Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

З) Экзистенциальная психология




Представители этого направления руководствуются сильными гуманистическими побуждениями. Самым значимым в ней направлением является персоналистическая психология Уильяма Штерна (1871-1938).

Предметом психологии является живая, уникальная и неповторимая «персона». Она представляет собой точку пересечения унаследованного и приобретенного в индивидуальной жизни человека.

Уильям Штерн отмечает два основных свойства человека:

- тенденцию к самосохранению;

- тенденций к саморазвитию.

Психическое и органическое являются различными сторонами одного и того же начала.

К экзистенциальной психологии относится и гуманистическая психология Уильяма Джеймса. По его мнению, к личности следует причислить все, что человек считает своим. Он указывает, что существует четыре формы Я:

- Я -материальное;

- Я- социальное – все, связанное с запросами о престиже, о положительной оценке от других лиц, т.е. соотнесение представлений о себе, связанных с социальными ожиданиями;

- Я -духовное – носитель процессов сознания, способностей;

- Чистое Я (идеальное Я)-личная идентичность, образ органических ощущений.

Актуальной проблемой в его психологической теории является теория о самооценке. Он использует популярную формулу для ее определения:

Успех

Самоуважение = -----------

Притязания

 

Личность постоянно стремится к действию, к достижению личных успехов. Эти успехи следует искать не в эмпирическо-социальном, а в социуме идеального. Это он связывает с Абсолютным разумом, с Всевышним и т.п.

На базе этой идеи Уильяма Джеймса обосновываются основополагающие идеи экзистенциалистов о социальном действии как об излишнем бремени – бессмысленном по своему объективному результату. Согласно взглядам экзистенциалистов, в лице Ж.-П.Сартра, К.Т. Ясперса, М.Хайдеггера, человек бессилен справиться с враждебными силами в обществе. Потеряна вера в человеческий разум и прогресс человеческой цивилизации.

И представители экзистенциализма в философии, и представители гуманистической психологии обращают особое внимание на возможности преодоления и нейтрализации напряжения в жизни и поведении людей в период нескольких десятелетий ХХ века. Философы ищут спасение в идеальном, а психологи - в возможностях достичь большей динамичности в Я-концепции личности.

Ярким представителем гуманистической психологии со значительным вкладом в эту науку является Карл Роджерс. По его мнению, «Я-концепция» представляет собой фундаментальный механизм для саморегулирования поведения. При отсутствии соответствия между непосредственным опытом и Я-концепции вполне возможна ее дезадаптация.

Другой существенной причиной для возникновения дезадаптации и неврозов является противоречие между существующими тремя сферами личности: истинное содержание личности; представления человека о самом себе (как он себя воспринимает и оценивает); представления человека о его идеальном Я (т.е. то, чего человек желает достичь).

Личность, в принципе, не подавляет свои антисоциальные импульсы, как указывает Фрейд, а только некоторые из них, которые противоречат его представлениям о самом себе. Противоречие между определенными представлениями о себе и определенным поведенческим поступком всегда водит до напряжения и тревожности. Усиливающаяся тревожность, порожденная в результате этого противоречия, может быть преодолена и посредством изменения отношения к себе, т.е. изменения отношения к личным притезаниям.

По мнению К.Роджерса, психотерапевтическая помощь должна быть направлена на стимулирование самоутверждения пациента путем создания климата правдивости и искренности.

Человек не может достичь больше того, к чему он подготовлен, и что ему предоставляют его индивидуальные возможности. Я-концепция должна быть исключительно гибкой по отношению к опыту. Личный опыт должжен быть наивысшим авторитетом для любого индивида.

К. Роджерс глубоко убежден, что современный гуманизм (гуманизм ХХ века) существенно отличается от гуманизма предшествующей исторической эпохи. В современных условиях, по мнению К.Роджерса, усилия направлены на всестороннее содействие человеку, в том числе путем предоставления ему психотерапевтической помощи.

В современном мире необходимо более активно помогать людям в целях гуманизирования их поведения – гуманный мир может быть построен гуманными личностями.

 

Абрахам Маслоу

Он является одним из основателей гуманистической психологии. Выступает за создание самых благоприятных условий для реализации человеческих сил и возможностей для сознательного труда и творчества.

А. Маслоу разрабатывает иерархическую теорию о потребностях. Свои идеи о потребностях и мотивациях человеческого поведения он развивает в статье «Теория человеческой мотивации», опубликованной в 1943 г. и монографии «Мотивация и личность», появившейся в 1954 г.

По мнению А.Маслоу существует пять типов иерархии человеческих потребностей:

■ физиологические потребности;

■ потребности в безопасности и самосохранении, обеспечивающие человеческое существование;

■ потребности в общении и любви;

■ потребности в самоутверждении;

■ потребности в самоактуализации, в реализации потенциальных способностей личности.

Важную роль для человеческой активности играют метапотребности (высшая категория потребностей). Эти потребности связаны с достижением красоты, совершенства, всестороннего развития, самоактуализации. Подавление этих потребностей пораждает психические расстройства. Эти расстройства Маслоу определяет как метапатологию.

В обществе, по его мнению, живут два типа людей: способных на высшие переживания, при которых актуализируются метапотребности, и неспособные на это. Первый тип людей является носителем ценных идей и может играть важную роль для прогресса человечества. Второй тип людей является более податливыми на манипуляции.

Коммуникация между этими двумя типами людей очень затруднена. Также трудна коммуникация между людьми, способными на высшие переживания. Преодоление трудностей в общении, обусловленных различными потребностями, ценностями и стремлениями людей может быть успешно достигнуто посредством неформальных человеческих общностей.

Идеи Маслоу приложимы ко всем сферам социальной практики, в том числе и в деятельлности специализированных государственных органов, принимающих участие в противодействии преступности.

С научной и практической точки зрения очень ценной является его идея о двух типах людей: склонных и несклонных к высшим переживаниям. Так например, девиации в поведении намного реже могут произойти у лиц, склонных к высшим переживаниям.

Используя психотесты при подборе кадров для специализированных государственных органов, также нужно принимать во внимание эту типологию. Общество заинтересованно в том, чтобы высшие потребности были рассмотрены как определяющие в социальных отношениях и социальной практике.

Анализ психологических теорий во второй половине XIX и ХХ веков показывает, что существует ясно выраженная тенденция для все более глубокого проникновения в сущность и особенности человеческой психики и человеческой личности. Человеческое сознание представляет собой ту отличительную особенность человеческой психики, которая гарантирует возможность саморегуляции путем принятия и соблюдения общепринятых норм. Нормативное регулирование поведения превращается в жизненную необходимость для человеческого общежития, для жизни и деятельности людей. Сознание, а не чувства, дает возможность для того, чтобы социальная наука воспринималась и оценивалась людьми единными общепринятый критериями.

Этот вывод, который напрашивается и который обусловлен и достижениями психологии, подложен на обструкцию в правовых науках. Длительное время в этой области продолжает тихо господствовать крайне субъективный подход при интерпретировании проблемы правоотношений в обществе и о правовом регулировании человеческого поведения.

Независимо от того, что философы Древней Греции и Древнего Рима выяснили осознанную общественную необходимость от использования правовых норм в целях регулирования отношений в человеческом общежитии, в правовых науках в течение длительного время господствуют субъективистские взгляды.

Правовая теория очень медленно и очень трудно освобождается от биогенетических взглядов и теорий о психике и поведении. Очень трудно воспринимается идея о возможности добиться больших успехов посредством правового урегулирования общественных отношений и общественной практики.

В поддержку этой точки зрения могли бы послужить воззрения русского психолога и юриста Льва Иосифовича Петражицкого (1867-1931). По его мнению, реально существуют только психические процессы, психические восприятия и психические переживания. Все социально-исторические образования, в том числе и право, являются только их внешними проекциями.

Человек принимает нормы только в качестве «императивно-атрибутивных» эмоций, т.е. имеющих «обязательно-притязательный» характер (необходимо для меня, обязательно для других). Норма является продуктом индивида, а не общественного сознания. По его мнению, собственность представляет собой не объективно обусловленное явление, а лишь только то, что существует всего на всего в психике определенных людей. Государство тоже, в свою очередь, не является нечто реальным, а только еманацией фанатизма.

Согласно взглядам Петражицкого, специфические правовые эмоции имеют как нормальные люди, так и те, которые имеют потенциальные нарушения. Он отмечает, что вполне возможно и существование суеверного права. Правовые взгляды, по мнению Петражицкого, могут иметь и люди, которые оторваны от конкретной социальной среды.

