КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1. Теоретические и правовые основы судебной экспертизы. Общие положения тактики назначения и производства судебных экспертиз
По изучению дисциплины Методические рекомендации для студентов В ходе изучения темы, обучаемые должны получить теоретические, специальные знания основ судебной экспертизы. Они включают в себя, прежде всего такие понятия как: - «специальные познания» их понимают, как систему теоретических знаний и практических навыков в области конкретной науки, техники, искусства или ремесла, приобретаемых путем специальной подготовки либо профессионального опыта и необходимых для решения вопросов, возникающих в процессе уголовного или гражданского судопроизводства - Специалист (specialis – особый), это сведущее лицо, обладающее большими сведениями, знаниями в какой-либо области, определенной специальности. В юриспруденции в качестве специалиста выступают любые лица, чьи специальные знания необходимы для определения сущности, свойств, природы, объектов, явлений, познание которых помогает объективно разобраться в сложившейся ситуации. Внимание обучаемых должно быть обращено на то, что привлечение в уголовное судопроизводство таких лиц, определяется либо требованиям УПК РФ (процессуальная форма), либо выполнение сведущими лицами действий вне процессуального закона, но в интересах следствия или суда (непроцессуальная форма). Процессуальная форма использования специальных знаний состоит из следующих элементов: - привлечение специалистов к производству следственных или судебных действий (ст.58, 168 УПК); - заключение специалиста (ч.3 ст. 80 УПК); - показания специалиста (ч.4 ст. 80 УПК); - производство судебной экспертизы (ст. 195-207 УПК). Следует обратить внимание на то, что судебная экспертиза определяется как самостоятельная научная отрасль о закономерностях экспертной деятельности, направленная на установление обстоятельств, имеющих значение для судебного исследования дел различных видов судопроизводств, на основе специальных познаний в области науки, технике, искусства или ремесла. Непроцессуальная форма – это фактически легитимная, но не закрепленная в законе возможность применения специальных знаний. Непроцессуальными формами использования специальных знаний являются: - консультационная деятельность специалиста; - справочная деятельность; - производство несудебных экспертиз (предварительное исследование); - участие специалиста в оперативно-розыскной деятельности; - обучение специалистом следователей, судей, оперативных работников современным приемам и методам работы со следами, изъятию предметов, веществ и т.д.; - привлечение сведущего лица для содействия в применении научно-технических средств в предварительном исследовании объектов; - использование специальных знаний специалиста по «старым» делам, нераскрытым делам прошлых лет; - составление портрета неизвестного (неустановленного) преступника и жертвы преступления и др. Также необходимо уяснить, что основополагающими понятиями при рассмотрении сущности судебной экспертизы являются предмет, объекты, задачи и методы экспертизы. Предмет экспертизы – это факты, обстоятельства, устанавливаемые посредством экспертизы. Иными словами – круг решаемых экспертизой задач (вопросов). По целевой направленности все задачи подразделяются на идентификационные, классификационные, диагностические, в т.ч. реставрационные и реконструкционные. К числу основных классификационных задач относится установление класса, рода, вида, группы, модели, образца объекта, оставившего следы. К решению идентификационных задач приступают после того, как классификационные получили свое разрешение. Суть идентификации в этом случае состоит в установлении конкретного единичного объекта, оставившего след, либо объекта, части которого обнаружены. Решение диагностических задач связано с установлением места, времени, способа выполнения преступных действий, их количества, направления, характера, установлением фактического состояния объекта в момент совершения преступления, условий, в которых было возможно совершение действия, первоначального состояния объектов. Объект экспертизы – источник сведений об устанавливаемых фактах (происшедшем событии), носитель информации о них, который подвергается экспертному исследованию и посредством которого эксперт познает обстоятельства, входящие в предмет экспертизы. Для решения стоящих задач судебная экспертиза использует широкий арсенал методов. Под методом понимается путь, способ познания, подход к исследуемому событию, объекту, явлению для достижения поставленной цели. Методы, используемые судебной экспертизой, весьма разнообразны и могут быть классифицированы по многим логическим основаниям. По степени охвата методы делятся на общие (общенаучные) и специальные. В ходе изучения темы, обучаемые должны получить общее представление о классификации судебных экспертиз. В теории и практике назначения и производства экспертиз их классификация осуществляется по следующим основаниям. 1. По месту проведения: в экспертном учреждении и вне экспертного учреждения (ст. 199 УПК). 2. По объему исследования: основные и дополнительные (ст. 207 УПК). 3. По последовательности проведения: первичные и повторные (ст. 207 УПК). 4. По численности исполнителей экспертизы: единоличные и комиссионные (ст. 200 УПК). 5. По объему специальных знаний: узкоспециальные и комплексные (ст. 201 УПК). 6. По содержанию специальных знаний экспертизы принято делить на классы, роды, виды. Стоит отметь, что выделяют следующие классы судебных экспертиз:криминалистические; медицинские и психофизиологические; инженерно-технические; инженерно-транспортные; инженерно-технологические; экологические; биологические; экономические; сельскохозяйственные; искусствоведческие. Род и вид экспертизы – принятое деление экспертиз в зависимости от представляемых на экспертизу объектов, характера поставленных задач и предстоящих исследований. Если класс – крупное; то род и вид – более мелкое подразделение. Следует обратить внимание студентов, что криминалистическая экспертиза – один из важных классов судебной экспертизы, который и будет подробно изучаться в рамках данной дисциплины. Это исследование вещественных доказательств, проводимое на основе специальных знаний в области криминалистической науки в целях получения информации (фактических данных) о преступлении и его участниках. В завершении изучения темы обучаемым раскрываются вопросы подготовки и назначения судебной экспертизы. Алгоритм типичных действий при подготовке и назначении судебных экспертиз включает: 1. Принятие решения о назначении экспертизы. Следователь должен исходить из задач расследования, действительной необходимости, целесообразности и возможности проведения экспертизы. 2. Формулирование вопросов эксперту. После определения вида экспертизы, следует поставить все вопросы, на которые необходимо и возможно получить ответы, 3. Подбор материалов (объектов) на экспертизу 4. Выбор эксперта или экспертного учреждения. 5. Вынесение постановления о назначении экспертизы (ст. 195 УПК). 6. Обеспечение законных прав заинтересованных лиц. Следователь знакомит с постановлением о назначении судебной экспертизы подозреваемого, обвиняемого, его защитника и разъясняет им права, предусмотренные ст. 198 УПК. 7. Направление материалов эксперту или в судебно-экспертное учреждение.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1937; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |