Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психодиагностика функциональных состояний человека 8 страница




фистками выполняется задача на воспроизведение бессмыслен­ных буквосочетаний.

Влияние утомления, развивающееся в конце смены, сказы­вается на выполнении всех методик (рис. 21). Наблюдаются

Рис. 21. Динамика успешности выполнения методик: а) «воспроиз­ведение букв», б) «называние слов», в) «составление слов» и д) их усредненных показателей от начала к концу смены

ППО — процент правильных ответов.

значимые сдвиги успешности решения задач между замерами, проведенными в начале и конце каждой из смен (табл. 6). Особенно сильно страдает выполнение методик «воспроизведе­ние букв» и «составление слов» (рис. 21,г).

Таблица 6

Результаты статистического анализа сдвигов правильности ответов в методиках на семантическую обработку вербальной информации под влиянием утомления

 

Смена «Воспроизведение буквосо­четаний» (m = 15) «Называние слов» (m= 15) «Составление
слова буквосочетания низкочастот­ные высокочастот­ные (т = 15)
Утренняя Вечерняя p<0.001 р < 0,001 р < 0,01 p<0.01 p<0.01 р < 0,01 p<0.001 p<0.01

т — число испытуемых.

В задаче «воспроизведение букв» утомление ухудшает со­хранность предъявленного набора букв в кратковременной па­мяти. Это проявляется в значительном снижении (от 17 до 27%) правильности воспроизведения бессмысленных буквосо­четаний (рис. 21, а). Успешность работы с осмысленными сло­вами, включенными в состав списков по этой методике, остает­ся практически неизменной. Можно предположить, что доступ к долговременной памяти на начальных этапах обработки ин­формации не затруднен. Правда, при воспроизведении бес­смысленных буквосочетаний в конце смены резко возрастает число ошибок, связанных с заменой одной буквы на другую и пропуском букв, что может быть следствием неадекватного рас­познавания. Однако с большей вероятностью это свидетельст­вует о нарушении операции повторения, обеспечивающей удер­жание буквенной информации в кратковременной памяти. Об этом говорит тот факт, что среди ошибок замены букв значи­тельное число приходится на ошибки акустического сходства.

Отметим также, что при утомлении более «ригидной» ста­новится общая стратегия решения задачи — испытуемые чаще не замечают появления осмысленных слов, воспроизводя их побуквенно, как и бессмысленные буквосочетания. Подобный эффект сужения числа используемых альтернатив при реше­нии задачи, типичный для неблагоприятных состояний [126; 129], отражает тенденцию к деавтоматизации когнитивных на­выков— в данном случае высокоавтоматизированного навыка узнавания слов [27]. Следует отметить, что в количественном отношении описанная тенденция выражена слабо, так как чис­ло неправильно воспроизводимых слов невелико.

Результаты выполнения методики «называние слов» досто­верно ухудшаются к концу рабочей смены (см. табл. 6, рис. 21,6), однако в абсолютных значениях величина сдвигов меньше, чем в других задачах, и составляет 10—12%. Отме­тим, что происходит равномерное снижение правильности на­зывания высоко- и низкочастотных слов, т. е. эффект утомле-

ния неспецифичен по отношению к связям с разными отделами «внутреннего лексикона». По-видимому, в данном случае утом­ление воздействует на один и тот же механизм — извлечение информации из долговременной памяти. При этом наибольшее количество неправильных ответов связано с искажением смыс­ла слова: испытуемые называют похожие по звучанию, но не­тождественные по значению слова. В данном случае в процес­се актуализации информации из долговременной памяти сни­жается качество контроля за соответствием воспринятого мате­риала смысловому содержанию извлекаемого эталона.

Выполнение методики «составление слов» существенным образом страдает под влиянием утомления (см. табл. 6, рис. 21, в). В абсолютных значениях правильность ответов сни­жается на 14—19%. Увеличивается количество как неправиль­но составленных, так и вообще несоставленных слов. Возник­новение подобных ошибок может быть обусловлено тремя при­чинами: неадекватным распознаванием отдельных букв; нару­шениями процессов активного удержания информации в крат­ковременной памяти и переструктурирования материала; иска­жениями вследствие интерференции информации, хранящейся кратковременно и поступающей из долговременной памяти.

Для того чтобы определить, зависит ли ухудшение резуль­татов от неадекватного распознавания букв, при отказе соста­вить слово мы просили испытуемых воспроизвести все предъ­явленные буквы. Как правило, такая задача решалась ими правильно. Это позволяет предположить, что в увеличении чис­ла ошибок под влиянием утомления главную роль играют две последние причины.

При сопоставлении результатов выполнения трех методик выделяются два типа локализации эффектов утомления. Во-первых, страдает эффективность сохранения информации в кратковременной памяти. При обработке вербального материа­ла она обеспечивается главным образом за счет использования разных стратегий проговаривания, в ходе которого возможно и осуществление комбинаторных преобразований. Это хорошо согласуется с полученными ранее данными об изменениях в микроструктуре кратковременного запоминания цифрового ма­териала (см. раздел 3.1). Во-вторых, нарушаются процессы из­влечения материала из долговременной памяти и контроль за адекватностью устанавливаемых смысловых связей. При этом затрудняется не столько доступ и активизация различных от­делов внутреннего лексикона, сколько селективность отбора ре­левантных ситуации эталонов. Указанные причины затрудняют эффективное взаимодействие между разными системами хра­нения информации, лежащее в основе семантических преобра­зований. Для развернутого анализа этих нарушений было бы полезно обратиться к исследованию внутренних способов вы­полнения подобных операций, например, с точки зрения инди­видуальных стратегий восстановления [297; 332]. Для реализа-

этого подхода необходимо привлечение хронометрических данных.

В целом результаты апробации разработанного комплекса методик свидетельствуют о его диагностической информатив­ности. Выраженный характер отрицательных сдвигов успешно­сти решения задач в конце рабочего дня соответствует данным о развитии острого утомления у телеграфисток. Качественная однородность исследуемого вида профессионального утомления проявилась в отсутствии принципиальных различий между ре­зультатами экспериментов, проведенных в разные смены. Кро­ме того, полученные данные отражают специфику труда теле­графисток. При работе с текстом на незнакомом иностранном языке одним из важнейших моментов является сохранение и упорядочение больших массивов семантически не оформлен­ной буквенной информации. Наибольшая выраженность эф­фектов утомления в задаче воспроизведения бессмысленных буквосочетаний согласуется с отмеченной особенностью дея­тельности— максимальной загруженностью системы кратко­временного хранения. В то же время достаточная степень чув­ствительности каждой из рассмотренных методик позволяет проанализировать динамику состояния и по показателям дру­гих профессионально-важных когнитивных функций.

Описанные в настоящей главе циклы экспериментальных исследований объединены общей задачей анализа изменений, происходящих под влиянием неблагоприятных состояний в ми­кроструктуре процессов приема и переработки информации. Полученные результаты демонстрируют принципиальную воз­можность разработки диагностических методик такого типа. Отрицательные воздействия утомления трансформируют внут­ренние способы выполнения заданий. Это наиболее отчетливо проявилось в данных экспериментов, проведенных по методике С. Стернберга. Косвенные подтверждения этому можно найти в результатах и других методик. Подобные изменения раскры­вают содержание процесса деавтоматизации когнитивных на­выков при утомлении как нарушения координирующих работу всей системы операций. Анализ наблюдаемых изменений слу­жит основанием для разработки качественных критериев оцен­ки успешности выполнения тестовых заданий, что существенно повышает информативность методик.

Локализация неблагоприятных эффектов в значительной мере определяется характером воздействующей нагрузки. Это проявляется в том, что наиболее выраженные сдвиги успешно­сти выполнения тестовых заданий наблюдались при их соответ­ствии содержанию исследуемого вида труда. Так, например, комплекс методик на семантические преобразования вербаль­ной информации оказался весьма информативным для оценки

утомления телеграфисток, причем наиболее отчетливо наруща. лось протекание «профессионально утомляемых» функций -^ кратковременного сохранения бессмысленного буквенного ма­териала и актуализации хранящейся в долговременной памяти информации. Аналогичным образом методика идентификации разноориентированных зрительных форм адекватно диагносци-ровала смену фаз работоспособности в течение рабочего дня у операторов-микроскопистов. Интересно, что последняя методи­ка оказалась неинформативной при попытке использовать ее для оценки утомления в деятельности телеграфисток. В этом случае были обнаружены лишь индивидуальные различия, вы­являемые и с помощью других похожих тестов [347]. Приве­денные данные еще раз подчеркивают значимость основного для нас тезиса о необходимости подбора используемых диаг­ностических средств в соответствии с особенностями трудовой деятельности.

Развитие предлагаемого диагностического подхода ставит задачу расширения номенклатуры пригодных для использова­ния диагностических методик и выхода за пределы достаточно узкого круга когнитивных задач, связанных с обработкой зри­тельной информации. В этом отношении теоретически оправ­данным является обращение к методологии микроструктурно­го анализа исполнительной деятельности [52; 53].

В нашем исследовании [96] была предпринята попытка на лабораторной модели утомления проанализировать изменения в макро- и микроструктуре достаточно простого сенсомоторно-го навыка — совмещения двух световых пятен на экране теле­визора с помощью ручки-манипулятора. Внешними показателя­ми успешности действия служили длительность выполнения и точность совмещений. Пространственно-временная развертка движения позволяет выделить три основные стадии в процессе его осуществления: стадии латенции, реализации и контроля [52]. На базе данных о продолжительности этих стадий был разработан комплекс количественных показателей, характери­зующих микроструктуру исполнительного действия при изме­нении условий деятельности [96]. В результатах исследования не было обнаружено стойких изменений общей продолжитель­ности движения и отдельных стадий по абсолютным значе­ниям. Утомление приводило к появлению определенного типа корреляционных зависимостей, отражающих процессы измене­ния и перераспределения функций между основными структур-' ными единицами двигательного акта. В фоновых опытах суще­ствовала значимая корреляция между относительной продол­жительностью стадий латенции и контроля, реализации и кон­троля, тормозной части движения и контроля. Развитие утом­ления приводило к нарушению устойчивых соотношений меж­ду временными характеристиками стадий латенции и контро­ля, одновременно с этим возникала отрицательная корреляци­онная зависимость между стадиями латенции и реализации.

С содержательной точки зрения описанные количественные за­кономерности отражают процесс деавтоматизации двигатель­ного навыка — когнитивные компоненты действия (подготовка программы, контроль за точностью и коррекция движений) включаются в процесс его непосредственной реализации. За счет этого страдает качество выполнения двигательной задачи л снижается точность совмещения.

Описанное исследование является одним из примеров воз­можного расширения класса психометрических методик, строя­щихся на основе теоретических представлений о микрострукту­ре различных видов психической деятельности. Оно, так же как и другие, представленные в настоящей главе эксперимен­тальные разработки, соответствует уровню качественной оцен­ки пригодности подготавливаемого методического приема для решения диагностических задач. Создание полноценных психо­диагностических процедур предполагает продолжение работы, направленной на стандартизацию экспериментальных ситуаций тестирования, используемых показателей и получаемых с их помощью оценок применительно к разнообразным ситуациям трудовой деятельности. Не менее важно и интересно проана­лизировать возможности применения подобных психометриче­ских методик для оценки более широкого спектра функцио­нальных состояний человека.

ГЛАВА IV

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ СУБЪЕКТИВНЫХ ТЕСТОВ ДИАГНОСТИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

Несмотря на то что дискуссия о возможности исполь­зования субъективных данных в диагностических целях еще не закончена, она живет скорее на страницах научных журналов, нежели в реальной практике. В прикладных исследованиях, выполняемых не только психологами, но и физиологами, эрго­номистами, специалистами по научной организации труда, об­ращение к этому классу психодиагностических процедур чрез­вычайно распространено. Такое внимание определено как чи­сто прагматическими, так и более глубокими — теоретически­ми— основаниями. Действительно, методики субъективной оценки часто выглядят доступным, легким в применении, не требующим больших временных затрат и громоздкой аппара­туры инструментом для проведения диагностических испыта­ний. Однако гораздо важнее то, что для большинства совре­менных исследователей анализ субъективных факторов яв­ляется непременным условием полноценной качественной ха­рактеристики функционального состояния. Без обращения к этому материалу затруднительной становится интерпретация получаемых результатов и строящаяся на их основании диаг­ностика. В связи с этим задача создания и грамотного исполь­зования надежных субъективных методик оценки функцио­нальных состояний чрезвычайно актуальна.

Имеется немного конкретных методик, являющихся субъ­ективными диагностическими тестами в собственном смысле слова. Так, фактически единственной разработанной и апроби­рованной методикой многофакторного субъективного шкалиро­вания утомления для русского языка является тест САН [66]. Поэтому неудивительно, что исследователи вынуждены само­стоятельно подготавливать необходимый методический мате­риал— переводить и адаптировать зарубежные тесты, модифи­цировать используемые для других целей методики или разра­батывать свои собственные, нередко действуя на свой «страх-и риск». В процессе такой работы возникает множество проб­лем методического порядка, на некоторых из которых мы оста­новимся в данной главе.

4.1. ПРОБЛЕМА СПЕЦИФИЧНОСТИ ТЕСТА

В настоящее время работа по созданию методик субъективной диагностики ведется главным образом в плане разработки усложненных вариантов универсальных тестов, на­правленных на выявление комплексов неспецифических прояв-

пений различных видов функциональных состояний. Использо­вание достаточно сложных математических моделей и средств статистического анализа результатов, усовершенствование про­цедуры тестирования, способов регистрации и обработки дан-Hbix нередко затушевывают отсутствие ответа на главный во­прос— для каких целей и в каких ситуациях возможно приме­нение разрабатываемой методики. В лучшем случае авторы задают ориентацию теста на анализ определенного вида функ­ционального состояния: общего или физического утомления, монотонии, стресса, ситуационной тревожности и др. Проблема адекватности подготавливаемой методики содержанию кон­кретной профессиональной деятельности, определяющей спе­цифику формируемого состояния, как правило, остается без внимания. Как отмечают авторы одного обзора, посвященного теоретическим проблемам разработки опросников [335], бро­сается в глаза несоответствие между широтой применения опросников и методической небрежностью, которая имеет ме­сто при их построении. Одним из главных недостатков при этом является отсутствие анализа того объекта, исследование которого ведется с помощью опросника.

При разработке субъективных методик на первом плане стоит задача адекватного подбора и группировки информатив­ных признаков. Субъективная симптоматика каждого состоя­ния многообразна. Условно можно выделить неспецифические, «общие для многих видов труда симптомы и специфические, ■обусловленные особенностями конкретной деятельности. Так, после продолжительного рабочего дня каждый из нас испыты­вает чувства усталости, вялости, сонливости и пр. С другой стороны, рези в глазах, боли в области висков и надбровных дуг с большей вероятностью появятся в результате выполнения напряженной зрительной работы, нежели в других ситуациях. Кроме того, в одних и тех же неспецифических симптомах мо­жет находить отражение качественно различное содержание — так, например, далеко не тождественны ощущения усталости, возникающие вследствие длительного ожидания или изнури­тельного физического напряжения. Для субъективных методик, строящихся на основе использования словесных формулировок внутренних переживаний, последнее обстоятельство имеет осо­бое значение. Выбор одного из множества возможных смысло­вых оттенков вербализованного симптома определяется не только индивидуальным опытом испытуемого, но и контек-"Стом — содержанием актуальной трудовой ситуации. Адекват-«ая формулировка симптомов и интерпретация получаемых ре­зультатов с необходимостью требуют проведения соответствую­щего анализа. Состав «универсальных» методик заведомо обед-лен включением только неспецифических симптомов, при этом проблема потенциальной смысловой многозначности каждого из них не решается.

В нашем исследовании была предпринята попытка на при-

*4 А. Б. Леонова 97

те-

мере широко используемого в прикладных исследованиях ста САН выявить основные недостатки подобных универсаль­ных методик и наметить пути их преодоления. Подчеркнем,, что мы стремились не столько к экспериментальной проверке диагностической пригодности данной методики для оценки-определенного вида профессионального утомления, сколько к решению целого ряда методических вопросов, без ответа на которые невозможно продолжение работы по созданию аде­кватных субъективных методик. Главными среди них были-следующие:

достаточно ли полно отражается динамика функционально­го состояния в результатах теста, не направленного на выяв­ление характерных для исследуемого вида труда признаков;

возможно ли априорное выделение категорий (или групп) субъективных симптомов без предварительного обоснования) выбора каждой из них;

существуют ли достаточно устойчивые качественно своеоб­разные группы признаков, характеризующие различные аспек­ты функционального состояния, и в чем проявляется их специ­фичность.

Тест САН представляет собой карту, на которую нанесены 30 пар признаков полярного значения (табл. 7). Авторы теста предполагают, что на основании трех априорно выделенных, категорий (на каждую из них приходится по 10 пар призна­ков) можно дать полноценную характеристику состояния, в частности утомления. При заполнении карты испытуемый дол­жен соотнести свое состояние с каждым признаком, степень выраженности которого устанавливается по семибалльной шка­ле. Оценка состояния дается по усредненным балльным оцен­кам по каждой категории признаков и характеру соотношения между ними.

В исследовании приняли участие телеграфистки, занятые обработкой международных и неиндексированных телеграмм. Особенности их трудовой деятельности состоят в следующем. Телеграммы подаются на специальные аппараты в независи­мом темпе, по отношению к каждой из них должен быть вы­полнен определенный набор действий. В наиболее загружен­ные часы работы телеграммы поступают практически непре­рывно, причем телеграфистка должна обработать все теле­граммы в течение определенного времени, не допуская ошибок,' в противном случае применяется материальное взыскание. Та­ким образом, деятельность телеграфисток осуществляется в режиме навязанного темпа. Она характеризуется высоким уровнем эмоциональной напряженности и требует повышенно­го внимания [69; 118; 154]. Наряду с высокой интенсивностью нагрузки это служит причиной развития выраженного острого1 утомления к концу рабочего дня, что находит выражение в не­гативных сдвигах со стороны различных психофизиологический функций [261].

      Таблица 7 Тестовая карта СА И              
1. 2. С I самочувствие хорошее чувствую себя сильным 3 3 2 2   0 0 1 1   3 3 самочувствие плохое] чувствую себя слабым
3. A. А ! пассивный малоподвижный 3 3 2 2 1 1 0 0 1 1 2 2 3 3 активный подвижный
Ъ. 6. Н { веселый хорошее настроение   2 2 1 1 0 0 1 1   3 3 грустный плохое настроение
7. 8. С ( работоспособный полный сил   2 2 1 1 0 0 1 1 2 2 3 3 разбитый обессиленный
9. 10. А ( медлительный бездеятельный 3 3 2 2 1 1   1 1 2 2 3 3 быстрый деятельный
11. 12. Н I счастливый жизнерадостный 3 3 2 2 1 1 0 0 1 1 2 2 3 3 несчастный мрачный
13. J4. С ( напряженный здоровый 3 3 2 2   0 0 1 1   3 3 расслабленный больной
15. 16. А   безучастный равнодушный   2 2 1 1 0 0 1 1 2 2 3 3 увлеченный взволнованный
17. 18. Н   восторженный радостный 3 3 2 2   0 0 1 1   3 3 унылый печальный
19. 20. С ( отдохнувший свежий 3 3 2 2 1 1 0 0   2 2 3 3 усталый изнуренный
21. ■22. А   сонливый желание отдохнуть 3 3 2 2   0 0   2 2 3 3 возбужденный желание работать
23. 24. Н I спокойный оптимистичный   2 2   0 0   2 2 3 3 озабоченный пессимистичный
25. ■26. С   выносливый бодрый 3 3 2 2 1 1 0 0   2 2 3 3 утомляемый вялый
27. 28. А { соображать трудно рассеянный   2 2 1 1 0 0 1 1 2 2 3 3 соображать легко внимательный
29..30. Н ( полный надежд довольный   2 2 1 1 0 0 1 1 2 2 3 3 разочарованный недовольный

С — самочувствие, А — активность, Н — настроение.

Испытания теста САН проводились в начале и конце рабо­чего дня, в течение каждой из трех смен: утренней, вечерней и ночной. В ходе исследования было заполнено 1200 тестовых •бланков. В большинстве случаев каждая телеграфистка за-лолняла бланк дважды в течение одного рабочего дня, кроме того, замеры повторялись в течение 2—3 дней. Среди испытуе­мых были выделены три основные группы по возрастным и.квалификационным признакам: 18—21 год (телеграфистки 2-го и 3-го разрядов), 21—40 лет (телеграфистки 1-го разряда) и 141—57 лет (телеграфистки высшей квалификации).

