Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Существует ли «универсальная» мораль.




ЕЩЕ ОДНО ИЗМЕНЕНИЕ ПАРАДИГМЫ: ВЫЖИВАНИЕ ЗАВИСИТ ОТ КООПЕРАЦИИ, А НЕ ОТ КОНКУРЕНЦИИ

Я верю в точто самый фундаментальный уровень нашей природы — это сострадание, и что сотрудничество> а не конфликт, лежит в основе мавно го принципа, который руководит нашим челове- ческим существованием. Следуя образу жизни, выражающему нашу основную добродетель, мы реализуем свою нею вечность и делаем наши действия достойными, надыяя их ценностью и значением.

Его Святейшество Далай-лама,

«Понимание основ нашей природы»

Мы верим в то, что большинство ослов, если им дать такую возможность, смогут изменить мир без всякого насилия. Как Святой Франциск Ассизский, они изменят мир природы, превратив его в легендарный Эдемский сад, в котором лев и ягненок лежат рядом друг с другом. Нам хотелось бы узнать, насколько сильно невинность, уязвимость и нежность тех (двух) осликов повлияли на Толстого, этого миролюбивого гиганта мировой литературы.

Майкл Тобиас и Джейн Моррисон, «Осел»

Кто-то сочтет Далай-ламу оптимистом, но растет число научных данных, подтверждающих теорию Его Святейшества, поэтому пришло время пересмотреть наше мнение о том, что на самом деле означает выражение «выживает сильнейший».

Страница отсутствует

Страница отсутствует

 

активную роль, чем конкуренция, обеспечивая баланс в живой природе, и имеет большое значение для эволюции групповых структур. Однако одно дело — утверждать, что сотрудничество в группе индивидов — например, в стае волков или павианов — приносит пользу, поскольку, сотрудничая в стае, волки выигрывают больше, чем соревнуясь друг с другом; но является ли кооперация необходимым компонентом существования целого леса или экосистемы? Это очень интригующая идея, ради которой, я уверен, Его Святейшество Далай-лама захотел бы провести дополнительные исследования.

Справедливость предполагает беспокойство об остальных. Это прежде всего чувство, а не рациональная или социальная конструкция, и я готов отстаивать утверждение, что это чувство, в известном и важном смысле, естественно.

Роберт Соломон, «Страсть к справедливости»

Это антропоцентричное утверждение, преследующее только собственные интересы нашего вида. Неразумно заявлять, что мы единственные моральные существа во всем животном царстве. Социальная мораль, проявляющаяся во время игры, является адаптивным поведением, которое разделяют многие виды. Честное поведение эволюционировало потому, что помогало молодым животным приобрести социальные и другие навыки, которые понадобятся им, когда они станут взрослыми. Честность также важна для создания хорошо слаженной и эффективной кооперативной группы. Может даже существовать кооперация между представителями различных видов, например, во время коллективной охоты. Если у различных видов мы можем проследить последовательность в том, что касается кооперативных действий, и установленного «соглашения» вести себя честно, мы можем обнаружить универсальную мораль. Эта мораль должна иметь важное значение в добывании, защите и распределении пищи, в социальном грумин- ге и коллективной заботе о молодом поколении.

В своей книге «Происхождение добродетели» биолог Марк Ридли обращает внимание на то, что людей чрезвычайно расстраивает нечестность. Однако пока мы не имеем достаточно данных о том, как другие живые существа реагируют на проявления нечестности. Тем не менее, наблюдая за животными во время игры, мы обнаруживаем несколько хороших подсказок — и вскоре, возможно, мы уже сможем добавить чувство справедливости к тем психологическим чертам, которые с ними разделяем. А как насчет способности прощать вину? Это еще одна моральная черта, традиционно приписываемая человеку. Но вот знаменитый эволюционный биолог Дэвид Слоан Уилсон показывает, что способность прощать — это результат комплексной биологической адаптации. В своей книге «Храм Дарвина: эволюция, религия и природа общества», Уилсон говорит: «Прощение — это биологическая основа, которая распространена во всем царстве животных». Более того, «прощение имеет много обликов — и должно иметь — для того, чтобы адаптивно функционировать в столь разнообразных ситуациях» (на этом Уилсон делает упор). Способность прощать распространяется — а это бесспорно должно быть так — на нечеловекообразных животных. Уилсон также указывает, что такие адаптивные черты, как способность к прощению, вовсе не требуют большого количества мозговых ресурсов, как считалось ранее. Это не говорит о том, что животные неумны, но о том, что способность к прощению чьей-то вины может оказаться одной из основных черт психологии многих животных, даже если они не обладают особенно большим или сложно устроенным мозгом.

Понятно, что мораль и добродетель не стали апогеем эволюции и не начались сразу с человека. Истоки добродетели, эгалитаризма и морали намного древнее нашего собственного вида. Если честная игра у животных может быть рудиментарной формой социальной морали, вполне возможно, что она стала предшественником более сложной и замысловатой системы моральных ценностей у человека. Но, возможно, самым главным здесь является то, что если мы постараемся больше узнать о способности к прощению, честности и сотрудничестве у животных, то научимся состраданию к ближним и станем более эффективно сотрудничать друг с другом.

Глава 5




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.