Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль руководителя в становлении коллектива




Проблема лидерства.

 

Помимо воли администрации в каждом коллективе складываются малые неформальные группы из трёх-семи человек. Если такая группа оказывает существеное влияние на общественное мнение коллектива, то её называют референтной. Референтная группа может включать людей разных возрастов. Главная психологическая предпосылка группы - потребность в неформальном общении, взаимодействии с другими людьми. Важнейшим признаком такой группы является наличие общей цели, которая, во-первых, не всегда осознаётся членами группы и, во-вторых, не обязательно связана с решением производственных задач.

Потребность в целеполагании, формулировке цели и организации деятельности по её достижению приводит к появлению лидеров, Этот феномен просматривается во всех неформальных группах, насчитывающих более трёх человек. Любой неформальный лидер обладает личностным притяжением, которое проявляется в разной форме. Выделяют три типа лидеров: вожак, лидер (в узком смысле слова), ситуативный лидер.

Вожак – самый авторитетный член группы, обладающий даров внушения и убеждения. На других членов группы он влияет словом, жестом, взглядом. Перечень качеств руководителя-вожака:

1) физические качества – активный, энергичный, здоровый, сильный;

2) личностные качества – приспособляемость, уверенность в себе, авторитетность, стремление к успеху;

3) интеллектуальные качества – ум, умение принять нужное решение, интуиция, творческое начало;

4) способности – контактность. Легкость в общении, тактичность. Дипломатичность.

Безусловно, всем перечисленным требованиям удовлетворяет крайне малое число людей.

Лидер гораздо менее авторитетен, чем вожак. Наряду с внушением и убеждением ему часто приходится побуждать к действию личным примером (делай как я). Как правило, его влияние распространяется только на часть членов неформальной группы.

Ситуативный лидер обладает личностными качествами, имеющими значение только в какой-то вполне конкретной ситуации: торжественное событие в коллективе, спортивное мероприятие, турпоход и др.

Лидер есть в любом коллективе и заслуживает особого внимания, так как именно они активно влияют на морально-психологический климат в коллективе, могут стать источником конфликтов, но именно они же составляют резерв на выдвижение кадров. Среди неформальных лидеров можно выделить деловых, эмоциональных, авторитетных. Демократических и негативных лидеров.

 

 

Эффективность работы коллектива, его способность решать поставленные задачи во многом зависит от морально-психологического климата, а также от господствующего в группе «настроя» сотрудников, который обусловлен, во-первых, качественным составом персонала и, во-вторых, особенностями неформальных отношений между руководителем и подчиненными.

Неформальные отношения между руководителем и подчиненными заслуживает самого серьёзного внимания. Наряду с умением выбрать оптимальный в данной ситуации стиль руководства, менеджер должен знать прежде всего типичные ошибки, присущие людям его статуса, и правильно строить межличностные отношения с персоналом.

К типичным ошибкам относят случаи, когда:

- руководитель не дает конкретных заданий, но постоянно досаждает подчиненных большим количеством вопросов общего характера;

- «зациклен» на одной теме в общении с персоналом, например, трудовой дисциплине;

- ежедневно формулирует новые идеи для выполнения задания;

- постоянно проповедует свои замыслы;

- не доверяет своим сотрудникам, злоупотребляет мелочным контролем;

- увлекается бумаготворчеством;

- малодоступен территориально и во времени;

- не имеет готовых решений производственных задач, предлагаемых персоналу.

Успех неформальных отношений с подчиненными, без чего невозможно формировать чувство уважения к своему руководителю, зависит от соблюдения целого ряда принципов и правил, делового общения.

Основополагающее значение имеет уважение чужого достоинства. Нравственно-психологической основой этого принципа является аксиома социальной психологии. Согласно которой ни один человек не чувствует себя достаточно комфортно без положительной самооценки. Следовательно, руководитель обязан видеть в каждом подчиненном не должность, а личность, проявлять доброжелательность и терпимость, с уважением относиться к его личной жизни, но при этом избегать советов в этой области. Желательно всегда помнить, что «сильный никогда не унижает» и, следовательно, недопустимо навешивать ярлыки типа «лентяй», «бездельник», «тупица» и т.д.

Если подчиненный ошибся или допустил проступок, он, как правило, понимает свою вину и адекватно воспринимает наказание, но если начальник при этом задевает его самолюбие, он не простит его.

Важно помнить, что уважают только тех руководителей, котрые хвалят при всех, а выговаривают с глазу на глаз; никогда не жалуются своих сотрудников и, если надо, берут вину на себя, своевременно и открыто признают свои ошибки.

Несмотря на личные симпатии и антипатии, руководитель обязан предъявлять ко всем подчиненным одинаковые требования, ко всем относиться ровно, никого не выделять, при посторонних обращаться к своим сотрудникам по имени и отчеству, вне зависимости от возраста.

Недопустимо читать нотации и поучать персонал, если сам руководитель не соблюдает данное требование: воспитательное значение имеет только личный пример руководителя.

Типичная ошибка молодых руководителей – стремление стать «своим» среди подчиненных. Лучше все же сохранять дистанцию, разделять личное и служебное, не допускать панибратства. В противном случае приказ как форма распоряжения будет неэффективным.

Руководитель не имеет морального права скрывать от своих сотрудников важную для них информацию. Вместе с тем, он обязан пресекать сплетни и доносы.

Любой начальник сталкивается с жалобами со стороны своих сотрудников по поводу условий работы, отношений внутри коллектива или с другими подразделениями. Даже если руководитель не в состоянии сам решить проблему он обязан внимательно выслушать подчиненного. Недопустимо игнорировать общения подчиненных, поскольку, как верно подметила американский социолог Диана Трейси, жалобщики не предатели. Очень может стать, что жалобщик оказывает вам большую услугу, сообщая о ситуации, от которой страдают другие, но молчат. В этом смысле жалобы заслуживают вашей благодарности, а не наказания.

Если жалоба касается другого подчиненного, следует обязательно выслушать обе стороны, так как нередко бывает неправа и та, и другая сторона. Если жалуются на Вас – не препятствуйте этому, но предупредите о жалобе руководство. В этом случае, если руководитель не в силах решить проблему, ему следует доверить это начальству или третьему, достаточно авторитетному лицу.

В заключение можно сделать вывод., что работа и отношения в коллективе непосредственным образом зависят от социально-психологического климата. Коллектив – это совокупность психотипов личностей. В любом коллективе должен быть лидер, который влияет не только на климат в коллективе, но и может стать источником конфликтов.

 

Литература.

 

1. Гипенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций – М., 1996.

2. Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. – М.. 1997.

3. Руденский Е.А. Социальная психология. Курс лекций. – М., 1997

4. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов/ Под ред Радугина А.А. – М., 1999.

5. Социальная психология и этика делового общения. Учебное пособие для вузов / Под общей ред. В.Н. Лавриненко. – М., 1995.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 3371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.