Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монография




МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ

И КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ

Monograph

Quality control

And materials and goods

Provision

Metrological

 

under the general edition of Dr. Sci.Tech.,

professor V. Prokhorov

 

Shakhty

2009

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса»

(ГОУ ВПО «ЮРГУЭС»)

 

Под общей редакцией доктора технических наук,

профессора В.Т. Прохорова

 

 

ШАХТЫ

ГОУ ВПО «ЮРГУЭС»


УДК 685.34:005.6

ББК 37.255:30.607

М546

 

Рецензенты:

д.т.н., профессор, Президент, академик Украинской технологической академии

В.П. Нестеров (Киев, Украина)

д.т.н., профессор, зав. кафедрой «Технология швейных изделий»

Новосибирского технологического института МГУДТ (НТИ МГУДТ)

Н.С. Мокеева (Новосибирск, Россия)

д.т.н., профессор кафедры «Машина и оборудование предприятий стройиндустрии» ШИ (ф) ЮРГТУ (НПИ)

В.И. Юрченко (Шахты, Россия)

 

 

 

М546 Метрологическое обеспечение и контроль качества материалов и изделий: монография / Н.Г. Никуличева [и др.]; под общ. ред. д.т.н., проф. В.Т. Про-хорова; ГОУ ВПО «Южно-Рос. гос. ун-т экономики и сервиса». – Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2009. – 160 с.

ISBN 978-5-93834-446-4

 

В коллективной монографии авторы уделили внимание вопросам метрологического обеспечения и контроля качества конкурентоспособных и востребованных материалов и изделий на примере отечественных предприятий легкой промышленности. Авторы показали взаимосвязь между качеством измерительной информации (точности, достоверности результатов измерений, испытаний и контроля) и качеством выпускаемой продукции; доказали значение статистических методов контроля в общей системе регулирования технологического процесса выпуска продукции высокого качества, используя большой фактический материал из опыта работы предприятий.

Монография представляет научный и практический интерес для преподавателей и студентов вузов, колледжей, а также широкого круга читателей и практиков, занятых в сфере производства востребованной продукции.

 

In the collective monograph the authors gave their attention to the problems of the metrological provision and control of the quality of competitive and demanded materials and goods using domestic enterprises of light industry as an example. The authors emphasized the interrelation between the quality of measuring information (precision, reliability of measurement results, tests and control) and the quality of the output. They proved the importance of the statistical methods of control in the whole system of regulation of the technological process of the output of high quality when using the wide factual material of enterprise work experience.

The monograph is of great scientific and practical interest for teachers, students of higher schools and colleges and a wide circle of readers and employees working in the sphere of manufacturing the products demanded.

 

УДК 685.34:005.6

ББК 37.255:30.607

 

 

ISBN 978-5-93834-446-4 © ГОУ ВПО «Южно-Российский государственный

университет экономики и сервиса», 2009

Монографию написали:

Предисловие – В.Т. Прохоров (г. Шахты Ростовской области) – В.П. Нестеров (г. Киев, Украина)
Введение В.Т. Прохоров, Т.М. Осина (г. Шахты Ростовской области) – В.Е. Горбачик (г. Витебск, Беларусь)
Глава 1 – Н.Г. Никуличева (г. Шахты Ростовской области) разделы 1.1, 1.2
  – Н.Г. Никуличева, Л.Н. Резванова (г. Шахты Ростовской области) раздел 1.3
  – Н.Г. Никуличева, Т.М. Осина (г. Шахты Ростовской области) разделы 1.4 и 1.5
Глава 2 – Н.Г. Никуличева, Л.Н. Резванова (г. Шахты Ростовской области) разделы 2.1–2.4
Глава 3 – И.Г. Нарожная (г. Шахты Ростовской области) разделы 3.1–3.5 – И.Г. Нарожная, Т.М. Осина (г. Шахты Ростовской области) раздел 3.6
Глава 4 – Н.Г. Никуличева, Т.М. Осина (г. Шахты Ростовской области) разделы 4.1–4.3 – Н.Г. Никуличева, В.Т. Прохоров (г. Шахты Ростовской области)
Глава 5 – Н.В. Осацкая, В.Т. Прохоров, Т.М. Осина, Е.В. Прохорова (г. Шахты Ростовской области) разделы 5.1–5.4
Заключение – В.Т. Прохоров, В.А. Полякова (г. Шахты Ростовской области)
Библиографический список – В.Т. Прохоров, Т.М. Осина (г. Шахты Ростовской области)
Приложение – Н.В. Осацкая, В.Т. Прохоров, В.Л. Раяцкас (г. Каунас, Литва)

 

 
 

ПРЕДИСЛОВИЕ


Уважаемый читатель! В ваших руках коллективная монография, подготовленная авторским коллективом ведущих ученых ГОУ ВПО «ЮРГУЭС» с участием ученых из других вузов России и стран СНГ.

Впервые сделана попытка оценить значимость метрологической службы предприятий по улучшению качества выпускаемой продукции.

Качество – древнейшая ценность человечества. И именно по качеству российских товаров, услуг, по качеству управления мы проигрываем в мировой конкуренции. Вы где-нибудь в мире видели сложные изделия с надписью made in Russia? Мы тоже не видели, а жаль…

Долго надеялись на международные стандарты ИСО. Увы, в российских условиях она скатилась в кризис. Извините, уважаемые коллеги из мира сертификации качества, но пора публично признать, во что она превратилась и что между собой признают едва ли не все – это необъятное число документов, ориентироваться в которых нет сил, и бессмысленность многих из них.

Один предприниматель как-то сказал: «Мы прошли сертификацию по ИСО». И тут же добавил: «Не подумайте, что нас сертифицировала авторитетная норвежская компания». Догадываетесь, о чем речь? Да, продажа сертификатов. Не все, конечно, продают, но репутация случайной не бывает.

Так что ж теперь, скажете вы, и качеством не заниматься? Нет, просто надо понимать, что свет клином на ИСО не сошелся.

Договоримся о терминах. Качество – это что? Соответствие стандартам – ответит большинство. Конечно, там, где стандарты возможны, это так. Хотя у стандартов есть допуски. И разница между верхними и нижними границами в этих допусках бывает значительная. А есть и границы стандартизации. Скажем, контакт с клиентом. Все знают, что качество такого контакта критически важно для успеха бизнеса, когда цены, ассортимент, сроки выравниваются под прессом конкуренции. Можно считать стандартом определенный набор приветливых слов, дресс-код и т.п., хотя мы хорошо знаем, что ими порой прикрыто…

Нынешнее увлечение описаниями бизнес-процессов тоже постепенно приближается к абсурду. А где-то уже и достигло его: на разных фирмах мы встречаем уже жесткое описание собеседования не только при приеме на работу, но даже стандарт на совещание и на ведение переговоров.

Теперь появляется другой подход: качество – это соответствие потребностям клиента, пользователя. Кто покупает, тот и оценивает. Нужно только поточнее понять, что именно он ценит. Если попали – вот оно, требуемое качество, т.е. степень удовлетворенности потребителя свойствами товара.

Но и этот подход ограничен и тянется из прошлого века. Тогда бесспорной считалась формула «покупатель всегда прав». В наше время куда вернее другой императив: покупатель не знает наших возможностей!!!

К чему мы ведем? Понимание качества как соответствия (стандарту, потребности) устаревает. Сегодня гораздо более емким становится понимание его как сравнения – с другим продуктом или с тем же, но прежним. Сравнение дает превосходство продукта над продуктом, услуги над услугой, специалиста над специалистом, организации надорганизацией. Сравнение же со стандартом или потребностью не предполагает превосходства. Там возможно лишь равенство. Стандарт и потребность указывают на минимум. А кому достаточно минимума? Немногим. Зато превосходство интересно всем, потому что закон возрастания потребностей необратим.

Практически это означает переключение системы оценки качества на уровни. Например:

A. Достаточное качество, ниже которого идет дефект, т.е. минимум допустимого, использование которого не нанесет ущерба.

Б. Эталонное качество – по принципу соответствия эталону, т.е. лучшему из имеющегося. Эталон может появиться из стандарта, но им может служить любой образец: из того, что вживую имеем в своей компании, у конкурентов или хотя бы где-то в известном нам виде.

B. Авангардное качество – то, что достигнуто впервые, превосходит эталоны, а главное, может рассчитывать на платежеспособный спрос и выход на рентабельность сразу или в перспективе.

Вот такая вертикаль качества. Она, может, допускает и больше степеней. И еще: пора отказаться от мысли, что любое качество можно измерить. Оценить можно все, но измерению поддается немногое из того, что для нас важно.

Стратегия, ориентированная на качество, несомненно, способствует возрастанию и самой роли субъективного фактора в развитии производства, и более полному всестороннему удовлетворению самих человеческих потребностей.

Качество – та составная в системе понимания явлений, независимо от их природы, о которой справедливо говорят как о всегда актуальной. Всё и всегда в конечном счете сводится именно к качеству. Любая программа начинается с определения качества и выстраивается технически так, чтобы обеспечить качество результата.

В качестве императивно выражается сущность вещей, именно поэтому качество, заложенное в изделие, детерминирует организацию производства. Сделали ставку на качество продукции, будьте любезны обеспечить соответствующие требования к производству. Ничто другое не способно так безжалостно регулировать экономическую политику, как качество. Почему? Во-первых, потому, что сущность отличается от своего проявления устойчивостью и нормативностью характеристик – «шаг в сторону и порядок нарушен». Сущность, что Господь Бог для производителя. Ее можно попытаться сымитировать, однако специалисты это делать не советуют: либо технический контроль не простит, либо рынок накажет, используя многочисленные рычаги. Обман дороже себе обойдется.

Во-вторых, качество товара можно разложить на синтезированные в нем существенные свойства, но качество нельзя отождествить с одним из входящих в него признаков товара, наивно забыв об остальных и отодвинув их на периферию зоны высоких требований. Тем не менее, подобный опыт распространен. К нему прибегают в «пожароопасных» ситуациях производители, которых, как водится, «страхуют» чиновники, удовлетворяющие собственные небескорыстные интересы. Вот только все такие хитрости бесперспективны с точки зрения развития, прежде всего, самого производства. Обман и есть обман. Конец здесь один независимо от уровня фальсификации. Рынок, даже базарного типа, обязательно отреагирует. Экспансия китайских, турецких, польских производителей некачественной продукции не только наказывает отечественного потребителя, но и воспитывает его. Расширенные от удивления глаза покупателя – портрет забытых девяностых. Сегодня взгляд у россиянина, отправляющегося за покупкой, другой. Базарные университеты не прошли даром.

Наконец, не будем забывать, что понятие «качество» и разработанные на его базе нормативные представления – явления разного порядка. Последнее – из разряда конкретно-исторических проекций теории. Оно развивается, наполняется новым содержанием и заставляет производителя «крутиться».

Управлять развитием производства в нормальной экономике – это значит управлять качеством во всех его ипостасях.

Понимая важность метрологической службы предприятий в вопросах обеспечения качества выпускаемой продукции, авторы обобщили результаты своих исследований и коллег из других вузов России и стран СНГ о роли метрологического обеспечения, метрологической службы предприятий в повышении качества отечественной продукции, при этом оправдано включение в монографию вопросов, связанных с ролью и значением методов и приборов для оценки качества материалов и изделий различных отраслей отечественной промышленности.

Кроме того, достойное внимание уделено авторами роли и значению статистических методов контроля качества в системе регулирования технологического процесса выпуска отечественной продукции.

В меру своей компетентности и интересов авторы попытались изложить нормативную базу, определить цели, задачи и структуру метрологической службы, а также обязанности и права должностных и ответственных лиц по обеспечению единства измерений (ОЕИ).

Таким образом, цель нашей коллективной монографии – помочь преподавателям, сотрудникам и студентам вузов и колледжей, а также широкому кругу читателей и практикантов, занятых в организации метрологической службы по обеспечению единства и требуемой точности измерений, повышения уровня и развития техники измерений, по обеспечению исправного состояния и эффективного использования средств измерений, по организации правильного выбора и внедрению современных методов и средств измерений, автоматизированного контрольно-измеритель-ного оборудования, информационно-измерительных систем и комплексов, осуществлению надзора за применением средств измерения на предприятиях, разобраться в этом потоке информации с положениями, методическими правилами и нормами, нормативными документами по обеспечению единства измерений с целью повышения эффективности производства и улучшения качества выпускаемой продукции.

 

Заведующий кафедрой «Технология изделий из кожи, стандартизация и сертификация» ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», д.т.н., профессор В.Т. Прохоров

 

 
 

ВВЕДЕНИЕ


Уважаемый читатель!

В ваших руках коллективная монография «Метрологическое обеспечение и контроль качества материалов и изделий», подготовленная авторским коллективом ученых ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», учеными других вузов. Озабоченность за судьбу отечественных отраслей промышленности, выпускающих материалы и изделия для отечественных потребителей, требует обозначить предложения о путях их развития.

Эта озабоченность вполне оправдана, так как уже многие годы продолжается спад объемов производства товаров легкой промышленности. Кроме того, государство устранилось от решения проблем, которые как снежный ком обрушились на большинство предприятий, в том числе и некогда бывших флагманов этой самой легкой промышленности.

Так, например, розничный оборот торговли России за 9 месяцев 2008 г. оценивался в 8211 млрд руб., при этом непродовольственные товары составили 56,7 % от оборота. Товаров легкой промышленности реализовано на 1122,7 млрд руб., что составляет 13,6 % от всего оборота рынка. При этом рост товарооборота по этой группе товаров (около 13 % ежегодно) осуществляется в основном за счет импорта (80 % в объемах реализуемых товаров), в то время как отечественное производство или сворачивается, или растет недостаточными темпами (здесь больше от лукавого, так как большинство предприятий уже давно перестали быть рентабельными, объявляя себя или банкротами, или влачат жалкое существование, продолжая попадать в долговую яму, откуда выход один – они будут объявлены банкротами и прекратят существование, выбросив на улицу новую серию безработных). Это объясняется тем, что большая часть продукции рынка приходится на незаконно произведенные и незаконно ввезенные товары (60 %), что свидетельствует о непрозрачности рынка и его нецивилизованности.

Такое состояние отечественного рынка превышает пороговые значения экономической безопасности страны и свидетельствует о необходимости принятия мер по защите этого рынка и обеспеченности его прозрачности и цивилизованности.

Кроме того, государству необходимо обеспечивать контроль за ценами и тарифами и сохранять такой их уровень, который гарантировал бы как производству, так и торговле не только возмещение обоснованных затрат, но и накопление средств для развития производства. И это не праздные вопросы и желание поплакаться в жилетку.

Для предприятий легкой промышленности, поставляющих продукцию преимущественно на отечественный рынок, вопросы его прозрачности, установления справедливых правил «игры» участников рынка, равного доступа на рынок отечественных и иностранных производителей, устранения неравноправной конкуренции его участников очень важны и напрямую влияют на результаты работы наших отечественных предприятий.

Естественно, что значительной стороной торговой деятельности государства является деятельность по реализации продукции отечественных предприятий легкой промышленности как стабильного канала постоянного наполнения бюджета, обеспечения занятости населения особенно для средних и малых городов России, эффективного функционирования отечественного бизнеса, а также для сохранения условий квалификационного роста работающих и сохранения традиционных многовековых национальных промышленных знаний. Это особенно актуально для легкой промышленности.

Для отечественных поставщиков это материальные и финансовые условия доступа отечественной продукции к работе с розничной торговлей. Эти требования должны быть едиными для всех поставщиков продукции на внутренний рынок. Сегодня же крупные торговые сети выдвигают требования поставки продукции без предоплаты, ограничения допуска к поставке без уплаты специальных сборов и других бонусов, которые по существу являются компенсацией части издержек торговли, требования минимального ограничения цен поставки и их унификации по регионам, 100%-й возврат непроданной продукции и другие дискриминационные требования.

Регулирование этих вопросов не нашло отражения ни в проекте закона «О государственном регулировании торговой деятельности», ни в планах мероприятий по решению проблемы совершенствования внутренней торговли в целом. Вместе с тем, зарубежные страны (Япония, Китай), работающие в условиях ВТО, позволяют себе устанавливать предельные размеры торговых надбавок, а также ограничивать допуск крупных торговых сетей на свои рынки без обременения их обязательствами, иметь на своих прилавках определенную долю продукции отечественного производства, изъятия сверхприбылей, полученных от использования накрученных торговых наценок. В наших российских условиях разрыв в ценах производителей и продавцов отдельных групп продукции легкой промышленности расходится в разы (от 2 до 4 раз).

Таким образом, страдает не только потребитель из-за увеличения цен, но и вся полученная прибыль преимущественно остается в торговле, в то время как производители, работая на нижнем пределе рентабельности, не имеют средств на развитие производства и своей продукции. Такое дискриминационное распределение прибыли приводит к монопольному диктату продавцов и серьезно сдерживает развитие отечественной легкой промышленности.

Динамика развития рынка в последние десятилетия ХХ в. и в начале третьего тысячелетия неизменно показывает усиление интереса потребительского спроса к качеству товара. При всех экономических, социальных и политических издержках человечество богатеет, и богатства распределяются неравномерно. Финансы, как и ранее, концентрируются в определенных регионах, впрочем, так же, как и премьеры современного производства. Курс на качество товаров аналитиками прогнозируется уверенно и повсеместно. Потребитель осознал необходимость платить за преимущество качественных услуг и изделий. Очередь за производителем, который должен замкнуть в уме «жадность» и «смертный грех», чтобы сжечь алчность. Виднейшие экономисты однозначно заявляют, что повышение качества товаров не связано причинно-следственным ростом цены. Положительные изменения качества товаров предполагают качественные сдвиги в технике, технологии, организации и управлении производством. Производство должно совершенствоваться, что не означает становиться более затратным.

И ещё хотелось бы обратить внимание на одно, обычно ускользающее в проблемной суете, явление – историчность экономики. Такой, какой мы ее воспринимаем сейчас, экономика была не всегда и навсегда не останется. Экономическая жизнь изменяется во времени, что заставляет нас настраиваться на ее изменяющееся бытие. Современная экономика построена на рыночном фундаменте, и законы рынка диктуют ей свои правила. На первом плане прибыль, конкуренция, эффективность, единоначалие. Долго ли так будет продолжаться? Аналитики утверждают, что уже нарастают симптомы нового экономического порядка. Очередной виток экономической спирали также закрутится вокруг рыночного стержня, но значение рынка не останется тотальным. Приоритет рыночной конкуренции, агрессивно вытесняющей на обочину «социалку», не совместим с перспективой экономического развития, подтверждением чего служит устойчивое стремление социал-демократии на Западе развернуть экономику фронтом на социальное обеспечение, справедливое распределение прибыли. Новую экономику именуют временно «рачительной». Она требует гуманизации не только в распределении национального богатства. Гуманизируется и само производство, включая систему управления. Нынешний принцип «выживает сильнейший, наиболее приспособленный» сменит «социально-про-изводственное партнерство – управляющий и изготовитель сделаются членами одной команды. Массовое производство уступит место организации, соответствующей реализации принципа – «производитель изготавливает именно то, что нужно потребителю». «Рачительная» экономика будет ориентирована на ресурсосберегающие технологии и экологичность производства. Она потребует нового взгляда на коренные понятия. Изменится и философия качества. Надо быть готовым к грядущим событиям.

Главное в производстве – результат, а не процесс. Потребление регулирует рынок. Следовательно, требования рынка должны доминировать в производстве. Задача общества – всемирно способствовать развитию спроса на рынке: поддерживать ассортимент товаров, стимулировать стабильность цен, повышать покупательную способность, улучшать качество товаров. Э. Деминг, называя «сеть смертельных болезней» современного производства, на первое место ставит «планирование производства, не ориентированное на такие товары и услуги, на которые проявляет спрос рынок». Попробуйте ему возразить. Производство при переходе от индустриального к постиндустриальному обществу массового потребления мыслится в качестве функции рынка.

Качество деятельности – финишный критерий ее индивидуального, коллективного и национального статуса. Именно в качестве аккумулируется энергия созидания. Качество деятельности свидетельствует, насколько мы проникли в сущность вещей, научились управлять вещами, изменять их свойства, форму, заставляя служить человеку без существенного ущерба природе. Качество позволяет в новых ракурсах увидеть и самого человека, воздать должное его таланту, воле, профессионализму. Исследования, проведенные по программе развития в ООН, позволили измерить долю «человеческого фактора» в национальном и общемировом богатстве: 65 % богатства мирового сообщества составляет вклад человеческого потенциала и только треть мирового богатства приходится на природные ресурсы и производственную структуру.

При этом нами определены цели, задачи и структура метрологической службы предприятия по повышению эффективности производства и улучшению качества выпускаемой продукции, а именно:

- систематический анализ состояния измерений и метрологического обеспечения производства;

- разработка планов организационно-технических мероприятий по дальнейшему повышению эффективности производства на основе совершенствования метрологического обеспечения;

- организация и участие в проведении метрологической экспертизы конструкторской и технологической документации на продукцию, вырабатываемую на предприятии;

- участие в разработке новых видов продукции и технологических процессов, в проверке технологического оборудования на соответствие установленным нормам точности, проведение работ по метрологическому обеспечению подготовки производства;

- оказание помощи потокам и подразделениям предприятия в освоении и контроль правильности применения новых средств измерений, поступающих в эксплуатацию;

- участие в комиссиях по приему в эксплуатацию новых и модернизируемых объектов предприятия используемые средства измерений;

- ведение учета средств измерений. Составление списков СИ, подлежащих поверке, представление их в ЮМТУ ЮФО;

- разработка и согласование с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии графиков периодической поверки средств измерений, подлежащих обязательной государственной поверке и организацию своевременного представления средств измерений на периодическую поверку;

- изучение потребности в средствах измерений, контроля и испытаний, подготовка предложений по их приобретению, согласование и формирование заявок от подразделений на приобретение средств измерений и контроль за их реализацией, участие в списании СИ;

- контроль правильности монтажа измерительной техники;

- контроль соблюдения требований договорных отношений по техническому обслуживанию поверке и ремонту средств измерений предприятия, контроль наличия лицензии на право ремонта СИ;

- обеспечение и контроль соблюдения требуемых условий проведения измерений;

- проведение работ по повышению квалификации работников, пользующихся измерительной техникой;

- осуществление метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;

- ведение установленной документации и предоставление требуемой отчетности;

- осуществление взаимодействия с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, органами государственной метрологической службы по вопросам обеспечения единства измерений, оказания содействия при осуществлении ими государственного метрологического контроля и надзора;

- проведение работ по устранению недостатков, выявленных в ходе государственного метрологического надзора;

- роль методов и приборов для оценки качества материалов и изделий с описанием статистических методов контроля качества в системе регулирования технологического процесса выпуска продукции обусловлена критическим состоянием отечественной легкой промышленности и необходимостью поиска и предложений о путях ее развития.

 


ГЛАВА 1





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.