Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия и термины. Анализ данных, вторичный анализ, вывод, гистограмма, диаграмма, дисперсия, измерение, индекс, интерпретация




 

Анализ данных, вторичный анализ, вывод, гистограмма, диаграмма, дисперсия, измерение, индекс, интерпретация, корреляция, кумулята, медиана, мода, объяснение, описание, первичный анализ, переменные, полигон, представление данных, прогноз, ранг, распределение, регрессия, рейтинг, рекомендация, среднее, тенденция, центральная, шкала.

 

Контрольные вопросы

 

1. Чем отличается объяснение от описания в социологических исследованиях?

2. В чем состоит специфика интерпретации и анализа данных в социологических исследованиях общественного мнения?

3. Разберите категории одномерного анализа: распределение, центральная, тенденция, дисперсия, переменные и т. д.

4. Проанализируйте двумерный анализ (конструирование и чтение таблиц, форматы таблиц для двух переменных и т.п.).

5. Что такое многомерный анализ?

6. Как строятся политологические индексы (отбор позиции, двумерные отношения между позициями, числовое обозначение, добывание отсутствующих данных, валидизация индексов).

7. Что такое шкалирование по Лайкерту?

8. Что такое семантический дифференциал?

9. Раскройте процедуру шкалирования (шкала социальной дистанции по Богардусу, шкала Терстоуна, шкалирование по Гуттману и т.п.).

10. Что такое типологии?

11. Проанализируйте суть регрессионного анализа (линейная регрессия, множественная регрессия, частичная регрессия, регрессия по кривой).

12. В чем заключается специфика траекторного анализа? Раскройте суть факторного анализа.

13. Проанализируйте основные способы представления результатов социологического изучения общественного мнения.

14. Опишите различные виды графического представления социологических данных (гистограмма, полигон, кумулята и т.д.).

15. В чем состоят особенности подготовки итоговых документов по исследованиям общественного мнения?

16. Раскройте смысл и характер основных показателей коммуникативного поведения аудитории: Cume, Rating, Share, Rating Index (см.: Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2000. С. 129-130 и др.).

 

Проблемные задания

 

1. Качество результатов социологического исследования определяется его важностью и достоверностью. Используя следующую схему, попробуйте представить развернутую характеристику требований по обеспечению качественного исследования общественного мнения.[268]

 

 

 


2. По тексту закона Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» (1995) проанализируйте его основные термины (ст. 2), информационные ресурсы (ст. 4-11), пользование ими (ст. 12-15).

3. Используя публикации М.К. Горшкова, В.А. Ядова, других отечественных и зарубежных исследователей, а также материалы web-сайтов ведущих информационно-аналитических центров (www.russ.ru/antolog/predely/1/adrtext.htmи др.), составьте сравнительно-обобщающую таблицу основных способов представления результатов в исследованиях общественного мнения.

 

  Способ представления
Параметры Аналитическая записка Отчет Обзор Таблица Другое (впишите)
Размеры          
Структура          
Область Применения          
Другое (впишите)          

 

4. Дайте развернутый комментарий к следующей таблице (сопроводительные аналитические материалы можно найти в следующей публикации: Ванина О.Н. Методы исследования стереотипа // www.E:/maks/Тигренка/g/3.htm/

 

Методы Опрос Анализ докумен-тов
Компонент стереотипа Простые номиналь-ные шкалы Простые порядко-вые шкалы Шкала Лай-керта Шкала Тер-стоуна Семан-тичес-кий диффе-ренциал  
Аффек-тивный - - - + + -
Когни-тивный + + + - + +
Поведен-ческий + + - - - +

 

Рекомендуемая литература

 

Алексеев А.Н. Познание через действие. Фрагменты экспериментальной социологии. Кн. 1-3. М., 1993.

Анализ нечисловой информации в социологических исследованиях. М., 1985.

Аргунова К. Д. Качественный регрессионный анализ в социологии: Методическое пособие. М., 1990.

Аудитория: Проблемы изучения общественного мнения. М., 1999.

Бадыгин Г. Лекции по методологии социологических исследований. М., 1995.

Берка К. Измерение: концепции, теории, проблемы. М., 1987.

Горшков М.К. Общественное мнение осенью 2000-го // www.riisp.ru.

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М., 2003. С. 233-293.

Дейвисон М. Многомерное шкалирование. М., 1988.

Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях. М., 1987.

Комплексный подход к анализу данных в социологии. М., 1989.

Левешко Р.П. Анализ эффективности рекламы. Киев, 2000.

Макарон Л.С., Головко Б.Н. Экспертный анализ рекламной продукции: Курс лекций. М., 2001.

Мангейм Д.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. М., 1997.

Матвиенко В.Я. Социологический анализ в политике. Киев, 1995.

Математические методы анализа и интерпретации социологических данных. М., 1989.

Математические методы и модели в социологии. Вып. 1–2. М., 1991.

Методика и техника статистической обработки первичной социологической информации. М., 1968.

Многомерный анализ социологических данных. М., 1981.

Моделирование социальных процессов: Учебное пособие. М., 1993.

Овсянников В.Г. О научности опросов общественного мнения // Социологические исследования. 1991. № 9.

Основы прикладной социологии. М., 1996.

Панина Н.В. Технология социологического исследования. Курс лекций. Киев, 1997.

Петренко В., Митина О. Психосемантический анализ динамики общественного мнения. Смоленск, 1997.

Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1972.

Рабочая книга социолога. М., 2003. С. 433-450.

Сравнительный анализ и качество эмпирических социологических данных. М., 1984.

Статистические методы анализа информации социологических исследований. М., 1979.

Тавокин Е.П. Проблемы познания и анализа в социологии. М., 1993.

Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. М., 1998.

Толстова Ю.Н. Измерение в социологии: Курс лекций. М., 1998.

Удоденко А.А. О логике научного вывода в социологии // Социологические исследования. 1997. № 12.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2001.

 


Глава 15




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.