Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретическая часть. Цель работы:иизучение функциональной асимметрии полушарий мозга человека




ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИНЦИПА СИММЕТРИИ

Лабораторная работа № 13.

Цель работы: иизучение функциональной асимметрии полушарий мозга человека.

Материалы и оборудование: часы с секундным отсчетом, линейка, калькулятор, набор слайдов, фотографий, web-камера, программное обеспечение Gnuplot, Fotochop, kse.exe.

Симметрия − одно из главнейших понятий ес­тествознания. Свойства симметрии у многочисленных объектов как неживой, так и живой природы обусловлены фундаментальной ролью симметрии в организации и эволюции систем любой природы. Наиболее простым видом симметрии объектов выступает симметрия их пространственных форм. В данной работе изучаются способы такого описания на примерах объектов, предложенных выдающимся отечественным кристаллографом академиком А. В. Шубниковым и известным исследователем биологической диссимметрии Ю. А. Урманцевым.

Зеркальная диссимметрия − широко распространенное явление среди природных объектов, причем как в живой, так и в неживой природе. Крайний случай зеркальной диссимметрии − энантиоморфизм, т. е. пространственная разобщенность и, в принципе, независимое существование «правых» и «левых» форм конкретных природных объектов. Каждый из энантиоморфов является по внешнему виду скорее асимметричным, чем диссимметричным, поэтому термин «диссимметрия» (зеркальная) часто заменяют термином «асимметрия» (зеркальная). Свойства правых и левых энантиоморфов, как правило, разнятся, причем для объектов живой природы это выражается в гораздо большей степени, чем для объектов неживой природы.

Ученые предполагают, что биологическая эволюция по-разному влияла на правые и левые формы (или части) организмов, в результате чего они приобрели заметные количественные различия своих характеристик, а некоторые из них − и качественную специфику. Так, например, правое и левое полушария головного мозга человека существенно разнятся у большинства людей по своим функциям и количественным показателям деятельности. Это соответствующим образом сказывается и на других органах тела.

Левое полушарие больше склонно к логическому мышлению, а правое − более эмоционально.

Американский психолог Пол Торренс первым исследовал большие группы людей, определяя, какой тип мышления у них преобладает − лево- или правополушарный. Набрав выделил четыре типа мышления:

- левополушарный, с преобладанием логики и анализа;

- правополушарный, с преобладанием эмоций, интуитивного и образного подхода к проблемам;

- смешанный, когда то или иное полушарие «включается» в зависимости от ситуации;

- интегрированный, когда оба подхода используются одновременно.

Охарактеризуем эти типы.

Левополушарное мышление. Люди с таким типом мышления активно берутся за возникаю­щие проблемы и решают их логично, охотно обсуждая и «проговаривая» эти проблемы. Интуицию они используют только в тех случаях, когда это абсолютно необходимо. Организуют свою жизнь на реалистичных началах, при принятии решений учитывают все фактические детали. Такой человек предпочитает держать свою жизнь под собственным контролем, охотно берет на себя ответственность и любит знать, кто за что отвечает. В своих действиях предсказуем. Высоко ставит свои обязанности, долг. У такого человека все направлено на эффективность, на достижение цели.

Правополушарное мышление. Этот человек предпочитает интуитивный и чувственный подход к проблемам. Логичная стратегия используется только в случае крайней необходимости. Высоко ставит идеальные и гуманистические цели и идеи, часто размышляет на общие темы «о главном». Не любит иметь над собой начальство, ценит собственную инициативу. Для него очень важны отношения с окружающими людьми.

Смешанная стратегия мышления. Такие люди в зависимости от ситуации используют то правополушарное, то левополушарное мышление. Чем больше очков вы набрали в таблице по графе Л или П, тем больше склонность к соответствующему типу мышления. Такой человек имеет тенденцию к непредсказуемости.

Интегрированный тип мышления. У такого человека одновременно и одинаково сильно работают оба полушария. Если по одной из граф Л и П вы набрали больше очков, чем по другой, это означает, что в принципе соответствующий тип мышления у вас преобладает и в некоторых случаях эта тенденция может проявиться - например, при решении особо сложных проблем.

Независимо от того, какой тип мышления у вас преобладает, вы можете научиться и другим стилям. Как видно на примере людей с интегрированным или смешанным типом мышления, человек способен одинаково эффективно использовать и логику, и интуицию. Если вы склонны к логическому подходу к проблемам, попробуйте включить интуицию.

Если многое у вас построено на эмоциях и интуиции, попробуйте применить логи­ческий анализ.

Психолог подчеркивает, что ни один из этих типов мышления не хуже и не лучше другого. Они имеют свои преимущества и недостатки, точно так же, как четыре человеческих темперамента − флегматики, сангвиники, холерики и меланхолики.

Задание 1. Используя тест Аннет (по имени разработавшей его исследовательницы), установите у себя ведущую верхнюю конечность (руку). Для этого письменно ответьте на 14 аналогичных вопросов, отметив знаком «+» привычное использование пра­вой руки, знаком «−» − левой руки и знаком «0» − обеих рук (т. е. безразличие):

1) при письме;

2) при бросании мяча;

3) держа теннисную ракетку;

4) зажигая спичку;

5) используя ножницы;

6) вдевая нитку в иголку;

7) при подметании;

8) держа черенок лопаты при вскапывании;

9) при сдаче карт;

10) забивая гвозди;

11) чистя зубы;

12) вскрывая банку консервов;

13) держа стакан;

14) держа расческу.

Затем подсчитайте коэффициент Кa по формуле:

где N(пр), N(л) и N(0)− число операций, преимущественно выполняемых соответственно правой рукой, левой рукой или, наоборот, обеими руками (например, попеременно). Результат округлите до трех значащих цифр. Используйте критерий выбора:

при Кa > 0,15 − праворукость (правши);

при Кa < - 0,15 − леворукость (левши);

при 0,15 > Кa > − 0,15 − амбивалентность (амбидексоры).

Примечание. Ввиду перекрестного направления иннервации конечностей от полушарий мозга праворукость соответствует левополушарности, леворукость − правополушарности.

Задание 2. Более надежными, чем тест Аннет, являются тесты на неосознанные двигательные реакции. Протестируйте себя на ведущее полушарие мозга, ответив на нижеперечисленные вопросы по аналогии с п. 1.

1) какой палец занимает верхнюю позицию при переплетении вами пальцев рук;

2) какую руку вам удобнее помещать сверху при скрещивании предплечий («поза Наполеона»);

3) какая рука активнее движется при выполне­нии вами аплодисментов;

4) какая нога занимает у вас верхнюю позицию при закидывании ноги на ногу;

5) какой рукой вам удобнее заводить настенные или настольные часы;

6) какая бровь преимущественно поднимается у вас при удивленном выражении лица;

7) каким глазом вам удобнее подмигивать;

8) какую руку вы прикладываете к губам при «воздушном поцелуе»;

9) то же − при знаке молчания;

10) какой рукой вы машете при прощании или приветствии издалека;

11) какой ногой вы начинаете движение после вставания со стула;

12) какая рука находится у вас под подбородком при размещении головы на руках;

13) какая нога у вас лучше «ходит в темноте»;

14) какая рука у вас лучше «в темноте рисует».

Примечание. Последние два упражнения выполняются с закрытыми глазами. В первом случае нужно определить отклонение ходьбы, от прямой, а во втором − большую правильность в рисовании простых фигур (круг, квадрат, звезда и т. п.).

Подсчитайте коэффициент Кb, по аналогии с Кa из п. 1. Воспользуйтесь приведенными там же критериями полушарности и сделайте вывод.

Задание 3. Сопоставьте выводы по пп. 1 и 2. При заметном (в 2 и более раз) количественном расхождении показателей, или, тем более, при качественном различии выводов, следует предполагать, что ваша «природная» диссимметрия не соответствует вашей «социальной» диссимметрии.

Задание 4. Еще более надежными в сравнении с тестами на двигательные реакции являются результаты исследований морфологических признаков диссимметрии тела. Правда, эти исследования пока находятся в стадии научной разработки, и научных фактов по ним мало.

А. Разместив локти на одном уровне (например, на столе), поставьте предплечья вплотную друг к другу по всей их длине. Затем соедините ладони и определите по кончикам средних пальцев, какая конечность длиннее. Она и будет ведущей.

Б. Расположите рядом два больших пальца рук и, смотря сверху на их ногти, определите визуально, у пальца какой руки ногтевое ложе шире. Эту руку и следует считать ведущей.

В. Смотря в зеркало или воспользовавшись помощью партнера, определите, в какую сторону лица отклонена линия носа. Соответствующую конечность можно считать ведущей.

Г. Измерьте у себя длины обеих ушных раковин с помощью миллиметровой линейки. Удобно это делать попарно друг у друга. Если одно ухо длиннее другого (на 1—5 мм), то соответствующее полушарие мозга является ведущим.

Примечание. Слуховые нервы анатомически связаны со слуховыми зонами тех же полушарии, что находятся на сторонах ушей.

Задание 5. Наряду с моторной диссимметрией у человека проявляется и функциональная сенсорная диссимметрия. Она изучена намного слабее первой, и результаты относятся почти исключительно к зрительному анализатору. А именно, ведущий глаз соответствует ведущей роли полушария мозга с противоположной стороны тела.

А. Выявите ведущий глаз, выяснив, каким глазом вы чаще смотрите в подзорную трубу (микроскоп).

Б. Наиболее точным способом определения ведущего глаза является проведение пробы Розенбаха. В одной из методик этой пробы необходимо, держа в вытянутой руке карандаш, попеременно закрывать один глаз, смотря другим на объект. Если при закрывании глаза проекция карандаша на более удаленный предметный фон смещается, этот закрываемый глаз и следует считать ведущим.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.