Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опыт проведения прикладного диагностического исследования




При организации и проведении прикладного диагностического исследования возникает множество проблем, перечень которых не ограничивается выбором и применением адекватных методических средств тестирования. Это сложная и многоплановая работа, реализуемая в серии последовательных этапов.

Конкретные прикладные задачи, решение которых предполагает получение информации о динамике функционального состояния, в своей исходной формулировке обычно не содержат сведений о характере состояния, подлежащего диагностике. Они могут звучать как требование повысить производительность труда, снизить вероятность возникновения аварийных ситуаций, устранить причины развития профессиональных заболеваний, определить готовность конкретного специалиста к выполнению деятельности и многое другое. Задача психолога-диагноста состоит в переводе этих практических установок на язык явлений, подлежащих анализу и диагностике. Конкретизация цели диагностики в виде референтного события, задающего целостную картину подлежащего анализу состояния [43], составляет первый этап проводимой работы. Ее осуществление невозможно без специального и детализированного описания конкретной трудовой деятельности, внутри которой формируется и изменяется состояние человека. На этой основе строится выбор адекватных методических приемов тестирования, определяемый в первую очередь характером профессионально-важных функций.

Переход к этапу сбора информации о динамике исследуемых функций сопровождается возникновением целого комплекса методических, технических и организационных задач. Их решение должно удовлетворять по крайней мере трем условиям: обеспечить необходимую точность регистрации параметров, минимально отвлекать человека от выполняемой работы и не вызывать непроизвольного изменения функционального состояния по ходу или в результате тестирования [26]. Эти требования накладывают существенный отпечаток на организацию исследования, проводимого непосредственно в производственных условиях.

Собранный материал относительно динамики информативных показателей и типе их взаимоотношений служит основанием для проведения следующего этапа работы — вынесения суждения о характере состояния и его динамике. Это этап интеграции и качественной интерпретации данных. Установление

диагноза и его верификация помимо качественного анализа предполагают использование приемлемого математического аппарата. В современных исследованиях это требование частично реализуемо на основе использования алгоритмов распознавания образов [43] и аппарата теории «размытых множеств» [340]. С их помощью на базе эмпирического материала можно дифференцировать разные состояния. Однако успешность квалификации состояния (определение его принадлежности к тому или иному виду, установление степени развития) зависит от наличия развернутой классификации функциональных состояний, которая пока еще недостаточно разработана. Поэтому НС-следователю необходимо уточнять содержание термина, исполь-.зуемого им при назывании диагноза.

Оптимальность состояния работающего человека является •одним из основных критериев рациональной организации трудовой деятельности. В силу этого любое прикладное исследование не ограничено чисто диагностическим аспектом. Необходимость целенаправленной оптимизации состояния и реальные возможности ее осуществления учитываются уже на первом этапе проведения работы — при определении цели диагностики, задающей ориентацию всему исследованию. В зависимости от различия в общей направленности работ, выполняемых, например, в рамках проективных или коррективных исследований,.формы оптимизирующих мероприятий могут существенно различаться. Однако разработка конкретных рекомендаций является необходимым завершающим этапом прикладного диагностического исследования.

Описанная схема организации диагностического исследова-|ния была реализована нами при анализе сменной динамики ^работоспособности операторов-микроскопистов, проводимого с кцелью разработки профилактических мероприятий, препятствующих развитию специфического вида профессионального утом-|ления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.