Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вступительное слово




П - 85

Иркутск

М.В.Пружинина, В.Р. Кузекевич

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ЭКЗАМЕН ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов

УДК 796.0 (0.75) +796 (07)

ББК 75.1 я 73 +74. 267.5

Печатается по решению редакционно–издательского совета

ГОУ ВПО «ИГПУ»

Рецензенты:

О.Л. Подлиняев, доктор педагогических наук, профессор ИГПУ

А.А. Горбунов, кандидат пед. наук, доцент ИГЛУ

Авторы:

 

П-85. М.В. Пружинина (вопросы № 1-21; 23 -25; 49);

В.Р. Кузекевич (Вступительное слово, 22,29, 32,33,34); А.А.Русаков (26,27,28,42); И.И. Богатова (30,31); О.В. Кулешова (35,36); Л.Ф. Букатару (37,38); А.Ю. Шаратских (39); А.Ф. Решетников (40,41); Л.И.Слонимская (43,44); Г.Н. Олонцева (45- 48).

 

Междисциплинарный экзамен по специальности «Физическая культура»: учебно–методическое пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2008. – 127 с.

В пособии раскрываются вопросы междисциплинарного экзамена по специальности 050720 «Физическая культура», отражающие содержание основных дисциплин предметной подготовки педагога по физической культуре, вопросы теории физической культуры и спорта, организации и методики проведения занятий (уроков).

Пособие предназначено для студентов очного и заочного отделений, осуществляющих подготовку к междисплинарному экзамену по физической культуре, а так же студентов специальности для самоподготовки по дисциплинам предметной подготовки.

 

 

© ГОУ ВПО «ИГПУ», 2008


Оглавление

Вступительное слово_ 6

Программа междисциплинарного экзамена по специальности «Физическая культура»_ 8

1.Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина, ее основные понятия 16

2. Основы научно-методической деятельности в сфере физической культуры и спорта_ 17

3. Методы физического воспитания_ 18

4. Система физического воспитания в России, ее цель, задачи и общие принципы_ 20

5. Средства физического воспитания_ 22

6. Урок физического воспитания - основная форма организации занятий по физическому воспитанию в школе 23

7. Физкультурно–оздоровительная работа в режиме учебного дня в школе 25

8. Основы обучения двигательным действиям_ 27

9. Физическое воспитание школьников с отклонениями в состоянии здоровья_ 29

10. Характеристика техники физических упражнений_ 31

11. Величина физической нагрузки на уроках физической культуры_ 33

12. Сила и методика ее развития_ 34

13. Особенности методики воспитания отдельных видов силовых способностей_ 36

14. Внеклассная работа по физическому воспитанию в школе 37

15. Координационные способности и методика их развития_ 38

16. Оценка деятельности учащихся на уроках физической культуры_ 40

17. Выносливость и методика ее развития_ 41

18. Физкультурное воспитание в системе среднего профессионального образования_ 44

19. Скоростные способности и методика их развития_ 46

20. Физическое воспитание студентов ВУЗов 48

21. Принципы обучения двигательным действиям_ 50

22. Профессиональные умения и навыки учителя по физической культуре, тренера_ 52

23. Средства восстановления в спорте 53

24. Цели и задачи и средства спортивной тренировки_ 54

25. Физическая подготовка спортсмена_ 55

26. Легкая атлетика как вид спорта и средства физического воспитания_ 56

27. Организация и содержание учебной работы по легкой атлетике в школе 60

28. Техническая подготовка (основы обучения технике легкоатлетических видов) 66

29. Организация и методика проведения подвижных игр в школьном уроке 71

30. Баскетбол как вид спорта и средство физического воспитания в школе 73

31. Методика обучения технике баскетбола_ 75

32. Подвижные игры как средство психофизического воспитания школьников 76

33. Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания_ 77

34. Методика обучения технике волейбола_ 79

35. Лыжный спорт как средство физического воспитания_ 80

37. Методика обучения спортивному плаванию_ 84

38. Плавание как вид спорта и средство физического воспитания в школе 85

39. Туризм как вид спорта и средство физического воспитания школьников 87

41. Методика обучения технике футбола_ 91

42. Классификация спортивных сооружений. Спортивные сооружения для занятий физической культурой в школе 98

43. Методы, приемы и условия успешного обучения гимнастическим упражнениям_ 103

44. Гимнастика как вид спорта и средство физического воспитания_ 106

45. Физическое воспитание детей раннего возраста_ 112

46. Формирование физической культуры родителей_ 115

47. Организация оздоровительной работы в ДОУ_ 116

48. Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста_ 118

49. Спортивная метрология как научная дисциплина_ 120

Использованная литература_ 123

 


Уважаемые студенты! Вот вы и подошли к тому, чтобы показать все, чему научились за эти несколько лет. Итоговый междисциплинарный экзамен – это результат вашей многолетней работы. Вопросы к экзамену подобраны таким образом, чтобы на основе государственного образовательного стандарта охватить основное содержание дисциплин предметной подготовки, и ориентированы, в первую очередь на вашу будущую работу в качестве учителя физической культуры.

Данное пособие призвано помочь сориентироваться в многообразии учебной литературы и выделить самое главное в содержании экзаменационных вопросов, включенных в программу экзамена. Для того, чтобы процесс повторения пройденного материала был успешным, рекомендуем использовать следующие приемы запоминания.

Запоминание – один из процессов памяти, обозначающий введение в память вновь поступающей информации. Для успешного запоминания материала необходимо повторение, которое имеет свои особенности, поскольку даже многократное повторение само по себе не гарантирует успешного запоминания. Понимание того, что нужно запомнить само по себе является условием успешного запоминания, поэтому необходима фиксация на необходимости понимания. Для того, чтобы процесс запоминания учебного материала был успешен, нужно придерживаться следующих правил:

§ помните, основу усвоения содержания любой дисциплины составляет понятийный аппарат, поэтому в первую очередь старайтесь понять и запомнить определения и понятия;

§ следите за тем, чтобы вы разобрались и хорошо поняли содержание материала, нашли сходство и различие с теми определениями, которые вы встречали, то есть осмыслили его;

§ при повторении учебный материал рассматривайте с различных точек зрения, связывая уже известные представления с новыми, иначе интерес к занятиям будет снижаться;

§ выделяйте в изучаемом материале главное, не останавливаясь на деталях, используйте план (методическую последовательность) при объяснении;

§ составляйте план ответа, стараясь сделать так, чтобы облегчить запоминание, помните, что количество элементов план должно быть оптимальным (не слишком большим и не очень маленьким);

§ помните, существует установка на длительность запоминания материала, поэтому мотивируйте себя на длительное запоминание;

§ помните, наиболее быстрое забывание происходит сразу после окончания изучения материала, поэтому на следующем занятии возвращайтесь к содержанию пройденного, не откладывайте повторение надолго;

§ знайте, показателем того, что материал хорошо усвоен, является его самостоятельное воспроизведение, поэтому часто используйте прием проговаривания вслух;

§ отметьте для себя, что лучше всего запоминается то, что имеет для вас личностный смысл, поэтому связывайте содержание со своими интересами и эмоциями;

§ связывайте практический материал с учебным, т.е. с тем, что проходится на уроках, приводите примеры;

§ используйте мнемические приемы запоминания, пример - запоминание цветов спектра (каждый охотник желает знать, где скрывается фазан);

§ учтите, что укреплению памяти способствует систематическая запись (фотографирование) отдельных положений, поэтому не стесняйтесь записывать наиболее сложные вопросы;

§ помните (самое главное) – чтобы развивать свою память, ее нужно развивать, только тренируя, нагружая и используя память, запоминая, воспроизводя запомненное раньше и вновь запоминая, можно совершенствовать все виды памяти.

 

Программа междисциплинарного экзамена по специальности «Физическая культура»

1. Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина, ее основные понятия

Возникновение, развитие и значение физического воспитания. Явление управляемости как основа физического воспитания. Физическое воспитание в различные исторические эпохи. Возникновение организованных форм физического воспитания. Источники возникновения и развития теории и методики физического воспитания Практика как основа теории и методики физического воспитания. Понятийный аппарат теории и методики физического воспитания.

2. Система физического воспитания в Российской Федерации

Основы физического воспитания: мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные, организационные. Цель и задачи физического воспитания (образовательные, воспитательные, оздоровительные). Социально-педагогические принципы: содействия всестороннему и гармоничному развитию личности, связи физического воспитания с практикой (прикладности), принцип оздоровительной направленности. Законодательные акты в области физического воспитания. Структура системы физического воспитания. Организация контроля за функционированием системы физического воспитания.

3.Средства физического воспитания

Основные (физические упражнения) и вспомогательные (оздоровительные и гигиенические) средства физического воспитания. Комплексное использование средств физического воспитания. Значение физических упражнений (оздоровительное и образовательное). Влияние физических упражнений на психическое развитие личности. Техника физических упражнений: пространственная, временная, пространственно-временные динамические характеристики движений. Классификация физических упражнений.

4. Принципы физического воспитания

Значение принципов в системе физического воспитания. Общеметодические принципы: сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации. Специфические принципы физического воспитания: непрерывности процесса физического воспитания, системного чередования нагрузок и отдыха, постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий, адаптированного сбалансирования динамики нагрузок, циклического построения занятий, возрастной адекватности направлений физического воспитания.

5. Методы физического воспитания

Специфические методы физического воспитания: строго регламентированного упражнения, игровой, соревновательный. Общепедагогические методы физического воспитания: словесные, наглядного воздействия.

6. Выносливость как двигательное качество и методика её воспитания

Выносливость, как физическое качество. Выносливость и возраст. Методы развития выносливости. Методика развития выносливости, развитие общей (аэробной) выносливости, развитие выносливости к скоростной работе, развитие «статической» выносливости. Проверка и оценка уровня развития выносливости у учащихся различных возрастных групп.

7.Планирование и контроль в физическом воспитании в школе

Планирование в физическом воспитании. Педагогический контроль и учет в физическом воспитании.

Структура построения занятий по физическому воспитанию. Классификация форм занятий в физическом воспитании: урочные, неурочные, малые, крупные, соревновательные. Характеристика урочных форм занятий в физическом воспитании, по признаку основной направленности (ОФП, ППФП, спортивно-тренировочные, методико-практические), по признаку решаемых задач (освоение нового материала, уроки закрепления и совершенствования, контрольные уроки, смешанные (комплексные), по признаку вида спорта. Неурочные формы занятий: малые (утренняя, вводная гимнастика), крупные (самостоятельные, оздоровительно-реабилитационные и т.д.), соревновательные.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.