Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Церковь Вознесения Господня в селе Вознесенское




Церковь в селе Вознесенское, Теплое Плотава тож была построена в 1797-м году усилиями приходской помещицы княгини Анны Денисовны Касаткиной-Ростовской. Это был каменный храм во имя Вознесения Господня с правым приделом.

До 1795-го года в этом селе находилась деревянная церковь во имя Вознесения Господня, которая прежде стояла около сельца М.Дараево (Образцово) вблизи леса Попов. Поле, на котором находилась эта церковь, относилась к владению священноцерковнослужителей данной церкви, равно как и лес, который до сих пор называется «Попов лес». На одной стороне этого поля, у самой его границы с лугом по направлению к Образцово находилось кладбище. Сама церковь относилась к бывшему селу Б.Дараево (д.Студенец). Перенесена была данная церковь в село Вознесенское, скорее всего, в середине или во второй половине 18-го века. По крайней мере, в 1778-м году церкви на прежнем месте у сельца М.Дараево уже не было. Причины переноса заключались, вероятно, в том, что к владениям Касаткиных-Ростовских относились и Вознесенское, и Б.Дараево. но жили они в Вознесенском. К тому же, численность прихожан в Вознесенском была выше, чем в остальных населенных пунктах этого прихода вместе взятых.

К приходу церкви относились населенные пункты: село Вознесенское, сельцо М.Дараево (Образцово). сельцо Гаврилов Хутор (Решетово). деревня Б.Дараево (Студенец). В связи с увеличением числа прихожан старая деревянная церковь, перенесенная из М.Дараево, не могла удовлетворять их религиозные «требы». И княгиня А.Д.Касаткина-Ростовская, в девичестве Пожогина-Отрашкевич, для которой село Вознесенское являлось родовым имением, приняла решение на свои средства построить новый каменный храм с правым приделом, что и сделала в 1795-м году.

Согласно клировой ведомости за 1829-й год, церковь Вознесения Господня не имела колокольни. Престолов было два: в настоящей, холодной – во имя Вознесения Господня, а в правом приделе, тоже холодном – во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

В 1838 году колокольню сделали на столбах около церкви (что было очень распространенным явлением того времени) с 4-мя колоколами. К середине 19-го века престолов стало три, так как в 1849-м году уже другой помещик села Вознесенского, Николай Карлович Войт, «устроил при храме левый придел». Третий престол стал находиться в этом приделе, также холодном, и назывался во имя святого Дмитрия Митрополита Ростовского.

В 1838-м году церковная земля площадью 40 десятин по-прежнему находилась на старом месте, около сельца Образцово, там, где когда-то стояла деревянная церковь. В связи с большой отдаленностью этой земли (более 4-х верст) князь А.И.Касаткин-Ростовский выделил причту земельную площадь в размере одной десятины около церкви, на которой были построены дома членов притча: священника, диакона, дьячка и пономаря.

Священником служил Иван Саввич Сахаров, который окончил Тульскую семинарию по 1-му разряду в 1831-м году и сразу же был назначен священником в село Вознесенское. Диакон – Николай Андреевич Воскресенский, дьячок – Иван Павлов, пономарь - Алексей Иванович Воскобойников. Все члены притча были грамотны.

Престарелый священник Василий Герасимов в 1838-м году проживал у своего зятя, Ивана Сахарова, священника церкви. Точно также у своего зятя, действующего диакона, жил престарелый диакон Борис Сергеев.

Но неожиданно, в 1842-м году, умирает Иван Сахаров, а в 1852-м – Василий Герасимов. Из этой семьи в селе остается проживать вдова Ивана Сахарова, Татьяна Васильевна с дочерью Олимпиадой. (Татьяна Васильевна приходилась дочерью Василия Герасимова). Священником церкви села Вознесенское с 1842-го года работает Андрей Иванович Ивановский.

Но вскоре, в январе 1853-го года, от вдовой попадьи Татьяны Васильевны Сахаровой поступает прошение Епископу Тульскому и Белевскому Димитрию: «Поступивший на место мужа моего священник Андрей Ивановский с обязательством выдавать мне с дочерью моею девицей Олимпиадою половинную часть священнических доходов, ныне не выдает мне таковых в продолжении уже года, от чего я с дочерью моею претерпеваю крайнюю нужду как в содержании, так и в пропитании.

Почему всепокорнейше прошу Ваше Преосвященство понудить священника Ивановского к исполнению обязательства, данного им при поступлении на место мужа моего».

На прошении была наложена резолюция: «Священнику Ивановскому запретить священнодействовать до удовлетворения им просительницы».

Андрею Ивановскому пришлось уже в своем прошении объяснять, почему он не выполнял условия договора при поступлении на службу и, кроме этого, просит даже произвести дознание по этому вопросу. А сам он пишет, что не выдал ей половинных доходов по причинам вынужденным: «не капризами моими или корыстолюбием удерживать ей принадлежащую часть, но развратною ее жизнью и постыдными нетерпимыми не только в нашем духовном, но и ни в каком сословии поступками, как-то: пьянством, плясками, ночными буйствами и другими неблагоприятными делами, производимыми в доме ее в продолжении последних трех лет, каковые не только нам – всему причту, живущему в соседстве, наносит страх и нестерпимое неудовольствие, но и всем жителям нашего села, о чем мы … многократно словестно и дважды письменными объявлениями извещали благочинного». Далее он пишет, что Татьяну Васильеву убеждали и он неоднократно, и благочинный, но эти разговоры не только не прекращали ее «развратных дел, но даже увеличивали ее ненависть к священнику, злоречие и всякое недоверие». У вдовой попадьи в семье два человека, а у священника Ивановского их целых шесть, «из коих один в училище и другой уже приспел». Целых десять лет священник Ивановский добросовестно исполнял свои обязанности согласно договора по обеспечению семейства старого бывшего священника Василия Герасимова после смерти его зятя, Ивана Сахарова, в 1842-м году. Но еще при жизни Василия Герасимова священник Ивановский просил Тульскую Духовную Консисторию о прибавлении ему определенной части из всех священнических доходов за труды его. Консистория определила: принимая во внимание глубокую старость священника Герасимова, не совместную с трудами и требующего за ним особенного ухода, дозволить священнику Ивановскому пользоваться двумя третями земли, … доходы же пополам впредь до больших перемен семейства. Из этого определения не очень понятно Ивановскому: должен ли он содержать семью Герасимова после смерти старого священника также, как и до его смерти? После смерти отца Татьяна не просила у священника Ивановского своей части, как это делают «благонравные люди, но осыпая меня всегда ругательствами, вынуждая меня самого лично доставлять к ней, в распутный дом ее» половинную часть.

Из справки Тульской Духовной Консистории: Андрей Иванович Ивановский, 36 лет, сын диакона, окончил Тульскую Духовную семинарию в 1842-м году, с марта этого же года назначен священником в село Вознесенское. Жена – Пелагея Григорьевна, 30 лет, четверо детей. Священник Ивановский поведения весьма честного, судим и оштрафован не был.

Вдова попадья Татьяна Васильевна, 45 лет, живет на содержании означенного священника, получает половинную часть от доходов, а от земли – одну треть. Дочь – Олимпиада, 17 лет. Поведения порядочного.

Не получив никакого ответа на первое свое прошение, Татьяна Васильевна спустя пять месяцев пишет второе послание: «Питается нищенским образом и не знает, куда ей деться от этой участи. Священник Ивановский лишает ее дневного пропитания». Следствие проводит благочинный, но это следствие, по словам Татьяны, неправильно, потому что крестьяне помещика Войт показывают то, что говорит им священник. Они боятся священника, так как он заведует конторою помещика (то есть является управляющим имением помещика Войт), а крестьяне зависят от этой конторы.

Благочинный округа, в который входил приход церкви села Вознесенское, священник села Воскресенское, докладывает, что вдова Татьяна Васильева говорит о священнике дерзко, озлоблена на всех окружающих ее людей. Из доношения пономаря Петра Троицкого: «Татьяна Васильева не хочет помогать следствию. Говорит: «… мне некогда хлопотать, мне нужно добывать к празднику Вознесения хлеба, вина и прочее …».

О попадье опрашивали жителей населенных пунктов прихода церкви села Вознесенское: деревень Образцово, Студенец, Хутора. Но Андрей Ивановский на этот счет говорит, что крестьяне этих деревень могут не знать о всех проделках попадьи, поскольку все, что она творит, происходит ночью. Знать могут только жители села Вознесенское.

Диакон Николай Воскресенский в своих показаниях подтверждает случаи пьянства в доме попадьи. «От пьяниц может быть и пожар, и смертоубийство.» Показывает, что Татьяна Васильева подкинула к дому крестьянки Анисьи Гавриловой младенца, который «мог замерзнуть или собаками съеден». К священнику не имеет уважения, неприлично на него ругается. Была поймана крестьянами князя Долгорукова из села Спешнево при краже на их поле свекловицы. На святках к ней приходили приказчики, люди холостые, к ним попадья приводила молодых женщин, отчего потом возникали драки между приказчиками и мужьями этих женщин. Продает вино в своем доме. Женщина сварлива, грубиянка, украла у священника от его дома стан, на котором ткут холсты, у него же украла в конце января с пасеки мед из трех ульев, когда у нее в это время жил неизвестный. А бурмистр, крестьянин Иван Иванов, добавил при этом, что при краже меда были видны отчетливо следы: одни – в лаптях, другие – в сапогах и вели они к дому Татьяны Васильевой, а потом они вышли на дорогу, ведущей в село Спешнево.

Крестьяне села Вознесенское показывают то же самое, прибавив, что у одного крестьянина она украла седелку и когда тот захотел вернуть седелку обратно, то попадья ударила этого крестьянина по голове граблями, «что грабли те пополам разбились».

В ответ Татьяна Васильевна поясняет, что все эти люди, на нее показавшие, несправедливы к ней. У нее был не беглый человек, а портной из села Большое Теплое. Что все это делается для того, чтобы лишить ее всех доходов и выгнать из села, что священник всех этих свидетелей подговорил, что он их неоднократно угощал и что они и сейчас от него не выходят. Она может тоже представить трех свидетелей из числа благородных лиц, живущих вблизи села Вознесенское: помещика сельца Образцово - Василия Васильевича Ладыженского, помещиков сельца Малое Теплое - Козьму Яковлевича Буколова и Ардамона Ивановича Трубникова.

Свидетели – помещики отзывались о Татьяне только положительно. В.В.Ладыженский: «…в течение трех лет, как я живу в приходе села Вознесенское, о ней ничего худого не слышал и мои крестьяне сельца Образцово также ее одобряют». Корнет Буколов К.Я. ничего определенного не сказал, а коллежский регистратор Трубников А.И. так высказался: «Совершенно ничего с худой стороны не могу показать о вдове Татьяне Васильевой, ибо я знаю ее еще при жизни покойного мужа ее и доселе она ведет себя также».

В феврале 1854-го года в Тульской Духовной Консистории слушалось дело по прошениям Татьяны Васильевны Сахаровой и священника Ивановского Андрея Ивановича с присоединением материалов следствия и было вынесено постановление: «Хотя и показывают на нее отрицательно крестьяне, причт (церковнослужители), но так как Татьяна Васильева согласно требованиям начальства ведет сейчас себя хорошо, беспорядки постоянные свои прекратила, да к тому же у нее есть дочь, на которую никто худого слова не сказал, Тульская Духовная Консистория полагает: за прошлые поступки Татьяну Васильеву оштрафовать в церкви 150-ю земными поклонами перед образом Спасителя при причте, но не при посторонних, разделить тот щтраф на пять сроков с тем, чтобы первые 30 поклонов исполнены были в приходе благочинного, а прочие – без него, но притом объявить ей, что если она не исполнит сего штрафа во всей строгости или возвратится к дурным своим поступкам и не будет вести себя почтительно, кротко, воздержанно и благочинно, то по первому обличению будет из духовного звания исключена. На содержание ее с дочерью велить священнику выдавать 4-ю часть хлебных и денежных доходов и не стеснять ее в усадьбе, а за прошедшее время по затруднительному счету хлебных доходов выдать ей 3-ю часть священнического дохода, сколько таковых причтется по части причта».

В мае этого же года Татьяна Сахарова в своем прошении пишет: «…Что касается до возложенного на меня штрафа, … с душевной готовностью рада его выполнить … и более потому, что я с ранних лет проникнута религиозными чувствами и мыслями. Жалко только, что это послужит к окончательному унижению меня во мнении окружающих меня добрых людей …». Далее она говорит о том, что священник Ивановский и не думает исполнять решение Консистории в той части, которая касается его.

Еще целый год длится эта история. Татьяна Сахарова и священник Ивановский никак не могут прийти к согласию и в апреле 1855-го года епархиальная власть вынуждена взять под жесткий контроль выполнение решения Консистории от февраля 1854-го года в полном объеме.

Известно, что в 1860-м году Татьяна Васильевна Сахарова просит Епископа о разрешении приискать на место диакона человека с условием, что тот возьмет ее дочь, Олимпиаду, в жены. На это дело согласился Федор Данилов, ученик среднего отделения Тульской семинарии, но Епископ не дал своего согласия из-за того, что Федору необходимо окончить семинарию. Тогда вдова просит дать ей возможность приискать другого ученика, который должен скоро закончить обучение. Последовала резолюция – «отсрочить до половины августа».

В 1895-м году поступило прошение от членов притча церкви: священника Николая Извольского, псаломщика Петра Троицкого, церковного старосты Дмитрия Борисочкина, крестьянина Григория Гераськина о том, чтобы разрешить прихожанам произвести ремонт фундамента церкви («…церковь ветха в самом фундаменте…»). Для этого прихожане собрали деньги в сумме 120 рублей. Необходимо было еще 135 руб., но члены прихода обещали эту сумму собрать. Разрешение на данный ремонт от Епископа Тульского и Белевского было получено.

К 1897-му году колокольни уже не было. Настоящая церкви и правый придел отапливались.

Священниками в церкви села Вознесенского служили в разное время: Федор Сергеев – 1811-й год, Василий Герасимов – до 1831-го года, Сахаров Иван Саввич – с 1831 по 1842-й годы, Андрей Иванович Ивановский – с 1842-го года, Николай Александрович Извольский – 1895-й год, Иван Васильевич Нарциссов – 1900-й год. Дома у священноцерковнослужителей были собственные, выстроены на земле приходских помещиков.

 

Количество прихожан церкви Вознесения Господня:

Населенные пункты Период (кол. дворов/мужч.+жен./)
1829 г. 1840 г. 1850 г. 1900 г. 1915 г.
Село Вознесенское 53/241+254/ 54/227+219/ 55/250+2 60/ 71/265+277/ 90/369+360/ (с д. Кукуевкой)
Д. Образцово 15/68+68/ 15/86+78/ 18/96+101/ 29/106+97/ 37/159+175/
Д. Решетово 11/62+54/ 13/65+51/ 14/88+70/ 16/52+55/ 24/96+90/
Д. Студенец 26/114+106/ 26/103+97/ 23/122+133/ 32/123+122/ 44/136+138/
          Кроме этого, военных во всех этих селениях – 14/75+69/
Всего: /485+482/ /466+452/ /556+564/ /546+551/ /760+763/
           




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 963; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.