы «Словосочетание» в 5 классе, а продолжается на занятиях в 8, 9 классах.

 

Студент, изучивший дисциплину, должен

знать: признаки, отличительные особенности словосочетания, простого предложения, сложного предложения;

уметь: самостоятельно анализировать синтаксические единицы, применять полученные знания на практике;

владеть: навыками синтаксического анализа словосочетания, простого и сложного предложения.

Предмет синтаксиса. Связь синтаксиса с лексикой, морфологией. Система синтаксических единиц: словосочетание, простое предложение, сложное предложение как основные единицы синтаксиса.

Синтаксические отношения (подчинительные и сочинительные) и средства их выражения: формы слова, служебные слова, типизированные лексические элементы, порядок слов, интонация.

Многоаспектность синтаксических единиц (логический, структурный, структурно-семантический и коммуникативный аспекты).

Основные этапы изучения синтаксиса русского языка. Современные направления в изучении синтаксиса.

Словосочетание.Словосочетание как единица синтаксиса.

Типы сочетаемости слов: лексическая (референциальная). Лексико-семантическая, категориальная (частеречная).

Словосочетание и другие сочетания слов. Вопрос о предикативных и сочинительных сочетаниях слов. Аналоги словосочетаний. Типы словосочетаний по характеру главного компонента (глагольные, субстантивные, адъективные, наречные, прономинативные, количественные). Парадигмы словосочетаний разных типов.

Типы словосочетаний по характеру синтаксических отношений (атрибутивные, объектные, субъектные, обстоятельственные, комплетивные; словосочетания с синкретичными отношениями). Синонимия и омонимия словосочетаний. Виды подчинительной связи в словосочетаниях по способам ее морфологического выражения: согласование, управление, примыкание, их разновидности. Содержание этих понятий в школьной и научной грамматике.

Обязательная и факультативная сочетаемость компонентов в словосочетании; сильная и слабая подчинительная связь компонентов. Вариативные и невариативные виды подчинительной связи.

Структурные типы словосочетаний: простые и сложные словосочетания. Различные виды комбинаций зависимых компонентов в сложных словосочетаниях: параллельное и последовательное подчинение, соподчинение и другие виды комбинирования сочинительной и подчинительной связи.

Свободные и несвободные словосочетания. Типы несвободных словосочетаний (синтаксически несвободные и фразеологически связанные). Неполнота словосочетаний. Порядок слов в словосочетании.

Типичные ошибки в построении и употреблении словосочетаний.

Предложение.Предложение как основная коммуникативная единица. Признаки предложения: грамматическая организованность, интонационная оформленность, семантическая завершенность. Предикативность как основной грамматический признак предложения (модальность, синтаксическое время, синтаксическое лицо).

Модус и диктум предложения. Объективная модальность, способы ее выражения. Модальность и отрицание. Утвердительные и отрицательные предложения (общеотрицательные и частноотрицательные). Субъективная модальность, ее соотношение с объективной, с утверждением и отрицанием. Способы выражения. Предикатная модальность.

Предикативная основа предложения. Понятие о структурной схеме и парадигме предложения.

Функциональные типы предложений: повествовательные, вопросительные, побудительные, оптативные (выражающие желание). Их структурные (интонация, лексические средства, порядок слов, грамматические формы главных членов) и семантические признаки. Вопросительные предложения, не содержащие вопроса (вопросительно-повествовательные, вопросительно-побудительные, риторические).

Восклицательные предложения.

Структурно-семантические типы предложений: простое, осложненное, сложное.

Простое предложение.Структурные и семантические типы простого предложения. Предикативная основа простого предложения. Структурные схемы простого предложения. Понятие о минимальной и расширенной структурных схемах. Различные реализации структурных схем простого предложения. Предложения несвободной (фразеологизированной) структуры. Виды парадигм простого предложения (полная, неполная).

Понятие о главных и второстепенных членах предложения. Виды членов предложения по структуре (простые, составные). Морфологизированные и неморфологизированные члены предложения.

Главные члены предложения. Подлежащее, его семантика и способы выражения. Сказуемое. Вещественное и грамматическое значение сказуемого, способы выражения. Классификация сказуемых: простое глагольное, осложненные формы простого сказуемого; составные: составное глагольное и составное именное сказуемое. Вопрос о сложном сказуемом. Отличие составного глагольного сказуемого от глагольных сочетаний с субъектным и объектным инфинитивом.

Связь сказуемого с подлежащим. Некоординированные формы сказуемого. Ошибки в оформлении этой связи главных членов.

Предложения нераспространенные и распространенные.Вопрос о второстепенных членах предложения. Приосновные (понятие о детерминантах) и присловные второстепенные члены предложения.

Типы присловных второстепенных членов (дополнение, определение (приложение), обстоятельство). Дополнение, его виды и способы выражения. Дополнения в действительных и страдательных оборотах речи.

Обстоятельство, его виды, способы выражения.

Определение, его виды, способы выражения.

Приложение. Вопрос о типе связи приложения с определяемым. Члены предложения с двойной синтаксической связью (дуплексивы). Понятие о детерминантах, типы детерминантов (обстоятельственные (место, время), дополнительные (субъектно-объектные)). Синкретизм членов предложения. Синонимия главных и второстепенных членов предложения.

Основные структурно-семантические типы простого предложения.Членимые и нечленимые. Типы членимых предложений: двусоставные и односоставные. Типы односоставных предложений (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, инфинитивные, номинативные). Вопрос об обобщенно-личных, генитивных и вокативных предложениях. Система односоставных предложений в школьной грамматике.

Синонимия односоставных предложений. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.

Типы нечленимых предложений.

Неполные предложения, их типы. Вопрос об эллиптических предложениях. Стилистические особенности неполных и эллиптических предложений.

Осложнение простого предложения: семантическое осложнение; виды структурно-семантического осложнения. Предложения с однородными членами.

Предложения с обособленными членами. Вопрос о полипропозитивности таких предложений. Формальные средства выражения обособления. Смысловое осложнение члена предложения (значение полупредикативности, собственное субъективно-модальное значение, добавочное обстоятельственное значение и др.) как причина обособления. Общие и частные условия обособления.

Полупредикативные обособленные члены предложения. Значение полупредикативности и средства его выражения. Предложения с обособленными определениями. Условия их обособления. Семантические и грамматические особенности обособления приложений. Предложения с обособленными обстоятельствами. Предложения с обособленными дополнениями. Условия их обособления. Осложнение предложения присоединенными членами. Парцеллированные конструкции. Ошибки в построении предложений с обособленными членами.

Поясняющие и уточняющие члены как особый вид обособленных членов. Собственно пояснение, его виды и способы его выражения (пояснительные союзы, местоименно-указательные слова, параллелизм и взаимозаменяемость членов и др.). Уточнение, его виды (ограничение, конкретизация, дополняющее уточнение) и способы его выражения (бессоюзная связь, обособляющая интонация, относительная самостоятельность уточняемого и уточняющего). Вопрос об обособлении ограничительно уточняющих дополнений с предлогами кроме, помимо, вместо.

Обособление сравнительных конструкций. Семантика и типы сравнений (атрибутивно-характеризующие, обстоятельственно-характеризующие) и способы выражения сравнений. Различия в семантике сравнительных союзов. Несобственно-сравнительные конструкции с союзом чем. Разграничение сравнительных оборотов и сравнительных придаточных. Общехудожественные и индивидуально-авторские сравнения и их стилистическая роль.

Синонимия предложений, осложненных обособленными членами, и сложных предложений. Функционально-стилевая закрепленность отдельных видов осложненных предложений.

Обращение. Форма и функции обращения. Вопрос об осложнении простого предложения обращением. Обращение и омонимичные с ним конструкции.

Осложнение предложения вводными компонентами. Типы вводных компонентов по функции (модальные, эмоциональные, союзные и др.). Вводно-модальные слова как функционально-прагматическое средство. Синонимия, антонимия, омонимия вводных конструкций.

Осложнение предложения вставными конструкциями. Функции и форма вставок (словоформа, словосочетание, предложение). Семантика вставки (дополнительность информации). Коммуникативная роль вставки (функция ремы). Интонационное и пунктуационное оформление вставки. Разграничение вводных и вставных конструкций по функции, семантике, коммуникативной роли, интонации и др. Соотношение предложений, осложненных вставными конструкциями, и сложных предложений.

Функционально-стилевые характеристики вводных и вставных конструкций. Пунктуационное оформление предложений, осложненных вводными и вставными конструкциями.

Семантическая структура предложения. Понятие пропозиции, типы пропозиций; способы выражения пропозиции (предикативной и непредикативной конструкциями).

Компоненты семантической структуры предложения: семантический субъект и объект, их типы; семантический предикат, типы семантических предикатов (акциональные предикаты, предикаты состояния и др.). Основные семантические типы простых предложений: бытийные, акциональные, предложения номинации, характеризации, состояния и др.

Актуальное членение предложений. Понятие о динамической структуре предложения. Тема и рема в предложении. Средства выражения актуального членения предложения: интонация, порядок слов, фразовое и логическое ударение, частицы, особые синтаксические конструкции. Соотношение актуального членения предложения с семантической структурой предложения, с его синтаксическим членением.

Предложение и высказывание.

Синтаксис сложного предложения. Определение сложного предложения. Отличие сложного предложения от простого по структуре и по семантике. Случаи неразграничения сложного и простого предложений (вопрос об однородных сказуемых в двусоставном предложении, односоставные предложения с сочинительной связью главных членов, вопрос о специфике сравнительных конструкций). Полипредикативные единицы, не являющиеся сложным предложением (предложения с прямой речью, предложения с вводными и вставными предложениями, предикативные единицы в роли членов предложения).

Сложное предложение как многоаспектная единица. Формальный аспект сложного предложения, понятие о грамматической форме и грамматическом значении сложного предложения. Схема сложного предложения: ее компоненты, их количество, порядок расположения, вид связи предикативных частей и способы ее выражения. Состав схем, выражающих общее грамматическое значение, и схем, выражающих частные грамматические значения.

Свободные и несвободные схемы. Средства создания несвободных схем.

Структурные элементы сложного предложения. Союзы в сложном предложении, их функции, структура, происхождение, семантика; союзы семантические и синтаксические. Союзные слова, их морфологический состав, особенности форм, семантика и синтаксические функции. Указательные слова, их морфологический состав, синтаксические функции, семантика, степень обязательности, место в схеме в зависимости от значения. Соотношение видо-временных значений глаголов-сказуемых в сложных предложениях разных типов. Порядок расположения предикативных частей. Анафорические и катафорические элементы. Синтаксически специализированные слова (аналоги союзов). Типизированные лексические элементы. Общий член, параллелизм построения частей в сложном предложении.

Понятие о парадигме сложного предложения. Виды парадигм.

Общая классификация сложных предложений: союзные и бессоюзные предложения, союзные сложноподчиненные и союзные сложносочиненные предложения.

Понятие о сложноподчиненном предложении. Определение главного и придаточного предложений. Вопрос о прямом и обратном подчинении. Сложноподчиненные предложения нерасчлененной и расчлененной структуры. Признаки этих предложений: от чего зависит придаточное, специфика союзных средств, роль указательного слова, возможность перестановки частей, особенность парадигмы.

Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры. Опорное слово, его валентные свойства, типы валентности. Специфика союзных средств и указательных слов, порядок следования предикативных частей, тип структуры (гибкая - негибкая). Вид парадигм. Сложноподчиненные предложения с придаточным присубстантивно-атрибутивным, изъяснительно-объектным, сравнительно-объектным, местоименно-союзным: их грамматическая форма, грамматическое значение, специфика опорных и указательных слов, союзных средств, структуры и парадигмы в каждом типе.

Сложноподчиненные предложения с приместоименной придаточной частью, их отличие от предложений нерасчлененной структуры. Соотносительные местоименные пары как основное средство связи предикативных частей.

Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры. Предложения с придаточным времени, условия, цели, причины, следствия, уступки, сравнения, подчинительно-присоединительным. Средства связи предикативных частей в каждом типе, система грамматических значений, общего и частных, особенности структуры и парадигмы.

Вопрос о природе сложных предложений с союзами тогда как, в то время как, между тем как, если... то.

Сложносочиненные предложения. Сочинительные союзы как основное средство выражения общего грамматического значения. Другие средства связи предикативных частей в составе сложносочиненного предложения и выражаемые ими частные грамматические значения. Знаки препинания в сложносочиненном предложении, случаи отсутствия запятой в предложениях с союзами и, или.

Бессоюзные сложные предложения. Основные средства связи предикативных частей в бессоюзном предложении. Система грамматических значений. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Многочленные сложные предложения. Многочлены с одним видом связи и с разными видами связи частей. Правила членения многочленов.

Сложные синтаксические конструкции. Структурно-семантические блоки, выделяемые в сложных синтаксических конструкциях.

 

 

Вид учебной работы Всего часов ДО Всего часов ОЗО
Общая трудоемкость 356 360
Аудиторные занятия 178 32
Лекции 50 4
Практические занятия (семинары) 94 28
Лабораторные работы 34 -
Самостоятельная работа 178 319
Курсовые работы/рефераты Х  
Вид итогового контроля: экзамен/зачет Зачет, экзамен экзамен зачет / экзамен экзамен

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.