Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные концепции механизма развития малой группы




Соотношение понятий развитие и групповая динамика

Развитие группы

1) Жизнь группы не бывает неподвижной, под влиянием внешних или внутренних причин в группе возникают изменения. Они могут быть небольшими, не способными поставить под угрозу существование группы в целом. Значительные изменения ведут к нарушению равновесия и, в конечном счете, к распаду группы. Это случается, когда группе не удается реорганизоваться («перестроиться») и обрести новое состояние равновесия.

2) В целом жизнь группы с динамической точки зрения — это чередование состояний равновесия и его нарушения. Практически в любой группе можно обнаружить как силы сплочения, сопротивляющиеся ее деформациям, так и силы распада, толкающие ее к необратимым изменениям.

Сам термин групповая динамика употребляется в трех различных значениях:

— во-первых, этим термином обозначают определенное направле­ние исследования малых групп в социальной психологии, т.е. школу Левина;

— во-вторых, этим термином обозначают определенные методики, которыми пользуются при исследовании характеристик малых групп в рамках психологических экспериментов;

— в-третьих, этим термином обозначают собственно динамику малых групп как таковую, т.е. совокупность тех динамических процессов, которые происходят в группе, изменяя ее характеристики от стадии к стадии и тем самым, предопределяя ее развитие.

Важнейшие процессы групповой динамики:

— образование малых групп;

— руководство и лидерство;

— нормообразование: выработка групповых мнений, правил и ценностей;

— формирование функционально-ролевой структуры группы;

— сплочение;

— конфликты;

— групповое давление;

— конформизм;

— принятие групповых решений и др.

Что есть развитие

- усиление, укрепление,

- доведение до некоторой степени зрелости (духовной, умственной),

- развертывание чего-либо в широких пределах,

- расширение, распространение, углубление,

- процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию…

Речь может идти о периодизации, а может об уровнях развитости.

Кроме того вспомним различные теории развития, идет не просто выделение этапов и количественная и качественная характеристика, а основная категория и механизмы развития и изменения.

Естест­венно, что модель развития группы тренинга, семьи, психотерапевтической группы — это весьма специ­фическая модель и вряд ли она применима при описании другого типа групп

Американский социальный психолог Б. Такмен разработал двухфазную модель. Он описывает динамику развития, выделяя две сферы групповой активности

деловую — решение групповой, задачи

межличностную развитие групповой структуры

Предполагается, что в каждой из этих сфер группа проходит по четыре стадии своего развития.

В сфере деловой активности.

— стадия «ориентировки в задаче»: поиск членами группы опти­мального способа решения общей задачи;

стадия «эмоционального ответа на определенные требования»: противодействие членов группы общим требованиям, предъявляемым им, вследствие несовпадения личных намерений и предписаний;

стадия «открытого обмена релевантными интерпретациями»: этап групповой жизни с максимальным информационным обменом, позволяющим партнерам глубже проникнуть в намерения друг друга и предложить альтернативную трактовку информации;

- стадия «принятия решения»: конструктивные попытки решить общую задачу.

В сфере межличностной активности:

- стадия «проверки и зависимости»: оценка каждым членом группы характера действий других членов и поиски взаимоприемлемого пове­дения в группе;

- стадия «внутреннего конфликта»: при нарушении взаимодействия группе;

- стадия «развития групповой сплоченности»: постепенная гармо­низация отношений, угасание межличностных конфликтов;

- стадия «функционально-ролевой соотнесенности»: образование ролевой структуры группы как своеобразного резонатора, посредством которого проигрывается решение групповых задач.

2) И. Ялом и К. Хек предложили трехфазную концепцию развития малой группы.

Сейчас важно отметить два об­стоятельства.

Во-первых, введено само понятие «стадий» (или «пе­риодов») развития группы, которые различаются друг от друга по набору критериев. Так или иначе каждая стадия связана со сменой состава группы: в нее входят новые члены, частично уходят ста­рые, происходит превращение потенциального члена группы в «полного» члена, затем, иногда, в «маргинального» члена, если группа перестает его удовлетворять; наконец, возможен и разрыв с группой. Факторами этой смены ролей членов группы являются мера принятия группой каждого члена и, напротив, принятие чле­ном группы ее реальности.

Во-вторых, сформулирована мысль о том, что социализация группы происходит не в вакууме: на изменения в группе влияет характер культуры и общественных отношений, в рамках которых существует группа. Механизм этого воздействия раскрывается че­рез внесение каждым новым членом группы ценностей общества, которые им отрефлексированы и применены к оцениванию ситуа­ции в группе, своего положения в ней и т.п. Если в обществе нормативом является акцент на достижение и продуктивность, оценивание ситуации в группе будет в большей мере включать именно этот критерий. Если же в обществе популярна идея меж­личностной гармонии, в группе среди критериев оценивания мож­но также ожидать следования этой норме. Фаза развития группы, таким образом, соотносится с определенными изменениями в об­ществе.

Хотя число экспериментальных исследований, посвященных анализу развития групп, пока ограничено, а к самой теоретичес­кой схеме можно предъявить много претензий, сам факт появле­ния такой идеи весьма примечателен.

Особое значение при разработке проблемы развития группы имеют две проблемы.

Первая из них — поиск адекватных методи­ческих средств, позволяющих в экспериментальном исследовании замерить степень выраженности в каждой конкретной группе тех ее качеств и характеристик, которые дают основание для эффек­тивной диагностики уровня развития этой группы. Много предло­жений в этой области уже апробировано, но построение системы методик, пригодных для этой цели, остается еще задачей.

Второй проблемой является более конкретное описание тех модификаций, которые происходят с каждым из известных груп­повых процессов, на каждом новом этапе развития группы.

 

о сплоченности

Цель: развитие понятия групповая динамика, фокусировка на одном из аспектов развития группы, а именно на процессе превращения совокупности людей в группу (здесь не вхождение одного), рассмотрение динамического процесса (сплоченности) и его связи со статическими процессами (структура и совместимость), осознание значения сплоченности.

Одной из сторон проблемы формиро­вания и развития малой группы является пробле­ма групповой сплоченности. В данном случае исследуется сам про­цесс формирования особого типа связей в группе, которые позво­ляют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам.

Начало систематического изучения групповой сплоченности относится к концу 40-х гг., когда под руководством Л. Фестингера были выполнены первые специальные исследования.

Л. Фестингеру принадлежит наиболее распространенное и употребимое определение групповой сплоченности – «результирующая всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удержаться в ней». Два десятилетия спустя Д. Картрайт практически повторил это определение: «групповая сплоченность характеризуется тем, в какой степени члены группы желают остаться в ней».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.