КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Значение, признаки, принципы и правила
классификации товаров
Слово “классификация” происходит от латинских слов “ classic ” (разряд) и “ facere ” (делать). Классификация - логический процесс распределения любого множества (понятий, свойств, предметов) на категории или ступени в зависимости от общих признаков. Она имеет большое значение в любой сфере человеческой деятельности, является мощным инструментом систематизации знаний об объекте исследования. Классификация в товароведении способствует упорядочению терминологии, облегчает изучение ассортимента товаров, определение их важнейших потребительских свойств. Сведение многочисленной номенклатуры различных товаров к сравнительно небольшому количеству групп облегчает оценку рациональности ассортимента отдельных товарных групп, его соответствие спросу, позволяет прогнозировать тенденции развития ассортимента. Классификация также позволяет выделять специфические особенности товарных групп, исследовать конкретные потребительские свойства этих групп, разрабатывать определённые нормативы качества, методы измерения и оценки его уровня. Рациональная классификация товаров, группировка их по общности свойств обеспечивает установление оптимальных методов упаковки, условий хранения и транспортирования, режимов эксплуатации. Непосредственно в торговле классификация товаров облегчает процесс товарооборота, используется при изучении покупательского спроса, при разработке каталогов. В соответствии с классификационными признаками осуществляется учёт товаров, ведётся документация об их поступлении и реализации. Наконец, классификация товаров обеспечивает создание системы кодирования товаров и, следовательно, позволяет широко использовать ЭВМ в торговых операциях, создавать системы автоматизированного управления в торговле. В основу классификации товаров заложены ведущие, характерные признаки. Основными классификационными признаками промышленной продукции являются: происхождение (продукция металлургии, химической промышленности, машиностроения и т.д.); участие в производственном процессе (сырьё, топливо, энергия и т.д.); назначение. Для непродовольственных товаров характерными признаками являются: назначение, исходный материал, способ производства, особенности конструкции, размерные показатели, фасон, отделка и т.д. Для продовольственных товаров существенными являются физико-химические особенности состава пищевой продукции. Поскольку товары призваны удовлетворять определённые потребности, то их назначение является одним из ведущих признаков на всех уровнях классификации. С другой стороны, свойства товаров в большой степени определяются видом используемых исходных материалов, поэтому этот признак также является ведущим при выделении соответствующих товарных групп.
Системы классификации товаров
В практике товароведения различают три системы классификации: иерархическую, фасетную, комбинированную. Система классификации товаров с взаимосвязанными подразделениями, находящимися в определённой соподчинённости, называется иерархической. Классификация в данном случае начинается с наиболее существенного признака (назначение, материал, способ производства), который на низших ступенях иерархии всё более конкретизируется. Фасетная система классификации предусматривает разделение товаров на параллельные, отдельные, не зависящие друг от друга группы - фасеты, по одному из признаков в каждой из них. Эта система боле простая и гибкая, но неконкретная и неполная, сложная для автоматизации учёта. Комбинированная система классификации представляет собой сочетание иерархической и фасетной систем.
Виды классификации товаров
В зависимости от цели используют следующие виды классификации товаров: экономико-статистическую, торгово-товароведную, стандартную. Экономико-статистическая классификация представлена в Общегосударственном классификаторе промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП), который входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Республики Беларусь и введен в действие с 1 января 1997 года. ОКП предназначен для создания единого информационного языка, обеспечивающего сопоставимость данных о продукции Республики Беларусь с учетом международных классификаций в системах автоматизированной обработки информации при кодировании промышленной и сельскохозяйственной продукции для решения следующих задач: · создания государственной системы каталогизации продукции; · предоставления информации о производимой в Республике Беларусь продукции в международные организации; · организации связей в производственной сфере между производителями и потребителями продукции. ОКП является аутентичным переводом «Статистической классификации продукции, производимой в странах ЕС» (СРА) и в настоящее время используется взамен «Общесоюзного классификатора промышленной и сельскохозяйственной продукции». В данном классификаторе представлена промышленная и сельскохозяйственная продукция, представляющая собой объект операций на внутреннем и международном рынках. Коды ОКП представляются на различных нормативно-технических документах (стандартах, технических условиях, сертификатах качества и т.д.). В ОКП используется иерархический метод с шестью ступенями классификации и одной промежуточной ступенью. Первая ступень - секция. Обозначается одной буквой латинского алфавита (от А до Q). Всего в классификаторе 17 секций. Промежуточная ступень - подсекция. Обозначается двумя буквами латинского алфавита. Всего в классификаторе 31 подсекция. Вторая ступень - раздел. Обозначается двузначным цифровым кодом. Всего в классификаторе 60 разделов. Третья ступень - группа. Обозначается трехзначным цифровым кодом. Всего в классификаторе 221 группа. Четвертая ступень - класс. Обозначается четырехзначным цифровым кодом. Всего в классификаторе 503 класса. Пятая ступень - категория. Обозначается пятизначным цифровым кодом. Всего в классификаторе 946 категорий. Шестая ступень - подкатегория. Обозначается шестизначным цифровым кодом. Всего в классификаторе 2303 подкатегории. Структура кодового обозначения товара по ОКП представляется в следующем виде: XX X X X X Код подкатегории Код категории Код класса Код группы Код раздела
Рис. 2.1. Структура кодового обозначения товара в системе ОКП
К торгово-товароведной классификации относят торговую классификацию и учебную. Торговая классификация применяется в торгово-оперативном процессе. Учебная классификация товаров предназначена для удобного и последовательного изучения курса товароведения. Стандартная классификация товаров представлена в стандартах на изготовление продукции и соответствующих им классификаторах - Указателях стандартов, о которых подробнее речь пойдет в следующем разделе. Каждая из разновидностей классификации имеет свои достоинства и недостатки. С точки зрения автоматизации торговых операций наиболее предпочтительна классификация в кодах ОКП. Однако в торговой сфере её применение затруднено, так как товары аналогичного назначения находятся в различных группах.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |