Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретическая часть. Цель работы: ознакомиться с естественно-научными основами свойств пространства и времени, искажения действительности органами чувств




ИЗУЧЕНИЕ ОПТИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ И ИЛЛЮЗИЙ ВОСПРИЯТИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Лабораторная работа № 16.

Цель работы: ознакомиться с естественно-научными основами свойств пространства и времени, искажения действительности органами чувств, изучить возможные иллюзии её восприятия и научиться применять их на практике.

Материалы и оборудование: изображения иллюзий (рисунки), линейка, ручка и карандаш, лист бумаги, краски. Набор макетов «Свет и цвет» для 100 красочных экспериментов. Набор цветовых зрительных иллюзий; программное обеспечение: Gnuplot, Fotosop.

Иллюзии оптические (от лат. illusio – обман), типичные случаи резкого несоответствия зрительных восприятий действительности реальным свойствам наблюдаемых объектов. Иллюзии свойственны здоровому зрительному аппарату (чем они отличаются от галлюцинаций), универсальны для всех и не устраняются при многократных наблюдениях.

По механизму возникновения иллюзии можно разделить на такие, которые возникают из-за несовершенства глаза как оптического прибора (I), а также на иллюзии, за возникновение которых ответствен весь зрительный аппарат (II), включая его мозговые отделы (III). Соответственно, отвлекаясь от структурно-функционального единства зрительного анализатора, можно выделить три звена: «физическое» (I), «физиологическое» (II) и «психологическое» (III).

Первым этапом этой обработки считается выделение сигнала из фона, и ошибки восприятия, связанные с ним, можно отнести к иллюзии оптическим (оптический обман). На существовании таких иллюзий основано применение защитной окраски при маскировке (мимикрия).

Со вторым этапом – классификацией зрительных сигналов, связаны иллюзии, в которых структурный или сплошной фон приводит к ошибкам выявления фигур или к ошибкам оценки их параметров (яркости, формы, взаимного расположения и пр.). Примеры:

- Иллюзии цвета и контраста

- Иллюзии движения

- Зрительные искажения

- Иллюзии неоднозначного восприятия: соотношение фигуры и фона.

Наконец, распространены иллюзии, связанные с ошибками на третьем, последнем этапе обработки зрительной информации – в оценке характеристик рассматриваемых объектов (площади, длины, углов), а также перспективными искажениями.

- Иллюзии восприятия размера

- Иллюзии восприятия глубины

Рассмотрим отдельно иллюзии, связанные с цветом.

Иллюзии цветовые. Первые объективные исследования солнечного света, разложение его на спектр, предпринял Ньютон. Деление цветового спектра на противоположные тона предложил Гете. Цвета, наиболее отстоящие друг от друга, Гете назвал дополнительными. Позже была доказана их оптическая связь: два дополнительных световых потока дают в ощущении белый свет. Использование сочетаний дополнительных цветов вызывает их взаимное усиление. На дополнительных синем и желтом цветах строил колорит своих картин Ван Гог.

Сейчас эти интуитивные открытия художников используются в более практических целях. Опытные дизайнеры привлекают покупателя дополнительным цветом, чтобы вызвать потребность в основном. Например, помидоры раскладывают на веточках зелени, а персики – на синих лотках. Поскольку восприятие цвета происходит на подсознательном уровне. В результате товар выглядит более свежим и привлекательным. Иногда помещения кондитерских цехов окрашивают в сине-зеленую гамму. Это, как установлено, помогает работникам избавиться от навязчивого ощущения приторности. Тяжелые ящики для ручной погрузки психологи рекомендуют окрашивать в светлые, то есть «легкие» тона, которые создают иллюзию уменьшения веса.

Во Франции в ходе специальных опытов было установлено, что все теплые цвета (оранжевый, терракотовый, коричнево-красный) вызывают аппетит, а жажда быстрее утоляется в стенах окрашенных в холодные, сине-голубые тона. Бары и рестораны по этой причине выгоднее оформлять в теплой гамме.

Особые свойства цвета используются и в парфюмерии. Розовые, кремовые и бежевые тона чаще применяются в дизайне кремов и духов, потому что теплые цвета считаются «пахучими». В противоположность им голубая гамма снижает воздействие запаха.

Практическая часть

Задание 1. Рассмотрите иллюзии, представленные в компьютерной программе и запишите свои наблюдения в таблицу.

 

Название иллюзии Наблюдаемый эффект А как на самом деле? Почему? Где можно использовать иллюзию
1. Иллюзия движения      
2. Иллюзия цвета и контраста      
3. Иллюзия восприятия размера      
4. Зрительные искажения      

 

Задание 2. Изучите эффект последствия, выполняя предложенные в компьютерной программе действия.

Задание 3. Проведите следующие опыты на выявление психологических иллюзий и попытайтесь объяснить результат.

Задание 4. Отверстие в ладони (рис. 1а). Из тетрадного листа сверните трубочку и приставьте ее вплотную к правому глазу (для левшей к левому) смотря через нее на какой-либо удалённый объект. Свободную руку, раскрыв ладонью к себе, расположите у дальнего конца трубки, касаясь ее сбоку. В результате эксперимента вы увидите объект через круглую дырку в вашей ладони.

Задание 5. Парящий палец (рис. 1б). Расположите указательные пальцы на уровне глаз так, чтобы они не касались друг друга. Сфокусируйте взгляд на чём-нибудь достаточно удалённом, например, на стене за ними. Вы увидите парящий палец.

Задание 6. Иллюзия Маха. Согните лист белой бумаги, как показано на рисунке (рис. 1в). Положите его на стол сгибом вверх и пристально смотрите на него сверху только одним глазом (важно, чтобы вам было видно пустое пространство под листом). Лист бумаги может казаться вогнутым или стоящим вертикально, при этом яркость листа резко увеличивается. Если сможете удерживать изображение вогнутого листа и двигаться из стороны в сторону, то будет казаться, что лист поворачивается за вами.

а) б) в) Рис. 1

 

Контрольные задания

1. Что такое иллюзия?

2. Что такое оптическая иллюзия?

3. Что такое цветовая иллюзия?

4. Какие выделяют иллюзии по механизму возникновения?

5. В каких сферах деятельности могут быть использованы иллюзии?

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.