КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Человек и легенда 1 страница
Нитирэн родился в 1222 г. Остаются невыясненными месяц и день его рождения: большинство японских историков склоняются к тому, что данное событие, столь знаменательное для адептов нитирэнизма, произошло 16 февраля. Во всяком случае в буддийской традиции канонизирована именно эта дата. Местом рождения была маленькая деревушка Коминато в провинции Ава (совр. префектура Тиба) на восточном побережье Японии. В некоторых жизнеописаниях говорится, что в день рождения Нитирэна солнце светило необыкновенно ярко, на поверхности моря появилось больше десятка лотосов различной величины, но не меньше чем в несколько десятков сяку (один сяку — 30,3 см). А рядом с домом, где он родился, потекли «чистые воды». Неизвестным остается действительное социальное происхождение Нитирэна. Сам он неоднократно подчеркивал, что его родители принадлежали к низшим слоям японского общества (так называемым сэммин — «подлому народу»), называл себя чандалой — этим индийским словом, ставшим известным в Японии через буддийскую литературу, обозначали самые бесправные слои трудового населения. Об отце Нитирэн писал, что тот был рыбаком. В сочинениях же последователей Нитирэна периода Муромати (XIV—XV вв.) ему приписывается аристократическое происхождение. По словам авторов жизнеописаний, его отец, по имени Нукина, был выходцем из военного сословия, а мать принадлежала к аристократическому роду Киёвара. Нукину якобы сослали за какую-то провинность на зосточное побережье, и он сделался там рыбаком. В некоторых жизнеописаниях родословная Нитирэна ведется от представителей высшей аристократической элиты — рода Фудзивара. Нукина, согласно этому источнику,— прямой потомок правителя провинции. В общем все источники сходятся в том, что Нитирэн был сыном человека, имевшего отношение к рыбной ловле. Новейшие исследования показывают, что Нитирэн происходил скорее всего из семьи управляющего феодальным поместьем или же из семьи, принадлежавшей к слою местной администрации. Много позднее Нитирэн подчеркнул уникальность места своего рождения: «Говорят, что эта провинция (Ава.— Авт.) была первой обителью великой богини Аматэрасу... Нитирэн также родился в той провинции, и это самая большая (для него) удача» (31. С. 1227). Действительно, Минамото Еритомо, следуя политике опоры на обе религии — буддизм и национальные верования, даровал земли в этой провинции синтоистскому святилищу, находившемуся в Исэ. Лидеры современных Нитирэну школ, как правило, были выходцами из центральных и западных районов Японии, более развитых в экономическом и культурном отношениях, чем восточные. Нитирэн ощущал себя чуть ли не глухим провинциалом и использовал в своих интересах факты и ассоциации, связанные с местом его рождения. Вообще говоря, многие исторические деятели средних веков, и особенно деятели религиозные, имеют две биографии. Одна — фактическая, обычно менее известная, так как реальные события жизни данной личности обычно замалчиваются из-за боязни лишить ее ореола исключительности, поскольку жизненная правда приобщит данную личность к кругу обыкновенных людей. В истории известно много случаев, когда, скажем, предводители восстаний выдавали себя за царей и пророков, и естественно, что их последователи переделывали биографии, умалчивая, например, о низком социальном положении своего лидера. Вторая биография апологетическая. Авторы ее (а среди них может быть и данный исторический деятель) интерпретируют все факты и детали жизни и деятельности как своего рода символы предопределенности появления его в человеческом мире. Таким образом, биографические факты приобретают дополнительное функциональное значение, которое очень быстро становится доминирующим, а в глазах адептов — основным и единственным. Апологетическая биография имеет агитационную направленность на тот слой или группу населения, на которые опирается данный деятель. При этом биографические факты интерпретируются таким образом, чтобы новое функциональное значение входило в резонанс с идеологией того слоя или группы, на которые они направлены. Указанные обстоятельства, следует отметить, помогают более точно оценить деятельность или учение данного лидера. Конструирование апологетической биографии Нитирэна началось по двум основным линиям. Во-первых, подчеркивалось низкое социальное происхождение родителей и соответственно самого Нитирэна, причем специально оговаривалось, что это не помешало ему стать пророком. Во-вторых, акцент делался на то, что в рождении Нитирэна заключалось что-то необычное: сразу видно — родился по меньшей мере будущий бодхисаттва. Кроме того, в ней явственно звучит мотив сопричастности Нитирэна к традиционным японским божествам, поскольку подчеркивалась святость места его рождения. Все это дает основание полагать, что интерпретация действительных фактов социального положения родителей и сведений о месте рождения, сделанная как самим Нитирэном, так и его апологетами, была ориентирована прежде всего на периферийные слои правящего класса японского общества того времени, т. е. мелкое, среднее самурайство и примыкающие к нему социальные группы. Каких-либо достоверных сведений о детских годах Нитирэна не сохранилось. Сам он в конце жизни писал, что уже с «детских лет изучал Закон Будды» (31. С. 1404) и, «желая отдалиться от жизней и смертей (обрести нирвану.— Авт.), вместе со всеми просил [об этом] будду Амида, с детства распевая его имя (повторяя формулу-молитву «Наму Амида буцу!».— Авт.), но через некоторое время [у него] появились сомнения [в пользе] этого дела» (31. С. 1407). В мае 1233 г. двенадцатилетний Нитирэн с родительского благословения пришел в монастырь Киёсуми-дэра, в котором получил имя Якуомаро. В одном из своих писем Нитирэн рассказывал, что, снедаемый страстным желанием разобраться в сути вещей, поклялся перед изваянием бодхисаттвы Кокудзо стать «первым мудрецом Японии» (31. С. 1292). По преданию, бодхисаттва воплотился перед Нитирэном в облике монаха и благословил юношу на путь «первого мудреца». Надо сказать, что Кокудзо как раз и символизировал безграничную во всех отношениях буддийскую мудрость. Дальнейший ход канонических жизнеописаний представляет собой свидетельство и доказательство того, что Нитирэн действительно стал первым человеком в стране. В Киёсуми-дэра, по словам Нитирэна, не было эрудированного наставника, поэтому, получив разрешение на обучение в других монастырях, он немедленно собирается в путь (31. С. 370). В 1239 г. начинается странствие юного послушника, получившего новое имя — Дзэсёбо (по другим данным — Рэнтё), по ведущим религиозным центрам Японии, длившееся пятнадцать лет. Первые четыре года Дзэсёбо провел в Камакура, где в то время господствующее положение занимала Дзёдо-сю и весьма влиятельными были дзэнские школы. Во время пребывания молодого Нитирэна в Камакура скончался в ссылке мятежный император Готоба, а вскоре — еще три высокопоставленных чиновника из бакуфу, участвовавших в подавлении смуты 1219— 1221 гг. В народной среде, между мелкими самураями, не говоря уже об аристократии, смерть этих лиц была расценена как предзнаменование новых бед. Эти события, несомненно, отразились на формировании мировоззрения молодого Нитирэна. В 1242 г. Нитирэн возвратился в Киёсуми-дэра, но вскоре отправился на гору Хиэй для совершенствования познаний в буддийской философии и, что более вероятно, для получения официального диплома монаха школы Тэндай. Некоторые жизнеописания утверждают, что наставником Нитирэна во время пребывания в хиэйских храмах был главный управляющий учебными вопросами «трех пагод» (трех культовых центров в храмовом комплексе Энрякудзи). Этот человек занимал высокое положение в тэндайской церковной иерархии, так что сделаться его учеником было отнюдь не просто. Апологетические биографии склонны приписывать факт (далеко не бесспорный) ученичества Нитирэна незаурядности молодого монаха. Очевидно, прав японский исследователь Ю. Такаги, который считает, что скорее всего Нитирэн слушал публичные лекции управляющего, а учился самостоятельно, по сутрам, экзегетической литературе, чем и объясняется его хорошее знание буддийских текстов. Здесь же он познакомился с сочинениями Чжии и Мяолэ (49. С. 30—32). Во время странствий по монастырям Нитирэн, судя по всему, приобрел основательные знания буддийской догматики и философии. В жизнеописании упоминается о его встречах с Догэном и тогдашним патриархом Риндзай-сю Энни (1202—1280). Кроме того, он познакомился с учением Конфуция и даосизмом. Французский историк японского буддизма Ж. Ренондо составил список сутр и трактатов, на которые ссылается Нитирэн в шести своих сочинениях (переведенных Ренондо). Оказалось, что цитируется около шестидесяти источников (70. С. 319—322). Первый свой труд Нитирэн написал в 1242 г. и уже в нем назвал приверженцев амидаизма «дьявольским народом», а проповедников учения о «чистой земле» — «дьявольскими учителями». Таким образом, нетерпимость Нитирэна к другим буддийским учениям начинает проявляться на заре его деятельности. Изучение ортодоксальной тяньтайской догматики привело Нитирэна к сознательной борьбе против Дзёдо-сю, с одной стороны, и мечте о всеяпонском почитании Лотосовой сутры — с другой. Во времена Нитирэна адепты Дзёдо-сю проникли в хиэйские храмы. Распространение амидаизма и ревизионистские тенденции в тэндайских фракциях подкрепляли пока еще тайные мечты Нитирэна об организации собственного движения. Еще в период четырехлетнего пребывания в Камаку-ра у честолюбивого послушника из восточных провинций пробудился интерес к политическим и общественным проблемам, что в известной степени предопределило становление его мировоззрения. Кроме того, очевидно, нельзя не принимать во внимание и психологический склад юноши. Хотя прямых достоверных свидетельств о детских и отроческих годах не сохранилось, с известной осторожностью можно предположить страстное желание молодого Нитирэна, обладавшего незаурядным умом, выбиться в люди, а также (уже тогда) убеждение в собственном превосходстве над окружавшими его монахами и мирянами. Такой склад натуры, безусловно, стимулировал развитие фанатизма, проявившегося в полной мере несколько позже. Общение с монахами, знавшими историю Тэндай-сю и часто вспоминавшими о ее расцвете в предыдущие века, чтение сочинений Сайте и его преемников, деятельность которых предопределила этот расцвет, побуждали Нитирэна задумываться о реставрации политического и общественного влияния тяньтайских идей. Изменившаяся историческая обстановка и фракционные противоречия внутри школы Тэндай оказались, очевидно, решающим фактором в решении Нитирэна противопоставить Дзёдо-сю собственную буддийскую организацию. Весной 1253 г. Нитирэн вернулся в Киёсуми-дэра. Жизнеописания расходятся в изображении фактической стороны событий, происшедших после его возвращения в родной монастырь. Наиболее распространенной является версия, что после приезда в Киёсуми-дэра Дзэсёбо уединился в лесу неподалеку от монастыря и в течение семнадцати дней в одиночестве предавался размышлениям. Ранним утром 28-го дня 4-й луны (17 мая по европейскому летосчислению) он взошел на вершину близлежащего холма и долгое время стоял неподвижно, глядя на восток, и, «когда золотой диск солнца начал подниматься над дымкой, исходящей от бескрайних вод, раздался громкий голос. Оглушительный крик сорвался с его губ. Это было «Наму Мёхо рэнгэ кё!» — «Слава Сутре лотоса благого Закона!» Это было провозглашением его евангелия небесам и земле и приглашением в свидетели всеосвещающее солнце» (58. С. 34). Так живописует «озарение» Нитирэна, опираясь на традиционные легенды, один из современных апологетов нитирэнизма — М. Анэсаки. В полдень того же дня Дзэсёбо собрал монахов из храма и провозгласил новое учение. На проповеди был также местный дзито (правитель округа) — страстный поклонник будды Амида. Надежных свидетельств о содержании выступления Нитирэна не сохранилось, но, судя по всему, тот резко критиковал учение и деятельность амидаистских и дзэнских школ за их отступление от «истинного Закона» и заявил, что в «век «конца Закона»» только запечатленное в Лотосовой сутре «откровение» Будды Шакьямуни является совершенной правдой. Как бы то ни было, проповедь Нитирэна не нашла отклика среди слушателей, а у части монахов вызвала резкий протест. По данным жизнеописаний, дзито тотчас же приговорил Нитирэна к смерти, и последний был вынужден покинуть гору Киёсуми тайными тропами. Однако, как показали исследования, причины, заставившие Нитирэна уйти из монастыря, крылись не только в религиозной нетерпимости администрации округа и несогласии монахов Киёсуми-дэра с новым учением. Нашелся анонимный документ, из которого видно, что дзито усмотрел в Нитирэне серьезное препятствие в борьбе за монопольное право хозяйничанья в округе. В этот период по всей стране усиливалась тенденция вмешательства государственных чиновников в дела частных феодальных владений. Киёсуми-дэра, как и другие тэндайские монастыри, владел достаточно обширными поместьями. В документе говорится, что дзито охотился за прирученными в Киёсуми-дэра оленями и, кроме того, пытался сделать из обитателей монастыря приверженцев веры в будду Амида. Превращение монахов в амидаистов расценивается в документе как получение дзито фактической власти над монастырем. Нитирэн, естественно, поддерживал автономию Киёсуми-дэра. Молодой, способный, получивший образование в ведущих храмах Японии монах мог стать весьма влиятельной фигурой в местной среде. Поэтому дзито был заинтересован в скорейшем удалении объявившегося в округе проповедника. Первым актом Нитирэна как создателя нового вероучения явилось обращение в новую веру собственных родителей. В качестве подтверждения принятия новой веры сын дал им «имена в Законе» (имена, присваиваемые лицам, прошедшим монашеский постриг): отцу — Мёнити (Благое Солнце), матери — Мёрэн (Благой Лотос). Соединив вторые знаки имен отца и матери, Дзэсёбо нарек себя Нитирэном, что дословно означает Солнце-Лотос. Некоторые историки нитирэнизма находят в имени Нитирэн приверженность создателя учения синтоизму и символизацию опоры на национальные божества и Лотосовую сутру. Будучи по существу изгнанным из Киёсуми-дэра и потерпев неудачу в обращении в свою веру монахов, монастыря, Нитирэн отправляется в Камакура. Необходимо подчеркнуть: сам факт неприятия его проповедей членами монашеской общины, идеологически и организационно связанной с хиэйскими храмами, красноречиво говорит о том, что к этому времени нитирэновское понимание тяньтайских доктрин далеко отошло от современного «новому пророку» эклектического тэндайского учения с его креном в сторону эзотерического буддизма. Поэтому перед Нитирэном встала задача пропаганды собственного учения и поиска адептов. Выбор столицы сёгуната в качестве арены деятельности был отнюдь не случаен. Претензии создать новую, государственного масштаба, религию, реализовать замыслы о реставрации идей Сайте в век «конца Закона» могли найти отклик только в Камакура, точнее говоря, у камакурского правительства, но никак не в Хэйане — вотчине императора и старой аристократии. Нитирэн пришел в Камакура в мае 1253 г. и обосновался в небольшом домике в районе Мацуба-га-яцу на южной окраине столицы. Именно здесь он разработал основные методы своей деятельности как проповедника и реставратора «истинной» буддийской веры. Сначала Нитирэн ограничивался пассивной пропагандой своих идей, но слава его как оригинального проповедника неуклонно росла, и постепенно к домику в Мацуба-га-яцу стало стекаться все большее число слушателей. В конце того же 1253 г. у Нитирэна появился первый ученик и последователь. Им оказался бродячий монах по имени Дзёбэн, который стал одним из ближайших последователей Нитирэна, получив «имя в Законе» Ниссё. После смерти учителя Ниссё основал в провинции Идзу храм Мёхоккэдзи, ставший впоследствии одним из центров нитирэнизма (34. С. 51). В следующем, 1254 году в ученичество к Нитирэну пришел племянник Ниссё, которого нарекли Нитиро. Говорят, этот человек всю жизнь, как тень, следовал за своим наставником. Таким образом постепенно формируется круг адептов. Данный процесс длился в течение трех лет, и с 1256 г. в Мацуба-га-яцу стали проводиться регулярные собрания монахов, во время которых слушались нитирэновские толкования буддийского учения. Основным методом привлечения Нитирэном новых адептов стал так называемый сякубуку. Сяку (доел, «ломать», «сгибать») — ломать (предполагается активный акт) заблуждения тех, кого одолевают мирские желания из-за незнания буддийского учения. Буку (доел, «подчинять», «падать на землю», «ставить вверх ногами») интерпретируется в смысле «громить плохих людей и плохие учения». Сякубуку противопоставляется методу сёдзю (доел, «захватывать [и] брать»), который подразумевает спасение посредством сострадания: обыкновенному человеку протягивается, так сказать, рука помощи. В отличие от других буддийских деятелей Нитирэн главный упор делал именно на сякубуку, хотя, строго говоря, метод сёдзю более буддийский по характеру. Для нитирэнистов сякубуку является оправданием резкой критики других учений