Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи, принципы организации и технологии проведения




МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

 

15.1. Мониторинг общественного мнения:

 

Мониторинг (лат. monita – напоминающий, предупреждающий) – систематический сбор информации в целях наблюдения за ходом формирования и функционирования какого-либо явления, прогнозирование тенденций его развития и контроля над последствиями его развертывания в окружающей среде.

Мониторинг общественного мнения – объективный метод определения текущего состояния и динамики общественного мнения в определенном пространственно-временном континууме. С точки зрения В.П. Горяинова, мониторинг общественного мнения это «способ выявления и учета мнений социальных групп о направлениях в решении проблемных вопросов и выяснения соответствующей ведущей, компромиссной, центральной тенденции, которая сознательно или неосознанно формируется мнениями всех социальных групп общества. В этом случае главным вопросом для исследователя становится вопрос «Как трансформируется общество в поисках решения своих проблемных вопросов?». При проведении такого исследования возможен анализ даже одного-единственного вопроса, заданного респондентам, но этому вопросу должно быть присуще особое качество – это должен быть по-настоящему проблемный вопрос. Содержательно к проблемным вопросам относятся общие, коренные социально-политические вопросы, глубоко затрагивающие интересы большинства людей. Эти вопросы характеризуются разнообразием их интерпретации, а также многовариантностью путей и способов решения и повышенной неопределенностью в выборе наилучшего пути решения».[269]

Цель мониторинга общественного мнения состоит в получении системных данных о состоянии общественного мнения по конкретным социальным проблемам. В сочетании с другими методами социологического исследования мониторинг общественного мнения обеспечивает комплексную оперативную и прогнозную оценку различных социальных ситуаций, что способствует улучшению работы любых управленческих структур.

Действительно, в жизни любого сообщества (организации, фирмы и т.д.) происходят постоянные изменения, в том числе и изменения в оценке деятельности данного сообщества (организации, фирмы и т.д.) со стороны общественности. Любое изменение ценностей, потребностей, пристрастий и т.д. в структуре общественного мнения того или иного сегмента общественности оказывает серьезное влияние как на ход самих социальных перемен, так и на текущую жизнь учреждений и организаций. Отсюда вытекает задача постоянного отслеживания общественных ожиданий, предпочтений и настроений.

В зависимости от широты охвата населения мониторинговые исследования подразделяются на международные, общенациональные, региональные и местные. Так, в сентябре 2004 г. был проведен второй этап международного исследования при участии ВЦИОМ, исследовательской группы ЦИРКОН (Россия), лаборатории НОВАК (Белоруссия), Донецкого информационно-аналитического центра (Украина) и Казахстанского института социально-экономической информации и прогнозирования (Казахстан) в рамках проекта «Евразийский монитор». Были получены данные для сравнительного анализа жизни населения на постсоветском пространстве. Как показал опрос, уровень удовлетворенности жизнью в указанный период был выше в Казахстане и Белоруссии, несколько ниже в России и существенно ниже в Украине.[270]

 

Варианты ответов Россия Белоруссия Украина Казахстан
Вполне удовлетворен        
Скорее удовлетворен        
Скорее неудовлетворен        
Совершенно неудовлетворен        
Затрудняюсь ответить        

 

В общенациональном масштабе в Российской Федерации проводятся самые различные мониторинговые исследования. Например, на протяжении ряда лет Группа компаний monitoring.ru (НИСПИ и АРПИ) посредством мониторинга общественного мнения и социального поведения россиян получает данные, которые позволяют «понять складывающуюся в обществе ситуацию и тенденции ее развития (поскольку мониторинг выявляет динамику соответствующих процессов), позволяет более или менее точно предоставлять информационную базу для построения прогнозов предстоящих выборов».[271]

А вот тематика исследований под характерным названием «МОНИТОРИНГ», осуществленнх Всероссийским центром изучения общественного мнения в 1995-2000 гг. (за 2000 год отражены лишь первые четыре волны).

 

  Название темы Количество волн «Мониторинга», в которых эксплуатировалась тема
               
  ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
  Мнения, оценки, общественные настроения            
  Отношение к реформам -     - - -
  Политическое участие, политические установки, электоральное поведение     - -    
  Выборы в местные органы власти -   - - - -
  ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
  Демографическое поведение, проблемы воспроизводства населения            
  Социально-демографические характеристики населения (в том числе положение в сфере труда)            
  Проблемы молодежи     - - - -
  Межнациональные отношения   - -   - -
  Конфессиональная принадлежность, религиозное поведение, отношение к религии -          
  Образование родителей - -   - - -
  Вторичное образование - -     - -
  Имя как социальная характеристика - -   - - -
  УРОВЕНЬ ЖИЗНИ
  Уровень и качество жизни       - - -
  Отношение к льготам как виду социальной защиты - -   - - -
  Приватизация   - - - - -
  Виды ИТД, бизнеса как основного занятия - -     - -
  Формирование среднего класса - - -   - -
  ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
  Материальное положение     - - -  
  Потребительское поведение   - - - - -
  Отношение к рекламе - -   - - -
  Сберегательное поведение           -
  ПРОИЗВОДСТВО / ЗАНЯТОСТЬ
  Производственная обстановка         - -
  Трудовая мотивация       - - -
  Трудовая и профессиональная мобильность         - -
  Оценка условий труда   - - - - -
  Оплата труда, доходы           -
  Производственные конфликты       - - -
  Дополнительная занятость           -
  Общественное мнение о проблемах безработицы         -  
  Положение безработных, неполная занятость   -          
  Женский труд -   - - - -
                 

 

Особое значение для реальной работы на местах имеют региональные и местные мониторинговые исследования.

Так, издание «Регион-Информ» периодически знакомит общественность с информационно-аналитическим продуктом регионального мониторинга общественного мнения. Данные касаются жизни определенного региона Российской Федерации и разбиты на следующие рубрики:

1. Социальная ситуация и проблемы:

а) уровень жизни населения региона (экспертные мнения о данных официальной статистики за текущий и предыдущий годы; факторы, влияющие на уровень жизни; динамика в сравнении с предыдущими годами; какие категории населения стали жить лучше/хуже),

б) занятость и безработица, рынок труда (экспертные мнения о данных официальной статистики за текущий и предыдущий годы; тенденции, наиболее востребованные профессии, динамика занятости по отраслям; факты массовых увольнений/массового приема на работу; местные особенности),

в) обеспеченность жильем (экспертные мнения о данных официальной статистики за текущий и предыдущий годы; основные и особенные факторы, влияющие на обеспеченность жильем; тенденции в обеспечении жильем и в жилищном строительстве; изношенность жилищного фонда),

г) система образования (экспертные мнения о данных официальной статистики за текущий и предыдущий годы; количество школ, ПТУ, техникумов, лицеев, колледжей; характеристика основных вузов и т.д.),

д) система здравоохранения (экспертные мнения о данных официальной статистики за текущий и предыдущий годы; особенности местной системы здравоохранения; представление населения о качестве лечения, доступность платной медицины и т.д.),

е) пенсионное обеспечение и другие виды социальной защиты (регулярность выплаты пенсий, других социальных пособий; оценка эксперта по сравнению с предыдущим годом и т.п.),

ж) культура (перечень объектов, знаменитости, меценатство и благотворительность, местные программы и мероприятия по развитию культуры, оценка их результативности),

з) спорт (крупнейшие физкультурно-оздоровительные и спортивные объекты, наиболее развитые виды спорта, известные спортивные команды и спортсмены и т.п.),

и) проблемы молодежи (актуальные проблемы молодежи с точки зрения населения; тенденции и факторы, влияющие на их появление/исчезновение; местные программы и мероприятия, направленные на улучшение жизни молодежи, оценка их результативности),

к) преступность (экспертные мнения о данных официальной статистики за текущий и предыдущий годы; основные сферы экономики, контролируемые преступными группировками; громкие дела; экспертные мнения об уровне коррупции чиновников),

л) межнациональные и религиозные проблемы (проблемы, скандалы, конфликты, наиболее яркие события в области межнациональных и межрегиональных отношений).

2. Общественно-политическая жизнь региона:

а) основные партии и общественные объединения региона (наличие филиалов крупнейших федеральных партий; перечень местных партий, союзов, общественных движений и т.п.; характеристики наиболее значимых общественно-политических организаций и т.д.),

б) политическая элита того или иного региона (во властных органах – руководители и ключевые сотрудники администрации и силовых структур, в экономике – руководители наиболее крупных предприятий, компаний, банков и др.),

в) лидеры общественного мнения для большинства населения,

г) результаты последних выборов, депутаты Государственной Думы, предстоящие выборы,

д) взаимоотношение между представителями различных ветвей и уровней власти (наличие проблем, общая характеристика проблем).

3. Основные средства массовой информации региона – местные и федеральные:

а) пресса, радио, телевидение (названия, адреса, руководители, тираж или диапазоны, широта охвата аудитории, общая характеристика, политическая характеристика).[272]

На местном уровне часто проводятся городские мониторинги. Так, мониторинговые социологические исследования в Челябинской области проводятся дважды в месяц на территориях городов Челябинска, Златоуста, Миасса, Коркино, Копейска, Еманжелинска, Верхнего Уфалея, двух сельских районов. В вопросах используется случайная стратифицированная выборка (N = 2500). Основными направлениями социального мониторинга в Челябинской области стали оценки социального и психологического самочувствия и материального благосостояния населения, отношение населения к различным ветвям власти, политическая и гражданская активность населения и т.д. Два раза в месяц на специальном аппаратном совещании при главе города в присутствии представителей средств массовой информации проходит активное обсуждение состояния и характера изменения социологических показателей по главным направлениям исследований.[273]

Мониторинг общественного мнения позволяет оперативно и эффективно реагировать на соответствующие изменения социально-психологического самочувствия, материального благосостояния населения, повышения социально-психологической напряженности и т.д. Вот пример оценки городским населением обстановки в городе, деятельности администрации и социальных проблем.

 

Оценка городским населением обстановки в городе, (%)

Варианты ответов                
Спокойная                  
Между спокойной и напряженной                  
Напряженная                  

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1744; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.