Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психодиагностика функциональных состояний человека 10 страница




сравнительных данных о выполнении разрабатываемой мето­дики и некоторого набора объективных тестов. Факт наличия-утомления в конце смены у телеграфисток считался нами апри­орно доказанным исследованиями других авторов. Поэтому на данном этапе разработки методики основным критерием чувствительности (в качестве аналога валидности) считалось-наличие достоверных сдвигов в балльных оценках утомления. Специально была проверена внутренняя надежность апроби­рованных вариантов методики по формуле Кронбаха, являю­щаяся производной от формулы 20 Кьюдера—Ричардсона [4]. Коэффициенты надежности вычислялись отдельно для каждого замера. Для монополярного варианта их значения составил» 0,85 (замер I) и 0,87 (замер II), для биполярного варианта — соответственно 0,91 и 0,94. Полученные оценки позволяют счи­тать внутреннюю надежность обоих вариантов методики вы­сокой, однако с некоторым преимуществом биполярного ва­рианта. Это свидетельствует о хорошем подборе состава симп­томов и практически полной однородности получаемых оценок. Последний вывод оправдывает длительную и трудоемкую ра­боту по созданию специализированной диагностической мето­дики.

4.3. ОТБОР ИНФОРМАТИВНЫХ ПРИЗНАКОВ И ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ ТЕКСТА

Для практических целей необходимо создание не' только чувствительных, но и компактных по объему методик. При этом главное — не нанести ущерба содержательной емкости* получаемых с их помощью оценок. Это особенно важно в ситу­ациях диагностики текущей динамики состояния, в которых ■временные затраты на проведение испытаний должны быть ми­нимальны. Кроме того, при повторном использовании методики нередко возникает проблема привыкания испытуемых к кон­кретным формулировкам симптомов, входящих в ее состав-Один из путей преодоления подобных трудностей состоит в разработке параллельных форм методики [18], различающих­ся по материалу (формулировкам вопросов, шкал), но иден­тичных по содержанию. Это предполагает проведение специ­альной работы по отбору информативной симптоматики и выделению взаимозаменяемых признаков. В исследовании, на­правленном на разработку специализированного опросника для диагностики острого утомления медэвакуаторов, решались некоторые из этих вопросов.

Профессиональными обязанностями медэвакуаторов служ­бы скорой помощи является прием по телефону вызовов от населения с целью обеспечения экстренной и квалифицирован­ной медицинской помощи. Разговаривая с абонентом по теле­фону, медэвакуатор должен быстро и четко, в соответствии с определенной формой, записать необходимую информацию

II»

<о местонахождении больного, причине вызова, квалифициро­вать последнюю в терминах возможного диагноза и передать полученные сведения на диспетчерский пункт. Деятельность медэвакуаторов весьма напряженна — за смену принимается до 500 вызовов, причем около 70% из них приходится на наи­более напряженные вечерние часы работы. Деятельность про­текает на фоне повышенной ответственности: от оперативности и качества приема вызова зависит здоровье человека. Эмо­циональная насыщенность данного вида труда обусловлена и необходимостью постоянного «заочного» общения с незнако­мыми людьми. Медэвакуаторы работают круглосуточно, начи­ная и оканчивая рабочую смену в девять часов утра. Описан­ная ситуация трудовой деятельности содержит целый комплекс факторов, способствующий быстрому и интенсивному развитию острого утомления с выраженным вектором эмоциональной на­пряженности [195].

На этапе подготовки предварительного варианта опросника главная задача состояла в наиболее полном представлении всей сферы возможных проявлений утомления для данного вида профессиональной деятельности. В силу этого объем предварительного варианта опросника не ограничивался. В основу составления опросника легло условное выделение шес­ти основных групп симптомов: общего самочувствия, специфи­ческих изменений самочувствия со стороны отдельных систем организма, уровня общей активности, изменений мотивации, эмоционального фона деятельности, особенностей выполнения трудовых операций. Подбор конкретных симптомов и их фор­мулировка основывались на профессиографическом анализе данного вида труда. В состав предварительного варианта оп­росника вошло 70 коротких утверждений (по 10—12 симпто­мов на каждую группу). По отношению к каждому из них существовала возможность трех типов ответа: «да», «нет», «не знаю».

Апробация опросника проводилась на базе станции скорой медицинской помощи при НИИ им. Н. В. Склифосовского. На данном участке работают исключительно женщины, имеющие среднее медицинское образование. В опытах приняло участие 19 человек, каждому из них 5 раз в течение смены предлагал­ся для заполнения опросник. Первый замер проводился через 0,5—1 ч после начала работы, следующие замеры следовали с интервалом в 4—4,5 ч. Знакомство с опросником и детальное усвоение инструкции осуществлялись в ходе пробного экспе­римента.

Обработка результатов исследования включала несколько этапов. Сначала проводился предварительный отсев нечувстви­тельной симптоматики на основании данных о размахе сумм ответов (для каждого пункта списка по всем замерам) и вели­чине стандартной ошибки отклонения среднего. Исключались утверждения, обнаружившие высокую стабильность ответов

течение всей смены. В результате этой процедуры в каждой йз шести групп симптомов было оставлено по 8 пунктов:

/. Общее самочувствие II. Специфические изменения самочувствия
\ Чувствую себя усталой 2. Чувствую себя вялой 3. Чувствую себя хорошо 4. Хочется спать 5. Кажется, что я больна б. Чувствую себя свежей 7. Мне душно 8. Чувствую общее недомога­ние 1. У меня тяжелая голова 2. Приходится напрягать слух 3. У меня болят глаза 4. У меня устали глаза 5. У меня болит голова 6. Мне трудно говорить 7. Я стала хуже слышать 8. У меня затекли ноги
III. Уровень общей активности IV. Изменения мотивации
1. Время тянется медленно 2. Я работаю быстро 3. Я работаю медленно 4. Мои движения скованны 5. Мне хочется встать и раз­мяться 6. Не хочется разговаривать 7. Хочется сменить позу 8. Мне лень двигаться 1. Мне хочется работать 2. Мне приятно работать 3. Я работаю энергично 4. Работа мне безразлична 5. Мне трудно сосредоточить­ся 6. Хочется отвлечься от ра­боты 7. Хочется отдохнуть 8. Я знаю, как идет работа у моих соседей
V. Эмоциональный фон VI. Выполнение трудовых операций
1. Мне мешает присутствие соседей 2. Меня раздражает плохая связь 3. У меня хорошее настрое­ние 4. Мне весело 5. Я напряжена 6. Я собрана 7. Я спокойна 8. Я раздражена 1. У меня изменился почерк 2. Я стала забывчивой 3. Я быстро забываю содер­жание разговоров 4. Я стала пропускать появ­ление сигнала 5. У меня возникают сомне­ния в правильности записи 6. Я стала делать паузы в ра­боте 7. Я стараюсь как можно ско­рее ответить на сигнал 8. Я отвлекаюсь на посторон­ние мысли.

На следующем этапе была проведена факторизация выде­ленных симптомов внутри каждой группы. Результаты факто-

f "а блица П




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.