Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Церковь Иоанна Богослова в селе Спешнево




Церкви Спешневского округа

В селе Богословское, Спешнево до 1824-го года богослужение происходило в старой деревянной церкви, построенной неизвестно кем и когда.

Известно, что в 1811-м году священником церкви во имя апостола Иоанна Богослова служил Филипп Иванов, 47-ми лет, у которого было четыре сына. В 1812-м году священником церкви уже состоял Филипп Троицкий, который к тому же был благочинным Чернского округа. Благочинные должны были каждое полугодие заносить в журнал информацию о поведении священноцерковнослужителей. Филипп Троицкий записывал эту информацию не только о своих членах притча (о дьячке Гаврииле Васильеве, пономаре Григории Николаеве), но и обо всех служителях 13-ти церквей округа, которые находились в его ведении: сел Спешнево, Воскресенское, Теплое, Вознесенское, Кислино-Наречье, Старый Роскотец, Новоникольское, Лужны, Архангельское, Липицы, Троицкое). Указывалась такая информация: название и номер церкви, фамилии, имена и отчества служителей церквей, их возраст, какого состояния, кто и как ведет дом свой, есть ли в нем чистота и опрятность, есть ли и от чего предусматривается недостаток, нет ли семейных раздоров и если есть, от чего они происходят, всегда ли по указному предписанию служба бывает, все ли служители церкви на службе бывают или нет? И нет ли остановки в исправлении службы? Не таскаются ли жены их по приходским домам в гости, хотя бы и званы были?

Информация в журнале Филиппа Троицкого содержала обо всех священноцерковнослужителей по всем колонкам отчета только положительные сведения.

После Троицкого священником церкви села Богословское, Спешнево служил Василий Егоров, который в 1820-м году проявил принципиальность в отношении управляющего имением помещицы села Спешнево княгини Настасьи Симоновны Долгоруковой, Матюжанова Григория Яковлевича. Священник отказал Матюжанову и его жене в причастии лишь только потому, что тот с женой был на исповеди у священника Святодухового монастыря, а не у него, Василия Егорова. По словам Матюжанова, В.Егоров говорил «дерзкие слова» в адрес священника монастыря: «Я бы ему руки связал», а в адрес игумена этого же монастыря Августина так: «Сукин сын». И это было сказано при прихожанах.

Матюжанов написал письмо в Новосильское духовное правление с жалобой на Егорова. Настасья Симоновна, приехав в свое имение после некоторой отлучки, узнала об этом случае и решила замять это дело. Она написала прошение в Новосильское духовное правление с просьбой «придать это дело забвению», так как Матюжанов «болен, лежит в белой горячке и не помнит, что писал». Просьба Долгоруковой Н.С. была удовлетворена, но к 1824-му году священником в церкви села Спешнево служил уже другой человек.

К 1820-му году старая деревянная церковь в селе Богословское, Спешнево уже не могла в полном объеме выполнять свои функции в связи с ветхостью самой церкви и увеличением числа прихожан. Стал вопрос о постройке новой церкви, согласие на что дала приходская помещица княгиня Настасья Симоновна Долгорукова, жена генерала от инфантерии князя Петра Петровича Долгорукова.

Из прошения священника церкви села Богословское, Спешнево Василия Егорова Епископу Тульскому и Белевскому Аврааму в 1820-м году: «В означенном нашем селе церковь во имя Иоанна Богослова за благословением Вашего Преосвященства имеет быть выстроена вновь вместо деревянной каменным зданием попечением прихожанки княгини Анастасии Симоновны Долгоруковой, которая приступая к строению предполагает употребить на то и 191 рубль из кошельковой суммы, но как без Вашего Преосвященства употребить в расход такую сумму для строения церкви невозможно».

Последовало решение: «…дозволить с оставлением в церкви 50-ти рублей на непредвиденные надобности».

Новая каменная церковь во имя апостола и святого Иоанна Богослова была выстроена в 1824-м году на средства, в основном, княгини А.С.Долгоруковой. 17-го июня 1824-го года благочинный Георгий Руднев докладывает Епископу Дамаскину о том, что церковь в селе Спешнево построена, а княгиня Долгорукова в своем послании просит Епископа разрешить освятить церковь игумену Новосильского монастыря Августину.

6-го июля 1824-го года новая каменная церковь во имя Иоанна Богослова в селе Богословское, Спешнево была освящена.

Судя по описанию церкви, которое было сделано сразу же после ее освящения, храм в селе Богословское, Спешнево впечатлял своей архитектурой и внутренним убранством: «Здание каменное крестообразное внутри только оштукатуренное; на ней кровля железная, покрыта медянкою, глава и крест вызолочены чрез огонь червонным золотом.

В ней иконостас столярной работы с превосходной по местам резьбою и вызолоченный весь червонным золотом.

В иконостасе царские врата столярных с резьбою и вызолоченных с образами лучшей живописи благовещения Божия Матери и четыре Евангелиста.

Над царскими вратами изображено с сиянием резной работы Всевидящее око, а под ним образ Тайные вечери. По сверх сего еще образа распятия Иисуса Христа и при нем Божия Матери и Иоанна Богослова.

По правую сторону врат образ Спасителя на престоле сидящего. За ним южные двери, на которых образ …. За сими дверьми против правого клироса храмовый образ Иоанна Богослова. Над оным образом на полуциркулной деке образ же Сретения Господня.»

Далее подробно описывается внутреннее убранство храма: расположение и названия образов, внешний вид клиросов, аналоя, ….

«В алтаре над престолом на 4-х вызолоченных колоннах выстроен кумполом болдахин, сверху оный вызолощен и стоит над ним образный Ангел и внутри разкрашен разными красками наподобию звезд, между коими написано изображение Господа Саваофа.» Далее следует описание запрестольных образов, престола: «На престоле верхняя одежда голубой парчицы. На ней крест с подножием из серебряного позумента с золотыми цветами. … Ковер для подстилки пред престолом тканый шерстяной из разных цветов, полотенце белое, полотняное, шитое разною бумагою под служебник.

Жертвенник деревянный столярной работы, покрашен. …»

Описываются подризники, епатрахили, поручи, пояса, воздухи, ризы.

«Пол как в алтаре, так и в настоящей церкви Мягковского камня, а в трапезной из плитника. Во всех окнах железные решетки – фигурные, двери: южные, западные и северные – железные крашенные медянкою.

При оной церкви колокольня каменная внутри подштукатуренная, кровля на ней железная, покрыта медянкою. Крест и глава вызолощены чрез огонь. На колокольне пять колоколов, из них большой весом 54 пуда и 10 фунтов,…»

Священником в это время в церкви села Спешнево служил Дмитрий Иванович Никольский, а дьячком – Андрей Николаевич Русаков.

А так описывается церковь в клировых ведомостях за 1829-й год: «…здание каменное, с такою же колокольней. Престол один – в настоящей холодной во имя апостола Иоанна Богослова. Притч состоит из священника, дьячка, пономаря. Земли: усадебной (примыкающей непосредственно к церкви) – три десятины, пашенной и сенокосной – 33 дес. Этой землей священноцерковнослужители не владеют, а находится во владении Долгоруковой более 40-ка лет, а после ее смерти – у наследника, малолетнего князя Петра Владимировича Долгорукова. (Данная земля находилась в районе между бывшей деревней Поповка и современной деревней Образцово). К плодородию земля способна быть не может по причине неудобрения ее со времени владения помещиками. Получают за эту землю выгоду: священник – ржи 18 четвертей, овса – 10 четв., гречихи – 10 четв., пшеницы – 1,5 четверти, сена – 200 пудов, денег – 120 рублей. Дьячок и пономарь каждый: ржи – 16 четвертей, овса – 4 четв., гречихи – 10 четв., пшеницы – 1 четв., сена – 100 пудов, денег – 66 рублей.

Дом у священника – помещичий, деревянный, у дьячка и пономаря – собственные, деревянные, на церковной земле. Жалованья служители церкви не получают, кроме того, что получают за землю. Зданий, принадлежащих церкви, нет. Копии метрических книг хранятся с 1780-го года, исповедные росписи – с 1800-го года.

Священник – Дмитрий Иванович Никольский, окончил курсы Тульской Духовной Семинарии по 2-му разряду в 1818-м году. В Спешнево – с 1821-го года, имеет пятерых детей. Дьячок - Андрей Николаевич Русаков, в Спешнево с 1813-го года, у которого четверо детей. Пономарь – Иван Григорьевич Русаков, в Спешнево с 1820-го года.

В приходе: крестьянских дворов – 67, в которых живут 660 душ крепостных (335+325), дворовых – 109 человек (64+65), один дом военных, в котором проживают трое мужчин и 24 женщины».

Старая деревянная церковь продолжает находиться в селе Спешнево, из-за которой разгорелся спор.

24-го августа 1825-го года Епископу Тульскому и Белевскому Дамаскину поступило доношение от игумена Новосильского Свято-Духового монастыря Августина о том, что «…село Богословское, Спешнево находится от монастыря на 25 верст. В селе находится деревянная церковь без всякого употребления.

Вместо оной помещица княгиня Долгорукова построила каменную, где ныне и отправляется богослужение. Монастырь имеет крайнюю нужду в обожжении кирпича, имеет большой недостаток в деньгах на покупку дров для этого». Игумен просит передать церковь в пользу монастыря.

Тульская Духовная Консистория дает указание благочинному округа священнику села Никольского Георгию Рудневу в том, чтобы он на месте разобрался в сути дела. В декабре 1825-го года тот пишет в консисторию, что им послано письмо в Москву к княгине Долгоруковой А.С. (в это время Анастасия Симоновна находилась в Москве) с вопросом: «не имеет ли надобность в оной деревянной церкви для каменной?»

Княгиня Долгорукова А.С. обращается к Епископу Дамаскину: «При помощи Божьей иждивением моим выстроила в моем приходе каменную вместо ветхой деревянной церкви, которая с благословения Вашего Преосвященства посвящена. Но желательно мне еще оную новую церковь снаружи оштукатурить, что отдаленности погоста выстроить на нем деревянную часовню». Анастасия Симоновна просит разрешения Епископа «…эту деревянную церковь употребить на оное, выстроить часовню, а остальной лес употребить для выжжешки извести к новому зданию».

Дело было передано к протоиерею Успенской церкви г. Черни Никите Погожеву, так как благочинный Г.Руднев был отстранен от должности. Для выяснения обстоятельств Н.Погожев приезжает в село Спешнево и узнает, что княгиня Анастасия Симоновна Долгорукова умерла, будучи в Москве. Во владение имением ее вступили опекуны малолетнего князя Петра Владимировича Долгорукова, внука Анастасии Симоновны: статский советник Николай Петрович Римский-Корсаков и полковник Егор Иванович Пашков.

Поскольку опекуны изредка приезжали в с. Спешнево, то узнать: имеет ли место в духовном завещании А.С.Долгоруковой оштукатурить новую церковь и построить часовню или они сами по своему желанию это сделают – выяснить это было очень затруднительно. Возникает вопрос: что делать со старой церковью? Она была выстроена из дубового леса, который пришел в ветхость, кровля в таком же состоянии, пол и потолок в целости, окна «то птицей, то ветром почти что повыбиты».

Протоиерей Н.Погожев в сентябре 1828-го года получает резолюцию Епископа, что если в течение года опекуны не приступят к оштукатуриванию новой церкви и старая церковь не будет употреблена на отжиг извести именно для церкви, то Н.Погожев должен известить об этом Тульскую Духовную Консисторию.

В марте 1829-го года игумен Новосильского монастыря Августин опять просит Епископа Дамаскина отдать ему старую деревянную церковь в с. Спешнево и в апреле 1929-го года он получает на это разрешение.

Но последовало прошение от опекунов с просьбой вернуться к раннему указу, дозволяющему употребить материал церкви на выжжешку извести. О часовне речь уже не идет.

Последовала резолюция Епископа: «1-е – лес, не пригодный для строительства, отдать на обжиг извести; 2-е – лес, пригодный для строительства, отдать в монастырь».

