КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психодиагностика функциональных состояний человека 8 страница
фистками выполняется задача на воспроизведение бессмысленных буквосочетаний. Влияние утомления, развивающееся в конце смены, сказывается на выполнении всех методик (рис. 21). Наблюдаются Рис. 21. Динамика успешности выполнения методик: а) «воспроизведение букв», б) «называние слов», в) «составление слов» и д) их усредненных показателей от начала к концу смены ППО — процент правильных ответов. значимые сдвиги успешности решения задач между замерами, проведенными в начале и конце каждой из смен (табл. 6). Особенно сильно страдает выполнение методик «воспроизведение букв» и «составление слов» (рис. 21,г). Таблица 6 Результаты статистического анализа сдвигов правильности ответов в методиках на семантическую обработку вербальной информации под влиянием утомления
т — число испытуемых. В задаче «воспроизведение букв» утомление ухудшает сохранность предъявленного набора букв в кратковременной памяти. Это проявляется в значительном снижении (от 17 до 27%) правильности воспроизведения бессмысленных буквосочетаний (рис. 21, а). Успешность работы с осмысленными словами, включенными в состав списков по этой методике, остается практически неизменной. Можно предположить, что доступ к долговременной памяти на начальных этапах обработки информации не затруднен. Правда, при воспроизведении бессмысленных буквосочетаний в конце смены резко возрастает число ошибок, связанных с заменой одной буквы на другую и пропуском букв, что может быть следствием неадекватного распознавания. Однако с большей вероятностью это свидетельствует о нарушении операции повторения, обеспечивающей удержание буквенной информации в кратковременной памяти. Об этом говорит тот факт, что среди ошибок замены букв значительное число приходится на ошибки акустического сходства. Отметим также, что при утомлении более «ригидной» становится общая стратегия решения задачи — испытуемые чаще не замечают появления осмысленных слов, воспроизводя их побуквенно, как и бессмысленные буквосочетания. Подобный эффект сужения числа используемых альтернатив при решении задачи, типичный для неблагоприятных состояний [126; 129], отражает тенденцию к деавтоматизации когнитивных навыков— в данном случае высокоавтоматизированного навыка узнавания слов [27]. Следует отметить, что в количественном отношении описанная тенденция выражена слабо, так как число неправильно воспроизводимых слов невелико. Результаты выполнения методики «называние слов» достоверно ухудшаются к концу рабочей смены (см. табл. 6, рис. 21,6), однако в абсолютных значениях величина сдвигов меньше, чем в других задачах, и составляет 10—12%. Отметим, что происходит равномерное снижение правильности называния высоко- и низкочастотных слов, т. е. эффект утомле- ния неспецифичен по отношению к связям с разными отделами «внутреннего лексикона». По-видимому, в данном случае утомление воздействует на один и тот же механизм — извлечение информации из долговременной памяти. При этом наибольшее количество неправильных ответов связано с искажением смысла слова: испытуемые называют похожие по звучанию, но нетождественные по значению слова. В данном случае в процессе актуализации информации из долговременной памяти снижается качество контроля за соответствием воспринятого материала смысловому содержанию извлекаемого эталона. Выполнение методики «составление слов» существенным образом страдает под влиянием утомления (см. табл. 6, рис. 21, в). В абсолютных значениях правильность ответов снижается на 14—19%. Увеличивается количество как неправильно составленных, так и вообще несоставленных слов. Возникновение подобных ошибок может быть обусловлено тремя причинами: неадекватным распознаванием отдельных букв; нарушениями процессов активного удержания информации в кратковременной памяти и переструктурирования материала; искажениями вследствие интерференции информации, хранящейся кратковременно и поступающей из долговременной памяти. Для того чтобы определить, зависит ли ухудшение результатов от неадекватного распознавания букв, при отказе составить слово мы просили испытуемых воспроизвести все предъявленные буквы. Как правило, такая задача решалась ими правильно. Это позволяет предположить, что в увеличении числа ошибок под влиянием утомления главную роль играют две последние причины. При сопоставлении результатов выполнения трех методик выделяются два типа локализации эффектов утомления. Во-первых, страдает эффективность сохранения информации в кратковременной памяти. При обработке вербального материала она обеспечивается главным образом за счет использования разных стратегий проговаривания, в ходе которого возможно и осуществление комбинаторных преобразований. Это хорошо согласуется с полученными ранее данными об изменениях в микроструктуре кратковременного запоминания цифрового материала (см. раздел 3.1). Во-вторых, нарушаются процессы извлечения материала из долговременной памяти и контроль за адекватностью устанавливаемых смысловых связей. При этом затрудняется не столько доступ и активизация различных отделов внутреннего лексикона, сколько селективность отбора релевантных ситуации эталонов. Указанные причины затрудняют эффективное взаимодействие между разными системами хранения информации, лежащее в основе семантических преобразований. Для развернутого анализа этих нарушений было бы полезно обратиться к исследованию внутренних способов выполнения подобных операций, например, с точки зрения индивидуальных стратегий восстановления [297; 332]. Для реализа- этого подхода необходимо привлечение хронометрических данных. В целом результаты апробации разработанного комплекса методик свидетельствуют о его диагностической информативности. Выраженный характер отрицательных сдвигов успешности решения задач в конце рабочего дня соответствует данным о развитии острого утомления у телеграфисток. Качественная однородность исследуемого вида профессионального утомления проявилась в отсутствии принципиальных различий между результатами экспериментов, проведенных в разные смены. Кроме того, полученные данные отражают специфику труда телеграфисток. При работе с текстом на незнакомом иностранном языке одним из важнейших моментов является сохранение и упорядочение больших массивов семантически не оформленной буквенной информации. Наибольшая выраженность эффектов утомления в задаче воспроизведения бессмысленных буквосочетаний согласуется с отмеченной особенностью деятельности— максимальной загруженностью системы кратковременного хранения. В то же время достаточная степень чувствительности каждой из рассмотренных методик позволяет проанализировать динамику состояния и по показателям других профессионально-важных когнитивных функций. Описанные в настоящей главе циклы экспериментальных исследований объединены общей задачей анализа изменений, происходящих под влиянием неблагоприятных состояний в микроструктуре процессов приема и переработки информации. Полученные результаты демонстрируют принципиальную возможность разработки диагностических методик такого типа. Отрицательные воздействия утомления трансформируют внутренние способы выполнения заданий. Это наиболее отчетливо проявилось в данных экспериментов, проведенных по методике С. Стернберга. Косвенные подтверждения этому можно найти в результатах и других методик. Подобные изменения раскрывают содержание процесса деавтоматизации когнитивных навыков при утомлении как нарушения координирующих работу всей системы операций. Анализ наблюдаемых изменений служит основанием для разработки качественных критериев оценки успешности выполнения тестовых заданий, что существенно повышает информативность методик. Локализация неблагоприятных эффектов в значительной мере определяется характером воздействующей нагрузки. Это проявляется в том, что наиболее выраженные сдвиги успешности выполнения тестовых заданий наблюдались при их соответствии содержанию исследуемого вида труда. Так, например, комплекс методик на семантические преобразования вербальной информации оказался весьма информативным для оценки утомления телеграфисток, причем наиболее отчетливо наруща. лось протекание «профессионально утомляемых» функций -^ кратковременного сохранения бессмысленного буквенного материала и актуализации хранящейся в долговременной памяти информации. Аналогичным образом методика идентификации разноориентированных зрительных форм адекватно диагносци-ровала смену фаз работоспособности в течение рабочего дня у операторов-микроскопистов. Интересно, что последняя методика оказалась неинформативной при попытке использовать ее для оценки утомления в деятельности телеграфисток. В этом случае были обнаружены лишь индивидуальные различия, выявляемые и с помощью других похожих тестов [347]. Приведенные данные еще раз подчеркивают значимость основного для нас тезиса о необходимости подбора используемых диагностических средств в соответствии с особенностями трудовой деятельности. Развитие предлагаемого диагностического подхода ставит задачу расширения номенклатуры пригодных для использования диагностических методик и выхода за пределы достаточно узкого круга когнитивных задач, связанных с обработкой зрительной информации. В этом отношении теоретически оправданным является обращение к методологии микроструктурного анализа исполнительной деятельности [52; 53]. В нашем исследовании [96] была предпринята попытка на лабораторной модели утомления проанализировать изменения в макро- и микроструктуре достаточно простого сенсомоторно-го навыка — совмещения двух световых пятен на экране телевизора с помощью ручки-манипулятора. Внешними показателями успешности действия служили длительность выполнения и точность совмещений. Пространственно-временная развертка движения позволяет выделить три основные стадии в процессе его осуществления: стадии латенции, реализации и контроля [52]. На базе данных о продолжительности этих стадий был разработан комплекс количественных показателей, характеризующих микроструктуру исполнительного действия при изменении условий деятельности [96]. В результатах исследования не было обнаружено стойких изменений общей продолжительности движения и отдельных стадий по абсолютным значениям. Утомление приводило к появлению определенного типа корреляционных зависимостей, отражающих процессы изменения и перераспределения функций между основными структур-' ными единицами двигательного акта. В фоновых опытах существовала значимая корреляция между относительной продолжительностью стадий латенции и контроля, реализации и контроля, тормозной части движения и контроля. Развитие утомления приводило к нарушению устойчивых соотношений между временными характеристиками стадий латенции и контроля, одновременно с этим возникала отрицательная корреляционная зависимость между стадиями латенции и реализации. С содержательной точки зрения описанные количественные закономерности отражают процесс деавтоматизации двигательного навыка — когнитивные компоненты действия (подготовка программы, контроль за точностью и коррекция движений) включаются в процесс его непосредственной реализации. За счет этого страдает качество выполнения двигательной задачи л снижается точность совмещения. Описанное исследование является одним из примеров возможного расширения класса психометрических методик, строящихся на основе теоретических представлений о микроструктуре различных видов психической деятельности. Оно, так же как и другие, представленные в настоящей главе экспериментальные разработки, соответствует уровню качественной оценки пригодности подготавливаемого методического приема для решения диагностических задач. Создание полноценных психодиагностических процедур предполагает продолжение работы, направленной на стандартизацию экспериментальных ситуаций тестирования, используемых показателей и получаемых с их помощью оценок применительно к разнообразным ситуациям трудовой деятельности. Не менее важно и интересно проанализировать возможности применения подобных психометрических методик для оценки более широкого спектра функциональных состояний человека. ГЛАВА IV МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ СУБЪЕКТИВНЫХ ТЕСТОВ ДИАГНОСТИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ Несмотря на то что дискуссия о возможности использования субъективных данных в диагностических целях еще не закончена, она живет скорее на страницах научных журналов, нежели в реальной практике. В прикладных исследованиях, выполняемых не только психологами, но и физиологами, эргономистами, специалистами по научной организации труда, обращение к этому классу психодиагностических процедур чрезвычайно распространено. Такое внимание определено как чисто прагматическими, так и более глубокими — теоретическими— основаниями. Действительно, методики субъективной оценки часто выглядят доступным, легким в применении, не требующим больших временных затрат и громоздкой аппаратуры инструментом для проведения диагностических испытаний. Однако гораздо важнее то, что для большинства современных исследователей анализ субъективных факторов является непременным условием полноценной качественной характеристики функционального состояния. Без обращения к этому материалу затруднительной становится интерпретация получаемых результатов и строящаяся на их основании диагностика. В связи с этим задача создания и грамотного использования надежных субъективных методик оценки функциональных состояний чрезвычайно актуальна. Имеется немного конкретных методик, являющихся субъективными диагностическими тестами в собственном смысле слова. Так, фактически единственной разработанной и апробированной методикой многофакторного субъективного шкалирования утомления для русского языка является тест САН [66]. Поэтому неудивительно, что исследователи вынуждены самостоятельно подготавливать необходимый методический материал— переводить и адаптировать зарубежные тесты, модифицировать используемые для других целей методики или разрабатывать свои собственные, нередко действуя на свой «страх-и риск». В процессе такой работы возникает множество проблем методического порядка, на некоторых из которых мы остановимся в данной главе. 