Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Далай-ламе здесь не рады




Как и у любой другой области, у науки есть свои профессиональные предубеждения, которые могут мешать открытости и инновациям. Как правило, к «серьезным дисциплинам», таким как физика и биология, относятся с большим уважением, чем к «легким», изучающим эмоции и сознание. Генетические исследования и химические процессы обладают конкретностью, лоском объективной уверенности, чему такая чувствительная область исследования, как когнитивная этология, просто не может соответствовать. В результате некоторые исследователи в «легких науках» используют образное мышление: они хотят, чтобы их исочедования выглядели настолько серьезными, насколько это возможно, но в действительности их методы обычно более пристально рассматриваются и чаще критикуются.

Яркое подтверждение этому — случай, произошедший в октябре 2005 года. Его Святейшество Далай-лама планировал предоставить доклад по нейротеологии на ежегодном съезде «Общества неврологии», и, по мере приближения даты события, некоторые ученые стали высказывать предложения исключить его из списка участников. Нейротеология — это название направления, изучающего нервную основу медитации и духовных практик. Далай-лама очень интересовался этой областью исследований и даже сам стал их объектом; он активный сторонник научных исследований. И хотя база исходных данных невелика, можно утверждать, что для мозга в состоянии медитации характерно особое нервное состояние — рост нейронной активности в левой височной доле мозга. Конечно, требуется больше данных, но разве это не прецедент?

Тем не менее, определенная группа нейробиологов хотела исключить Далай-Ламу из докладчиков, поскольку, как они объясняли, некоторые заявления по поводу нейробиологии медитации необоснованны и научно недостоверны. Некоторые даже считали, что «нейробиология рискует потерять к себе доверие, если слишком безрассудно углубится в духовные вопросы». Один нейробиолог, Нэнси Хэйс, пошла дальше и заявила, что «если мы не выскажемся против присутствия Далай-ламы, мы с таким же успехом можем называть себя обществом, живущим на плоской Земле».

Пока разрыв между наукой и религией существует, это противостояние будет раздуваться в определенных кругах, и, разумеется, в такой ситуации страх потерять свою репутацию и лицо заставляет некоторых ученых закрывать двери для открытых, непредвзятых дискуссий. С каких это пор намерение выслушать Далай-ламу могло стать «безрассудным» шагом? Неужели основы нейробиологии настолько ненадежны, что ученые не могут провести исследование нервных про

цессов во время медитации? Конечно, многие нейробиологи поддерживали визит Далай-ламы, всемирно известный исследователь Роберт Уайман предложил хорошее напоминание об основах научного метода: «Вам интересно что-либо, и вы начинаете дурачиться. Вот что такое наука в самом начале — вы просто дурачитесь». В конце концов Далай-ламе разрешили участвовать.

Похожие критика и страхи мучают и когнитивную этологию, хоть их и становится меньше. Одних ученых беспокоит, что их база данных слишком мала, чтобы подтвердить их выводы, а другие говорят, что ученые теряют свой авторитет, стараясь изучать явления, которые сложно изучать и подсчитывать. Неужели те, кто критикует Далай-ламу и когнитивную этологию, боятся того, что может получиться из этого исследования? Их пугает то, что могут существовать способы познания, которые нельзя поместить в лабораторную пробирку или показать на слайде? Те, кто критикует изучение сознания животных, зачастую применяют двойные стандарты, и желают получить более достоверные данные от исследований в области сознания животных и при этом не требуя того же от «менее противоречащих» традиции направлений «серьезной науки», таких как физика, химия или биомедицинские исследования.

На самом деле у исследований эмоций животных сильная доказательная база и события развиваются столь интересным образом, что ученые, занимающиеся «серьезными науками», предоставляют этому направлению все больше и больше данных. Одна из причин, почему изучение эмоций животных так воодушевляет, — это то, что домашние наблюдения за животными подкрепляются данными ученых, изучающих нейронные основы эмоций в лаборатории, — вплоть до выявления склонности людей к антропоморфизированию животных.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.