Таким образом, участь старой деревянной церкви в селе Богословское, Спешнево была решена. Если учесть, что данная церковь пришла в ветхое состояние в начале 19-го века, то построена она была в 17-м веке, скорее всего, во второй его половине, когда строительство церквей приняло массовый характер в связи с увеличением численности населения на южных «окраинных» землях Московского государства, наделением земельными наделами «служилых людей».

В 1850-м году в приходе церкви было уже 696 (337+359) крестьян, которые проживали в 73-х дворах, 78 человек дворовых и 23 – военных (6+17). Священником служит Дмитрий Иванович Щеглов (с 1844-го года), женатый на дочери предыдущего священника Дмитрия Никольского.

В 1900-м году престол в церкви уже был теплым, количество земли осталось прежним – 36 десятин. В 1897-м году открывается церковноприходское попечительство, председателем которого стал приходской помещик П.В.Долгоруков. Около самой церкви находится деревянное здание церковной сторожки. В этом же здании помещается и церковноприходская школа.

В конце 18-го века в приходе Богословской церкви появляется хутор Ходбище. В 1857-м году нем было 10 дворов, в которых проживало 89 крестьян-собственников (42+47) и один военный. А в самом селе Спешнево в этом же году было 800 крестьян-собственников (388+412), живших в 119-ти домах. Кроме их, к числу прихожан относились мещане (9+10) – в 2-х домах, военные (28+23) – 2 дома, бывшие дворовые (11+6) – 3 двора. В селе проживал и князь Петр Владимирович Долгоруков с семьей (3+1).

Церковным старостой с 1890-го года был отставной унтер-офицер, купеческий сын, Николай Николаевич Ворогушин. В 1894-м году он получил Похвальный лист из Тульской духовной консистории за заслуги перед церковью, а в 1914-м году Николай Николаевич был представлен к награждению медалью. К этому времени Ворогушин Н.Н. был Потомственным Почетным гражданином. Этим званием и соответствующими правами ему было дозволено пользоваться по Указу Его Императорского Величества и определением Правительствующего Сената от 31-го января 1908-го года (№ 323). Раньше, 24-го апреля 1906-го года этим званием и правами был награжден его отец – новосильский купец Николай Иванович Ворогушин.

Для награждения Н.Н.Ворогушина были собраны различного рода справки из разных ведомств: от Тульского окружного суда о том, что Николай Николаевич под судом и следствием не был; представлено было свидетельство о принадлежности Ворогушина Н.Н. к потомственному почетному гражданству; из Тульского епархиального училищного Совета о том, что попечитель Спешневской церковноприходской школы к почетным наградам в области народного образования не представлен, но о благосостоянии школы заботится. Из справки благочинного 3-го Чернского округа священника села Теплое Александра Исаковского видно, какие пожертвования сделал Н.Н.Ворогушин и все на свои собственные средства: «…в должности старосты церкви Ворогушин Н.Н. состоит с 20 января 1890-го года, на государственной службе не состоит, наград не имеет. В 1894-м году за усердие и ревностное прохождение должности старосты получил от Тульского епархиального начальства Похвальный лист. Церковная доходность при нем увеличилась на 105 рублей в год, из собственных средств пожертвовал на нужды и украшение храма до 4088-ти рублей».

Пожертвования были произведены следующие:

- 1887 г. – на возобновление иконостаса – 500 руб.;

- 1891 г. – на внешний и внутренний ремонт храма – 350 руб.;

- 1896 г. – на устройство печей в храме – 120 руб.;

- 1902 г. – на устройство новых изразцовых печей – 500 руб.;

- 1904 г. – на окраску стен и живописи внутри храма – 400 руб.;

- 1906 г. – приобрел три подсвечника и один трехсвечник на престол – 110 руб.;

- 1908 г. – пожертвовал в храм икону «Воскресение Христова» в позолоченном киоте – 125 руб.;

- 1910 г. – на приобретение железа на крышу – 125 руб.;

- 1913 г. – на устройство деревянных полов в храме, окраску стен внутри и снаружи храма, а также на ремонт и окраску крыши храма – 850 руб.;

Кроме этого, с 1896-го по 1914-й год жертвовал по два куб. саж. березовых дров в год для отопления храма, а также масло и уголь для храма. В 1894-м году был произведен ремонт церкви тоже на средства Ворогушиных.

В мае 1894-го года Епископу Тульскому и Белевскому Иринею поступает прошение: от церковного старосты Н.Н.Ворогушина, священника Никифора Сытина, псаломщика Федора Разумовского о ремонте церкви в селе Спешнево. По справке за 1893-й год: «…церковь…построена в 1824-м году генеральшей от инфантерии княгиней Анастасией Симоновной Долгоруковой вместо ветхой деревянной; в 1861-м году иждивением князя Владимира Петровича Долгорукова возобновлен в ней иконостас. Здание каменное, с такой же колокольней. Престолов один - в настоящей теплой во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Утвари достаточно. Приход – 441 мужчин и 465 женщин».

Своих средств в церкви в это время в наличии было 65 руб. 83 коп. Было дано разрешение Епископа выполнить ремонт церкви только на средства Н.Н.Ворогушина, не касаясь церковных денег.

В октябре 1895-го года был составлен акт в том, что в ходе ремонта церкви стены храма до панели и купол окрашены клеевою краскою голубого цвета, а панель выкрашена масляной краской темно-коричневого цвета. Все работы выполнены хорошо и прочно. На весь ремонт было израсходовано 138 руб. 87 коп., в том числе:

- масло конопляное – 15 руб.;

- белила – 4 руб.;

- клей столярный – 6 руб. 80 коп.;

- кобальт – 7 руб. 20 коп.;

- броншвейн – 30 руб.;

- лак масляный – 1 руб. 80 коп.;

- мел молотый – 1 руб. 75 коп.;

- сурик гончарный – 12 коп.;

- сурик – 2 руб. 70 коп.;

- алебастра – 2 руб. 50 коп.;

- устройство подмосток – 7 руб.;

- мастерам за работу – 60 руб.;

В 1897-м году произведен ремонт церковной ограды. Церковный староста Тимофей Чеботарев на свои средства «возобновил» ограду около церкви на сумму 1000 рублей: отремонтированы кирпичные столбы, сделаны новые деревянные решетки.

В 1915-м году было подписано ходатайство о награждении Ворогушина Н.Н. золотой медалью с надписью: «За усердие» для ношения на Александровской ленте на шее, потом изменили на Анненскую ленту, затем на Станиславскую. В итоге 28 ноября 1916-го года Н.Н.Ворогушин был награжден золотой медалью для ношения на Анненской ленте.

В приходе церкви не всегда гладко складывались отношения между причтом и некоторыми прихожанами. В 1897-м году на имя Епископа Тульского и Белевского Питирима поступила жалоба от прихожанина, жителя села Спешнево, Егора Арсентьевича Алентьева на действия священника церкви Никифора Сытина, суть которой заключалась в следующем.

23-го апреля 1897-го года Егор Алентьев в день своего ангела отправился в свой приходской храм к богослужению. После утрени, во время совершения проскомидии, им была подана просфора для «вынутия части с поминанием». Священник отец Никифор, не вынимая части, выслал обратно ему просфору с псаломщиком Федором Разумовским. Полученная Егором просфора была передана помощнику церковного старосты Михаилу Левину для пожертвования на церковные доходы.

Егор Алентьев пишет, что он не был отлучен от церкви, не была наложена на него эпитемия, он пожертвовал в храм икону Святого Великомученика Георгия и Иоанна Воина и 100 рублей деньгами. И что ему было «очень прискорбно перед своими прихожанами, как незаслуживающий отречения от церкви, дабы поданная им просфора была возвращена без вынутия части как еретику».

Далее он пишет, что 23-го апреля была выгонка скота на пастьбу и как исстари по заведенному обычаю был назначен мирской молебен. По окончании молебна отец Никифор обратился после угощения к прихожанам: «Что же вы смотрите на Алентьева, ведь он торгует водкой», на что мирской староста ответил, что «никто, батюшка, не замечает этого…». После этих слов отец Никифор сказал» «…но погодите, я с ним справлюсь».

Егор пишет, что его духовный отец разжигает между ним и прихожанами распри, подрывает его авторитет в торговле, что сам Егор имеет «громадное семейство детей, как от первой жены, так и от другой». Кроме этого, им, Егором, была выдана заборная книжка по лавке крестьянину Игнату Петровичу Андрюхину, а отец Никифор встрял в это дело, не касающееся его, как духовного пастыря, и своей рукой написал на заборной книжке, хотя и карандашом, что книжка безымянна и подозрительна и забор не действителен. (Егор Алентьев содержал лавку и занимался торговлей. Заборная книжка являлась своего рода долговым обязательством для того, кто брал товары в лавке, перед хозяином этой лавки).

Это дело было поручено благочинному 2-го округа, куда входила и церковь села Спешнево, священнику церкви села Лужны Михаилу Вьюкову, который после произведенного расследования написал донесение: «Крестьянин Александр Смирнов и Михаил Левин подтвердили слова Егора Алентьева о просфоре. Псаломщик Федор Разумовский показал, что он не подавал просфоры крестьянину Егору Алентьеву и напомнил, что никогда священник не сделает того, чтобы не вынуть частицы из поданных ему просфор. То же самое показал и церковный сторож Иван Агапов. Священник Никифор Сытин сказал, что он не обращает внимания, от кого поступила просфора, кому она принадлежит. Крестьяне – Гавриил Хохлов и Григорий Хохлов – ничего не слышали о просфоре. Сельский староста Дмитрий Гудошников, крестьяне Петр Горынин и Гавриил Хохлов показали, что при выгонке скота священник обращался к крестьянам со словами о том, что Егор Алентьев торгует водкой. На что Дмитрий Гудошников и Гавриил Хохлов ответили, что этого никто не замечал. Тогда священник указал на одного крестьянина, которого Егор напоил вином. Д.Гудошников и Г.Хохлов в ответ на это сказали, что Егор напоил его вином за то, что этот крестьянин зарезал у него теленка. После этого священник признался, что и ему приходится за труды угощать вином. Крестьянин Григорий Хохлов показал, что священник говорил о его, Егоре Алентьеве, безпатентной торговле вином (без разрешения властей) в сборной избе, куда после молебна был приглашен по русскому обычаю откушать хлеба и соли. В свою очередь, священник показал, что он действительно говорил про безпатентную торговлю вином, за что Егор Алентьев был два раза оштрафован. Сам Егор на молебне не был.

Что касается надписи священника на заборной книжке, то благодаря этой надписи - «безымянна» и «подозрительна» - Игнат Андрюхин до сего времени не уплачивает долг по заборной книжке. Это показал Егор Алентьев. Но Игнат Андрюхин показал, что он не отдает долг потому, что не имеет денег, а не потому, что священник на его заборной книжке сделал надписи. Священник же показал, что надписи им сделаны по просьбе Игната Андрюхина и его жены. А слова «безымянна» и «подозрительна» он написал потому, что, по словам Игната, Егор, отпуская в долг водку, писал в заборной книжке: «дано денег».

Благочинный делает выводы, что в отношении просфоры у жалобы нет оснований, так как не доказана. Не основательна жалоба и относительно слов, сказанных после молебна при выгонке скота, так как Егор Алентьев на молебне сам не присутствовал и не мог слышать этих слов.

Что касается надписи, то «действительно, священнику не следовало бы их делать на чужих заборных книжках, хотя и по просьбе владетелей их. Но если принять во внимание объяснения Егора Алентьева, по которым долг по заборной книжке не отдается благодаря, будто бы, надписи священника, и показания крестьянина Игната Андрюхина, которые опровергают такое объяснение, то жалоба на священника и относительно надписи его на заборной книжке, не основательна».

Кроме этого донесения, Михаил Вьюков пишет еще и характеристику на священника Никифора Сытина, которая оказалась положительной.

Тульская Духовная Консистория, признавая Н.Сытина виновным только в том, что тот «без всякой надобности позволил себе вмешиваться в мирские дела, до него прямо не относящиеся», рекомендует Епископу сделать ему, Никифору Сытину, строгий выговор без внесения в его послужной список.

Но на этом волнения Никифора Сытина не кончились. Ровно через 7 лет, в июле 1904-го года, прихожане Иоанна Богословской церкви села Спешнево из 134-х домов собрались на сельский сход, в результате чего появился «Приговор прихожан», отправленный Епископу Тульскому и Белевскому. В нем говорилось, в частности: «Прихожанам невозможно ходить в церковь для спасения своей души, потому что священник Н. Сытин очень несправедливо поступает, так как он литургии и другие церковные службы в дву-надесятом празднике и во все другие праздники вовремя не делает, всех прихожан оскорбляет, не давал им Креста и всех проклинал, говоря, чтобы ваши поля посетил не урожай, град, и засуха, а на самих и на весь скот пал мор и падеж. Детей к причастию святых тайн не велит подпускать.»

По словам прихожан, Н.Сытин на святой неделе многих лиц оставляет без освящения пасх и куличей, а перед началом посева семян отказывался отслужить обычный молебен на полях крестьян. В храмовые праздники «с крестным ходом не ходит», потому что бедные прихожане не в состоянии заплатить ему наравне с домами «достаточных прихожан», которым Сытин не отказывает в религиозных нуждах ввиду того, что они ему хорошо платят. Оскорбляет прихожан словами, называя их «разноверцами». Из-за боязни подвергнуться оскорблениям со стороны священника прихожане перестали ходить в церковь.

В заключении «Приговора» прихожане просят удалить священника Н.Сытина из их прихода и назначить другого священника.

Документ подписали:

Курочкины – Петр, Сергей, Порфирий;

Андрюхины – Иван-1-й, Иван-2-й, Павел, Андрей, Игнат;

Лабковские – Абросим, Яков, Петр Сергеевич, Петр Никитич; Куприяновы – Никанор, Иван;

Гудошниковы – Кузьма, Роман, Дмитрий;

Евсиковы – Федот, Трофим, Николай, Антип;

Смирновы – Афанасий, Семен, Илья, Василий;

Пургины – Семен, Илья, Сергей, Роман;

Пронины – Андрей, Тимофей, Матвей;

Агаповы – Максим, Иван;

Сосенков Федор, Левин Андрей, Хохлов Борис, Усачев Никита, Литошнев Андрей, мирский староста Петр Лабковский и другие.

Этим делом по указу Епископа занялась Тульская Духовная Консистория, которая, в свою очередь, поручила расследовать конфликт между священником и прихожанами благочинному округа, священнику села Ладыжено, Старого Роскотца тож, Алексею Базарову. Тот взял объяснения со всех заинтересованных лиц и направил доклад в консисторию:

«Никифор Сытин объяснил, что еще в 1888-м году умерший князь Владимир Петрович Долгоруков подарил ему около 2-х десятин земли, с передачей и по наследству, о чем ведется дело через окружной суд.

Дарственная обвиняемому земля находится по плану в черте земли, купленной жалобщиками у наследника князя, его сына, почему последние и предполагают, что сказанная земля принадлежит им.

Председатель церковно-приходского попечительства князь Петр Владимирович Долгоруков из кружки церковно-приходского попечительства выдал для вспомоществования одному крестьянину, Ивану Королеву, под общий приговор крестьян в 1902-м году 32 рубля с тем, чтобы возвратить деньги в означенную кружку. Деньги 32 рубля с общества сборщиком собраны, но еще не уплачены, о чем священник Сытин, как исправляющий должность председателя церковно-приходского попечительства, постоянно напоминая и требуя немедленного взноса в кружку 32-х рублей, возбудил к ненависти сборщика и некоторых других лиц прихода к мести, ненависти и клевете.

Церковный староста Николай Ворогушин уверенно говорит, что все «обвинения, возводимые на священника Н.Сытина, несправедливы, так как во все время службы его в качестве церковного старосты (18 лет), все службы и требы батюшка производил без упущения, а в случае, не терпящим отлагательства по просьбе – немедленно, не тяготясь поздним часом или состоянием погоды. Во все время службы в названном приходе батюшка всегда совершал освящение семян хлеба, как посланных от экономического хозяйства, так и от крестьян; освящение семян происходило одновременно для всех прихожан». Не знает Ворогушин случая, чтобы священник отказал в святом причастии младенцам, и никогда он ни в церкви, ни где-либо на стороне не желал «града, засухи и вообще какой-либо кары от Бога прихожанам».

Крестьяне старались поддержать те обвинения, которые воздвигались на него, причем один из прихожан, Иван Королев, возбуждал всех против священника, старался один отвечать на вопросы, перебивая каждого, чтобы только сказать во вред обвиняемому.»

Другие прихожане давали показания очень спутанные: то говорили против священника, то за него. Выяснилось, почему о. Никифор отказывал младенцам в причастии: он сначала просил детей, которые кричали, успокоить, а потом уже приобщать их к таинству.

«Все обвинения не вполне подтверждаются. Прихожане сердятся на священника, желая ему отомстить за землю, подаренную ему князем Долгоруковым, и которую сын князя, вероятно, по незнанию этого завещания, продал крестьянам. С этого времени и началась вражда прихожан на священника. Никифор Сытин по службе исполнителен, ведет себя трезво и прилично своему сану.»

Из справки Тульской Духовной Консистории: «Н.Сытину 69 лет, окончил курс духовной семинарии по 2-му разряду. Священником - с 1878-го года. В 1902-м году награжден камилавкою. Судим и штрафован не был. Поведения весьма хорошего.»

Из статьи 119 Устава Духовной Консистории: «Священнослужители и причетники, которые, по жалобам прихожан, оказываются виновными в неисправлении по совершению Богослужения и треб и в немиролюбии, исправляются монастырским подначальством и другими средствами, по мере вины, а в тех случаях, когда жалобы сего рода с законною ясностью не доказаны, но между тем большая часть прихожан просит удалить от их церкви подвергшихся таковым жалобам, они переводятся в другие места с поручением особому надзору».

На основании всего этого, Тульская Духовная Консистория 12-го октября 1904-го года делает вывод: «… прошение прихожан церкви села Богословское, Спешнево Чернского уезда об удалении местного священника Никифора Сытина признать незаслуживающим уважения и оставить без последствий.»

Таким образом, Н.Сытину пришлось только поволноваться. Скорее всего, из-за своих преклонных лет он вскоре был освобожден от должности, поскольку перед Октябрьской революцией священником в церкви с. Спешнево был Василий Серебрянский, который 20 октября 1917-го года просит переместить его священником села Богоявленское, что на Зарытом Верху Чернского уезда, так как не имеет возможности воспитывать своих детей в каком-либо учебном заведении, поскольку село Спешнево находится «в весьма дальнем расстоянии как от всех губернских и уездных городов, так и от всех железнодорожных станций.»

Прихожане села Богоявленского избрали Василия Серебрянского своим местным священником, а в село Спешнево 25-го ноября 1917-го года приехал новый священник, Сергей Абрамов, который до этого служил диаконом в церкви села Брадинское-Никольско-Вяземское Чернского уезда. Его также прихожане села Спешнево избрали голосованием. Сергею Михайловичу Абрамову было в то время 37 лет. Он был сыном мещанина г. Одоева, образование получил домашнее. Имел свидетельство на звание учителя 2-х классного училища Министерства Народного Просвещения, свидетельство в знании курса учительской семинарии. Женат был на Анне Матвеевне Зайцевой. Вероятно, С.Абрамов был последним священником церкви села Спешнево.

Вновь избранные священники перед поступлением на работу давали своего рода клятву.

В 1916-м году в приходе церкви села Спешнево числилось: в с.Спешнево – 165 дворов крестьян, в которых проживало 1133 человека (556+577); в хуторе Ходбище – 16 дворов со 112-ю жителями (53+59).

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1130; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.