Статистическая обработка результатов помимо оценки сдвига функционального состояния в течение смены с помощью критерия х2 включала факторный анализ результатов по мето-

4* 99

ду главных компонент [145]. Факторизация данных проводи­лась отдельно для 1) всего эксперимента в целом; 2) начала смены; 3) конца смены; 4) разных групп испытуемых. Такая схема обработки позволила нам последовательно проанализи­ровать правомерность априорного выделения трех основных, категорий теста САН, дать детальную характеристику корре­ляционных связей отдельных субъективных признаков внутри каждой категории и между ними, выявить реальную фактор, ную структуру описываемых переживаний.

Усредненная оценка состояния по всем шкалам теста САН достоверно снижается к концу смены (критерий %2, p<0,05),

Однако это происходит главным образом за счет выраженного-ухудшения симптомов категории «самочувствие» (р<0,001). Для двух других категорий величина субъективных оценок практически не изменяется (рис. 22). Отметим, что за внешней стабильностью оценок по этим категориям лежат разные тен­денции. Оценки по большинству шкал категории «настроение» действительно мало изменяются в течение рабочего дня. Среди шкал категории «активность» выделяются две полярные груп­пы: показатели одной из них стабильны или даже улучшаются к концу работы (шкалы «медлительный — быстрый», «равно­душный— взволнованный», «бездеятельный — деятельный»), а показатели другой существенно ухудшаются (шкалы «жела­ние отдохнуть — работать», «безучастный — увлеченный», «со­ображать трудно — легко»). При усреднении данных внутри одной категории различия нивелируются.

Таким образом, усредненная тенденция в изменении субъ-^ ективных оценок состояния свидетельствует о нарастании утомления к концу рабочего дня. Однако использование ориги­нального варианта теста САН в качестве многофакторной про­цедуры в данном случае не оправдывает себя. Однозначно ин­терпретируемые сдвиги субъективных оценок характерны толь­ко для признаков категории «самочувствие». Нечувствитель­ность шкал категории «настроение» и разнонаправленность ди­намики оценок по категории «активность» косвенно подтвер­ждают сомнения в правомерности априорного выделения еди-

o «универсальной» системы информативных признаков, адекватно отражающих структуру различных специфических состояний.

Анализ матриц корреляционных связей между отдельными категориями показывает, что значимые связи существуют между оценками по категориям «самочувствие» и «активность» (коэффициент корреляции r=0.54). Оценки по категории «наст­роение» в меньшей степени коррелируют с ними (соответствен-но г = 0,39 и r=0,32). При рассмотрении корреляционных связей внутри отдельных категорий признаков обнаружилось, что в со­став каждой из них входят шкалы, в разной степени связанные между собой (табл. 8). На основании этих данных можно вы-

Т а б лица 8

Примеры высоко- и низкокоррелируюшнх шкал теста САН

г — значение коэффициента корреляции.

делить признаки, явно «выпадающие» из соответствующей группы. Некоторые из них в большей степени коррелируют с признаками другой категории, например оценки по шкале «напряженный — расслабленный» из категории «самочувст­вие» хорошо согласуются с чувствительными признаками кате­гории «активность» и на этом основании скорее могут быть отнесены к последней.

Наиболее интересными являются результаты факторного анализа. Уже на уровне обобщенного анализа по всему экспе­рименту в целом выделялась четырехфакторная структура массива обрабатываемых данных. Она хорошо воспроизводит­ся и содержательно конкретизируется при рассмотрении дан-

ных отдельно для начала и конца смены (до и после развит^ утомления), а также для разных групп испытуемых (табл. 9) Состав первого фактора почти полностью соответствует категории «самочувствие». Оценки по этому фактору наиболее чувствительны к влиянию утомления. Кроме того, они меняют-

Таблица 9

Модифицированная факторная структура теста САН

Фактор I — ^самочувствие»

самочувствие хорошее — плохое (1) чувствую себя сильным — слабым (2) работоспособный — разбитый (7) полный сил — обессиленный (8) отдохнувший — усталый (19) свежий — изнуренный (20) выносливый — утомляемый (25) бодрый — вялый (26)

Фактор III — ^эмоциональный фон* напряженный — расслабленный (13)

безучастный — увлеченный (15)

равнодушный — взволнованный (16) сонливый — возбужденный (21) рассеянный — внимательный (28)

Фактор II — «уровень напряженности*

пассивный — активный (3) малоподвижный — подвижный (4) медлительный — быстрый (9) бездеятельный — деятельный (10)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.