Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №1. Учебно-методический комплекс дисциплины




КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА

Учебно-методический комплекс дисциплины

СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

· оборудованные аудитории (специальная мебель и оргсредства);

· технические средства обучения: компьютеры, видеоаппаратура;

· учебно-наглядные пособия: учебники, программы, учебно-методические пособия;пособия для самостоятельных работ, сборники упражнений, Грамматики русского языка.

7.1. ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ:

устный опрос, выступления с докладами, сообщениями, составление таблиц, выполнение письменных заданий, составление конспектов учебной и научной литературы, тестирование.

7.2. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ: Зачет/э кзамен

7.3.ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЁТУ ИЛИ ЭКЗАМЕНУ

Учебная программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050100.62 Педагогическое образование: Русский язык.

Детально содержание дисциплины «Современный русский литературный язык» раскрывается в УМК (http://www.uni-altai.ru/list/list.php?iddis=814), в котором представлены:

Аннотация

Учебная программа дисциплины

Конспекты лекций теоретического курса

Планы практических занятий

Планы лабораторных работ

Вопросы и задания для самостоятельной работы

Материалы для текущей аттестации

Материалы для промежуточной аттестации

Перечень вопросов к зачёту

Перечень вопросов к экзамену

Экзаменационные билеты

Практические задания к экзамену

Банк тестовых заданий для самоконтроля

Методические рекомендации по дисциплине для преподавателей

Методические рекомендации по дисциплине для студентов

Методические указания к выполнению курсовой работы


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Алтайская государственная педагогическая академия»

 

Кафедра

ОБЩЕГО И РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ

СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК. СИНТАКСИС

 

Направление

050100.62 Педагогическое образование: Русский язык

 

 

Ведущий лектор: Марьина О.В., к.ф.н., доцент

 

 

Барнаул

Тема:

Синтаксис, его предмет. Основные синтаксические единицы.

Продолжительность 4 часа

План лекционного занятия:

1. Определение синтаксиса.

2. Предмет изучения синтаксиса.

3. Основные синтаксические единицы.

4. Виды синтаксической связи.

5. Средства выражения синтаксической связи.

 

1. Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающий строение и значение синтаксических единиц (В.В. Бабайцева).

Синтаксис – один из уровней языковой системы, единицы которого состоят из единиц более низких уровней: слов и словоформ (О.Б. Сиротинина).

Синтаксис остается одним из наименее изученных уровней языковой системы по следующим причинам: 1) необъятное множество конкретных словосочетаний и предложений затрудняет их классификацию; 2) связь синтаксиса не только с морфологией, но и с лексикой усложняет исследование любого синтаксического явления.

2. Синтаксис изучает:

- виды и способы связи синтаксических единиц и возникающие при этом отношения;

- синтаксис предикативных единиц (монопредикативные единицы и полипредикативные единицы);

- синтаксис словосочетания;

- синтаксис коммуникантов (простое предложение, сложное предложение);

- синтаксис текста.

3. КлассификацияА.А. Шахматова:

- предложение;

- словосочетание;

- слово.

Классификация О.Б. Сиротининой:

- предикативные единицы;

- словосочетание;

- слово.

Классификация Н.Ю. Шведовой:

- слово;

- форма слова;

- словосочетание;

- простое предложение;

- сложное предложение.

4. Сочинительная связь наблюдается при соединении двух и более равноправных словоформ. Большую роль в выражении сочинительной связи играет перечислительная интонация. Сочинительная связь бывает открытой и закрытой. Открытая сочинительная связь объединяет различное число компонентов, находящихся между собой в перечислительных или разделительных отношениях. Закрытая сочинительная связь объединяет только два компонента, находящихся между собой в отношении противопоставления или соединения, но не простого перечисления.

Подчинительная связь наблюдается при соединении неравноправных единиц: слово и зависящая от него словоформа. Подчинительная связь может носить предсказующий и непредсказующий характер. Предсказующий характер – употребление слова предсказывает форму зависимого компонента. Непредсказующая подчинительная связь используется в тех случаях, когда форма зависимого компонента не определяется свойствами главного.

5. Средства выражения синтаксической связи:

- флексия зависимого слова;

- предлог;

- союзы;

- союзные слова;

- типизированные лексические средства;

- интонация;

- порядок компонентов;

- смысл.

 

Лекция №2

Тема:

Словосочетание

Продолжительность 6 часа

План лекционного занятия:

1. Понятие «словосочетание». История вопроса.

2. Типы словосочетаний по структуре.

3. Синтаксически свободные / несвободные словосочетания.

4. Классификация словосочетаний по морфологической принадлежности главного слова.

5. Классификация словосочетаний по отношению между главным и зависимым компонентом.

6. Характер и виды синтаксических отношений между словами в словосочетании.

 

1. Словосочетаниями обычно называют грамматические единства, образуемые посредством соединения двух и большего количества слов, принадлежащих к знаменательным частям речи, и служащие обозначением какого-нибудь единого, но расчлененного понятия или представления (В.В. Виноградов).

Словосочетание определяется как «синтаксическое объединение, которое образуется сочетанием знаметального слова и формы другого знаменательного слова на основе подчинительной связи» (Н.Ю. Шведова).

Словосочетание – «непредикативное соединение на основе синтаксической связи слова с формой слова или формы слова с формой слова» (В.А. Белошапкова).

О словосочетании как синтаксической единице упоминается в «Российской грамматике» М.В. Ломоносова и «Русской грамматике» А.Х. Востокова. Интерес к проблеме словосочетания возрождается в конце 19 века. Ф.Ф. Фортунатов как представитель формально-грамматического направления словосочетание определял следующим образом: «Словосочетанием в речи я называю то целое по значению, которое образуется сочетанием одного полного слова с другим полным словом, будет ли это выражением целого психологического суждения или выражением его части». А.А. Шахматов делил словосочетания на законченные (предложения) и незаконченные (собственно словосочетания). Н.Ю. Шведовой обращается внимание на формальные средства выражения зависимости:

- первый вид формального выражения зависимости – это уподобление формы зависимого слова формам слова главенствующего; такое уподобление осуществляется, когда зависимое слово изменяется по падежам, числам и родам;

- второй вид – это постановка зависимого слова в форме косвенного падежа без предлога или с предлогом;

- третий вид – присоединение к главенствующему слову такого слова, которое не имеет форм изменения.

2. По структуре словосочетания делятся на простые и сложные. В простых имеет место распространение одного слова другим с различными смысловыми значениями. К простым также относятся словосочетания, в которых распространение слова может быть произведено путем цельного синтаксического или фразеологического сочетания (самая интересная книга). Сложные словосочетания представляют собой распространение слова целым словосочетанием, причем формы и связи составляющих их слов не всегда зависят от главного (успех молодого писателя).

3. Синтаксически свободные словосочетания – это словосочетания, состоящие из двух и более слов, выполняющие в предложении свою синтаксическую функцию.

Синтаксически связанные сочетания не имеют достаточной для члена предложения семантической полноты.

Основные типы синтаксически связанных словосочетаний:

- количественно-именные сочетания с главным словом числительным;

- словосочетания, в которых главное слово выражено существительным, обозначающим меру, объем;

- сочетания существительных или местоимений со значением совместимости, объединенное предлогом С;

- сочетания существительных, объединенных предлогами ОТ и ДО;

- составные именные и глагольные сказуемые;

- средства образности (метафоры, перефраза) и др.

4. По главному слову словосочетания могут быть:

- субстантивные (с главным словом существительным);

- глагольные (с главным словом, выраженным глаголом, причастием и деепричастием);

- адъективные (с главным словом прилагательным);

- адвербиальные (с главным словом наречием);

- прономинативные (с главным словом местоимением);

- нумеративные (с главным словом числительным).

5. Объектные отношения – отношения между называемым в слове действием или состоянием и тем предметом, на который направлено действие или с которым сопряжено состояние (думать о делах).

Определительные (атрибутивные) отношения – отношения, при которых предмет, явление,действие, состояние, признак определяется со стороны своего внешнего или внутреннего качества, свойства(новый парк).

Обстоятельственные отношения – отношения, при которых зависимая форма отвечает на вопросы как? каким образом? куда? и т.д. (идти медленно).

Комплетивные отношения характерны для словосочетаний с максимальной степенью спаянности компонентов (три стола).

6. Согласование – это подчинительная связь, которая выражается уподоблением формы зависимого компонента форме главенствующего компонента в роде, числе и падеже. При полном согласовании подчиненное слово принимает все формы подчиняющего слова (деревянные изделия). При неполном согласовании не все возможности согласования исчерпаны (пиджак в клетку).

Управление – это подчинительная связь, которая выражается присоединением к главенствующему слову существительного в косвенном падеже и означает отношения восполняющие или объектные. Управление называется сильным, если между господствующим и зависимым словом существует необходимая связь, выражающаяся в том, что господствующее слово нуждается в распространении определенной падежной формой (испытать станок). При слабом управлении связь между обоими словами необязательная, она необусловлена лексико-грамматическими особенностями господствующего слова как связь необходимая (гулять у реки).

Примыкание – это подчинительная связь, существующая в двух видах, из которых каждый получает самостоятельное определение. При примыкании зависимый компонент – неизменяемая часть речи (обойтись дорого).

 

Лекция №3

Тема:

Главные члены двусоставного предложения

Продолжительность 6 часа

 

 

План лекционного занятия:

Двусоставное предложение.

Подлежащее как главный член двусоставного предложения и способы его выражения.

Сказуемое как главный член двусоставного предложения:

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

 

1. Главные члены, подлежащее и сказуемое, - это предикативная основа двусоставного предложения. Главные члены могут быть представлены или одним словом или неделимым сочетанием слов.

Подлежащее и сказуемое являются соотносительными членами предложения по содержанию и по форме: подлежащее – определяемый, независимый член; сказуемое – определяющий, подчиненный.

2. Подлежащее – абсолютно независимый главный член двусоставного предложения. Грамматическими показателями независимости являются именительный падеж имени и неопределенная форма глагола в качестве подлежащего.

Способы выражения подлежащего:

а) существительное в именительном падеже;

б) местоимение-существительное;

в) имена прилагательные, причастия, количественные имена числительные в позиции подлежащего субстантивируются и называют предмет по признаку или представляют признак как опредмеченный – как производитель действия или носитель признака;

г) неизменяемые слова – наречия, междометия;

д) фразеологизмы;

е) словосочетания с количественным значением; зависимый компонент – имя существительное в форме родительного падежа, главный компонент со значением числа, меры, совокупности, объема и т.д.;

ж) словосочетания со значением избирательности, выражаемые формой родительного падежа множественного числа зависимого имени существительного с предлогом из;

з) словосочетания со значением неопределенности, выражаемые главным компонентом – неопределенным местоимением-существительным; зависимым компонентом – прилагательным, причастием, порядковым числительным или местоимением;

и) семантически неделимые метафорические словосочетания со сравнительно-оценочным значением главного имени существительного;

к) сочетания со значением совместимости;

л) инфинитив.

3. Грамматическая зависимость сказуемого от подлежащего заключается в том, что сказуемому принадлежит активная роль в формальном выражении предикативной связи главных членов предложения: формы сказуемого согласуются или координируются с формами подлежащего.

а) Простое глагольное сказуемое представлено в русском языке разнообразными формами. Наиболее продуктивным является сказуемое, выраженное спрягаемым полнозначным глаголом в прямом употреблении форм наклонения, времени, лица: Пчела жужжит недалеко от меня.

Формы простого глагольного сказуемого могут быть осложнены частицами или повторами: Слезы так и лились из потухших глаз.

б) Составное глагольное сказуемое представляет собой сочетание инфинитива полнозначного глагола с вспомогательным компонентом. В качества основного компонента может быть употреблен глагольный фразеологизм в форме инфинитива.

Вспомогательный компонент представляет собой спрягаемый глагол, глагольный фразеологизм или описательный глагольно-именной оборот либо аналитическое сочетание именных форм со спрягаемой формой связки: Виктор Николаевич не хотел вмешиваться.

Вспомогательный компонент выражает следующее модальное значение:

- возможность;

- долженствование;

- волеизъявление;

- субъективно-эмоциональной оценки;

- оценки степени обычности действия.

в) Составное именное сказуемое включает компоненты, различные по морфологической природе. Основной компонент представлен формами имен или других слов, по значению сближающихся с именами; он обозначает пассивный признак в различных проявлениях (качество, состояние и др.). Вспомогательный компонент представлен спрягаемыми формами глаголов (или устойчивых глагольных сочетаний), утрачивающих в данной функции свое конкретное вещественное содержание. Этот компонент называется связкой, а основной компонент – именной частью.

Связка выполняет следующие функции: выражает основные элементы предикативного значения – модальность и время; связывает сказуемого с подлежащим, формально выражает его зависимость от подлежащего; содержит модальную оценку отношения между предметом и признаком.

В составном именном сказуемом связки выражают следующие основные виды модально-оценочных значений:

- обладание признаком;

- возникновение признака, оценка его как меняющегося;

- обнаружение признака;

- оценка признака как предполагаемого, кажущегося, мнимого;

- оценка признака как соответствующего чьему-либо мнению, представлению.

Вспомогательный компонент в составе сказуемого имеет определенную связь с именной частью.

 

 

Лекция №4

Тема:

Односоставное предложение

Продолжительность 6 часа

 

План лекционного занятия:

Место односоставных предложений в системе типов простого предложения

Определенно-личные предложения.

Неопределенно-личные предложения.

Обобщенно-личные предложения.

Безличные предложения.

Инфинитивные предложения.

Номинативные предложения.

Вокативные предложения.

 

Подробное изложение лекционного материала содержится в учебно-методическом пособии «Односоставные предложения в системе типов простого предложения современного русского языка».

1. Односоставные предложения – это самостоятельный структурно-семантический тип простого предложения, противопоставленный двусоставным. Специфика их заключается в том, что предикативная основа предложения представлена одним главным членом. От нечленимых предложений односоставные отличаются членимостью, способностью распространяться второстепенными членами предложения или иметь их в своей структуре.

Односоставные предложения делятся на глагольные и именные. К глагольным относятся: определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные глагольные; к именным – безличные именные, номинативные, вокативные предложения.

2. Определенно-личными называются такие односоставные предложения, в которых сказуемое выражено глаголом, указывающим личным окончанием на определенное лицо, которым может быть говорящий или его собеседник: Я, ТЫ, МЫ, ВЫ: Пойдешь сегодня в кино.

Сказуемое в определенно-личных предложениях может быть выражено:

- глаголом 1-го лица изъявительного наклонения;

- глаголом изъявительного наклонения в форме 2-го лица единственного и множественного числа;

- глаголом повелительного наклонения;

- глаголом в форме 1-го лица множественного числа.

3. Неопределенно-личные предложения – это такие односоставные предложения, в которых действующее лицо мыслится как неопределенное, а сказуемое выражено глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего или будущего времени либо формой прошедшего времени изъявительного наклонения.

4. Обобщенно-личные предложения – это такие односоставные предложения, действие которых относится к обобщенному лицу, а сказуемое выражено глаголом 2-го лица (реже – в других личных формах). Например:

- глаголом в форме 2-го лица единственного числа настоящего или будущего времени: Слезами горю не поможешь;

- глаголом в форме 2-го лица единственного и множественного числа повелительного наклонения: Не учи безделью, учи рукоделью;

- глаголом в форме 1-го лица множественного числа настоящего или будущего времени: Давай на границе семнадцати лет в глаза нашей юности взглянем спокойно;

- глаголом в форме 3-го лица множественного числа: Соловья баснями не кормят.

5. Безличные предложения – это такие односоставные предложения, в которых выражается действие или состояние (признак), возникающие и существующие независимо от производителя действия.

Безличные глагольные характеризуются по сравнению с другими односоставными предложениями наибольшей неопределенностью деятеля, которая граничит с полным устранением его.

Безличные именные характеризуются тем, что неопределенность в этом типе связана с неопределенностью носителя признака.

Своеобразие безличных причастных обусловлено тем, что причастие сочетает значение действия со значением результативного состояния.

6. Инфинитивными называются односоставные предложения с главным членом, выраженным независимым инфинитивном, обозначающие возможное (невозможное), необходимое или неизбежное действие (Вам не видать таких сражений).

7. Номинативными предложениями называются односоставные предложения с именительным падежом имени или количественно-именным сочетанием, утверждающие бытие предмета или явления.

В зависимости от значения и структуры различаются следующие разновидности номинативных предложений:

- бытийные;

- указательные;

- побудительно-пожелательные;

- оценочно-бытийные;

- собственно-назывные;

- «именительный представления».

8. Вокативные предложения – это обращения, осложненные выражением нерасчлененной мысли, чувства, волеизъявления.

По значению различаются следующие группы вокативных предложений:

- вокативные предложения-призывы;

- вокативные предложения, выражающие эмоциональную реакцию на слова и действия собеседника;

- предложения, синтезирующие свойства вокативных и номинативных предложений.

 

Лекция №5

Тема:

Второстепенные члены предложения

Продолжительность 2 часа

План лекционного занятия:

1. Дополнение.

2. Определение.

3. Обстоятельство.

 

1. Дополнение – это второстепенный член предложения, который имеет общее значение объекта и относится либо к определенному члену предложения, выраженному словом со значением действия или признака, либо ко всей основе предложения в целом.

Прямое дополнение обозначает предмет, на который непосредственно направлено действие, и употребляется при переходных глаголах, обозначающих действие, нуждающееся в объектах. Прямое дополнение выражается формой винительного падежа без предлога, родительного падежа при наличии отрицания и при обозначении частичного охвата объекта: осмотрел озимые, принес яблок.

Косвенное дополнение выражает разное отношение действия к предметам. Оно может обозначать и отношение к объекту, но не такое непосредственное и полное, как прямой дополнение: увлекаться футболом, знакомиться с первокурсниками.

2. Определение – это второстепенный член предложения, который имеет общее значение признака, отвечает на вопросы какой? чей? и относится к отдельному члену предложения, выраженному словом с предметным значением.

Согласованное определение выражает качества и признаки предметов без осложнения; сочетание определяемого слова с согласованным определением служит всегда обозначением одного предмета: новый дом, высокое дерево, четвертый курс.

Несогласованное определение выражается управляемыми и примыкающими словами: дом из камня, ребенок в майке, дуб без вершины.

3. Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который имеет общее значение признака действия или признака признака и может относиться как к члену предложения, выраженному словом со значением действия, состояния или признака, так и к основе предложения в целом: ушел с вечера, забросил на крышу.

 

Лекция №6

Тема:

Сложное предложение как синтаксическая единица

Продолжительность 4 часа

План лекционного занятия:

1. Понятие сложного предложения. Вопрос о сущности сложного предложения (СП) и его частей в грамматической традиции.

2. Признаки сложного предложения.

3. Роль традиционного учения о структуре сложного предложения.

4. СП в ряду других языковых единиц.

5. Семантика СП.

6. Синтаксические средства связи в сложном предложении.

 

1. В современном русском языке существуют различные определения сложного предложения. Так, А.М. Пешковский и А.А. Шахматов понимают сложное предложение как сцепление простых предложений, называя его «сложным целым», «сочетанием предложений». В.А. Богородицкий рассматривает его как единую и целую структуру, т.е. возникает вопрос в толковании самого понятия «сложное предложение»: это «соединение», «сцепление», «сочетание» или «предложение»? В.В. виноградов считал, что «сложным называется предложение, представляющее собой единое интонационное и смысловое целое, но состоящее из таких частей (двух и больше), которые по своей внешней, формальной грамматической структуре более или менее однотипны с простыми предложениями».

По мнению В.А. Белошапковой, каждая часть СП строится по той или иной схеме простого предложения и имеет самостоятельную предикативность; объединение сложного предложения составляет семантическое единство. Согласно данной точки зрения, СП нельзя отождествлять ни с простыми, ни с суммой частей СП.

2. СП характеризуется совокупностью признаков: полипредикативность (СП состоит из нескольких предикативных единиц), особая структурная схема, смысловая и интонационная целостность.

3. Между частями, входящими в состав сложного, существует сочинительная и подчинительная связь.

Деление союзов на сочинительные и подчинительные сложилось исторически. Это деление не является формальным, поскольку в самих союзах нет никаких указаний на способность одних союзов к сочинению предложений, а других – к подчинению. Поэтому учение основывалось на смысловых различиях и на представлении о равноправии (независимости) предложений в составе ССП и об их неравноправии в составе СПП.

БСП в лингвистических теориях рассматривались неоднозначно. Например, в «Русской грамматике» описание бессоюзных предложений вынесено за рамки раздела «Сложное предложение», а в некоторых работах по синтаксису бессоюзных сложных предложений на основании смысловых отношений между предикативными частями и особенностей интонации БСП делятся на две подгруппы: с сочинением и подчинением.

4. Различными признаками синтаксических единиц являются: отсутствие соотнесенности с ситуацией речи, оценки говорящего – непредикативность (словосочетание); соотнесенность с ситуацией речи, оценка говорящим сразу всего объективного содержания – монопредикативность (простое предложение); соотнесенность с ситуацией речи, оценка говорящим объективного содержания по частям – полипредикативность (сложное предложение).

5. Наиболее общими смысловыми отношениями, возникающими в структурно-семантических типах сложных предложений, являются:

а) временные отношения;

б) противительные отношения;

в) сравнительные отношения;

г) причинно-следственные отношения;

д) условные;

е) пояснительные;

ж) присоединительные отношения и др.

6. Синтаксические средства связи в СП:

а) интонация;

б) союзы;

в) союзные слова;

г) соотносительные местоименные слова;

д) порядок следования частей;

е) виды и времена глагола;

ж) лексические элементы.

 

Лекция №7

Тема:

Сложносочиненное предложение

Продолжительность 4 часа

План лекционного занятия:

Понятие сложносочиненного предложения (ССП), его структура, сущность связи частей ССП и грамматического значения.

ССП открытой и закрытой структуры.

Семантика сложносочиненных предложений.

ССП, состоящие из нескольких частей.

 

1. ССП – это предложение, части которого соединены сочинительными союзами и грамматически не зависят друг от друга.

Значение ССП построено на внутренней смысловой связи между частями, на это может указывать общий второстепенный член предложения, синтаксический параллелизм, неполнота одной из частей, однородность видо-временных форм глаголов-сказуемых.

2. ССП открытой структуры представляют собой незамкнутые ряды, состоящие из двух и более частей. Части однородны между собой по смыслу, однотипны по отношению ко всему целому. Для открытой структуры характерны соединительные и разделительные союзы между частями.

ССП закрытой структуры представляют собой замкнутые ряды, состоящие из двух частей и не допускающие включения других. Части ССП закрытой структуры разнотипны в семантическом отношении, они по-разному относятся друг к другу, по-разному соотносятся со смыслом целого предложения; они разнотипны и структурно: могут иметь разную модальность, разное синтаксическое оформление. Для закрытой структуры характерны противительные, присоединительные и градационные союзы.

3. В ССП выделяются следующие типы значений:

1) ССП однородного состава:

а) значение одновременности;

б) значение временной последовательности;

2) ССП неоднородного состава:

а) соединительно-распространительные;

б) соединительно-результативные;

в) условно-следственные;

г) соединительно-отождествительные;

3) сопоставительные отношения;

4) разделительные отношения;

5) причинно-следственные;

6) присоединительные;

7) пояснительные;

8) факультативно-комментирующие;

9) градационные.

4. По характеру взаимоотношений между составными частями ССП выделяются:

1) предложения, в которых каждая из непосредственно составляющих частей соотносительна с простым предложением;

2) предложения, в которых одна или несколько частей соотносительны со ССП;

3) предложения, которые могут быть интерпретированы по-разному.

 

Лекция №8

Тема:

Сложноподчиненное предложение

Продолжительность 4 часа

План лекционного занятия:

Понятие сложноподчиненного предложения (СПП). Признаки СПП.

Из истории вопроса о СПП.

Средства связи частей СПП.

 

1. Сложноподчиненным называется сложное предложение, части которого связаны подчинительными союзами или относительными (союзными) словами.

Зависимость придаточной части от главной – явление синтаксическое, структурное, а не смысловое. Довольно часто большую смысловую значимость имеют именно придаточные части предложения.

Основные признаки, отличающие СПП от других типов СП:

а) состав, функции и положение союзов и союзных слов;

б) максимальная дифференциация синтаксических отношений;

в) употребление местоименно-указательных слов и союзных слов, закрепленных за главной частью;

г) двучленность структуры: СПП состоит из главной и придаточной частей;

д) расположение частей: придаточная часть может быть в пре-, интер- и постпозиции относительно главной.

2. Вопрос о СПП сводился к классификации придаточных частей, что тесно связано прежде всего с самим понятием придаточного предложения как структурной части СПП.

Впервые термин «сложноподчиненное предложение» встречается у грамматистов первой половины 19 века (у А.Х. Востокова и Н.И. Греча). Придаточное предложение понималось этими учеными как развернутый член предложения простого предложения.

Принципиально новый подход был выражен Ф.И. Буслаевым:»Каждый из членов главного предложения, кроме сказуемого, может быть выражен предложением придаточным».

В.А. Богородицкий в своем «общем курсе русской грамматики» (1904 г.) отметил, что при исследовании придаточных предложений нужно иметь в виду: к чему относится; какие формальные слова применяются; какие смысловые оттенки в каждом случае принадлежат самим придаточным предложениям.

Н.С. Поспелов в 1959 г. выделил два типа СПП: СПП двучленной структуры (придаточная часть связана со всей главной частью); СПП одночленной структуры (придаточная часть прикрепляется к какому-либо члену главной части).

3. Средства связи в СПП:

а) союзные слова;

б) союзы;

в) соотносительные слова;

г) порядок следования частей;

д)лексико-морфологический характер слова, к которому относится придаточная часть;

е) соотношение глагольных форм;

ж) лексические элементы.

 

Лекция №9

Тема:

Классификация сложноподчиненных предложений

Продолжительность 3 часа

План лекционного занятия:

1. Подчинение как вид связи частей СПП.

2. Одночленные и двучленные СПП.

3. Структурные модели СПП (расчленные и нерасчлененные предложения).

 

1. Подчинение проявляется в разных формах, СПП формируется по-разному. А.М.Пешковский, В.А. Богородицкий выделяли взаимное (части СПП настолько взаимообусловлены, что трудно выделить главное и придаточное) и относительное подчинение (придаточное содержит дополнительную информацию к главной).

А.С. Попов выделил общее подчинение.при котором главное предложение не предполагает придаточного, а придаточное предполагает наличие главного, и частное подчинение, при котором придаточное уподобляется отдельной словоформе, отдельному члену предложения и вступает в связь не со всем главным, а с отдельным членом предложения.

В настоящее время есть два пути в формировании СПП:

1) между компонентами СПП создается слабая связь: главная и придаточная части могут образовывать самостоятельные предложения;

2) между компонентами СПП устанавливается тесная связь: главная часть предполагает наличие придаточной.

2. Одночленные СПП

Придаточная часть может относиться как к отдельному слову, так и к неразложимому сочетанию. В одночленных СПП налицо морфолого-синтаксические отношения между главной и придаточной частями, поскольку функция придаточной зависит от того, к какой части речи она прикрепляется.

Двучленные СПП

Главная часть двучленного предложения структурно не требует распространения вообще; придаточная часть содержит указание на определенное обстоятельство, при котором совершается или может совершаться то, о чем говорится в главной.

3. Классификация В.А. Белошапковой

Расчлененные СПП:

а) детерминантные предложения:

- предложения обусловленности (причинные, условные, целевые, уступительные, следствия);

- временные предложения;

- сравнительные предложения;

- предложения соответствия;

б) относительно-распространительные (придаточная часть всегда постпозитивна (или – при осложнении главной части – интерпозитивна).

Нерасчлененные СПП:

а) СПП присловного типа (придаточная часть относится к существительному, сравнительной степени прилагательного, наречия – такие предложения называются присубстантивные и прикомпаративные);

б) СПП с соотносительными словами и союзными средствами (функцию соотносительных слов выполняют местоимения, имеющие значение указания).

 

Лекция №10

Тема:

Семантико-структурные типы СПП

Продолжительность 3 часа

План лекционного занятия:

1. Придаточные изъяснительные.

2. Придаточные определительные.

3. Придаточные обстоятельственные.

 

1. Изъяснительные придаточные с относительным подчинением

В качестве союзных слов, при соединяющих изъяснительные придаточные, употребляются относительные местоимения кто, что, какой, который, каков, чей и местоименные наречия где, куда, откуда, когда, как, сколько, насколько, отчего, почему, зачем.

Изъяснительные придаточные с союзным подчинением

Изъяснительные придаточные присоединяются союзами что, как, будто, как будто, будто бы, как бы, словно, чтобы, если бы, ли, пока.

2. Присубстантивно-определительные предложения в зависимости от функции придаточной части имеют две разновидности. В одних случаях главная часть без придаточной не выражает законченной мысли и потому обязательно требует определения. Придаточная восполняет отсутствующий член главного предложения. А в других – главная часть не нуждается в придаточной, поскольку способна выражать законченную мысль. Придаточная в таких случаях распространяет главную, сообщает дополнительные сведения о предмете.

СПП с определительной придаточной, относящейся к местоимению (указательному или определительному) в главной, характеризуются следующими признаками:

1) местоимение главной части конструктивно обязательно;

2) придаточная часть конкретизирует значение этого местоимения, разъясняет его содержание.

Придаточные присоединяются к главному чаще всего при помощи союзных слов кто, что, какой, каков, который, чей, а также союзов как, словно, как будто, что, чтобы.

3. Придаточные времени содержат указание на время совершения действия или проявление признака, о которых говорится в главной части предложения.

Отношения одновременности выражаются в предложениях с придаточными, присоединяемыми союзами когда, пока, покуда, в то время как обычно при глаголах в главной и придаточной частях несовершенного вида одного времени.

Отношения разновременности выражаются в предложениях с придаточными, присоединяемыми союзами когда, пока, покуда, после того как, с тех пор как, как только, лишь только, только что, только лишь, как, едва, а также соотношением видовых форм глаголов-сказуемых и порядком расположения главной и придаточной частей предложения.

Придаточные места содержат указание на место или пространство, где совершается то, о чем говорится в главной части.

Придаточные вводятся только союзными словами где, куда, откуда.

Придаточные места обычно распространяют сочетание сказуемого главной части с указательными словами там, туда, оттуда, везде, всюду.

Придаточные уступительные содержат указание на условие, вопреки которому совершается то, о чем говорится в главной части предложения. Придаточные вводятся союзами и союзными словами хоть, несмотря на то, невзирая на то что, даром что, пусть, пускай (союзы); где ни, куда ни, кто ни, сколько ни, как ни (союзные слова).

Придаточные следствия указывают на следствие, вытекающее из содержания главной части предложения. Придаточные следствия всегда находятся в постпозиции и связываются с главной частью посредством союза так что.

Присоединительные придаточные содержат дополнительное сообщение по поводу высказанного в главной части предложения. Данные придаточные присоединяются к главному предложению только союзными словами и относятся не к отдельному слову, а ко всему главному предложению в целом или к определенной группе его членов.

Придаточные образа действия, меры и степени раскрывают способ или качество действия, а также меру или степень проявления признака главной части предложения. Придаточные вводятся и союзами и союзными словами.

Сравнительные придаточные поясняют главную часть предложения путем сравнения, основываясь на ассоциативной связи явлений. Придаточные вводятся только союзами как, подобно тому как, словно, будто, как будто, точно, как если бы.

Условные придаточные содержат указание на условие, от которого зависит осуществление того, о чем говорится в главной части. Придаточные присоединяются к главной посредством союзов если, коли, как, как скоро, раз, когда.

Придаточные цели содержат указание на цель или назначение того, о чем говорится в главной части предложения. Придаточные присоединяются к главной посредством союзов чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы.

Придаточные причины содержат указание на причину или обоснование того, о чем говорится в главной части предложения. Придаточные присоединяются к главной посредством союзов и союзных сочетаний потому что, так как, поскольку, в силу того что, из-за того что, благодаря тому что, благо.

 

 

Лекция №11

Тема:

Бессоюзное сложное предложение

Продолжительность 4 часа

План лекционного занятия:

1. Понятие бессоюзного сложного предложения (БСП) в синтаксической теории.

2. Средства связи частей БСП.

3. Типы интонаций в БСП.

4. Классификации БСП.

5. БСП, состоящие из нескольких частей.

 

1. Бессоюзным называется сложное предложение, части которого связаны по смыслу, интонационно, соотношением видо-временных форм глаголов-сказуемых и порядком следования частей. Основной признак БСП – отсутствие союзов и союзных слов.

БСП подразделяются на две группы:

а) БСП, компоненты которых связаны не только содержательно и интонационно, но и грамматически – формами синтаксических наклонений;

б) БСП, между которыми имеется только содержательная и интонационная связь, предопределенная единством описания.

2. Средства связи частей БСП:

а) смысл;

б) интонация;

в) порядок расположения частей;

г) формы времен, вида и наклонения глагола.

3. Типы интонаций

1) Перечислительная интонация. В БСП данного типа выражаются отношения одновременности и временной последовательности. Для предложений с перечислительной интонацией характерно использование добавочных средств: повторение местоименных и наречных слов; неполнота одной из частей; общий член предложения; повтор.

2) Сопоставительная интонация. В БСП данного типа выражаются отношения противопоставления.

3) Обусловленная интонация. В предложения данного типа реализуются следующие отношения:

- условно-следственные;

- с обобщенным значением;

- причинно-следственные.

4) Пояснительная интонация. В предложения данного типа реализуются следующие отношения:

- предложения, в которых вторая часть поясняет содержание всей первой части;

- предложения с пояснительно-субъектными отношениями;

- предложения с пояснительно-объектными отношениями;

- предложения с пояснительно-определительными отношениями;

- предложения с пояснительно-причинными отношениями.

4. Классификация Н.С. Поспелова:

а) предложения однородного состава:

- предложения аналогичности;

- предложения неаналогичности (сопоставительно-противительные, разделительные);

б) предложения неоднородного состава (соответствия, несоответствия, подключения-распространения, исключения-ограничения, разделительно-мотивировочные, пояснительно-мотивировочные, пояснительно-изъяснительные, собственно-пояснительные).

Классификация В.А. Белошапковой:

а) БСП открытой структуры;

б) БСП закрытой структуры (типизированные и нетипизированные).

БСП закрытой типизированной структуры бывают с анафорическим элементом; с факультативной позицией заключительной частицы; с незамещенной синтаксической позицией.

БСП закрытой нетипизированной структуры: объяснительные предложения (мотивирующее пояснение и уточняющее пояснение) и сопоставительные предложения.

5. БСП, состоящие из нескольких частей:

- каждая часть может соединяться с другими непосредственно;

- несколько частей БСП образуют структурно-смысловой блок и в его составе соединяются с другими частями.

 

Лекция №12

Тема:

Сложные предложения, состоящие более чем из двух

предикативных единиц

Продолжительность 2 часа

План лекционного занятия:

1.Сложные синтаксические конструкции.

2. Контаминированные типы сложных синтаксических конструкций.

3. Период.

 

1. Сложными синтаксическим конструкциями являются многочленные сложные предложения с разнотипной синтаксической связью.

Выделяются следующие группы сложных предложений комбинированного типа:

1) предложения с сочинительной и подчинительной связью;

2) с бессоюзной и подчинительной связью;

3) с сочинительной и бессоюзной связью;

4) различные комбинации трех типов сложных предложений.

2. Контаминированными являются сложные построения, в которых в качестве составляющих компонентов выступают сложные предложения. Поскольку подчинительная связь – это связь наиболее тесная, поэтому в качестве единого компонента сложной синтаксической конструкции обычно выступает сложноподчиненное предложение.

СПП выступает как компонент:

а) сложной конструкции с сочинительной связью;

б) сложной конструкции с бессоюзной связью;

в) другого сложноподчиненного предложения.

3. Период – это многочленное сложное предложение, гармоничное по своей синтаксической структуре, резко распадающееся на две части, с последовательным перечислением однородных синтаксических единиц в каждой из этих частей. Интонационное оформление периода определенно и неизменно: постепенное нарастание тона вначале, затем глубокая пауза и понижение тона. В соответствии с этим первая часть периода называется повышением, вторая – понижением. Части периода построены по принципу параллелизма: в них, как правило повторяются союзы, союзные слова, повторяется и порядок слов и формы глаголов-сказуемых.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Алтайская государственная педагогическая академия»

 

Кафедра

ОБЩЕГО И РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.347 сек.