Петражицкий считает, что эмоции имеют особенную стимулирующую роль в отношении соблюдения правовых норм. Это т.н. этические эмоции, которые он разделяет на два вида: моральные и правовые. Моральные эмоции, по его мнению, являются только императивными, а правовые – императивно-атрибутивными. Правовые оценки помагают индивиду понять, что другие люди от него требуют выполнять определенные вещи.

Согласно психологии права Петражицкого, правовое регулирование воспринимается как процесс, идентичный борьбе за существование в природе. Это представляет собой бессознательный процесс социально-присхологического приспособления, направленного к достижению всеобщего благополучия.

Единственно возможным способом усвоения правовых норм является самонаблюдение, интроспективный метод. В этом понимании не только учитывается, но и не предполагается реальная роль человеческого сознания в целях направления и регулирования человеческого поведения.

Определенный интерес представляют и взгляды на представителей диалектическо-материалистической школы в психологии. Они сыграли важную роль в развитии юридической психологии.

Первая попытка интерпретирования проблемм психологии с позиции диалектического материализма была осуществлена в 20-е годы ХХ в. во Франции Жоржем Полицером (1903-1942) – философом и психологом венгерского происхождения. В разработке своей психологической теории он ссылается на философские взгляды К.Маркса и Ф.Энгельса.

В основу своей «конкретной психологии» он ставит целостную личность, связанную с конкретной деятельностью. Важную роль в психическом развитии человека играют все события, к которым он сопричастен.

Кроме Ж.Полицера в развитие французской «исторической психологии» большой вклад вносят еще два психолога: Иньяс Мейерсон (1888-1983) и Анри Валлон (1879-1962). И.Мейерсон обращает внимание на филогенетическое развитие человеческой психики, а А.Валлон – на онтогенетическое.

С точки зрения Мейерсона, человеческая мысль всегда направлена к какому-то конкретному материалу. Производя, человек создает свои психологические функции. Психический облик человека вновь воссоздается, т.е. реконструируется при конкретных исторических условиях.

На начальном этапе развития человеческой цивилизации не обращается внимание на субъективный мир, на переживания. Значимыми были только действия людей. Это отражено и в литературе.

Внутренний мир человека делается объектом особого внимания только после распада родовообщинного строя. Тогда начинается уделятся более пристальное внимание индивидуальности, индивидуальным возможностям.

Анри Валлон по профессии является детским психологом и психиатром. Профессор в Сорбонне. По мнению А.Валлона, движущие силы в развитии психики человека заложены в самой социальной среде, в которой находится каждый индивид. Основной движущей силой для развития детской психики является социальное окружение. На более позднем этапе определенную стимулирующую роль начинают играть и внутренние позиции личности.

Идеи исторической психологии в России развиваются такими учеными, как Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927), Константин Николаевич Корнилов (1879-1957), Лев Семенович Выготский (1896-1934 ), Александр Романович Лурия (1902-1977), Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979), Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960), Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886-1950) и др.

 

Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927)

Создатель первой в России экспериментально-психологической лаборатории и Психоневрологического института (1908 г.). В своей исследовательской работе он опирается на учения И.Сеченова о роли рефлексов в психической деятельности.

Он стремится создать естественно-научное учение о психике. Делает попытки объяснить целую общественную жизнь с помощью рефлексной теории о психике. В этом отношении он очень близок к бихевиористической теории поведения.

Поведение человека формируется посредством врожденных и индивидуально приобретенных «сознательных рефлексов». С его точки зрения рефлексология должна заменить психологию при изучении человеческого поведения.

 

Константин Николаевич Корнилов (1879-1957)

Первым поставил вопрос о создании русской материалистической психологии. Объясняет психику своей концепцией о реактологии, которую противопоставляет рефлексологии. После 1930 г. официально отказывается от своей концепции.

 

Лев Семенович Выготский (1896-1934)

Является единомышленником культурно-исторической теории о психике и поведении. Культурные знаки (знаки оценки) играют важную роль в формировании внутреннего мира человека.

Выготский различает два плана человеческого поведения, соединенных в развитии психики:

■ натуральный – продукт биологической эволюции;

■ культурный – результат исторического развития человечества.

Культурное поведение опосредовано орудиями и задачами. Первые направлены «вовне», а вторые - «вовнутрь». С помощью задач обеспечивается управление поведением.

 

Александр Романович Лурия (1902-1977)

В начале своего развития и утверждения как психолога А.Лурия поддерживает культурно-историческую теорию о психике. Позднее направляет свои научные исследования в невропсихологии и психолингвистике.

Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979)

Один из русских психологов, которые активно работают с целью утверждения культурно-исторической теории психики. Активно работает над проблемой развития психики и сознания.

 

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960)

Работает над философскими и методологическими проблемами психологии. Посвещает много из своих исследований детерминизму в психологии. Работает над проблемами восприятия, памяти, речи и мышления.

Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886-1950)

Создатель русского варианта теории установки. Использует свою теорию установки для объяснения целенаправленной активности человека. Установка не что иное, как готовность к определенной активности в определенных ситуациях.

Идея установки дана немецким психологом Л. Ланге, которую он обосновывает в ходе исследования ошибок и искажений при восприятии действительности.

 

Обзор основных психологических теорий дает возможность сделать несколько основных выводов о развитии психологии:

- в отдаленном и недавнем прошлом развитие биологических и социальных наук оказало сильное влияние на развитие психологии;

- закономерности, являющиеся специфическими для развития человеческой психики, не могут изучаться без учета ее материального носителя – нервной системы. Этого нельзя добиться, не приняв во внимание и специфическую роль и значение социальной среды.

Как развитие, так и смущения в психике и поведении не могут быть изучены вне и независимо от социальной ситуации, в которой протекал этот процесс:

■ сознание является отличительной особенностью человеческой психики. Оно дает возможность человеку направить свои усилия к предварительно намеченным целям и задачам. Сознание является необходимой предпоставкой для регуляции поведения посредством общепринятых норм. С помощью сознания человек может понимать смысл и значение этих норм и подготовиться к их неукоснительному соблюдению при контактах с социальной средой и при осуществлении того или иного вида дейстельности.

Вне и независимо от сознания немыслимо формирование каких- либо правоотношений в обществе. Регуляция человеческого поведения посредством только правовых норм также невозможна;

■ каждый человек раждается с определенными анатомо-физиологическими предпосылками психического развития и основных личностных качеств. Психическое развитие зависит от социальной ситуации, от культурно-исторических условий, в которых осуществляется этот специфический процесс.

Любая историческая эпоха создает как стимулы, так и проблемы социального развития личности. Отклонения в поведении также обусловлены социальной ситуацией, точнее, характером усвоения социального опыта.

Принятие этой позиции совсем не означает, что недооцениваются или исключаются биологические предпосылки возникновения отклонений в поведении.

В отличие от представителей животного мира, люди в состоянии изучить несовершенства своей психики и нейтрализовать их влияние.

Правонарушение не является неизбежным для лиц, которые могут осуществлять сознательный контроль своего поведения. Возможность эффективного сознательного контроля над поведением представляет собой основную проблему, стоящую при расследовании каждого совершенного преступления. Наказательлную ответственность могут нести только лица, которые в состоянии сознательно регулировать и контролировать свое поведение в соответствии с требованиями конкретных правовых норм.ИСТОРИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Представленные таким образом идеи и теории в развитии психологии как науки сыграли существенную роль для выяснения специфических проблем юридической психологии.

Развитие юридической психологии как науки проходит три основных периода:

- ранний период (XVII-XVIII века);

- период утверждения юридической психологии как прикладной отрасли психологии (ХIХ век);

- период расширения и усовершенствования научно-исследовательской деятельности по проблемам юридической психологии (XX век).

Ранний период в развитии этой науки связан с активным поиском больших знаний о человеке и его душевном мире, крайне необходимых для усовершенствования судебной практики. В этот период знания о психике используются для обоснования необходимости утверждения принципов гуманизма при наказательном преследовании лиц, совершивших преступления.

Большинство авторитетных личностей этого раннего периода не имеют специальной психологической подготовки. Они опираются на свой собственный опыт как юристы или же на публикации по проблемам психики.

В первых публикациях по юридической психологии актуальными являются три основные идеи:

- преступление не является атрибутом, присущим человеческому поведению. Люди могут совершать, но могут и не совершать преступления;

- любой человек, совершивший преступление, может преодолеть свою преступную склонность к этому виду деяний и отказаться от совершения новых преступлений. Необходимо верить в возможности правонарушителей исправиться;

- судебная практика может только выиграть, если утвердятся принципы гуманизма в деятельности судебных органов. Эта точка зрения подтверждается анализом первых трудов по юридической психологии, опубликованных в конце XVIII и XIX веков.

 

Курт Эккартсхаузен (1752-1803)

Сторонник идей гуманизма. Ищет возможности для их реализации в судебной практике. Идеи гуманизма должны найти реальное приложение в судебной практике.

Реализация идей гуманизма в судебной практике не может быть достигнута без использования достижений психологии. Вместе с юридическими знаниями, юристы должны иметь очень хорошую психологическую подготовку.

Свои идеи Эккартсхаузен обосновывает в своем труде «О необходимости психологического познания при обсуждении преступления».

 

М.М. Щербатов (1733-1790)

В своих сочинениях он выступает за необходимость того, чтобы законы принимали во внимание индивидуальные особенности людей. Он первым выдвинул идею использования трудовой деятельности с целью исправления и перевоспитания правонарушителей. По его мнению, добросовестный труд облагораживает нравственную природу человека.

М.Щербатов первым поставил вопрос о необходимости условно-досрочного освобождения из мест лишения свободы. Эта возможность стимулирует готовность заключенных прилагать усилия к тому, чтобы изменить свое поведение к лучшему.

 

И.Т. Посошков (1652-1726)

В своих сочинениях выступает за гуманный подход при расследовании обвиняемых. По его мнению, можно добиться успешного допроса обвиняемого, если хорошо ознакомиться с его индивидуальными особенностями. Обвиняемый должен поверить, что орган расследования имеет честное и искреннее отношение к нему и к его жизненным проблемам, и желает оказать всестороннюю помощь в изъяснении его позиций по отношению к совершенному преступлению.

Делает попытку классифицировать преступников и обосновать необходимость дифференцированного подхода при их допросе. Указывает на то, что все лица, совершившие преступления, желали или ожидали получения преступного результата.

Значительная часть лиц, совершивших преступления, осознают и глубоко сожалеют о совершенном, т.е. о наступивших в результате их преступных деяний вредных последствиях.

Конечно же, существуют и лица, совершившие преступления, которые стремятся его скрыть и не раскаиваются в содеянном. Они настойчиво добиваются возможности быть оправданными.

Актуальной проблемой раннего периода развития юридической психологии являются свидетельские показания. Большее число и более важные публикации на эту тему появляются во Франции. Авторы, занимающиеся изучением этих проблем, находятся под сильным влиянием идей Французской буржуазной революции.

Достижение справедливости в судебной практике не может произойти без обеспечения большой точности в свидетельских показаниях. Интересные мнения по этому вопросу развивает французский математик П.-С. Лаплас в своей монографии «Опыт философии теории вероятностей», изданной в 1814 г.

В этой публикации он детально изучает проблему, суть которой заключается в вероятности соответствия свидетельских показаний реальному положению вещей. Логическим путем, опираясь на философскую теорию о вероятностях, он обосновывает четыре возможные гипотезы по отношению к достоверности свидетельских показаний:

- свидетель не ошибается и не лжет;

- свидетель лжет, но делает это, потому что ошибается;

- свидетель не ошибается, но лжет;

- свидетель и лжет и ошибается.

Идея Лапласа является первой попыткой использования научного подхода для оценки свидетельских показаний. При категоризации свидетельских показаний нужно иметь в виду, что кроме неискренности и лжесвидетельствования, сложности при даче показаний могут быть обусловлены также и трудностями в восприятии, и воспроизведении определенных фактов и событий.

На более позднем этапе развития юридической психологии исследователи указывают и на опасность от изкривления объективной информации при попытке оказания помощи для реминисценции свидетелей.

Второй этап развития юридической психологии, связанный с всесторонней подготовкой и разработкой идеи о ее развитии как самостоятельной прикладной отрасли психологии, протекает под влиянием двух основных событий, а именно:

- быстрого разрастания преступности и необходимости от усовершенствования арсенала средств и методов противодействия ей, включительно и посредством наказательно-процессуальной практики;

- развитие психологии, происходящее под сильным влиянием естественных наук. Этот период ознаменован тем, что исследователи ищут корни человеческой психики и поведения в анатомо-физиологических особенностях человека.

Длительное воздействие на идеи, выдвинутые в правовых науках и юридической психологии, оказывают как антропологические, так и социологические теории в криминологии.

Основателем антропологической теории в криминологии является итальянский врач-психиатр Чезаре Ломброзо.

Социологические теории в криминологии развиваются под сильным влиянием французских социалистов-утопистов. Суть этих теорий заключается в том, что причины преступности ищутся не в биогенетических факторах, а в самой социальной среде. По их мнению, люди не раждаются преступниками, как утверждает Ч. Ломброзо и его последователи, а сформировываются под сильным влиянием неблагоприятных условий жизнедеятельности.

Споры между представителями антропологической и социологической теории отражаются, главным образом, на исследованиях преступного поведения и преступной реализации личности. Независимо от этих споров и этого противодействия, продолжаются психологические исследования, целью которых является судопроизводство.

Углубляются и научные исследования в области свидетельских показаний. В XIX в. обосновывается и необходимость использования экспериментального метода для психологического исследования свидетельских показаний. Французский психиатр Альфред Бине предлагает использовать экспериментальный метод для исследования влияния внушения на свидетельские показания детей. В своей монографии «Внушаемость», опубликованной в 1900 г., А.Бине приходит к следующим констатациям:

- при ответе на вопросы всегда существует опасность допустить ошибки и неточности;

- чтобы избежать неточностей, в протоколах допроса должны быть отражены как вопросы, так и ответы.

Экспериментальными исследованиями свидетельских показаний занимается и немецкий психиатр Вильгельм Штерн. Он направляет свои усилия, главным образом, для установление степени достоверности свидетельских показаний, отстаивая крайние позиции по этому вопросу. В принципе, по его мнению, свидетельские показания всегда являются неточными, и этот вывод можно сделать на основании того, что для человека забывчивость является правилом, а точное воспроизведение фактов и событий – исключением.

Обосновывая эту точку зрения, Штерн опирается на персоналистическую теорию о памяти. Согласно этой теории, при воспроизведении (при воспоминаниях) всегда имеется в наличии достаточная доза субъективно преувеличенных элементов. Вспоминая и восстанавливая факты и события, человек всегда дополняет что-то от себя, так как при воспоминаниях существует естественное стремление человека «преукрашивать» факты и события.

Взгляды Штерна об изначальной недостоверности свидетельских показаний получают в России поддержку профессора Болдовского из Петербургского университета и профессоров А.Завадского и А. Елистратова изКазанского университета. В своих публикациях они указывают на необходимость принятия как полностью доказанного мнения немецкого психолога Штерна о том, что недостоверность является отличительной особенностью свидетельских показаний, а достоверность - исключением.

По проблемам достоверности свидетельских показаний в Германии в то время работают А.Крамер и В.Ф.Лист.

В России психологическими проблемами свидетельских показаний занимаются такие специалисти в области психологии, как М.Хомяков, А.Берштейн, Е. Кулишер и др.

Во Франции этой проблематикой занимается известный французский психолог Лафайет, а в США – Майерсон.

Русский юрист А.Ф.Кони выступает с критикой крайних позиций по поводу достоверности свидетельских показаний. Он подчеркивает, что позиция Штерна является крайней, и что не следует ее поддерживать.

Независимо от вероятности быть недостоверными и неточными, свидетельские показания представляют собой ценный источник информации при расследовании конкретных преступлений.

Ученые из Казанского университета М.Лазарев и В.Вализин на основе анализа конкретных материалов отмечают, что актуальной проблемой для расследования является не недостоверность свидетельских показаний, обусловленных особенностями памяти человека, а лжесвидетельствование. Приблизительно в ¾ из случаев свидетели умышленно вводят расследующих в заблуждение, давая заведомо ложную информацию об инкриминируемом деянии.

До конца 19-го и в начале 20-го столетий многие психологи, работающие в области юридической психологии, выступают против антропологической теории Ломброзо о биогенетической обусловленности преступлений. В ряде публикаций указывается, что оно представляет собой крайнюю точку зрения, объясняющую нормативную регуляцию человеческого поведения. Так как, если следовать логике его антропологической теории, то можно прийти к выводу, что при невозможности проведения коррекции поведения следует «врожденных» преступников пожизненно изолировать от общества или же их уничтожать физически.

Из этого анализа напрашиваются два вывода:

- психологическое исследование является крайне необходимым для того, чтобы добиться большей эффективности в судебной практике;

- психологические исследования должны проводиться специалистами-психологами, которые хорошо знакомы с проблемами судебной практики. Специалисты, принимающие участие в такого рода исследованиях, должны иметь как психологическую, так и юридическую подготовку.

В конце 19-го и начале 20-го столетия развитие юридической психологии находится под чрезвычайно сильным влиянием криминологии, которая выступает в качестве науки, охватывающей проблему преступности и преступного поведения в целом. В результате проведенных в этот период криминологических исследований все большую известность получает теория о социальной и социально-психической обусловленности преступности. Большой вклад в развитие и утверждение этой теории внесли такие известные социологи и криминалисты, как Ж.Кетле, Е. Дюргхайм, М. Вебер, Л.Леви-Брюм и др.

Использование статистического метода при исследовании преступности позволило этим исследователям обосновать свою теорию о том, что преступность представляет собой явление, которое находится в прямой зависимости от аномалий: войн, икономических кризисов, социальных сотрясений и т.п.

Представители американской социально-психологической школы обращают большее внимание на влияние различных социально-психологических факторов, относящихся к контактам личности с социальной средой на микро- и макроуровнях. Особенное внимание они уделяют влиянию криминализированной социальной среды.

Интересные социально-психологические исследования преступности и преступного поведения проводят Р.Мертон, Ж.Старленд, Э.Глюк и др. Они отмечают, что социально-экономические факторы не оказывают на преступность и преступное поведение непосредственное влияние, а воздействуют опосредственно через социально-психические факторы.

Эти идеи, несмотря на то, что они основаны на базе убедительных доказательств, полученных в результате научных исследований, подвергаются обструкции со стороны представителей неоломброзианского и неофрейдистского направлений в криминологии и психологии. Криминологи, главным образом, опираются на синдром Клайнфельтера (Кляйнфельтера), а психологи – на трудности при контролировании т.н. врожденных влечений: либидо, стремления к власти, наклонности к разрушению.

Хромосомная теория о преступности основывается на т.н. хромосомной аномалии, которая часто встречается у лиц, совершающих преступления. Научное исследование, проведенное Американским центром психического здоровья в 1970 г., не подтверждает эти выводы. Проведенное представительное исследование показывает, что хромосомные аномалии встречаются как у правонарушителей, так и у законопослушных лиц. У правонарушителей они представляют 0.7%, а у лиц не совершивших преступления – 0.1%.

Хромосомные аномалии скорее всего являются предпосылкой появления психических аномалий.

На международной конференции, проведенной во Франции в 1972 г., единодушно принимается позиция, что зависимость между хромосомными аномалиями и преступностью статистически не доказана.

Проблемам агрессивности посвещены научные исследования, проведенные А.Бандурой, Л.Берковицем, А. Бассом и др., которые показывают, что человеческая агрессия, как явление, находится в прямой зависимости от нарушений в социализации личности и от ее способности сознательно контролировать свое поведение в конкретной жизненной ситуации. Человек не рождается с готовой программой для совершения агрессивных действий - он обучается этому стихийно или организованно.

Эти исследования сыграли важную роль для преодоления ограниченности при выяснении субъективных причин преступности и преступлений. В исследованиях, проведенных во второй половине 20-го столетия, предпосылки для отклонений в поведении, включительно связанных и с совершением преступлений, ищут в различных деформациях психических и личностных качеств, возникших в индивидуальной жизни личности, и на которые оказала влияние конкретная сложившаяся жизненная ситуация.

Позитивное отражение на развитие юридической психологии во второй половене 20-го столетия оказали также усилия обогатить арсенал средствами и методами психологических исследований. Были созданы и оригинальные методики для исследования лиц, совершивших преступления.

В ХХ-ом веке исследованиями в области юридической психологии занимаются такие известные ученые, как Е.М.Шторн, Г. Мюстенберг, А.Ф. Кони, А.Л.Лурия, В.М.Бехтерев и др.

Исследовательская работа направлена на решение следующих научных проблем, а именно:

- общих вопросов юридической психологии;

- правосознания;

- профессионально- психологического отбора;

- процессуальной психологии;

- судебно-психологических экспертиз;

- психологических исследований обвиняемых, потерпевших и свидетелей;

- психологических исследований лиц, занятых в деятельности правозащитных органов.

Научные исследования осуществляются в высших учебных заведениях и в ведомственных научно-исследовательских институтах. Положительное отражение на научно-исследовательскую работу оказывает и подготовка специалистов с высшим образованием в области юридической психологии.

Юридическая психология постепенно утверждается как основная учебная дисциплина при обучении юристов и психологов в высших учебных заведениях.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.096 сек.