КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 5. Проблема человека в философии ХХ века
Тема 4. Проблема человека в русской философии. Задание. Вариант 1. В чем суть христианской антропологии славянофилов и Ф. М. Достоевского? Критерии оценки: 1 балл – описана общая мировоззренческая позиция славянофилов, дана характеристика их спора с западниками; 2 балла – дана позиция славянофилов, сделан акцент на проблеме человека, названы фамилии мыслителей, занимавшихся данной проблемой; 3 балла – описана суть христианской антропологии славянофилов, разобраны их расхождения с западниками, представлена позиция Ф. М. Достоевского на природу и сущность человека. Вариант 2.1. Опишите образ человека в философии В. С. Соловьева. 2.2. Опишите взгляды Н. А. Бердяева на природу человека. 2.3. Опишите взгляды Л. Н. Толстого на природу и сущность человека. Критерии оценки: 1 балл – представлена позиция названного философа без акцента на проблеме человека или описаны общие взгляды на человека в русской философии без имени философа и его позиции; 2 балла – дана краткая характеристика сущности и природы человека у названного мыслителя; 3 балла – дана подробная трактовка проблемы человека у названного автора, названы основные произведения, отражающие данную проблематику. Вариант 3. Каково влияние церкви на становление взглядов русских философов в понимании проблемы человека? Критерии оценки: 1 балл – кратко описано влияние РПЦ на русскую философию, названы основные представители религиозной философии; 2 балла – подробно и аргументировано описано влияние РПЦ на становление русской философии без акцента на проблему человека или описаны взгляды отдельных мыслителей, имеющих отношение к сути вопроса; 3 балла – дан полный ответ на вопрос, описано влияние церкви, названы русские религиозные мыслители, указаны их работы, приведены примеры из литературы. Темы докладов и сообщений: 1. В чем отличие материалистического и религиозного отношения к проблеме человека в русской философии. 2. Что есть Церковь в понимании А. С. Хомякова? 3. Как русские философы предлагали «преодолевать» двойственность природы человека? 4. Суть идеи «соборности» для русской философии. 5. Что такое Всеединство и София в трактовке В. С. Соловьева. 6. Экзистенциальная философия Н. А. Бердяева и Л. Шестова. 7. Христианская антропология В. В. Розанова.
Задание. Вариант 1. Каковы идейные истоки экзистенциализма? Критерии оценки: 1 балл – дано определение экзистенциализма в качестве направления в философии ХХ века; 2 балла – названы представители «раннего экзистенциализма» (не менее 3-х философов) или описана экзистенциальная концепция человека; 3 балла – названы предшественники экзистенциализма, дана характеристика человека с позиций экзистенциальной философии. Вариант 2.1. Опишите концепции Ж.-П. Сартра и А. Камю, какова специфика их взгляда на природу человека? Вариант 2.2. Опишите концепцию М. Хайдеггера и К. Ясперса, какова специфика их взгляда на сущность и природу человека? Критерии оценки: 1 балл – описана в общих чертах концепция одного из философов, названы ключевые работы; 2 балла – описаны в общих чертах концепции обоих философов или дана детальная характеристика одной их концепций, названы работы мыслителя; 3 балла – дан полный ответ на вопрос, описаны обе концепции, названы работы, охарактеризована специфика взглядов на природу человека. Вариант 3. Дайте характеристику структуры личности по З. Фрейду, какова роль бессознательного в природе человеческой психики? Критерии оценки: 1 балл – в общих чертах описана концепция психоанализа, представлен схематичный рисунок структуры личности; 2 балла – дана характеристика структуры личности, но нет детального анализа каждого входящего компонента или не описана роль бессознательного; 3 балла – дана характеристика сущности человека с позиций психоанализа, представлена структура, охарактеризованы элементы и детально описана роль бессознательного в природе человека. Вариант 4. Опишите концепцию гуманистического психоанализа Эриха Фромма. Критерии оценки: 1 балл – в общих чертах описана концепция Фромма, нет примеров и названия его работ; 2 балла – подробно описана концепция Фромма, есть упоминания работ, но нет примеров или не раскрыта сущность гуманистического подхода к человеку; 3 балла – полностью описана концепция Фромма, есть названия работ, из ответа видно, что студент знает суть гуманистического психоанализа. Вариант 5. Какова роль психоанализа в развитии гуманитарной мысли ХХ века? Критерии оценки: 1 балл – описана концепция психоанализа без связи с другими гуманитарными практиками ХХ века; 2 балла – описана роль психоанализа, названы представители, сделана попытка дать оценку этому явлению или приведены примеры из жизни и литературы; 3 балла – представлен полный ответ, описана роль психоанализа, сделана оценка данного явления, названы представители или приведены убедительные примеры из жизни и литературы, подтверждающие значимость психоанализа для гуманитарной науки ХХ века. Темы докладов и сообщений: 1. «Экзистенциальные модусы» существования человека. 2. Что означают фразы Ж.-П. Сартра: «человека – это только проект» и «человек обречен быть свободным»? 3. Концепция «человека бунтующего» А. Камю. 4. Почему для А. Камю абсурд – изначальное свойство жизни? 5. Что такое «забота о бытии» в трактовке М. Хайдеггера? 6. Сущность «пограничных состояний» согласно концепции К. Ясперса 7. Какова роль бессознательного в жизни человека? 8. Почему культура, согласно концепции З. Фрейда, бессознательно отвергается человеком? 9. Архетипы «коллективного бессознательного» К. Г. Юнга. 10. Что такое «коллективное бессознательное» и как оно проявляется? 11. Чем отличаются взгляды З. Фрейда и Э. Фромма на природу человека? 12. Истоки вопроса Э. Фромма «иметь или быть».
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |