Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешние способы коррекции функциональных состояний




Функциональная музыка

Использование музыкальных программ в качестве оптимизирующего средства имеет уже устоявшиеся традиции в целом ряде отраслей производства, особенно связанных с монотонной работой [17; 48; 72]. Положительные эффекты включения сеансов прослушивания музыки непосредственно в процесс деятельности связывают с возрастанием производительности труда, увеличением скорости и координированности выполнения трудовых операций, обогащением внутреннего содержания однообразной работы, повышением безопасности труда, формированием положительного эмоционального фона деятельности. Доступность и естественность обращения к музыкальной культуре, отсутствие сколь-нибудь серьезных отрицательных последствий вместе с комплексом возможных благоприятных влияний делают эту форму оптимизирующих мероприятий чрезвычайно привлекательной для практических работников.

Благотворное влияние музыки на состояние человека известно с давних пор. В древнегреческой и средневековой арабской медицине можно найти примеры обращения к ней как к мощному эмоциональному фактору, повышающему настроение больного, снимающего невротические состояния, залечивающему «страсти души». Недаром выдающийся русский психиатр В. М. Бехтерев мечтал о создании института, в котором лечили бы музыкой.

Первые попытки организованного применения музыки в производственной деятельности приходятся на начало нашего века. Результаты одного из них так описывались в «Лейпцигской газете» за 1908 г.: «Были произведены опыты и сделаны выводы, что при работе, требующей равномерного и быстрого выполнения, ничто так не возбуждает рвения и ничто так не ускоряет работу, как музыка. Первый практический опыт был сделан в

Канайолари в штате Нью-Йорк, где автоматический рояль играл марш за маршем, чтобы ускорить работу работающих сдельно. Оказалось,, что в часы, в которые играла музыка, количество сделанной работы было больше, чем в остальное время, и, таким образом, было решено поставить рояль во всех отделениях фабрики...» [23, с. 185]. В более современных исследованиях объясняются механизмы такого положительного влияния, на основе которых разрабатываются системы функциональной музыки.

Отмечается, что при прослушивании разных музыкальных произведений наблюдается динамика вегетативных показателей, прежде всего со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем, изменяется электрическая активность мозга, работоспособность мышечных единиц [17; 134]. Она стимулирует мыслительную активность и способствует возникновению зрительных образов. Особенность последних состоит в том, что они являются образами движений, тем самым способствуя формированию ритма деятельности [185]. Вообще благоприятное влияние музыки чаще всего связывают с возможностью найти или восстановить желаемый ритм работы [23], что крайне важно при выполнении достаточно однообразного труда в заданном темпе. Кроме того, определенное качество музыкального фона способствует усилению восстановительных процессов в физиологических системах, деятельность которых угнетена под влиянием утомления [134].

Для объяснения этих фактов обычно обращаются к учению А. А. Ухтомского о доминанте. В данном контексте музыкальная стимуляция интерпретируется как дополнительный ритмический раздражитель, позволяющий ускорить процесс усвоения ритма, лежащего в основе образования доминанты [48; 168]. В значительно меньшей степени в литературе обсуждается вопрос о психологических закономерностях влияния музыки, хотя несомненными являются данные о непосредственной связи характера музыки с качеством переживаемого эмоционального состояния, разной степенью «семантической окрашенности» музыкального материала, индивидуальной восприимчивости к музыкальному воздействию. Эти аспекты проблемы еще ждут детализированной разработки. Однако, несмотря на множество «белых пятен» в представлениях о природе воздействия музыки, практика использования этого средства оптимизации состояния успешно развивается.

Функциональное назначение музыкальных программ различается в зависимости от типа состояния, подлежащего коррекции или устранению. С их помощью можно стимулировать процессы «вхождения в работу» или адаптации к изменившимся условиям деятельности, поддерживать оптимальный уровень выполнения работы, активизировать резервные возможности человека при истощении вследствие утомления, способствовать более полному расслаблению в периоды отдыха. В соответствии

ic этим строится и содержательное разнообразие конкретных музыкальных программ, их качественная спецификация [49]. Это достигается путем подбора соответствующего музыкального материала внутри одной программы и «привязывании» времени их прослушивания к начальным периодам изменения работоспособности.

Несмотря на различия каждого конкретного производства, существуют некоторые общие правила организации работы службы функциональной музыки. Считается нецелесообразным прослушивание музыки на протяжении всего рабочего дня. Более эффективны разделенные во времени сеансы, оптимальная продолжительность каждого из которых составляет 10—15 мин и не превышает 25 мин. Интервалы между сеансами должны

(•быть не менее 1,5—2 ч. Таким образом, в течение обычного восьмичасового рабочего дня назначается 5—7 музыкальных сеансов, содержание которых не должно дублироваться. Прослушивание музыки может как сочетаться с выполнением трудовых операций, так и сопровождать другие коррекцион-«ые мероприятия, например производственную гимнастику, се-1анс релаксации и др. Противопоказанием к введению музыкальных сеансов непосредственно во время работы служат те виды труда, которые требуют значительной концентрации внимания я умственных усилий. В этих случаях применение функциональной музыки целесообразно в течение специально выделенных пауз для отдыха.

При включении музыкальных программ непосредственно в рабочий процесс предпочтение отдается использованию индивидуальных средств прослушивания — наушникам или установленным на каждом рабочем месте радиодинамикам. При этом создаются возможности при отсутствии положительной мотивации отказываться от прослушивания, сообразно своим вкусам и привычкам регулировать громкость звучания и т. д. В любом случае техническая оснащенность службы функциональной музыки должна обеспечивать высокое качество трансляции фонограмм, дефекты которой оказываются мощными источниками дискомфорта.

В состав музыкальных программ рекомендуется включать мелодичные произведения, выбираемые преимущественно из легких музыкальных жанров: песни (с незначительной смысловой нагрузкой), марши, танцевальные мелодии с четко выраженным ритмом. Темповые характеристики произведений должны соответствовать основной направленности музыкального сеанса (активизация, успокоение и пр.), однако внутри одной программы предпочтительно варьирование различных темпов и ритмических рисунков. Следует осторожно относиться к использованию песенного материала с насыщенным текстом и популярным мелодиям, приводящим к значительному отвлечению внимания. Вопрос о возможности использования серьезной музыки: симфонической, камерной, инструментальной, опер-

ной — обычно решается отрицательно, поскольку восприятие ее является предметом сложной интеллектуальной деятельности.

Перечисленные положения только бегло характеризуют различные направления методической, технической и организационной работы, без проведения которой ценность применения функциональной музыки может оказаться минимальной. Помимо детализированной разработки проблем собственно музыкального оформления производственной деятельности существует тенденция к синтезу различных эстетических воздействий на: базе свето- и цветомузыки. Имеются разработки цветомузы-кальных установок, применяемых в условиях монотонной операторской деятельности с целью повышения готовности к экстренному действию [38], сочетания музыкального фона с приемами динамического освещения [17], создания музыкальных слайд-программ и видеопрограмм, повышающих эффективность релаксационных упражнений J86]. Без сомнения, при достижении органического единства подобных комплексных воздействий их оптимизирующий эффект может существенно возрастать.

Вряд ли оценка значимости функциональной музыки — «музыки для производства» — может вестись с чисто утилитарных позиций, так едко высмеянных А. Г. Гофманом по отношению к роли искусства в жизни человека: «Цель искусства вообще — доставлять человеку приятное развлечение и отвращать его от более серьезных или, вернее, единственно подобающих ему занятий, то есть от таких, которые обеспечивают ему хлеб и почет в государстве, чтобы он потом с удвоенным вниманием и старательностью мог вернуться к настоящей цели своего существования — быть хорошим зубчатым колесом в государственной мельнице и (продолжая свою метафору) снова начать мотаться и вертеться. И надо сказать, что ни одно искусство не пригодно для этой цели в большей степени, чем музыка» [56, с. 22]. Музыку не стоит сравнивать с хорошим «смазочным средством», обеспечивающим нормальное функционирование «человеческого автомата» в сложной системе деятельности, хотя и могут наблюдаться непосредственные органические эффекты ее воздействия или прямое повышение производительности труда. По своей природе — это мощное средство эстетического воздействия, затрагивающего в первую очередь глубинные пласты духовной жизни. Отсюда и назначение музыки, и тем более музыки в повседневной жизни, должно определяться ее возможностью влиять на эмоциональную окраску переживаний и мо-тивационные установки субъекта, на формирование и обогащение внутренней культуры личности, опосредующей отношение человека к окружающему.

Фармакологические средства

Использование различных лекарственных препаратов' естественного и искусственного происхождения в целях устра-

нения неприятных состояний (снятие тревоги, страха, депрессии, вялости, усталости, болевых ощущений) или поддержания: высокого уровня работоспособности весьма распространено [2;; 163; 242]. Практически в каждой социальной культуре разрабатывались целые системы таких воздействий, отражающие-уровень научных догадок и заблуждений, свойственных данной эпохе. В обычной жизни мы часто непроизвольно обращаемся за помощью к фармакологическим препаратам, принимая таблетку анальгина при головной боли или снотворное для снятия излишнего напряжения, накопленного за день, подчас не заботясь о возможных отсроченных или побочных последствиях этого. Устойчивость такой вредной привычки, как курение, объясняется не только заданными социальными образцами поведения, недостатком самодисциплины, внутренней несобранностью,, но и определенной положительной ролью никотина в купировании стрессовых воздействий [212; 314]. Выделяют даже тип «стрессовых курильщиков», для которых ломка этого навыка приводит к развитию невротических состояний [292]. В качестве первопричины возникновения таких социально опасных патологий, как наркомания и алкоголизм, нередко называют интенсивные переживания стресса. Возможность кратковременного» отключения от реальных трудностей и «жизнь» в иллюзорном мире на фоне измененных состояний сознания приводят к привыканию, за которое человеку приходится расплачиваться самой дорогой ценой.

Существует множество апробированных медицинских препаратов, прямо или опосредованно влияющих на работоспособность. Среди них выделяются следующие общие группы: адап-тогены и средства, повышающие иммунологические способности организма; витамины и коферменты, участвующие в обйенных; процессах и усиливающие защитные силы организма; регуляторы электролитного обмена; препараты, улучшающие процессы метаболизма и энергонакопления; антиоксиданты, снижающие концентрацию конечных продуктов сгорания жирных кислот; медиаторы центральной нервной системы, регулирующие-процессы передачи возбуждения в нервной системе [360].

Особый класс составляют психотропные средства [163], оказывающие преимущественное влияние на психику человека. По своей специфической направленности они чаще всего используются в клинике нервно-психических расстройств, однако при необходимости применяются для профилактики пограничных состояний и снятия острых эмоциональных реакций. Их классификации могут строиться на разных основаниях — в зависимости от особенностей химической структуры, фармакологических свойств, клинических проявлений. По характеру воздействия обычно выделяют три основные группы психотропных средств: тормозящие или угнетающие психическую активность (психо-лептические средства); возбуждающие или стимулирующие психическую активность (психоаналептические или тимолепти-

Таблица 21

Классификация психотропных препаратов [242]

../. Психолептики

а. Большие транквилизаторы

1) фенотеазин (хлорпромазин)

2) резерпин и его производные (резерпин, тетрабеназин)

3) бутирофен (галоперидол и трифлуперидол)

б. Малые транквилизаторы

1) бензодиазепин (хлордиазепоксид, диазепам)

2) заменители диола (мепробамат)

3) производные дифенилметана (бенактизин)

в. Седативные препараты

1) барбитураты (амилобарбитон, фенилбарбитон)

2) алкоголь (этанол)

dl. Тимолептики

а. Антидепрессанты

1) ингибиторы моноаминоксидазы (ипрониазид и паргилин)

2) трициклические антидепрессанты (имипрамин и амитриптилин)

3) вилоксазин

б. Стимуляторы

1) препараты, относящиеся к нейрогуморальным веществам (амфетамин и

атропин)

2) ксантины (кофеин и теобромин)

J1I. Психомиметики (или галлюциногены), например:

1) вещества, содержащие индольное основание (ЛСД или псилоцибин)

2) препараты, относящиеся к норадреналину (мескалин)

3) другие (фенциклидин и тетрагидроканнабинол)

ческие средства); искажающие нормальное протекание психических процессов и вызывающие экспериментальные неврозы (психодислептические средства или психомиметики) 2 (см. табл. 21, а также [231; 242]).

Транквилизаторы применяют при необходимости снимать эмоциональную напряженность, повышенную тревожность, облегчать наступление сна, влиять на его глубину и длительность. Нейролептики обладают более сильным успокоительным действием и применяются преимущественно в психиатрической практике. Влияние антидепресантов непосредственно связывается с повышением активности, улучшением настроения, усилением интереса к окружающему. Психостимуляторы, уси-.ливающие процессы возбуждения в нервной системе, имеют эффекты, обратные транквилизаторам и нейролептикам, — временно повышают работоспособность, вызывают ощущение бодрости, препятствуют наступлению сна. Механизм их воздействия связывают с включением резервных возможностей организма, не компенсируемых, однако, дополнительными положительными влияниями. Их применение оправдано в тех случаях, когда

2 Эта группа препаратов не используется в лечебных и профилактических целях.

требуется экстренно мобилизовать внутренние резервы с последующим полноценным периодом восстановления сил.

Вряд ли стоит оспаривать необходимость применения медикаментозных средств при лечении патологий или снятии выраженных пограничных состояний. Однако для оптимизации функционального состояния, возникающего в условиях обычной трудовой деятельности, их использование должно быть строго ограничено ситуациями особой необходимости, если вообще не исключено. Большинство фармакологических препаратов изменяет естественную картину протекания процессов в организме. Они нередко могут оказывать непредусмотренное побочное и даже токсическое действие. Важность этого обстоятельства можно проиллюстрировать многочисленными примерами. Так,, анализируя сложившуюся систему труда работников, занятых точной сборкой с использованием увеличивающих оптических приборов (луп и микроскопов), швейцарские исследователи обнаружили высокую корреляцию между степенью зрительного» напряжения и появлением головных болей. Для устранения этих неприятных ощущений работницы обычно принимают болеутоляющие средства, которые в свою очередь с неизбежностью нарушают работу аккомодационных механизмов. Компенсация этого дефекта при продолжении работы требует увеличения зрительного напряжения, что приводит к усилению головных болей, повторному употреблению препарата и т. д. Так замыкается порочный круг, многократное прохождение по которому снижает работоспособность, ухудшает качество работы, способствует развитию зрительных патологий и накоплению токсических веществ в организме [298].

Питание

Более естественным биологическим средством, нормализующим функционирование организма в различных ситуациях активной деятельности, является полноценное питание. Нередко отмечается, что различные отклонения от нормального' режима питания сами по себе могут служить фактором возникновения стрессовых состояний, способствовать повышению напряженности, ускорять развитие утомления [261; 331]. С другой стороны, качественный состав пищи и режим ее принятия непосредственно влияют на полноту восстановления истраченных сил, нормализуют протекание обменных процессов, повышают резистентность к влиянию экстремальных нагрузок и др.. В самом общем виде рекомендации по организации оптимального режима питания сводятся к следующему [255].

Главным является разработка сбалансированных диет, которые обеспечивают включение в рацион всех необходимых ингредиентов для полноценного физиологического функционирования и психологического комфорта. Выделяются четыре основные группы пищевых продуктов, поступление которых в орга-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.