Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Познавательно-прогностическая (когнитивная) подструктура деятельности следователя, прокурора




Процессуальная самостоятельность, персональная ответственность работника прокуратуры

I, II, III Факторы профессиональной пригодности

социальная зрелость личности;

нервно-психическая, эмоционально-волевая устойчивость;

развитый интеллект, гибкое, творческое мышление, прогностические способности;

смелость, решительность, способность брать на себя ответственность, уверенность в себе, настойчивость при высоком уровне самокритичности;

адекватная самооценка;

устойчивая мотивация на достижение успеха.

Негативные качества личности:

Нервно-психическая, эмоциональная неустойчивость;

слабые интеллект, эрудиция, сниженная познавательная активность;

повышенные тревожность, мнительность, недостаточно развитые волевые качества;

отсутствие мотивации на достижение успехов в работе.

Прогностически благоприятные показатели:

а) наличие в документах оценочных характеристик: "проявляет самостоятельность, инициативу ", "отстаивает свою точку зрения ", "настойчив ", "умеет планировать свою работу " и пр.;

б) показатели психодиагностических методик:

показатели тестов Равена, 16PF, СМИЛ, указанные в п. 14.

Прогностически неблагоприятные

показатели:

а) наличие в документах оценочных характеристик: "постоянно нуждается в помощи ", "в сложной обстановке теряется " и т. п.;

б) показатели психодиагностических методик:

показатели тестов Равена, 16PF, СМИЛ, указанные в п. 14.

 

 

Таблица 2

Структурный анализ правоохранительной деятельности прокурорского работника (следователя, прокурора) и соответствующие ее основным структурным элементам факторы (личностные качества) профессиональной пригодности

№ п/п

Основные подструктуры профессиональной деятельности работника прокуратуры

Основные факторы профессиональной пригодности и соответствующие им социально-психологические качества личности (психограмма) работника прокуратуры

Критерии профессиональной пригодности к деятельности следователя, прокурора

1.

III Фактор профессиональной пригодности

разносторонние общие и глубокие профессиональные знания;

развитый интеллект, гибкое творческое мышление, высокая умственная работоспособность;

аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделять главное;

активное восприятие, емкая память, устойчивое внимание, развитое воображение, интуиция.

II Фактор профессиональной пригодности:

Нервно-психическая эмоциональная стабильность, высокий порог стрессоустойчивости, волевые качества;

в мотивационной сфере в качестве ведущих познавательные потребности, мотивы достижения успеха в работе.

Негативные качества личности (см.: табл. 1, п. 3,4).

Прогностически благоприятные и неблагоприятные показатели: (см. табл. 1, п. 3,4).

2.

Коммуникативная подструктура правоохранительной деятельности следователя, прокурора

IV Фактор профессиональной

пригодности коммуникативная компетентность прокурорского работника:

способность устанавливать и поддерживать эмоциональные контакты с участниками общения;

способность понимать внутренний мир собеседника, его психологические особенности, мотивы поведения, психическое состояние;

доброжелательность, вежливость по отношению к людям, умение слушать, эмпатийность;

Прогностически благоприятные показатели:

а) наличие, в документах оценочных характеристик: "доброжелательный ", "пользуется уважением сослуживцев ", "легко устанавливает психологический контакт с допрашиваемыми " и т. д.;

б) показатели психодиагностических методик:

средние, выше средних значения факторов 16PF:

низкие значения факторов16PF:

свободное владение вербальными, невербальными средствами общения;

умение в конфликтных ситуациях проводить адекватную ситуации стратегию коммуникативного поведения;

способность к сотрудничеству, достижение компромиссов, соглашений;

развитый самоконтроль над эмоциями, настроением, стенический тип реагирования в психогенных ситуациях;

адекватная самооценка;

чувство юмора.

Негативные качества личности:

замкнутость (аутизм), повышенная сосредоточенность на своих проблемах, переживаниях;

повышенные обидчивость, тревожность, легко ранимое самолюбие, конфликтность, избыточная агрессивность;

неадекватно завышенная самооценка;

эмоциональная неустойчивость, импульсивность;

невладение вербальными и невербальными средствами общения.

в нормативном профиле личности по СМИЛ ведущие 5, 4 шкалы с умеренным повышением 3 шкалы при 0 (нулевой) шкале в пределах 50 Тбаллов.

Прогностически неблагоприятные показатели:

а) наличие в документах оценочных характеристик: "в коллективе неуживчив ", "авторитетом не пользуется ", "конфликтен ", "высокомерен ", "груб ", "с трудом вступает в контакт с допрашиваемыми " и т. п.;

б) показатели психодиагностических методик:

низкие значения факторов 16PF; А, С, Н, I, N, Q3 в сочетании с высокими значениями факторов O, Q4;

высокие значения 4, 6, 8, 9 шкал СМИЛ в качестве ведущих (более РОТбаллов) отдельно или в комплексе с другими шкалами;

высокие значения 7 шкалы СМИЛ (более 70 Тбаллов) в cочетаниях с высокорасположенными 1, 2, 8 шкалами;

высокие значения 0 (нулевой) шкалы СМИЛ (более 70Тбаллов).

3.

Организационно-управленческая подструктура правоохранительной деятельности следователя, прокурора

V Фактор профессиональной пригодности организаторские способности:

активность, инициативность, находчивость, распорядительность;

Прогностические благоприятные показатели:

а) наличие в документах оценочных характеристик: "инициативен ", "настойчив ", "хороший

смелость, решительность, настойчивость, целеустремленность, умение выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых решений;

самостоятельность;

чувство ответственности за свои поступки;

организованность, планомерность в работе;

в мотивационной сфере доминирование социально значимых мотивов достижения успеха в работе;

II. Фактор нервно-психическая устойчивость;

IV. Фактор коммуникативная компетентность.

Негативные качества личности:

отсутствие организаторских способностей;

психопатические черты и свойства характера, эмоциональная неустойчивость, несбалансированность процессов торможения и возбуждения;

пассивность, безынициативность, избыточная тревожность, мнительность;

отсутствие мотивации на достижение успеха в работе.

организатор ", "объективно, взвешенно подходит к принятию решений ", "оперативен ", "собран в работе " и пр.;

б) показатели психодиагностических методик:

высокие значения факторов G, Q1 16PF;

см. также: табл. 1, п. 3, табл. 2, п.2.

Прогностически неблагоприятные показатели:

а) наличие в документах данных, характеризующих прокурорского работника малоинициативным, теряющимся в сложной обстановке, нуждающимся в постоянной помощи и т. п.;

б) показатели психодиагностических методик:

низкие значения факторов G, Q1, 16PF;

см. также: табл. 1, п. 3, табл. 2, п.2.

4.

Воспитательная подструктура правоохранительной деятельности следователя, прокурора

I Фактор социализация личности, высокий уровень правосознания;

III Фактор познавательная активность, развитый интеллект, эрудиция, творческое мышление, емкая память;

IV Фактор коммуникативная компетенция, свободное владение вербальными, не вербальными средствами общения.

Негативные качества личности

(см.: табл. 1, п. 1, 4, табл. 2, п. 2).

Прогностически благоприятные и неблагоприятные показатели, (см.: табл. 1, п. 1, 4, табл. 2, п. 2.).

и, самое главное, найти критерии оценки индивидуально-психологических особенностей прокурорского работника с точки зрения того, насколько они соответствуют требованиям профессии.

На следующем этапе работы была подобрана батарея тестовых психодиагностических методик для оценки степени выраженности профессионально важных качеств прокурорских работников, выделенных в результате профессиографического анализа. При этом учитывалось, что методики должны быть достаточно надежными и достоверными, взаимно дополняющими друг друга, удобными как для индивидуального, так и группового обследования кандидатов с последующей автоматизированной обработкой результатов тестирования. После апробации ряда методик в качестве основных инструментов психологической оценки были использованы тесты: СМИЛ (Стандартизированный метод исследования личности адаптированный Л. Н. Собчик вариант теста MMPI), 16факторный опросник Р.Б. Кеттелла (16PF форма А), графический тест "Прогрессивные матрицы " Дж. Равена [4], [11], [12], [16], [21].

Для проверки валидности данных методик в качестве инструментов психологической оценки и отбора прокурорских работников авторами было проведено специальное исследование. В нем результаты тестирования работников прокуратуры (тестовые критерии профессиональной пригодности) сопоставлялись по специально разработанной схеме с материалами личных дел, содержащих служебные отзывы, аттестации, представления и другие характеризующие документы, по которым выявлялись критерии профессиональной эффективности изучаемых лиц. Кроме того, анализировались результаты аттестования при назначении на вышестоящую руководящую должность, данные экспертных оценок, к составлению которых привлекались зональные прокуроры управления кадров Генеральной прокуратуры РФ. Эти данные в своей совокупности являлись внешними критериями по отношению к тестовым показателям обследованных.

Всего с помощью указанной батареи тестов было изучено 349 прокурорскоследственных работников (319 мужчин и 30 женщин в возрасте от 22 до 56 лет). В их числе: 85 слушателей Института повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры РФ из числа прокурорских работников районного, городского звена; 45 сотрудников прокуратуры областного звена из состава кадрового резерва для выдвижения на руководящую работу в органах прокуратуры области (края), республики. Остальные составляли группу из военных юристов (следователи, помощники, заместители военных прокуроров гарнизонов, соединений, а также небольшое количество работников военных трибуналов).

Анализ личных дел, экспертные оценки и результаты аттестации позволили разделить обследованных на три основные группы профессиональной пригодности. Первая группа высокий уровень профессиональной пригодности, полное служебное соответствие, высоковероятный прогноз профессиональной надежности (248 чел.). Вторая группа средний уровень профессиональной пригодности, в основном соответствующий требованиям прокурорскоследственной специальности (72 чел.). Третья группа низкий уровень профессиональной пригодности, неполное соответствие служебной должности, прогноз служебной малоэффективности (так называемая группа профессионального риска 29 чел.).

Кроме того, на основе тех же критериев была сформирована отдельная группа, которая включала добившихся наибольшего профессионального успеха работников, утвержденных на руководящие должности органов прокуратуры областного (республиканского, краевого, окружного) звена (39 чел.). Усредненные тестовые показатели данной "элитной " группы продемонстрировали особенности личности преуспевающего руководящего работника прокуратуры. Поэтому полученные результаты были использованы в качестве своеобразного эталона при психологической оценке лиц, зачисляемых в кадровый резерв для выдвижения.

Для определения валидности тестовых показателей в качестве параметров для профессионального отбора были подсчитаны среднегрупповые значения тестовых оценок по каждой группе профессиональной пригодности, а также коэффициенты различий средних оценок Стьюдента (t статистика) между первой и третьей группами [4; 49]. Аналогично, коэффициенты различий средних значений подсчитывались и между "элитной " и третьей группами обследованных лиц. Дополнительным методом статистической обработки результатов служил корреляционный анализ (r статистика Пирсона) [4; 6567]. Компьютерная обработка данных проводилась с использованием пакета статистических программ "Statgraf ".

Результаты исследования в целом подтвердили выдвинутые гипотезы: были получены значимые различия между профессионально преуспевающими и малоэффективными прокурорскими работниками по целому ряду важнейших тестовых показателей. Эти данные представлены на рис. 1 и 2.

Как видно из тестовых профилей, усредненные оценки по методике Р.Б. Кеттела у профессионально преуспевающих сотрудников прокуратуры (первая группа) оказались значимо выше, чем у малоэффективных (третья группа), по факторам A (t=l,69, a <0,1), В (t=1,99, a <0,05), С (t=3,82, a <0,01), G (t=2,99, a <0,01) и N (t=2,08, a < 0,05). Таким образом, наиболее профессионально пригодные прокурорские работники отличаются такими особенностями, как относительно более выраженные эмоциональность, доброжелательность, общительность, стрессоустойчивость, уравновешенность, добросовестность, дисциплинированность и ответственность, а также проницательность, расчетливость в поведении, умение понимать мотивы действий других лиц. Кроме того, их интеллектуальный уровень оказался более высоким, чем у достигающих незначительного успеха в профессиональной деятельности работников прокуратуры. Они лучше понимают абстракции, обладают более широкими интеллектуальными интересами. Последний результат подтверждается также данными

Рис. 1. Усредненные тестовые профили групп обследованных по методике Р.Б. Кеттелла.

¾¾¾ профессионально преуспевающие (225 чел.); профессионально непреуспевающие (24 чел.), ¾¾¾ руководящие (39 чел.) работники органов прокуратуры.

Рис. 2. Усредненные тестовые профили групп обследованных по методике СМИЛ. ¾¾¾ профессионально преуспевающие (204 чел.), профессионально непреуспевающие (23 чел.), ¾¾ руководящие (38чел.) работники органов прокуратуры.

тестирования по методике Дж. Ранена: средняя оценка в первой группе (IQ=110,98) значимо выше, чем в третьей (IQ=102,56; t=3,01; a<0,01). Данные обследования по интеллектуальным методикам (тесты Дж. Равена и Р.Б. Кеттелла фактор В) тесно связаны между собой (r =0,29, a <0,001).

Профессионально преуспевающие руководящие работники органов прокуратуры ("элитная " группа) характеризуются теми же свойствами, что и первая группа, причем у них еще в большей степени выражены такие качества, как высокий интеллект (фактор В), социализированность (фактор G) и проницательность (фактор N). Кроме того, они по сравнению с малопродуктивными сотрудниками прокуратуры более спокойны, невозмутимы, уверены в себе (факторы О t=2,48, a < 0,05 и Q4 t=2,06; a < 0,05), обладают лучшим самоконтролем (фактор Qз t=4,04; a <01).

Среди общих особенностей, характерных для всех обследованных, необходимо отметить их серьезность, сдержанность, некоторый консерватизм, ригидность, приверженность традициям (относительно низкие оценки по факторам F и Q1). Последний результат хорошо согласуется с литературными данными [12; 53]. Кроме того, протестированные прокурорские работники обладают повышенной эмоциональной чувствительностью, впечатлительностью, художественным восприятием (высокие значения фактора I), что также подтверждается данными тестирования по методике СМИЛ. Указанные свойства в наибольшей степени выражены у руководящих работников, однако и другие обследованные обладают этими качествами.

Методика СМИЛ, в отличие от теста Р.Б. Кеттелла, как известно, основана не на "чертологическом ", а на типологическом подходе к диагностике личности [12]. Основные характерологические особенности испытуемого здесь определяются в первую очередь по сочетанию так называемых ведущих шкал на тестовом профиле, а также по его целостной конфигурации [21]. Именно это обстоятельство определило дальнейшую стратегию анализа полученных данных.

Как следует из представленных графиков (рис. 2), для групп профессионально преуспевающих работников органов прокуратуры (первая и "элитная " группы) характерен линейный тестовый профиль, в котором значения шкал в основном колеблются в диапазоне 4560 Тбаллов, что соответствует психической норме. Единственный выраженный пик приходится на пятую шкалу (первая группа 67,29 Тбаллов, "элитная " группа 73,76 Тбаллов). Среди профессионально преуспевающих прокурорских работников лица с ведущей пятой шкалой составляют 42,3 %. Еще выше их удельный вес среди руководителей 78,4 %. Таким образом, наиболее эффективные сотрудники прокуратуры обычно характеризуются такими качествами, как общительность, доброжелательность, эмпатийность, чувствительность к внешним воздействиям, глубина переживаний, мягкость характера, эстетическая гуманитарная ориентация3.

Усредненные данные по группе не достигших профессионального успеха работников органов прокуратуры (третья группа) образуют высокорасположенный тестовый профиль, показатели базисных шкал которого расположены у них в диапазоне 6072 Тбаллов (за исключением нулевой шкалы, где Тср =55,13). Примерно две трети обследованных в данной группе составили лица с ведущими четвертой, шестой и восьмой шкалой со значениями около 80 Тбаллов и более, что свидетельствует о высокой степени их социальной и профессиональной дезаптации, эмоциональной нестабильности, а в ряде случаев и о выраженной дезорганизации психической деятельности. На прогностически неблагоприятный тип подобных тестовых профилей обращалось внимание и при отборе в органы внутренних дел [7; 62]. Между профессионально преуспевающими и непреуспевающими обследованными лицами были выявлены статистически значимые различия в средних оценках по всем шкалам (за исключением пятой и нулевой шкал между первой и третьей группами, а также шестой и нулевой шкал между "элитной " и третьей группами), причем по всем шкалам, кроме пятой, значения выше у малоэффективных прокурорских работников.

Таким образом, результаты исследования подтвердили обоснованность применения избранных методик и тестовых критериев оценки при проведении профессионального отбора. В обобщенном виде эти результаты представлены в табл. 1 и 2. Там же указаны критерии оценки профессиональной надежности обследованных лиц по материалам их личных дел и иным характеризующим их документам.

В настоящее время на основе разработанной модели профессионального отбора авторами проводится практическая работа по психологической оценке прокурорских работников в Генеральной прокуратуре РФ. В ходе обследования наряду с упомянутыми выше основными методиками используются в качестве дополнительных также и такие тесты, как цветовой тест М. Люшера [20; 24], опросник А.М. Эткинда "Уровень субъективного контроля " [3], тест "Стратегии поведения в конфликтной ситуации " К. Томаса [11] и другие. Это позволяет получить более полную и целостную картину личности испытуемых. По итогам работы авторами подготовлено практическое "Руководство по профессиональному психологическому отбору кандидатов на службу в органы прокуратуры Российской Федерации ".

В дальнейшем, представляется, было бы целесообразно перейти к созданию единой службы психологического обеспечения с введением на местах в прокуратурах областей (краев), республик должности специалиста-психолога. В перспективе более широкое вовлечение психологов в деятельность органов прокуратуры объективно сделает необходимой целевую подготовку на факультетах психологии университетов специалистов по судебной (правовой) психологии для работы в органах прокуратуры (а в масштабах страны, думается, не только для прокуратуры, но и для других правоохранительных органов) аналогично тому, как это делается в наиболее развитых странах мира.

1. Закон "О прокуратуре Российской Федерации " от 17 января 1992 г. № 22021.

2. Анастази А. Психологическое тестирование. Т. 2. М., 1982.

3. Бажин Е. Ф. Голынкина Е. А., Эткинд А. М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психол. журн. 1984. Т. 5. № 3. С. 15. 162.

4. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарьсправочник по психологической диагностике. Киев, 1989.

5. Васильев В. Л. Проблемы профессионального отбора следователей // Социалистическая законность. 1968. № 2. С. 1519.

6. Васильев В. Л. Юридическая психология. Л., 1974.

7. Виноградов М. В. и соавт. Методика и организация психиатрического освидетельствования лиц, поступающих на службу в органы внутренних дел. М., 1982.

8. Дулов А. В. Судебная психология. Минск, 1975.

9. Зорин А. М. и соавт. Концепция развития юридического образования и ее реализация в подготовке военных юристов // Советское государство и право. 1990. № 9. С. 2425.

10. Котов Д. П., Шиханцов Г. Г. Психология следователя. Воронеж, 1976.

11. Марищук. В. Л. и соавт. Методики психодиагностики в спорте. М., 1984.

12. Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985.

13. Михайлов А. И., СояСерко Л. А., Соловьев А. Б. Научная организация труда следователя. М., 1974.

14. Радутная Н. В. Народный судья. Профессиональное мастерство и подготовка. М., 1977.

15. Ратинов А. Р. Судебная психология для следователей. М., 1967.

16. Ржичан П. Тест Равена для взрослых. М., 1977. Всесоюзный центр переводов научно-технической литературы и документации, перевод № А26140.

17. Романов В. В. Социально-психологические аспекты повышения качества подготовки и эффективности использования работников юстиции // Опыт и актуальные проблемы идейно-политического, нравственного и профессионального воспитания кадров юстиции. М., 1980. С. 131132.

18. Романов В. В. Профессиональный психологический отбор кандидатов на военно-юридический факультет Военного Краснознаменного института. М., 1989.

19. Роща А. Н. Профессиональная ориентация и профессиональный отбор в органах внутренних дел. М., 1988.

20. Собчик Л. Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера: Методическое руководство. М., 1990.

21. Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности: Методическое руководство. М., 1990.

22. Чернышева Г. В. Социально-психологические проблемы профессионального отбора кадров на службу в органы внутренних дел. Домодедово, 1993.

23. Яни С. А. Психологический отбор и подготовка следователей // Советское государство и право. 1968. № 10. С. 129132.

24. The Lüsher color test // Scott I. A. (Ed.). N. Y., 1971.

Поступила в редакцию 12. Х 1993 г.

1 Одним из авторов настоящей статьи неоднократно предлагалось ввести профессионально-психологический отбор во все юридические вузы страны, создать службу психологического обеспечения в правоохранительных органах, начав специально для этих целей подготовку судебных психологов на факультете психологии одного из ведущих университетов [9; 2425], [17; 131 132]. О необходимости профессионально-психологического отбора высказывались и другие авторы [5], [6; 23], [10; 109119], [15; 73], [23;129132]. Однако до практической реализации этих идеи в системе подготовки юристов для органов прокуратуры дело не доходило, если не считать небольшого опыта в этом вопросе, накопленного на военно-юридическом факультете недавно созданной Военной академии экономики, финансов и права [18].

2 Здесь и далее упоминание о пятой шкале дается применительно к мужскому текстовому профилю по СМИЛ.

3 Указанные характеристики относятся к мужчинам с ведущей пятой шкалой теста СМИЛ. В исследовании они составили более 90 % испытуемых (в группу профессионально преуспевающих прокурорских работников входила лишь одна женщина).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.