и абсолютизации своих собственных взглядов. Агрессивность Нитирэна и многих его преемников в прошлом и настоящем нашла выражение как раз в сякубуку. Сам Нитирэн призывал к насильственному пресечению деятельности представителей почти всех современных ему школ — вплоть до физического уничтожения — и к искоренению их учений (прежде всего амидаизма) якобы из-за несчастий, которые навлекли на Японию приверженцы «плохого Закона». После первых успехов Нитирэн и его последователи вышли на улицы Камакура с проповедями нового учения, восхвалением Лотосовой сутры, энергичной по напору и резкой по тону критикой амидаистских и дзэнских школ. Переход к активной пропаганде нитирэнизма, использование сякубуку стимулировали приток адептов в развивавшееся религиозное движение. Нитирэновская школа, как и любое другое буддийское объединение того времени, состояла из духовенства (сюккэ) и мирян (дзайкэ), материально и идеологически поддерживавших монашество. Нитирэн не делал различий между сюккэ и дзайкэ, называя тех и других учениками (тэйси). Кроме того, равными правами пользовались монахи, ко времени прихода к Нитирэну имевшие официальный диплом (как сам Нитирэн), и лица, ставшие монахами уже после того, как примкнули к движению. В нитирэновском ордене было много таких, как их тогда называли, «самовольных монахов», не получивших никакого документа о прохождении церемонии «принятия заповедей» в храмах, имевших на то официальное разрешение. Отрицание Нитирэном практики наложения на учеников многочисленных обетов этического характера, большая часть которых была канонизирована в ранний период распространения буддизма, объясняется тем, что в этом случае нитирэнисты могли бы пренебрегать ими на вполне законных основаниях (никаких обетов на себя не налагали). Отнюдь не случайно в число своих главных противников Нитирэн включил школу Риссю, в догматике которой доминировала этическая сторона буддийского учения. Среди «дипломированных» монахов, пришедших к Нитирэну, подавляющее большинство составляли выходцы из Тэндай-сю. Объясняется это тем, что лидер движения призывал к возрождению ортодоксального тяньтайского учения и объявлял это залогом восстановления былого величия школы в рамках новой буддийской организации под его, Нитирэна, началом. Таким образом, пропагандистами нитирэнизма в период становления, объединения и последующих гонений стали те, кто был идеологически тесно связан с некогда могущественным объединением и кто считал себя наследником традиций Сайте. Нужно иметь в виду, что под знамена Нитирэна шли те тэндайские монахи, которые были недовольны зависимостью школы от старой аристократии, а также слишком большим влиянием доктрин Сингон и Дзёдо на современное тэндайское учение. В конце жизни Нитирэн выделил шесть наиболее близких ему учеников. Большинство из них присоединилось к нему еще в 50—60-е годы. Эта шестерка составила ядро школы, ее «мозговой трест». Отметим чрезвычайно показательный факт: четверо из шести до перехода к Нитирэну были монахами Тэндай-сю, т. е. людьми, получившими буддийское образование в монастырях хиэйской системы и прошедшими церемонию «принятия заповедей». Положение духовенства в Нитирэн-сю отличалось рядом особенностей. Как правило, монахи, обратившиеся в нитирэновскую веру, оставались в своих прежних храмах, где проповедовали новое учение (отметим терпимость храмового начальства). Ежегодно они собирались в Камакура на так называемые «лекции великого учителя», во время которых слушали проповеди Нитирэиа, после чего разъезжались по своим монастырям. Среди таких монахов были не только рядовые члены объединения, но и ведущие деятели движения. Нитирэновская школа в то время называлась Хоккэ-сю — школа Цветка Закона (Цветок Закона — общепринятое до сегодняшнего дня сокращенное название Сутры лотоса благого Закона) или Хоммон-сю — школа «Хоммона» (хоммон — второй содержательный раздел Лотосовой сутры, о нем подробнее будет говориться в следующей главе). Название Нитирэн-сю школа приобрела только в 60-х годах XIX в. (см. главу ««Ренессанс» нитирэнизма»), однако в литературе, как правило, это наименование употребляют и тогда, когда имеют в виду самый ранний период ее истории. По мере укрепления движения определялись географические зоны, в которых наиболее отличившиеся ученики Нитирэна, проживавшие в местных храмах, пропагандировали догмы своего наставника среди сотоварищей-монахов и координировали деятельность членов объединения в соответствующем регионе. Роль таких координаторов резко возрастала в периоды гонений на Нитирэна, а также после его отхода от активной деятельности. Эти люди были доверенными лицами своего учителя, вершившими делами нитирэновских общин на местах. Однако концентрация власти в руках немалого в общем-то числа координаторов таила в себе зародыш раскола движения в случае смерти его основателя, который был связующим звеном ряда достаточно независимых друг от друга объединений (что, кстати говоря, и произошло после кончины Нитирэна). Монахи, не имевшие диплома, были заняты в первую очередь распространением нитирэновского учения среди мирян, жили в их домах и выполняли роль духовных наставников своих хозяев. Среди адептов школы были так называемые нюдо — «вступившие на Путь». Они принимали обязательство выполнять правила, регламентировавшие образ жизни монахов, но оставались жить дома, т. е. занимали промежуточное положение между сюккэ и дзайкэ. Кроме того, объединение имело и монахинь, которые, правда, не были ими в прямом смысле слова. Так называли жен нюдо, решивших вместе с мужьями вступить на «путь спасения», а также вдов, принявших заповеди, но ни те, ни другие из «мира» в монастыри не уходили. Следует особо отметить интересное обстоятельство: среди мирских последователей Нитирэна насчитывалось большое число женщин, ставших верными приверженцами движения. Некоторые из них приезжали к Нитирэну на отдаленный остров Садо, когда он находился там в ссылке. Количество сочувствовавших движению мирян резко возросло после выступлений Нитирэна с предостережениями об угрозе монгольского нашествия на Японские острова (после 1267 г.) и так же резко сократилось, когда начались правительственные гонения против самого Нитирэна и членов ордена (четырьмя годами позднее). И наконец, новый приток их пришелся на последний период жизни главы объединения, когда он окончательно обосновался на горе Минобу (вторая половина 70-х годов). Районы проживания большинства мирских адептов находились неподалеку от тэндайских храмов, где обитали монахи нитирэновской школы, главным образом на востоке страны. До 1260 г. деятельность Нитирэна протекала прежде всего в рамках пропаганды нового учения, формирования и консолидации движения. Первый шаг непосредственно в политику был сделан только через семь лет после изгнания Нитирэна из Киёсуми-дэра и переезда в Камакура. Его деятельность как политика, точнее говоря, как претендента на роль наставника бакуфу началась с того момента, когда он заявил о себе знаменитым трактатом «Риссё анкоку рон» — «Трактатом об установлении справедливой (сообразной истинному Закону) и мирной (спокойной) страны» (1260 г.). Во второй половине 50-х годов XIII в. Японские острова пережили множество стихийных бедствий — землетрясений, наводнений, засух. Страну периодически охватывали пожары и эпидемии болезней, и как следствие во многих провинциях распространился голод. Естественно, что средние и мелкие землевладельцы, самураи наряду с трудовым населением наиболее остро ощущали на себе последствия кризисной обстановки. Бакуфу и новая буддийская церковь (как, впрочем, и синтоистская) пытались остановить лавину бедствий главным образом при помощи молебнов в честь будды Амида и островных божеств. Естественно, это не помогало. Разочарование в предлагавшихся властями мерах спасения страны и желание по-новому понять причины возникновения несчастий обратило определенную часть общества к проповедям Нитирэна. По свидетельству жизнеописаний, Нитирэн, наблюдая стихийные бедствия и другие несчастья, обрушившиеся на острова, пришел к выводу, что именно сейчас наступило время указать правительству истинный путь управления страной. Трактат «Риссё анкоку рон» был подан за подписью «тэндайский послушник Нитирэн» на имя бывшего сиккэна Ходзё Токиёри в августе 1260 г. через одного из нитирэновских нюдо. Токиёри оставил обращение Нитирэна без ответа. Поначалу правительство отнеслось к сочинению достаточно индифферентно, однако Нитирэн и его приверженцы резко усилили пропаганду против амидаистов, читали выдержки из сочинения своего учителя на улицах Камакура. Очень скоро руководство Дзёдо-сю приняло энергичные контрмеры. С одобрения властей толпа сторонников школы напала ночью на обитель Нитирэна в Мацуба-га-яцу и сожгла домик. Сам Нитирэн спасся бегством в провинцию Кадзуса на самом востоке страны, где поселился в доме одного из своих мирских приверженцев. Вернувшись весной 1261 г. в Камакура, «реставратор истинного буддизма» с новой силой занялся проведением сякубуку. К этому времени относится начало применения нитирэнистами барабана для привлечения внимания слушателей к увещевательным проповедям. На этот раз амидаисты предприняли более решительные действия против строптивого проповедника. Главным врагом Нитирэна стал руководитель Дзёдо-сю, который, использовав свои связи с правительством, добился ареста Нитирэна и его высылки на полуостров Идзу, где тот находился до конца февраля 1263 г. Во время ссылки Нитирэн развил некоторые основополагающие догмы своего учения, положенные в основу практической деятельности школы. Попав на окраину страны, он не мог не задуматься о результатах своих почти десятилетних проповедей. Однако отсутствие успехов в политической области не только не привело Нитирэна в отчаяние, но, наоборот, вселило в этого человека еще больший энтузиазм. Источник вдохновения он открыл в главе XIII Сутры лотоса благого Закона, называющейся «Побуждение держаться [твердо]». Следует отметить, что Нитирэн неоднократно апеллировал к этой главе в своих сочинениях и письмах к ученикам. Судя по всему, именно тогда он приобрел окончательную уверенность в предопределенности своей судьбы и убедился в полном ее сходстве с судьбой «посланцев Будды», о которых повествуется в сутре и, в частности, в упомянутой главе. Пережитые им события и стали основой его рассуждений о собственной избранности. Процесс осознания себя мессией имел, естественно, доктринальные истоки, уходящие в глубь тяньтайской философии, и в соответствующем месте мы их рассмотрим. После возвращения из ссылки проповеди Нитирэна и его учеников приняли четкий и целенаправленный характер. В первую очередь Нитирэн отграничил свое учение от идеологического комплекса школы Сингон, а также окончательно отмежевался от тэндайского эзотеризма. В это время начался крутой подъем популярности Риссю. Нитирэн увидел в ней очередного своего конкурента и разразился резкими выпадами против деятелей школы, тем более что теоретическая основа критики уже была ясно выражена в трактате «Риссё анкоку рон». В этот период окончательно оформилась нитирэновская «четырехчленная формула [критики]» основных направлений буддизма, процветавших в Японии того времени. «Четыре члена» расшифровываются следующим образом: 1. Нэмбуцу (моления будде Амида.— Авт.) — «карма огненного ада». «Амида-будда в глазах Нитирэ на,— писал М. Анэсаки,— был не кем иным, как узурпа тором истинного достоинства Будды, и пиетизм боль шинства по отношению к предполагаемому спасителю не чем иным, как выражением истерического состояния века» (58. С. 9). Последователям будды Амида, утверждал Нитирэн, суждено пребывать на самом нижнем круге ада за их многочисленные грехи, в частности за доведение страны до упадка. 2. Дзэн — «действие дьявола». «Нитирэн видел в этом новом методе буддийской медитации ересь по отношению к подлинному буддизму Лотоса (учению, зафиксированному в Лотосовой сутре.— Авт.), а так же обильный источник безудержного эгоизма». Последователи дзэна «угрожали национальному единству Японии и авторитету истинного буддизма» (58. С. 10). 3. Учение Сингон-сю — «плохой Закон, ведущий страну к гибели». Нитирэн обвинял эту школу в «извращении истинного Закона», но главной причиной осуждения ее явился фактический отказ руководителей Сингон-сю каким-либо образом поддержать нитирэновское движение. Публичная критика доктрин и деятельности данной школы поставила Нитирэна в оппозицию большей части монастырей на горе Хиэй, культивировавших наряду € собственным «тайным учением» «тайное учение» Сингон. 4. Учение школы Риссю — «абсурдные проповеди мятежников против государства». «Рабское и формальное соблюдение дисциплинарных правил, которые при их разработке были предназначены для индийских монахов, вызвало противодействие тех, кто был привержен японским идеям и обычаям» (58. С. 8).
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |