Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендации по оптимизации функционального состояния операторов-микроскопистов




I

ся почти во всех случаях. Исключение составляют результаты методики ОП у операторов-сварщиков, которые относительно стабильны во всех замерах: наблюдается только статистически недостоверная тенденция к улучшению уровня выполнения к концу смены. Это, вероятно, объясняется меньшей адекватностью данной методики психологическому содержанию деятель-ности операторов-сварщиков. Напротив, у операторов-контролеров, для которых процессы опознания имеют решающее значение при реализации трудового задания, результаты выполнения методики ОП обнаруживают наиболее яркую динамику. Методика ПВ достаточно информативна для обеих специальностей.

Общая тенденция изменений успешности выполнения методик характеризуется сниженными значениями показателя у в начале I смены, постепенным нарастанием их в течение всей первой половины смены, достижением максимальных значений (несколько превышающих фоновый уровень непосредственно в предобеденное время и резким падением в течение всей второй половины рабочего дня). В самом конце смены у операторов-сварщиков уровень выполнения может стабилизироваться (данные замеров V и VI, методика ПВ), но остается очень низким. Таким образом, успешное выполнение психометрических методик достигается не сразу, наблюдается непродолжительное время и сменяется резким падением.

Эти данные хорошо дополняются анализом способов выполнения тестовых заданий в разное время смены, основанном на сравнении формы позиционных кривых правильных ответов. Проиллюстрируем это на примере данных операторов-контролеров (рис. 30). В нормальных условиях для обеих методик типична U-образная форма позиционных кривых (подробнее этот вопрос рассматривался в разделе 3.1). Для позиционных кривых в методике ПВ характерно ее сохранение во всех замерах (рис. 30, а), т. е. внутренний способ выполнения задания не меняется в течение рабочего дня. Однако его эффективность в замерах I, III и IV снижена. Это проявляется в увеличении глубины позиционной кривой и опускании ее левой ветви. По-

Рис. 29. Сменная динамика успешности выполнения психометрических методик а) операторами-контролерами и б) операторами-сварщиками: методика опознания

(---------) и методика полного

воспроизведения (----------)

добные эффекты связаны со сниженной эффективностью процессов удержания информации в кратковременной памяти и затруднением доступа к долговременному хранению.

В результатах методики ОП типичная U-образная позиционная кривая имеет место только во II замере. Во всех осталь-

Рис. 30. Изменение формы позиционных кривых процента правильных ответов (ППО) в зависимости от номера замера в а) методике полного воспроизведения (при межстимуль-ном интервале 150 мс) и б) методике опознания (при меж-стимульном интервале 100 мс) по данным тестирования операторов-контролеров

Римскими цифрами обозначены номера замеров, арабскими — номера позиций.

ных случаях мы имеем дело с нетипичными позиционными кривыми, в которых полностью отсутствует эффект первичности (рис. 30, б). Это может быть связано с отсутствием перевода информации в долговременную память и использованием неадекватной для методики ОП стратегии, ориентированной на непосредственное сличение сенсорных следов воспринимаемых стимулов [80]. При этом наиболее значимыми оказываются процессы интерференции следов в сенсорной памяти, чем объ-

ясняется выраженное ухудшение ответов на двух первых позициях [327; 346]. Снижение успешности выполнения методики ОП определяется использованием неадекватного внутреннего способа решения задачи7, характерного для начального перио-

! да работы и всей второй половины смены.

Таким образом, по результатам обеих психометрических ме-

' тодик наиболее высокий уровень выполнения достигается только в предобеденное время, чему соответствует оптимальный

I внутренний способ решения задач. В другие периоды смены

I эффективность выполнения методик снижена за счет использования менее эффективных стратегий переработки информации и непосредственного ухудшения процессов сохранения инфор-

■ мации в системе кратковременной памяти и доступа в долговре-

I менную память.

Динамика субъективных симптомов утомления характеризу-

■ется выраженным нарастанием его в течение всей смены

I (рис. 31). Это наиболее распространенный тип изменений для обеих групп операторов (14 из 21 у операторов-контролеров и 15 из 18 у операторов-сварщиков). Индивидуальное разнообра-

I зие характера динамики в остальных случаях нередко объясняется воздействием неординарных факторов в конкретный рабо-

I чий день. Наличие закономерных сдвигов в количестве симптомов утомления между отдельными замерами оценивалось с помощью однофакторного дисперсионного анализа (табл. 18). По-

Таблица 18

Значимость сдвигов нарастания субъективной

симптоматики утомления в течение смены

 

  Сравниваемые замеры Достоверность сдвига
Вид деятельности суммарный балл общее утомление зрительное;утомление позотоничес-*кое утомление
Операторы-контролеры I—II III—IV р< 0,05 р < 0,01 р<0,1 р< 0,05 р< 0,01 р < 0,01 р< 0,05 р< 0,01
Операторы-сварщики I—III IV—V V—VI Р < 0,01 р<0,01 р< 0,01 р< 0,1 р < 0,05 р< 0,025 р< 0,025 р< 0,025 р< 0,025 р< 0,025 р < 0,025 р < 0,01

лученные данные свидетельствуют об отсутствии значимого роста симптоматики утомления в первые часы работы. Операторы начинают рабочий день с некоторыми признаками утомления. Однако симптомы его начинают явно проявляться только в кон-

7 Интересно, что при выполнении данной методики операторами-сварщиками позиционные кривые имеют нетипичную форму во всех случаях. Можно предположить, что у работниц этой группы адекватный способ выполнения методики ОП вообще не сформирован. Это определяет низкий уровень и стабильность результатов в течение всего рабочего дня.

N-эамера

Рис. 31. Сменная динамика работоспособности операторов-микроскопистов по показателям производительности труда (______), ЧСС (----------), выполнения психометрических методик (-------) и субъективного опроса (—х—): а) операторы-контролеры, б) операторы-сварщики

Значения по каждому показателю даны в процентном выражении по

отношению к максимальному значению за смену. 1 — стадия врабатывания, 2 — стадия оптимальной работоспособности, 3 и 4 —стадии утомления (3 — субкомпенсация, 4 — декомпенсация).

де первой половины смены. Обеденный отдых не снимает накопленного утомления, что способствует быстрому темпу его нарастания — за последующие 1—1,5 ч работы число выявляемых симптомов утомления увеличивается вдвое и не снижается до самого окончания работы.

Анализ чувствительных симптомов позволяет дать качественную характеристику каждого из анализируемых компонентов утомления. Общее утомление операторов-микроскопистов проявляется в ощущениях физиологического дискомфорта, ухудшении общего самочувствия, настроения, появления сонливости. Возникают изменения в эмоционально-мотивационной сфере, сказывающиеся в потере интереса к работе, появлении отрицательных эмоций, тягостного переживания замедленности времени. Эти признаки особенно выражены во второй половине смены. Кроме того, осознаются нарушения в протекании самого трудового процесса. Замечаются удлинение пауз в работе, затруднения в выполнении привычных движений, появляется необходимость в дополнительных усилиях для того, чтобы сконцентрировать внимание.

Зрительное утомление описывается неприятными ощущениями в области глаз (давление, боль, тяжесть в глазах), вторичными явлениями зрительного дискомфорта — отраженными болями в висках и во лбу, а также желанием прекратить работу, закрыть глаза и дать им отдых. Комплекс описанных ощущений отчетливо проявляется уже в конце первой половины смены.

Симптомы позотонического утомления характеризуются появлениями усталости и боли в различных частях тела, локализация которых определяется характером неоптимальной рабочей позы. Интенсивность проявления этих симптомов монотонно нарастает в течение всего рабочего дня.

Таким образом, симптомокомплекс субъективного переживания утомления весьма разнообразен. Его основные черты формируются к концу первой половины смены, а во второй половине дня они приобретают яркость и разнообразие оттенков. Субъективная представленность неприятных ощущений богаче у группы операторов-сварщиков.

Интерпретация результатов в терминах сменной динамики работоспособности

Для удобства проведения обобщающего анализа данные о динамике отдельных показателей представлены на рис.31 в рамках единой шкалы — в процентном выражении по отношению к максимальным значениям за смену каждой из величин. Их сопоставление позволяет достаточно четко выделить основные стадии динамики работоспособности.

Начало смены характеризуется низким уровнем производительности труда, повышенной физиологической напряженностью

деятельности, использованием неадекватных способов переработки информации. Постепенно включаясь в деятельность, операторы переходят на более эффективные приемы работы. Однако продолжительность стадии врабатывания несоразмерно велика и занимает два-три часа рабочего времени.

Только непосредственно перед обеденным перерывом выполнение деятельности достигает оптимального уровня как по количественным (производительность труда), так и по качественным (внутренние средства деятельности) показателям. Однако в это время начинает формироваться симптомокомплекс субъективных признаков утомления, что является предвестником быстрого окончания стадии оптимальной работоспособности. Общая продолжительность последней составляет 1,5—2 ч.

В начале второй половины смены повышения или сохранения высокого уровня работоспособности не происходит. Хотя у многих операторов (главным образом операторов-сварщиков) в этот период наблюдается самая высокая за смену производительность труда, она достигается за счет резкого повышения энергетических затрат организма. Эффективность реализующих деятельность психических процессов явно снижена. Работа в таком высоком темпе на фоне использования неоптимальных компенсаторных средств, что соответствует стадии субкомпенсации, приводит к быстрому истощению резервов и развитию не-компенсируемого утомления. Последнее проявляется в резком ухудшении всех показателей, наступающем через 1—1,5 ч после обеденного перерыва.

Таким образом, короткий послеобеденный период заканчивается формированием выраженного симптомокомплекса утомления, характерного для стадии декомпенсации. Оно проявляется в падении производительности труда, симптомах истощения физиологических резервов, снижении эффективности профессионально-важных когнитивных функций. Этому соответствует нарастание неблагоприятных субъективных симптомов, затрагивающих и эмоционально-мотивационную сферу. Однако в конце смены, несмотря на значительное утомление, часть операторов вынуждена вновь наращивать скорость работы. К этому их побуждает сдельная форма оплаты труда и большие потери времени в предшествующий период. В условиях выраженного не-компенсируемого утомления подобная дополнительная мобилизация является чрезмерной нагрузкой.

Выявленный характер динамики работоспособности существенно отличается от оптимального [162; 168]. Помимо влияния разнообразных интенсивных нагрузок, свойственных содержанию профессиональной деятельности, такая картина обусловлена и неблагоприятным исходным уровнем функционального состояния, на фоне которого формируется актуальная динамика. Так, большая продолжительность периода врабатывания и укорочение периода оптимальной работоспособности могут быть связаны с развитием хронического утомления [128]. При про-

шедении специального опроса, направленного на выявление типичных признаков хронического утомления, около 60% из обследованного контингента работниц обнаружили выраженную степень развития этого состояния. Кроме того, деятельность ■операторов-микроскопистов протекает на фоне повышенного эмоционального напряжения. В дополнительном исследовании, проведенном с помощью опросника Спилбергера—Ханина [198], прослеживалась сменная динамика ситуативной тревож-.ности как возможного показателя уровня эмоциональной напряженности. Выявлена значимая тенденция к нарастанию этого •показателя в течение всей смены, что усугубляет степень выра-„женности острого утомления со стороны отрицательных эмоцио-шальных проявлений. Происходит и своеобразное «накопление» этих эффектов в течение времени — работницы с трудовым стажем более 3 лет в большинстве случаев попадают в категорию «высокотревожных» по показателю личностной тревожности, что нехарактерно для начинающих операторов.

Типичных для состояния монотонии колебаний — частых ^подъемов и спадов уровня работоспособности [85; 243] — в общегрупповых данных не наблюдается. Они имеют место только в нескольких индивидуальных случаях, как правило, у операторов с небольшим стажем работы. Главной тенденцией в проанализированной динамике является снижение эффективности в работе реализующих деятельность систем вследствие развития острого утомления, отчетливо проявляющегося в симптоматике общего, зрительного и позотонического утомления. Чрезмерность нагрузки и неполнота восстановления исходного уровня работоспособности создают условия для формирования пограничных и патологических состояний.

Проведение профилактической работы даже в кор-рекционном плане, не затрагивающем коренным образом сложившуюся структуру трудовой деятельности, открывает перед исследователем большие возможности. Ее осуществление ведется в двух направлениях. Во-первых, возможно снижение степени развития неблагоприятных функциональных состояний за счет применения дополнительных средств, восстанавливающих или повышающих резервные возможности человека. Во-вторых, можно искать пути устранения или минимизации воздействия факторов, являющихся причиной развития неблагоприятных состояний.

Проведенный анализ деятельности операторов-микроскопистов позволяет конкретизировать содержание этих задач и наметить пути их решения.

В первую очередь бросается в глаза необходимость нормализации целого ряда параметров производственной среды, ор-

ганизации трудового процесса, оптимизации рабочего места. Хотя это трудно назвать психологической работой в собственном смысле слова, решать указанные проблемы психологу все-таки приходится. При этом сначала важно добиться изменения, отдельных характеристик производственного процесса в соответствии с существующими нормативами и стандартами, например снизить уровень шума, повысить освещенность на рабочих местах, соблюдать режим чередования трудовых операций и т. п.

В некоторых случаях проведение такой нормализующей работы невозможно без дополнительных исследований. Так, поиск путей оптимизации рабочей позы операторов-микроскописточ: потребовал специального анализа, направленного на определение критических параметров пространственной организации рабочего места и расчета их оптимальных значений [183]. В результате исследования был предложен макетный вариант рабочего места с регулируемыми параметрами его основных узлов, обеспечивающий выпрямленное положение тела оператора и равномерное распределение мышечных физических нагрузок (см. рис. 27, б). Кроме того, был разработан ряд рекомендаций для коррекции конструктивных особенностей используемых микроскопов. Оптимизация рабочей позы в соответствии с предложенными рекомендациями позволяет существенно снизить удельный вес симптоматики позотонического утомления.

Не менее очевидна и задача разработки оптимального внут-рисменного режима труда и отдыха, в состав которого может быть включен целый комплекс профилактических и разгрузочных мероприятий. Проведенный анализ сменной динамики работоспособности предъявляет целый ряд требований, которым должен удовлетворять вариант оптимального режима: необходимо сократить период врабатывания, увеличить продолжительность периода оптимальной работоспособности, добиться хотя бы частичного снятия эффектов острого утомления и уменьшения вероятности его накопления. Особенности сменной динамики работоспособности определяют и конкретные формы реализации этих требований.

Сокращение периода врабатывания предполагает включение мероприятий, обеспечивающих активирующее влияние на организм. Для этого целесообразно ввести регламентированный микроперерыв в начале смены, предназначенный для проведения вводной производственной гимнастики. Время назначения этого микроперерыва следует отнести к моменту окончания выполнения всех вспомогательных операций, т. е. приблизительно через 30—45 мин после начала рабочего дня, его продолжительность 5 мин.

Так как беспылевой режим производственных помещений накладывает определенные ограничения на характер допустимых движений, то наиболее целесообразным является включение в,состав комплекса активирующих упражнений элементов;

дыхательной и изометрической гимнастик [102]. Другой формой, эффективно способствующей ускорению врабатывания, является введение сеансов функциональной музыки [49], прослу-.шиваемых непосредственно на рабочих местах.

Период оптимальной работоспособности наступает примерно за час до начала обеденного перерыва. Создается впечатление, что последний искусственно прерывает относительно благоприятный период работоспособности. Вхождение в работу после «обеденного перерыва происходит на фоне повышения напряженности. Кроме того, в предобеденное время начинают появляться первые признаки утомления (со стороны субъективных.ощущений). Необходимость увеличения продолжительности это-то периода предполагает:

— отсрочить время обеденного перерыва в соответствии с общепринятыми рекомендациями о преимуществах длительного периода отдыха через 4—4,5 ч после начала смены;

— ввести за час до обеденного перерыва регламентированный микроперерыв для предупреждения начала развития утомления. Общая продолжительность микроперерыва 7—8 мин. В первые 3—4 мин перерыва целесообразно заняться глазодвигательной гимнастикой. Выполнение этих упражнений на фоне только начинающего развиваться утомления мышечного аппарата глаз вряд ли послужит источником дополнительной нагрузки. Оно скорее обеспечит эффективность тренировки. Оставшиеся 4—5 мин можно оставить для пассивного отдыха, занятого сеансом функциональной музыки.

При зрительно-напряженном труде обычно применяется жомплекс упражнений, включающих расслабление глазных мышц, попеременное включение зрения на восприятие то удаленных, то близких объектов, закрывание глаз, движение глаз в стороны, вверх, вниз, по кругу. Кроме того, возможны упражнения с применением линз [142]. Все упражнения могут выполняться операторами непосредственно на рабочих местах.

Компенсация острого утомления во второй половине смены предполагает наличие более продолжительного периода для смешанного типа отдыха. С этой целью предлагается ввести до-■ статочно продолжительный перерыв (15—20 мин) с обязательным выходом из-за рабочего места, назначаемый на период выраженного спада работоспособности, т. е. через 2—2,5 ч после •обеденного перерыва. Его содержание включает выполнение < разгрузочных физических упражнений, снимающих напряжение различных групп мышц и улучшающих гемодинамику. Большая часть этого перерыва должна проходить в специальном кабинете психологической релаксации [67] и включать специальные разгрузочные мероприятия [255].

Общая схема предлагаемого режима труда и отдыха представлена в табл. 19. Отметим, что внутри нее возможна спецификация по отношению к разным видам труда операторов-мик-

роскопйстов. Конкретное содержание некоторых из предлагаемых коррекционных и профилактических мероприятий будет рассмотрено в следующей главе.

В заключение отметим, что приведенные разработки не исчерпывают всех возможностей коррекционной работы. Одним из важных моментов, основывающемся на углубленном пред-

Таблица 19

Распределение перерывов для отдыха в течение

рабочей смены операторов-микроскопистов и их содержание

Время начала перерыва Тип перерыва Продолжительность перерыва (в мим) Содержание
7.45 11.00 12.00 14.00—14.30 Короткий перерыв Короткий перерыв Перерыв на обед Дополнительный перерыв 7—8 45 15—20 Вводная гимнастика Специальная глазодвигательная зарядка; пассивный отдыхна рабочем месте Свободное время Облегченная разминка мышц, участвующих в поддержании рабочей позы; сеанс активной релаксации в комнате психологической разгрузки

ставленой о психологическом содержании деятельности, является оптимизация процесса профессиональной подготовки операторов-микроскопистов. Нередко формирование основных профессионально-важных навыков происходит стихийно. Это проявляется, в частности, в использовании операторами-контролерами неоптимальной стратегии опознания практически в течение всей рабочей смены. Кроме того, в процессе профессионального обучения возможно целенаправленное формирование таких умений, как рациональное распределение трудовых заданий в течение смены, принятие и длительное удержание оптимальной рабочей позы, правильная настройка оптического прибора, выработка индивидуальных приемов профилактики утомления и др., которые оказываются далеко немаловажными в рамках существующей системы труда. Решение этих вопросов еще ждет специальной разработки.

 

ГЛАВА VI




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.