КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Преступление
Исходя из вышеизложенного, ислам – это не только религия, но и целая правовая система, направленная на соблюдение прав и свобод личности, а также предусматривающая его обязанности. Таким образом, неудивительно, что в рамках этой системы существует и такое понятие, как преступление, и, следовательно, должны быть методы противодействия с этим негативным явлением. Мусульманское уголовное право рассматривает две формы преступной деятельности: первая состоит в нарушении запрещенного законом, а вторая - в неисполнении предписанного законом или общественною властью. Как и в европейском законодательстве, первая форма в мусульманском законодательстве карается строже второй. Согласно исламскому праву, чтобы виновный в нем понес соответствующее наказание, преступление должно быть непременно совершено. Поэтому при покушении на преступление применяется исправительное наказание. Всякое преступление рассматривается как таковое лишь в том случае, если оно уже совершено. Равным образом не карается и голый умысел на совершение преступления. Введение в шариат божественного проведения и религиозно-нравственного начала нашло свое отражение в своеобразии правопонимания, а также оценке правомерного и неправомерного поведения. Так, тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении пяти видов действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл: обязательные, рекомендуемые, дозволенные, предосудительные, но не влекущие за собой применения наказания, запрещенные и подлежащие наказанию. Уголовные преступления, как и другие запретные, порицаемые и неодобряемые поступки, определяются шариатом в качестве нарушения «границ Аллаха» (худуд Аллах). В Коране по этому поводу сказано, что есть устав божий, который нельзя нарушать, и под которым подразумеваются запреты на самые разнообразные формы нарушения социально- правовых и семейно-бытовых отношений, значительная часть которых восходит еще к доисламским нормам и установлениям. Исламское правосудие защищает пять категорий: -душу; -религию; -разум; -имущество; -честь.
Убийство – это преступление против души; вероотступничество (ридда) от ислама - подрыв религии; употребление опьяняющих напитков - разрушение разума; воровство - покушение на имущество; прелюбодеяние - покушение на честь.
§2.Классификация преступлений
Четкой границы между религиозными проступками (грехами) и секулярными преступлениями в мусульманском праве нет. Преступление рассматривается как нарушение воли Аллаха, грех, несоблюдение заповедей и религиозного закона. Поэтому преступление - это не только нарушение земного права, но и, прежде всего большой грех. Соответственно, самым распространенным является определение преступления как совершения запрещенного и наказуемого Аллахом деяния. Мусульманское право и, в частности, уголовное право, направлены на защиту пяти основных элементов: религии, жизни, разума, потомства, имущества. Соответственно, каждое из преступлений, четко установленных шариатом, посягает на один из вышеуказанных элементов. Авторитетные мусульманские правоведы средневековья и современные исследователи разработали немало классификаций правонарушений, анализ которых помогает лучше понять специфику мусульманского деликтного права. Классификация преступлений в мусульманском праве основана не на общественной опасности посягательства или характере нарушенной нормы, а на религии. В основу большинства классификаций кладутся два основных критерия: степень определенности наказания за тот или иной проступок и характер нарушенных интересов и прав. Наибольшее распространение получила классификация, согласно которой все правонарушения подразделяются на три группы. Хадд - преступления против нравственности и общественного порядка, на которые есть какие-либо указания в Коране и сунне. К такого рода преступлениям можно отнести прелюбодеяние, обвинение в неверности и клевета на целомудрие, распутство, воровство, разбой и бандитизм, пьянство, отступничество от ислама. Тазир - преступления, наказание за которые не определены источниками шариата и оставлено на усмотрение правителей, или же судьи муджтахида. При назначении наказания за преступление категории тазир правитель и судья ограничены общими нормами Ислама, при принятии решения они должны соблюдать четыре требования, иными словами, принципа: 1. При установлении преступности деяния и наказания за него они должны руководствоваться установленными исламскими принципами, а не своими желаниями и взглядами, при этом правитель не должен запрещать дозволенное шариатом кроме как в случае, если в данное время и в данном месте это обусловлено потребностью общества. (можно сказать, принцип законности) 2. Преступление и наказание должны соответствовать друг другу.(принцип справедливости) 3. Наказание не должно наносить вред обществу, не должно приводить к презрению человеческой сущности.(принцип гуманизма) 4. Должно соблюдаться равенство между людьми, нельзя за одно и тоже деяние наказывать одних, и прощать других. (принцип равенства граждан перед законом) Кисас – наказание, «равное» по тяжести совершенному противоправному деянию, например, за ранение или увечье. Таким образом мы видим, что в основу классификации положено то или иное наказание: хадд (худуд), кисас, тазир. Однако ни в коем случае нельзя смешивать их с видами наказания. Так, например, смертная казнь может быть и наказанием хадд (худуд) и наказанием кисас. Разница в данном случае заключается в той сущности и цели, которую это наказание несет: в качестве наказания хадд (худуд) оно карает, ибо так предписано от имени Аллаха в Коране, в качестве наказания кисас оно имеет целью воздать виновному равным (то есть талион), в качестве же наказания тазир - исправить его. Один и тот же вид наказания может быть и хадд (худуд) и кисас и тазир.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 762; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |