КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Приемы саморегуляции состояний 2 страница
Последнее упражнение заключается в том, чтобы максимально высоко поднять брови. Не забудьте, что Ваши глаза должны быть при этом закрыты (рис. 39, б). Готовы? Начали! Поднимите брови высоко! Как можно выше! Еще выше! Так высоко, насколько это возможно! Задержите! Расслабьтесь. Повторим это упражнение. Готовы? Начали! Поднимите брови! Еще выше! Как можно выше! Еще! Задержите их! Расслабьтесь. Сделайте паузу на несколько мгновений, чтобы почувствовать полнее расслабление лица. (Пауза 15 с.) Упражнения для релаксации мышц лица Заключительный этап Сейчас Вы расслабили большинство основных мышц Вашего тела. Чтобы была уверенность в том, что все они действительно расслабились, я буду в обратном порядке перечислять мышцы, которые Вы напрягали, а затем расслабили. По мере того как я буду называть их, старайтесь расслаблять их еще сильнее. Вы почувствуете расслабление, проникающее в Ваше тело, как теплая волна. Вы чувствуете расслабление, начиная со лба, затем оно переходит на глаза и ниже на щеки. Вы чувствуете тяжесть расслабления, охватывающего нижнюю часть лица, затем оно опускается к плечам, на грудную клетку, предплечья, живот, кисти рук. Расслабляются Ваши ноги, начиная с бедер, достигая икр и ступней. Вы чувствуете, что Ваше тело стало очень тяжелым, очень расслабленным. Это приятное чувство. Задержите эти ощущения и насладитесь чувством расслабления. (Пауза 2 мин.) Пробуждение Теперь я хочу, чтобы Вы ощутили себя и окружающий Вас мир. Я буду считать от 1 до 10. На каждый счет Вы будете чувствовать, что сознание становится все более и более ясным, а тело более свежим и энергичным. Когда я досчитаю до 10, откройте глаза и Вы почувствуете себя лучше, чем когда-либо в этот день. Придет ощущение бодрости, свежести, прилива сил и желания действовать. Давайте начнем «1—2» — Вы начинаете пробуждаться, «3—4—5» — появляется ощущение бодрости, «6—7» — напрягите кисти и ступни, «8» — потянитесь, «9—10» —- теперь откройте глаза. Вы пробудились и готовы действовать. Ваше сознание ясно, Ваше тело отдохнуло». Весьма перспективным средством снижения уровня тревожности, устранения аффективных эмоциональных комплексов разрешения конфликтных личностных ситуаций является применение техники релаксации в сочетании с элементами психотерапии. Наиболее ярким примером такого подхода служит одно из направлений поведенческой психотерапии — предложенная Дж. Уолпе [350] методика «систематической десенсибилизации» (systematic desensibilisation), основанная на так называемой теории реципрокного торможения. Предполагается, что если в состоянии глубокой релаксации человек будет иметь дело с объектами или ситуациями, вызывавшими у него в прошлом опыте аффективные переживания, то их эмоциогенность исчезнет или существенно ослабнет за счет полной несовместимости двух разных типов реакций — расслабления и неприятного эмоционального возбуждения. Процедура реализации данной методики включает три стадии: обучение приемам релаксации; выявление эмоциогенных ситуаций, в отношении к которым требуется коррекция; проведение собственно психотерапевтического сеанса. Последний состоит из двух этапов. На первом из них пациент погружается в состояние глубокой релаксации. Затем ему предлагается образно представлять волнующие его или неприятные ситуации, при этом обязательно контролируется полнота расслабления [289]. Применение этой методики нередко дает стойкий положительный эффект, обусловленный комплексным воздействием мышечного расслабления, установления положительных ассоциативных связей, внушения и самовнушения. Аутогенная тренировка В непосредственной близости от описанного выше направления ведется разработка способов «психической саморегуляции» [2; 172], в качестве основного элемента включающая различные приемы самовнушения. Существуют многовековые традиции использования самовнушения, воплощенные в системе йогов в индийской культуре, и цзен-буддизме, некоторых других религиозных школах («логосмедитация» в православии, экзер-сиции у иезуитов и др.). В научном плане первые попытки применения метода самовнушения для нормализации состояния человека связаны с именами Ш. Бодуэна, Э. Куэ, Э. Кречмера, И. Р. Тарханова, В. М. Бехтерева. Некоторые из них носили явно упрощенный и даже вульгарный характер. Так, по убеждению Э. Куэ, с помощью многократного повторения простой формулы самовнушения: «Мне становится лучше и лучше... мои силы нарастают с каждым днем... я совершенно здоров» можно вылечиться от любой болезни. И тем не менее даже эта система, не говоря о более строгих и обоснованных исследованиях, содержала рациональное зерно, позволяющее добиться выра- женного терапевтического эффекта и заставляющего продолжать поиски в указанном направлении. Современный этап разработки методик психической саморегуляции берет начало в работах И. Г. Шульца, разработавшего систему аутогенной тренировки. Она направлена на выработку у человека навыков произвольной регуляции тонуса мышц и работы физиологических систем, обычно не поддающихся контролю сознания [184; 330]. В состоянии полной релаксации субъект получает возможность нормализовать режим их функционирования, снимать неприятную эмоциональную окраску ощущений, произвольно влиять на формирование положительного отношения к окружающему. В основе аутогенной тренировки лежит установление связей между словесными выражениями (и/или образными представлениями) и регуляцией состояния различных органов. И. Г. Шульц рекомендовал шесть циклов упражнений, которые в сочетании с определенными формулами самовнушения считаются классическими: упражнения для расслабления отдельных участков и всего тела путем умственного сосредоточения и локализации ощущений приятной тяжести: «Моя правая (левая) рука тяжелая...»; упражнения для расширения кровеносных сосудов путем самовнушения ощущений тепла в разных частях тела: «Моя правая (левая) рука теплая...»; упражнения для регуляции деятельности сердца: «Мое сердце бьется спокойно...»; упражнение для контроля за дыханием: «Я дышу ровно и спокойно...»; упражнения для регуляции деятельности внутренних органов: «Мое солнечное сплетение излучает тепло...»; упражнения для снятия нервного напряжения: «Мой лоб приятно прохладен...» [16]. Согласно представлениям И. Г. Шульца, выполнение этих упражнений позволяет достигнуть состояния полного покоя, снятия ощущений напряженности и тревоги, на фоне которых путем самовнушения нормализуется деятельность различных физиологических систем. В оригинальном варианте методика аутогенной тренировки состоит из двух ступеней — низшей и высшей. Первая из них, более простая и доступная для усвоения7, направлена на достижение большей глубины отдыха, снятие излишнего напряжения, коррекцию в работе отдельных функций и органов. Ее использование чрезвычайно распространено. На высшей ступени человек овладевает навыками погружения в состояние «аутогенной медитации», по предположениям, являющегося своеобразным средством «самоочищения» ор- 7 Для овладения первой ступенью требуется в среднем 3 месяца ежедневных занятий по 20—30 мин. ганизма от болезней. Популярность этих приемов значительно меньше, так же как и научная обоснованность механизмов подобного влияния. Существует множество модификаций методик аутогенной тренировки [2; 47; 108]. Они широко используются в медицинской практике, спорте, педагогике [37; 47; 184]. Все больше-возрастает интерес к возможностям их использования в обычных условиях профессиональной деятельности, в качестве средства борьбы со стрессовыми состояниями, чрезмерным утомлением и др. Имеется положительный опыт применения этих приемов непосредственно в производственных условиях — при выполнении монотонных работ [16], в сложных видах операторской деятельности [173]. При этом авторы подчеркивают целесообразность сочетания приемов аутогенной тренировки с другими профилактическими мерами [37]. Основными средствами психологического воздействия в методиках самовнушения являются словесные формулировки, подкрепленные яркими образными представлениями, которые оказывают наиболее действенное влияние на регулируемые процессы в дремотном состоянии. При этом одним из важнейших оказывается умение полностью сосредоточить внимание на непосредственно переживаемых ощущениях и выполняемых действиях. В процессе тренировок стремятся к достижению легкости возникновения желаемых органических эффектов в ответ на соответствующие образные или вербальные представления, а также к полному устранению любых проявлений напряженности при концентрации внимания. Поскольку главной целью этих приемов является произвольная регуляция протекания ранее неосознававшихся процессов, то успешность обучения во многом зависит от интуитивно формируемого комплекса субъективных ощущений нормализации состояния. Для облегчения поиска таких ощущений и соответственно повышения эффективности тренировок используют принцип биологической обратной связи (biofeedback) [204; 311]. Приемы биологической обратной связи основаны на регистрации различных физиологических параметров: ЭЭГ, ЭМГ, частоты пульса, артериального давления, температуры тела — и предоставления испытуемому в доступной форме (зрительной, слуховой) информации о сдвигах измеряемых показателей. Так, например, «обозначая» с помощью звука появление на фоне ЭЭГ покоящегося человека8 реакции десинхронизации, можно научиться произвольно вызывать и удерживать преобладание альфа-ритма в ЭЭГ даже при открытых глазах [309]. Аналогичным образом учатся избегать головных болей путем расслабления лицевой мускулатуры, снижать уровень систолического и диастолического давления, регулировать тонус воздухо- 8 Регистрируется при закрытых глазах и характеризуется преобладанием-альфа-ритма. ■проводящих путей при астматических приступах [270]. Положительное влияние биологической обратной связи на скорость и качество овладения навыками релаксации и аутогенной тренировки [255] не ограничивается только тем, что с ее помощью вводится некоторый внешний ориентир для соотнесения с ним ^смутных» внутренних ощущений. Немаловажно и то, что получаемая объективная информация позволяет человеку самому оценить успешность предпринимаемых попыток, снимая мешающую процессу обучения неопределенность достигаемого в процессе тренировок результата. К достоинствам описанных методик саморегуляции состояния часто относят простоту овладения ими, отсутствие необходимости использования сложной аппаратуры и т. д. Главным же является активная позиция самого субъекта воздействия, повышающая гибкость и эффективность применяемых средств, В связи с этим растет потребность адекватного теоретического обоснования механизмов самовнушения и разработки соответствующих ему конкретных методических процедур, дефицит которых остро ощущается в настоящее время. ^ * ^ В приведенном обзорном материале прослеживаются разные линии развития профилактической работы, среди которых трудно выделить собственно психологические приемы и методы. Это отражает прежде всего сложный характер самого объекта воздействия — состояния человека — и, кроме того, более устоявшиеся медицинские и физиологические традиции в практике их применения. Тем не менее апелляция к психологическим категориям и объяснительным принципам в той или иной степени присуща каждому из перечисленных выше направлений. В связи с этим актуально вычленение подчас скрытого от глаз психологического содержания с целью квалифицированной разработки на его основе более совершенных и теоретически обоснованных способов оптимизации состояния. В заключение хотелось бы сказать несколько слов об общей направленности профилактической работы. При обсуждении этого вопроса акцент чаще всего ставится на необходимости «устранить», «избежать», «предотвратить», «минимизировать влияние» того или иного состояния. Подобная установка на полную или частичную элиминацию не удовлетворяет тех, кто пытается разобраться в многообразии сложных жизненных ситуаций и сопутствующих им состояний человека. Это связано с тем, что односторонняя квалификация определенного типа состояния как заведомо «плохого» или «хорошего» не оправдывает себя. Действительно, чрезмерное утомление нарушает нормальное протекание деятельности и сказывается на здоровье человека. Но в принципе утомляться человеку совсем не противопоказано. Напротив, что может быть естественнее (и, кстати, полезнее), чем чувство приятной усталости после насыщенного трудами и успешно завершенного дня? И разве не становятся наиболее яркими событиями каждой индивидуальной биографии моменты максимального напряжения сил, способствующих преодолению трудностей. Исключение таких ситуаций, если бы даже оно оказалось возможным, вряд ли обогатило бы духовную жизнь человека. Вероятно, важнее не столько оградить человека от сложных задач, неординарных событий, опасностей, сколько помочь ему самому обрести внутренние силы для адекватного поведения в бесконечно меняющихся условиях окружающей действительности. Вспомним прелестные строки Шекспира: Веди нас дорожка Вперед и вперед, Начала тебе и конца нет. Веселое сердце идет и поет, Печальное — скоро устанет... За внешней простотой здесь сквозит истинная мудрость. Она ориентирует нас на поиски источников жизнеспособности человеческой личности, внутри которой кроются мощные резервы, необходимые для полноценной регуляции состояний. Психология пока еще в долгу перед практикой решения этих задач, но вряд ли стоит недооценивать богатства накопленных знаний и ее потенциальные возможности для успешного достижения поставленной цели. 9 Перевод С. Я- Маршака. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Круг проблем, затронутый в настоящей книге, весьма разнообразен. Однако он далеко не исчерпывает множест- » ва конкретных вопросов, возникающих в практике изучения функциональных состояний человека. Мы стремились выделить узловые моменты построения психодиагностической работы, на- !- чиная с определения ее предмета, создания и выбора адекват-ных методических средств и кончая организацией прикладных | исследований. Если при этом нам удалось показать внутреннюю взаимосвязь обозначенных проблем и наметить перспективные линии их разработки, то цель, стоявшая перед нами, достигнута. Лежащие в основе современной трактовки функциональных состояний принципы системно-структурного анализа трудовой деятельности конкретизируются в постановке каждой из рассмотренных проблем. По отношению к задачам определения и типологизации различных видов функциональных состояний это выражается в направленности на выявление специфических синдромов, формирующихся под влиянием комплекса внешних и внутренних причин. При этом за многоликостью частных проявлений состояния должен прослеживаться тип взаимодействия различных включенных в деятельность систем, что служит основанием для характеристики принципиального механизма возникновения адаптивной реакции. В методическом плане принципы системно-структурного анализа ориентируют на использование комплексных методов исследования, дающих возможность одновременно тестировать состояние человека с помощью качественно различных показателей. Получаемый в результате такой работы «многоуровневый срез» позволяет дать интегральную характеристику оцениваемого состояния. Адекватность отдельных методик определяется не только направленностью на регистрацию наиболее существенных параметров, но и возможностью получения информации о структурных перестройках, происходящих в деятельности анализируемых систем. Этим и обусловлено стремление к поиску отличных от традиционных путей создания психодиагностических процедур, которое нашло отражение в нашей работе. Реальное воплощение выделенные положения находят в практике прикладной диагностической работы. Оценка функционального состояния работающего человека вплетена в канву изучения реальной деятельности. Особенности последней не только задают ориентацию на получение полезного результата, :но и служат основанием для понимания специфики оцениваемого состояния и его динамики. Поэтому развернутый психологический анализ конкретного вида труда является необходимым условием плодотворного решения стоящих перед исследователем задач. Диагностическая работа — это творческий процесс, требующий высокой профессиональной культуры психолога-практика. Без нее невозможны корректная постановка целей исследования, квалифицированный выбор методического инструментария, его грамотное применение. Вместе с тем содержание работ по оптимизации функционального состояния человека не может ■быть ограничено чисто психологическим аспектом работы. Успешное продвижение вперед предполагает координацию усилий представителей разных специальностей, отдающих себе отчет в важности коллективного решения актуальных экономических и социальных задач. ЛИТЕРАТУРА 1. Аветисов Э. С, Розенблюм Ю. 3. Офтальмоэргономика (предмет, задачи и методы исследования). — В кн.: Офтальмоэргономика. Под ред. Э. С. Аветисова. М., 1976. 2. Алексеев А. В. Себя преодолеть. М., 1978. 3. А и а н ь с в Б. Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика. — Вопр. психол., 1968, № 6. 4. Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982. 5. Анохин П. К. Предисловие. — В кн.: Мегун М. Бодрствующий мозг. М., 1965. 6. А и р и В., Б и н с А. Умственное утомление. М., 1899. 7. А р т е м ь е в а Е. Ю. Психология субъективной семантики. М., 1980. 8. А с с е в В. Г. Проблема монотонности в трудах зарубежных авторов. — Вопр. психол., 1975, № 1. 9. Ахутин В. М, Зингер ман А. М., Кислицин М. М. и др. Комплексная оценка функционального состояния человека-оператора в системах управления. — В кн.: Проблемы космической биологии, т. 34, М, 1977. 10. Ачаповская А. М. О рабочей позе операторов-микроскопистов.— В кн.: IV съезд Белорусского физиологического общества им. И. П. Павлова. Ч. И, Минск, 1974. И. А ч а п о в с к а я А. М., Плоткин В. А. Некоторые физиологические аспекты деятельности оператора-микроскописта. — В кн.: Физиология труда. Тезисы докладов IV Всесоюзной конференции по физиологии труда. М., 1973. 12. Баевский Р. М., Кудрявцева В. И. Особенности регуляции сердечного ритма при умственной работе. — Физиол. человека, 1975, № 2. 13. Б а л о и о в Л. Я- Последовательные образы. Л., 1971. 14. Балякин В. А. Токсикология и экспертиза алкогольного опьянения. М., 1962. 15. Басаргина Л. А. Микроклимат и функциональное состояние работающих в сборочных цехах электронной промышленности. Канд. дис. М., 1970. 16. Беляев Г. С, Лобзин В. С, Копылов а И. А. Психогигиеническая саморегуляция. Л., 1977. 17. Березина Г. А. Использование цветовых и музыкальных воздействий с целью оптимизации работоспособности при выполнении монотонной деятельности. — В кн.: Тезисы докладов V Всесоюзного съезда общества психологов СССР. М„ 1977, т. I. 18. Бсрнштейн М. С. К. методике составления и проверки тестов. — Вопр. психол., 1968, № 1. 19. Беспалов Б. И. Исследование визуальных преобразований геометрических форм. — В кн.: Эргономика. Труды ВНИИТЭ. М., 1976, т. 12. 20. Б е с п а л о в Б. И. Микроструктурный анализ сенсомоторного действия. — В кн.: Эргономика. Труды ВНИИТЭ. М., 1978, т. 16. 21. Блок В. Уровни бодрствования и внимания. — В кн.: Экспериментальная психология. Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. М., 1970, вып. III. 22. Бойко Е. И. Время реакции человека. М., 1964. 23. Бюхер К. Работа и ритм. М., 1923. 24. В а с е н к о в А. А., Ефимов И. Е. Микроэлектроника. — БСЭ. Изд. 3-е, т. 16. М., 1974. 25. Ватченко А. А. Спазмы аккомодации и близорукость. Киев, 1977. 26. Введение в эргономику. Под ред. В. П. Зинченко. М., 1974. 27. Величковский Б. М. Современная когнитивная психология М., 1982. 28. Величковский Б. М. Функциональная структура перцептивных процессов. — В кн.: Основы психологии (познавательные процессы: ощущения, восприятие). М., 1982. 29. Величковский Б. М., Зинченко В. П. Методологические проблемы современной когнитивной психологии. — Вопр. филос, 1979, № 7. 30. Величковский Б. М., Леонова А. Б. Психология установки и микроструктурный подход. — В кн.: Бессознательное. Тбилиси, 1978, т. I. 31. Венгер Л. А., X о л м о в с к а я В. В. Разработка и опытная проверка методов диагностики умственного развития дошкольников. — В кн.: Диагностика умственного развития дошкольников. М., 1978. 32. В е р н о н X. М. Промышленная усталость и производительность труда. М.—Л., 1925. 33. Виноградов М. И. Физиология трудовых процессов. Л., 1958. 34. В о л ь х и н а Т. П., П а с т у х и н а Р. Н., Трофимова Л. В. О физиологических сдвигах в организме при напряженной «зрительной» работе. — В кн.: Материалы научной конференции по физиологии труда, посвященной памяти А. А. Ухтомского. Л., 1963. 35. Временные методические рекомендации по условиям труда со стереоскопическими бинокулярными микроскопами в электронной промышленности. М., 1974. 36. В ы г о т с к и й Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. — Собр. соч. М., 1983, т. 5. 37. Г а б д р е е в а Г. Ш., Пейсахов Н. М. К методике самоуправления психическим состоянием. — Вопр. психол., 1982, № 5. 38. Г а леев Б. М., Сайфуллин Р. Ф. Светомузыкальные устройства. М., 1978. 39. Г а л ь п е р и н П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. — В кн.: Исследование мышления в советской психологии. М., 1966. 40. Г а с с о в с к и й Л. П., С а м с о н о в а В. Г. Глаз и пути к повышению эффективности его работы. Л., 1934. 41. Геллерштейн С. Г. Психотехника (стенограммы пяти лекций). М., 1926. 42. Г е л л е р ш т е й н С. Г. Проблема психологии профессий в системе советской психотехники. М.—Л., 1931. 43. Г е н к и н А. А., Медведев В. И. Прогнозирование психофизиологических состояний. Л., 1973. 44. Гигиена питания. Под ред. К. С. Петровского. М., 1971. 45. Г и л ь б у х Ю. 3. Метод психологических тестов и пути его усовершенствования. Докт. дис. Тбилиси, 1982. 46. Г и л ь б у х Ю. 3. Проблема теоретического обоснования предмета испытаний при разработке психологических тестов. — Вопр. психол., 1982, № 1. 47. Гиссен Л. Д. Психорегулирующая тренировка. М., 1970. 48. Г о л ь д в а р г И. А. Функциональная музыка. Пермь, 1968. 49. Гольдварг И. А. Музыка на производстве. Пермь, 1971. 50. Горбунов Г. Д. Учись управлять собой. Л., 1976. 51. Горбов Ф. Д. Детерминация психических состояний. — Вопр. психол., 1971, № 5. 52. Г о р д е е в а Н. Д., Д е в и ш в и л и В. М., Зинченко В. П. Микроструктурный анализ исполнительной деятельности. М., 1975. 53. Г о р д е е в а Н. Д., Зинченко В. П. Функциональная структура действия. М., 1982. 54. Гордон В. М., К а р а д ж о в К. В., Т р у ш В. Д. Психофизиологическое исследование деятельности в режиме информационного поиска зрительной и вербальной информации. — В кн.: Эргономика. Труды ВНИИТЭ. М., 1976, т. 11. 55. ГОСТ 21889—76 СЧМ. Кресло человека-оператора. Общие эргономические требования. 56. Гофман Э. Т. Крейслериана. — Избр. произв. М, 1962, т. 3. 57. Г р и м а к Л. П. Моделирование состояния человека в гипнозе. М., 1978. 58. Г у б л е р Е. В., Г е н к и н А. А. Применение критериев непараметрической статистики для оценки двух групп наблюдений в медико-биологических исследованиях. М., 1973. 59. Г у р е в и ч К- М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М, 1970. 60. Г у р е в и ч К. М. Проблема общего и дифференциального в психологической диагностике. — В кн.: О диагностике психического развития личности. Таллин, 1974. 61. Гуревич К. М. Статистика — аппарат доказательства в психологической диагностике. — В кн.: Проблемы психологической диагностики. Под ред. К. М. Гуревича и Ю. Л. Сыэрда. Таллин, 1977. 62. Г у р е в и ч К. М. Современная психологическая диагностика: пути развития. — Вопр. психол., 1982, № 1. 63. Девишвили В. М. Методы изучения движений человека. М., 1979. 64. Д е р е в я н к о Е. А. Взаимоотношения между некоторыми физиологическими и психологическими факторами при развитии утомления в трудовой деятельности. — В кн.: Тезисы докладов I Всесоюзного съезда общества психологов СССР. М., 1959. 65. Д е р е в я н к о Е. А. Интегральная оценка работоспособности при умственном и физическом труде. М., 1976. 66. Д о с к и н В. А., Лаврентьева Н. А., М и р о ш н и к о в М. Н. и др. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния. — Вопр. психол., 1973, № 6. 67. Д у б о в А. А. К вопросу организации кабинета психогигиены. — В кн.: Взаимосвязь убеждения и внушения в педагогическом процессе. Пермь, 1978. 68. Егоров А. С, Загрядский В. П., Мордвинов Е. Ф. и др. Принцип конкретности в исследованиях работоспособности человека-оператора. ■— Вопр. психол., 1973, № 2. 69. Е р м о л а е в а М. В. Эмоциональные аспекты функциональных состояний в деятельности операторов. Канд. дис. М., 1980. 70. Ефимов И. Е. Интегральная схема. — БСЭ. Изд. 3-е, 1972, т. 10. 71. Ж и тульский Б. М., Зубов Н. Н., Меркулов В. А. и др. Применение микропроцессорной техники в аппаратуре психофизиологического контроля. — Электронная пром., 1979, № 11. 72. Ж у к о в В. А., Степанов В. Н., Фокин Ю. Г. Военная эргономика. М., 1978. 73. Забродин Ю. М. Методологические проблемы исследования и моделирования функциональных состояний. — В кн.: Психические состояния и эффективность деятельности. М., 1983. 74. Зараковский Г. М., Медведев В. И., Мунипов В. М. Принципы эргономического описания деятельности оператора. •— В кн.: Эргономика. Принципы и рекомендации. М., 1971, т. 2. 75. 3 е й г а р н и к Б. В. Патопсихология. М, 1976. 76. 3 и л ь б е р м а н П. Б. Эмоциональная устойчивость. Канд. дис. М., 1970. 77. Зинченко В. П., Величковский Б. М., Вучетич Г. Г. Функциональная структура зрительной памяти. М., 1980. 78. Зинченко В. П., В е р г и л е с Н. Ю. Формирование зрительного образа. М., 1969. 79. Зинченко В. П., Леонова А. Б., Стрелков Ю. К. Применение ЭВМ для получения экспресс-информации о функциональном состоянии оператора. — В кн.: Эргономика. Принципы и рекомендации. М., 1974, т. 5. 80. Зинченко В. П., Леонова А. Б., Стрелков Ю. К. Психометрика утомления. М., 1977. 81. Зинченко В. П., Мунипов В. М. Основы эргономики. М., 1978. 82. Зинченко Т. П. Опознание и кодирование. Л., 1981. 83. 3 о з Н. И. Функциональная работоспособность зрительного анализа- тора в процессе работы с микроскопом. — В кн.: Проблемы физиологической оптики. Л., 1969, т. 15. 84. 3 о з Н. И., Кузнецов Ю. А., Лаврова М. В. и др. Некоторые вопросы гигиены зрения при работе с микроскопом. —• Гигиена труда и проф. забол., 1972, № 2. 85. 3 о л и н а 3. М. Физиологические основы рациональной организации труда на конвейере. М., 1967. 86. 3 о р и н С. М. Свет, движение, музыка. — В кн.: Панорама-78. М., 1979. 87. И в а н о в а Е. М., Н о с к о в а О. Г., Чернышева О. Н. Спецпрактикум по психологическому изучению профессиональной деятельности, М„ 1980. 88. Ильин Е. П. Оптимальные характеристики работоспособности человека. Докт. дис. Л., 1968. 89. И л ь и н Е. П. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния. — В кн.: Теория функциональных систем в физиологии и психологии. М., 1978. 90. Ильин Е. П. Оптимальные состояния человека как психофизиологическая проблема. — Психол. журн., 1981, № 5. 91. Инженерная психология. Под ред. Б. Ф. Ломова, В. Ф. Рубахина и В. Ф. Венды. М., 1977. 92. К а п и ц а М. С. Иконическая память и микрогенез зрительного образа. Канд. дис. М., 1980. 93. К а р а д ж о в К. В., Т р у ш В. Д., Гордон В. М. Изучение влияния функционального состояния на процесс решения поисковых задач. — В кн.: Эргономика. Труды ВНИИТЭ. М., 1976, т. 11. 94. К и с и л е в Ю. А. Действие фактора неожиданности в условиях соревновательной деятельности спортсмена. Канд. дис. Л., 1964. 95. Клацки Р. Память человека. Структура и процессы. М., 1978. 96. К о л о д е з н и к о в а Т. С, Леонова А. Б. Влияние утомления на структуру двигательного акта. — В кн.: Эргономика. Труды ВНИИТЭ. М., 1980, т. 19 97. К оси лов С. А. Очерки физиологии труда. М., 1965. 98. К о с и л о в С. А. Психофизиологические основы научной организации труда. М., 1979. 99. К о с и л о в С. А., Душков Б. А. Физиологические основы НОТ. М„ 1971. 100. Котик М. А. Психология и безопасность. Таллин, 1981. 101. Крауклис И. А. Влияние позы и мышечных упражнений на эффективность умственной работы. Рига, 1973. 102. Крауклис И. А., Крауклис А. А. Оптимизирующие эффекты постуральных упражнений на вегетативные корреляты нервной деятельности при напряженной умственной работе. — В кн.: Проблемы умственного труда. М, 1977, вып. IV 103. Крепелин Э. К вопросу о переутомлении. Одесса, 1898. 104. Кулак А. И. Физиология утомления при умственном и физическом труде. Минск, 1968. 105. Курина В. И. Влияние профессиональной деятельности на формирование тревожности как черты личности. Диплом, работа. М., 1982. 106. Л аз а рус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. — В кн.: Эмоциональный,стресс. Под ред. Л. Леви. Л., 1970.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |