Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъекты товарного рынка и его инфраструктуры




 

Среди субъектов товарного рынка самими распространенными являются предприятия оптовой и розничной торговли, а также торговые посредники, которые не имеют права собственности на товары, а именно: агенты, оптовики-консигнаторы, оптовики-комиссионеры, брокеры. Им помогают организовать оптовый оборот посредники, которые создают условия для осуществления актов покупки-продажи товаров между продавцами и покупателями (выставки, оптовые ярмарки, товарные биржи, аукционы). Они функционируют как предприятия и взаимодействуют с торгово-промышленной палатой Украины и ее региональными палатами во всех областях страны. Эти субъекты содействуют развитию международного экономического сотрудничества и инвестиционной деятельности, занимаются организацией выставок и ярмарок, ведут негосударственный реестр украинских предприятий, предоставляют предприятиям разнообразные справочно информационные услуги, осуществляют экспертизу и сертификацию товаров, предоставляют патентно-лицензионные, переводческие, таможенно-брокерские услуги но др. Торгово-промышленная палата Украины объединяет свыше 4 тыс. украинских предприятий и организаций разных форм собственности и предпринимателей.

Все более значение приобретает деятельность таможенных органов: региональных таможен и таможен. Они осуществляют взимание таможенных платежей, контролируют перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Украины, сопровождают ценные и другие грузы. К таможенным организациям принадлежат предприятия, которые имеют лицензии или разрешения на осуществление деятельности, связанной с перемещением товаров через таможенную границу Украины, а именно: таможенные брокеры, владельцы таможенных лицензионных составов и складов, временного хранения, владельцы магазинов беспошлинной торговли.

Таможенные брокеры и владельцы таможенных лицензионных составов предоставляют услуги предприятиям из декларирования товаров, представления таможни документов, представления грузов и транспортных средств, для таможенного оформления. Владельцы таможенных лицензионных составов, кроме отмеченных услуг, хранят экспортные, импортные и транзитные товары на своих складских площадях, стягивая за это из предприятий плату в соответствии с условиями договора. Такие составы обычно создаются большими предприятиями, которые имеют соответствующую материально-техническую базу.

Транспортные организации и экспедиторы предоставляют услуги субъектам рынка с подготовки грузов до перевозки, из транспорта вання и сопровождения, разгрузки транспортных средств, в пункте назначения, оформления сдачи-принятия грузов. Перевозка может осуществляться организациями железнодорожного, воздушного, морского, речного, автомобильного транспорта.

Охранные организации и предприятия предоставляют услуги субъектам товарного рынка по охране коллективной и частной собственности, грузов, граждан, а также услуг, по монтажу, ремонту и профилактическому обслуживанию средств охранительной сигнализации. Охранную деятельность в Украине имеют право осуществлять структурные подразделения Государственной службы охраны при МВД Украины и негосударственные охранительные предприятия, которые имеют лицензии на эти виды предпринимательской деятельности. Охранительные предприятия охраняют составы, магазины и территории торговых предприятий, офисные помещения но др. От их работы зависит сохранение товарно-материальных ценностей и безопасность персонала.

Рекламные агентства, средства массовой информации и другие распространители рекламы, – это предприятия, которые предоставляют услуги по производству и/чи распространения рекламы товаров. По своей сути рекламное агентство является посредником между рекламодателем, производителем, и/чи распространителем рекламы, получает комиссионное вознаграждение из обеих сторон. Однако в последнее время больший успех имеют рекламные агентства с полным циклом услуг по производству и распространению рекламы.

Маркетинговые и информационно коммерческие центры включают большие многофункциональные заграничные консультационные фирмы, украинские предприятия, подразделы (отделы) государственных учреждений. Они предоставляют информацию и консультируют субъектов рынка по маркетинговым, финансовым, юридическим и другим вопросам. За предоставленную информацию и консультацию из клиентов стягивается плата.

Из перечня субъектов товарного рынка важнейшее место занимают предприятия оптовой и розничной торговли. К моменту либерализации экономических отношений оптовая торговля Украины составляла достаточно мощную, стабильную и единственную в территориальном плане структуру. Разрыв хозяйственных связей, общий спад производства и недостаток товарных ресурсов в условиях сокращения платежеспособного спроса населения привели в 90-х годах ХХ века до разрушения оптового звена. Предприятия оптовой торговли через аренду с выкупом были приватизированы, а их владельцы выискивали новые направления и пути получения прибылей. В результате этого оптовые предприятия теряли свою специализацию, пустые помещения сдавались в аренду и субаренду. Большие оптовые предприятия с мощной материально-технической базой, которые раньше использовали региональные потенциалы промышленности, превратились в универсальные «товарные гостиницы» без специализации. Количество составов оптовой торговли сократились на 1/5. В настоящий момент на рынке работают преимущественно небольшие предприятия. Средняя площадь одного состава в оптовой торговле составляет около 700 кв.м. Небольшие объемы закупок, ограниченный ассортимент товаров, не обеспечивают ритмичного снабжения в розничную торговую сеть товаров в достаточном ассортименте. К тому же, на пути от производителя (импортера) к предприятиям розничной торговли товар несколько раз перепродается без складской переработки, которая неоправданно увеличивает его розничную цену.

На деформацию развития предприятий оптовой торговли в течение восемнадцати лет влияли такие факторы:

• недостаток инвестиций в реконструкцию старых и строительство новых составов с прогрессивными технологиями;

• дефицит оборотных средств для закупки товаров в связи с распространением практики товарного кредита (с отсрочкой платежей);

• непомерный рост цен на технологическое оборудование, подъемно-транспортные механизмы и транспортные средства;

• низкий уровень механизации складских операций.

Из приведенных причин оптовая торговля и до сих пор не обеспечивает в полной мере выполнение своих функций: превращение производственного ассортимента в торговый, своевременное снабжение товаров в розничную торговую сеть в оптимальных объемах и достаточного ассортимента, оценка конъюнктуры товарных рынков, маркетинговое обслуживание производителей и розничных предприятий, сдерживания роста розничных цен.

Однако в современных условиях ряд факторов влияет на развитие предприятий оптовой торговли полностью положительно, особенно в последние годы. К этим факторам принадлежат:

• подъем экономики Украины и наращивание объемов производства отечественными производителями;

• развитие международной торговли, снабжения импортных товаров;

• увеличение владельцев розничной сети малых предприятий, предпринимателей;

• расширение производственного ассортимента товаров и его обновления;

• увеличение количества мелких товаропроизводителей, которые не имеют возможности самостоятельно поставлять товары в розничную сеть;

• осложнение прямых хозяйственных связей по схеме «производитель – розничный торговец», в результате чего производитель заинтересован в продвижении своих товаров через оптовое звено;

• определение производителями своей специализации, которая территориально отдаляет их от районов потребления.

Переход на рыночные отношения способствовал формированию системы организаторов оптового оборота, к которым принадлежат выставки, оптовые ярмарки, аукционы, товарные биржи, оптовые продовольственные рынки. Главным заданием этих субъектов является создание условий для закупок и продажи оптовых партий товара. Появление и функционирование организаторов оптового оборота обусловлены как интересами производителей, которым необходима надежная и ритмично функционирующая система сбыта товаров, так и интересами предприятий розничной торговли, заинтересованных в построении своей системы непрерывного товароснабжения.

В последние годы украинские и иностранные фирмы проявляют большой интерес к розничной торговле. Ее привлекательность заключается в том, что она является завершающим звеном в продвижении товаров от производителя к потребителю, и потому за счет денежной выручки от продажи товаров можно быстрее возмещать свои расходы и получать прибыль.

В 90-х годах розничной торговлей стали заниматься производственные и оптовые предприятия, создавая собственные фирменные магазины. Однако общее количество магазинов розничной торговли в Украине имели тенденцию к стремительному сокращению. Да, в течение 1999-2002 гг. их количество уменьшилось почти в 2 раза.

Также наметилась тенденция к уменьшению размера магазинов во всех областях Украины. Средний размер торговой площади магазину на начало в 1991 г. составлял 94 кв.м, а на начало в 2003 г. – 68 кв.м. В промышленных областях магазины более крупны, чем в захидних регионах, где розничная сеть традиционно отличалась небольшими площадями.

Такое сокращение розничной сети является следствием уменьшения уровня реальной заработной платы, появления безработицы, распространения платной учебы и медицинского обслуживания, повышения платы, при комунадьни услуге и других факторах, которые привели к сокращению платежеспособного спроса на товары широкого потребления.

С переходом на рыночные отношения розничной торговлей стали заниматься не только предприятия, но и физические лица, зарегистрированные как предприниматели. В условиях недостатка первобытного капитала предпринимателям намного более легко открыть собственный киоск, палатку или другой пункт мелкорозничной продажи товаров, и делать на этом бизнес. В отличие от производственного предпринимательства не нужно привлекать большие финансовые, материальные и трудовые ресурсы, налаживать сложный технологический процесс для производства конкурентоспособной продукции. Розничные рынки привлекали предпринимателей как места концентрации потенциальных покупателей и относительно низкой стоимостью организации торговли в сравнении с арендованными помещениями и площадями в магазинах. Впрочем, и до сих пор не исчезает проблема качества торгового обслуживания, соблюдения санитарных норм и правил, пожарной безопасности, но др.

К проблемам розничной торговли, решение которых будет содействовать ее развитию, принадлежат:

• сложные процедуры получения разрешительных документов в органах государственного контроля;

• незнание и нарушение правил продажи товаров и гарантийного обслуживания;

• низкий контроль за качеством товаров, которые поступают в розничную сеть от производителей и предприятий оптовой торговли;

• устарела материально-техническая база розничной сети и розничных рынков, особенно в сельской местности;порушення правил розміщення торгових точок уздовж доріг, що змушує пішоходів виходити на проїжджу частину, заважаючи руху транспорту;

• самовольный захват рынками охранительных зон под высоковольтными линиями, проезжей части дорог в частном жилищном секторе и ин.;

• «уличная» торговля и ее негативные последствия как для покупателей, так и для предприятий розничной торговли;

• фальсификация товаров;

• свертывание розничной сети в сельской местности, труднодоступных и малозаселенных районах;

• высокие цены и низкое качество продукции предприятий общественного питания, расположенных в учебных заведениях и тому подобное.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1095; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.