4.1. ПРОБЛЕМА СПЕЦИФИЧНОСТИ ТЕСТА В настоящее время работа по созданию методик субъективной диагностики ведется главным образом в плане разработки усложненных вариантов универсальных тестов, направленных на выявление комплексов неспецифических прояв- пений различных видов функциональных состояний. Использование достаточно сложных математических моделей и средств статистического анализа результатов, усовершенствование процедуры тестирования, способов регистрации и обработки дан-Hbix нередко затушевывают отсутствие ответа на главный вопрос— для каких целей и в каких ситуациях возможно применение разрабатываемой методики. В лучшем случае авторы задают ориентацию теста на анализ определенного вида функционального состояния: общего или физического утомления, монотонии, стресса, ситуационной тревожности и др. Проблема адекватности подготавливаемой методики содержанию конкретной профессиональной деятельности, определяющей специфику формируемого состояния, как правило, остается без внимания. Как отмечают авторы одного обзора, посвященного теоретическим проблемам разработки опросников [335], бросается в глаза несоответствие между широтой применения опросников и методической небрежностью, которая имеет место при их построении. Одним из главных недостатков при этом является отсутствие анализа того объекта, исследование которого ведется с помощью опросника. При разработке субъективных методик на первом плане стоит задача адекватного подбора и группировки информативных признаков. Субъективная симптоматика каждого состояния многообразна. Условно можно выделить неспецифические, «общие для многих видов труда симптомы и специфические, ■обусловленные особенностями конкретной деятельности. Так, после продолжительного рабочего дня каждый из нас испытывает чувства усталости, вялости, сонливости и пр. С другой стороны, рези в глазах, боли в области висков и надбровных дуг с большей вероятностью появятся в результате выполнения напряженной зрительной работы, нежели в других ситуациях. Кроме того, в одних и тех же неспецифических симптомах может находить отражение качественно различное содержание — так, например, далеко не тождественны ощущения усталости, возникающие вследствие длительного ожидания или изнурительного физического напряжения. Для субъективных методик, строящихся на основе использования словесных формулировок внутренних переживаний, последнее обстоятельство имеет особое значение. Выбор одного из множества возможных смысловых оттенков вербализованного симптома определяется не только индивидуальным опытом испытуемого, но и контек-"Стом — содержанием актуальной трудовой ситуации. Адекват-«ая формулировка симптомов и интерпретация получаемых результатов с необходимостью требуют проведения соответствующего анализа. Состав «универсальных» методик заведомо обед-лен включением только неспецифических симптомов, при этом проблема потенциальной смысловой многозначности каждого из них не решается. В нашем исследовании была предпринята попытка на при- *4 А. Б. Леонова 97 те- мере широко используемого в прикладных исследованиях ста САН выявить основные недостатки подобных универсальных методик и наметить пути их преодоления. Подчеркнем,, что мы стремились не столько к экспериментальной проверке диагностической пригодности данной методики для оценки-определенного вида профессионального утомления, сколько к решению целого ряда методических вопросов, без ответа на которые невозможно продолжение работы по созданию адекватных субъективных методик. Главными среди них были-следующие: достаточно ли полно отражается динамика функционального состояния в результатах теста, не направленного на выявление характерных для исследуемого вида труда признаков; возможно ли априорное выделение категорий (или групп) субъективных симптомов без предварительного обоснования) выбора каждой из них; существуют ли достаточно устойчивые качественно своеобразные группы признаков, характеризующие различные аспекты функционального состояния, и в чем проявляется их специфичность. Тест САН представляет собой карту, на которую нанесены 30 пар признаков полярного значения (табл. 7). Авторы теста предполагают, что на основании трех априорно выделенных, категорий (на каждую из них приходится по 10 пар признаков) можно дать полноценную характеристику состояния, в частности утомления. При заполнении карты испытуемый должен соотнести свое состояние с каждым признаком, степень выраженности которого устанавливается по семибалльной шкале. Оценка состояния дается по усредненным балльным оценкам по каждой категории признаков и характеру соотношения между ними. В исследовании приняли участие телеграфистки, занятые обработкой международных и неиндексированных телеграмм. Особенности их трудовой деятельности состоят в следующем. Телеграммы подаются на специальные аппараты в независимом темпе, по отношению к каждой из них должен быть выполнен определенный набор действий. В наиболее загруженные часы работы телеграммы поступают практически непрерывно, причем телеграфистка должна обработать все телеграммы в течение определенного времени, не допуская ошибок,' в противном случае применяется материальное взыскание. Таким образом, деятельность телеграфисток осуществляется в режиме навязанного темпа. Она характеризуется высоким уровнем эмоциональной напряженности и требует повышенного внимания [69; 118; 154]. Наряду с высокой интенсивностью нагрузки это служит причиной развития выраженного острого1 утомления к концу рабочего дня, что находит выражение в негативных сдвигах со стороны различных психофизиологический функций [261].
С — самочувствие, А — активность, Н — настроение. Испытания теста САН проводились в начале и конце рабочего дня, в течение каждой из трех смен: утренней, вечерней и ночной. В ходе исследования было заполнено 1200 тестовых •бланков. В большинстве случаев каждая телеграфистка за-лолняла бланк дважды в течение одного рабочего дня, кроме того, замеры повторялись в течение 2—3 дней. Среди испытуемых были выделены три основные группы по возрастным и.квалификационным признакам: 18—21 год (телеграфистки 2-го и 3-го разрядов), 21—40 лет (телеграфистки 1-го разряда) и 141—57 лет (телеграфистки высшей квалификации). Статистическая обработка результатов помимо оценки сдвига функционального состояния в течение смены с помощью критерия х2 включала факторный анализ результатов по мето- 4* 99 ду главных компонент [145]. Факторизация данных проводилась отдельно для 1) всего эксперимента в целом; 2) начала смены; 3) конца смены; 4) разных групп испытуемых. Такая схема обработки позволила нам последовательно проанализировать правомерность априорного выделения трех основных, категорий теста САН, дать детальную характеристику корреляционных связей отдельных субъективных признаков внутри каждой категории и между ними, выявить реальную фактор, ную структуру описываемых переживаний. Усредненная оценка состояния по всем шкалам теста САН достоверно снижается к концу смены (критерий %2, p<0,05), Однако это происходит главным образом за счет выраженного-ухудшения симптомов категории «самочувствие» (р<0,001). Для двух других категорий величина субъективных оценок практически не изменяется (рис. 22). Отметим, что за внешней стабильностью оценок по этим категориям лежат разные тенденции. Оценки по большинству шкал категории «настроение» действительно мало изменяются в течение рабочего дня. Среди шкал категории «активность» выделяются две полярные группы: показатели одной из них стабильны или даже улучшаются к концу работы (шкалы «медлительный — быстрый», «равнодушный— взволнованный», «бездеятельный — деятельный»), а показатели другой существенно ухудшаются (шкалы «желание отдохнуть — работать», «безучастный — увлеченный», «соображать трудно — легко»). При усреднении данных внутри одной категории различия нивелируются. Таким образом, усредненная тенденция в изменении субъ-^ ективных оценок состояния свидетельствует о нарастании утомления к концу рабочего дня. Однако использование оригинального варианта теста САН в качестве многофакторной процедуры в данном случае не оправдывает себя. Однозначно интерпретируемые сдвиги субъективных оценок характерны только для признаков категории «самочувствие». Нечувствительность шкал категории «настроение» и разнонаправленность динамики оценок по категории «активность» косвенно подтверждают сомнения в правомерности априорного выделения еди- o «универсальной» системы информативных признаков, адекватно отражающих структуру различных специфических состояний. Анализ матриц корреляционных связей между отдельными категориями показывает, что значимые связи существуют между оценками по категориям «самочувствие» и «активность» (коэффициент корреляции r=0.54). Оценки по категории «настроение» в меньшей степени коррелируют с ними (соответствен-но г = 0,39 и r=0,32). При рассмотрении корреляционных связей внутри отдельных категорий признаков обнаружилось, что в состав каждой из них входят шкалы, в разной степени связанные между собой (табл. 8). На основании этих данных можно вы- Т а б лица 8 Примеры высоко- и низкокоррелируюшнх шкал теста САН г — значение коэффициента корреляции. делить признаки, явно «выпадающие» из соответствующей группы. Некоторые из них в большей степени коррелируют с признаками другой категории, например оценки по шкале «напряженный — расслабленный» из категории «самочувствие» хорошо согласуются с чувствительными признаками категории «активность» и на этом основании скорее могут быть отнесены к последней. Наиболее интересными являются результаты факторного анализа. Уже на уровне обобщенного анализа по всему эксперименту в целом выделялась четырехфакторная структура массива обрабатываемых данных. Она хорошо воспроизводится и содержательно конкретизируется при рассмотрении дан- ных отдельно для начала и конца смены (до и после развит^ утомления), а также для разных групп испытуемых (табл. 9) Состав первого фактора почти полностью соответствует категории «самочувствие». Оценки по этому фактору наиболее чувствительны к влиянию утомления. Кроме того, они меняют- Таблица 9 Модифицированная факторная структура теста САН Фактор I — ^самочувствие» самочувствие хорошее — плохое (1) чувствую себя сильным — слабым (2) работоспособный — разбитый (7) полный сил — обессиленный (8) отдохнувший — усталый (19) свежий — изнуренный (20) выносливый — утомляемый (25) бодрый — вялый (26) Фактор III — ^эмоциональный фон* напряженный — расслабленный (13) безучастный — увлеченный (15) равнодушный — взволнованный (16) сонливый — возбужденный (21) рассеянный — внимательный (28) Фактор II — «уровень напряженности* пассивный — активный (3) малоподвижный — подвижный (4) медлительный — быстрый (9) бездеятельный — деятельный (10)
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |