Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиографический анализ деятельности




P

различных функциональных состояний, формирующихся в процессе деятельности оператора-микроскописта, на основе только* 9тих данных получить не удается. Понятия «утомление», «мо-иотония», «напряженность» используются в качестве некоторого внешнего объяснительного принципа или констатации сдвига частного показателя в отдельной физиологической системе. \ Исключение составляет один из видов утомления — зрительное утомление, проявления которого достаточно разнообразно представлены физиологическими показателями. Однако задаваемые этими исследованиями рамки крайне сужают содержание-ронятия зрительного утомления. В этом контексте оно трактуется только как функциональное состояние зрительного анализатора. Более общее понимание зрительного утомления как состояния человека, вызываемого продолжительным выполнением зрительно-напряженной работы [225], предполагает анализ внутренних (как физиологических, так и психологических) и внешних (поведенческих) средств деятельности, актуализируемых человеком в процессе труда [1]. Аналогичные задачи возникают и в отношении трактовки других видов функциональных состояний, характерных для деятельности оператора-микроскописта.

Нам представляется, что решение проблемы оптимизации функциональных состояний операторов-микроскопистов возможно только при анализе целостной структуры трудовой деятельности. Приведенное ниже исследование может рассматриваться как начальная попытка реализации такого подхода. Имеющее в целом коррективную направленность оно было направлено на решение следующих задач:

выявление типичных для операторов-микроскопистов функциональных состояний, возникающих в процессе трудовой деятельности, и факторов, определяющих их развитие; анализ продолжительности и чередования фаз динамики работоспособности, отражающих особенности проявления и» степень выраженности выделенных функциональных состояний;

поиск путей повышения работоспособности за счет средств, снимающих дополнительные нагрузки и повышающих резервные возможности человека.

Основные этапы проведенного исследования: профессиогра-фический анализ деятельности, собственно диагностическое исследование, разработка коррекционных и профилактических мероприятий — в целом отвечали логике последовательного решения перечисленных задач.

Составление профессиограммы является тем необходимым этапом предварительного функционально-структурного* анализа деятельности, в ходе которого детализируется пред-

ш-

оставление о содержании проблемы, подлежащей изучению, замечаются способы ее решения [81]. Поскольку проведение такой работы имеет целенаправленный характер [87; 150], То в нашем исследовании акцент ставился на получении данных •об интенсивности труда и качественной специфики нагрузок применительно к деятельности операторов-микроскопистов на конкретных рабочих местах. Самостоятельное значение при этом имела разработка психологических характеристик отдельных специальностей внутри данного вида труда — своеобразных «портретов профессии» [42], отражающих особенности и загруженность реализующих деятельность психических процес-•сов. Важность этой задачи определяется тем, что, по нашему.глубокому убеждению, именно содержание данной деятельности (а не только условия или средства труда) обусловливает ее зрительно-напряженный характер. В то же время в существующих литературных источниках этот аспект исследований не получил должного обсуждения. Полученный в ходе профессиогра-■фирования материал послужил основанием для уточнения предмета диагностического исследования и выбора методических лриемов анализа динамики работоспособности.

Профессиографирование проводилось по традиционной схеме [87] с помощью методов беседы, опроса, наблюдения, изучения производственной документации, хронометража и инструментальных измерений некоторых параметров производственной среды.

Классификация видов деятельности операторов-микроскопистов

Операторы-микроскописты заняты на всех основных -этапах технологического процесса производства полупроводниковых приборов (табл. 13). Среди них можно выделить две группы технологических операций, содержание трудовой деятельности на которых имеет существенные различия. Первую группу составляют работы, связанные с оценкой качества продукции и поиском различного рода дефектов. Это контрольные операции, завершающие каждый промежуточный этап изготовления прибора. Для второй группы характерно непосредственное включение человека в процесс изготовления прибора — выполняемые им микроманипуляции, контролируемые с помощью микроскопа, изменяют структуру предмета труда. Для исследования были выбраны по одному наиболее типичному для каждой группы виду труда операторов-микроскопистов: оператора-контролера внешнего вида кристаллов и оператора-сварщика, выполняющего операцию присоединения выводов ручным способом. В ходе составления профессиограммы осуществлялся последовательный анализ каждой из названных специализаций в контексте сопоставления их общих и различных черт.

Таблица 13




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.