Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преступления категории Кисас




Вина

Подобно европейскому праву, мусульманское рассматривает две формы вины: 1)умышленную, 2)неумышленную.

При наличности или доказанности второй формы наказание в значительной степени смягчается. Неумышленное убийство, например, не наказывается смертной казнью.

Неумышленность, в свою очередь, бывает двух видов:

1. Когда виновный в преступлении желал причинить потерпевшему вред значительно меньший, чем тот, что произошел в действительности, (например, удар палкой причинил смерть).

2. Когда виновный вовсе не намеревался совершить какие-либо преступления. Сюда относится преступление вследствие неосторожности или неисполнения постановления власти, или же по неопытности врачей и хирургов и т.п.[7]

В соответствии с шариатом не наступает ответственность за действия совершенные под принуждением.

Глава 3. Категории преступлений

Кисас – это такая категория преступлений в мусульманском праве, за которые шариат устанавливает точную санкцию - кисас, означающую, по общепринятому определению, "возмездие", т.е. наказание, "равное" по тяжести совершенному противоправному деянию[8]. В преступлениях данной категории Ислам предоставляет потерпевшей стороне право на равноценное возмездие, что согласуется с известным библейским принципом “око за око, зуб за зуб”. Однако такой подход многие критики считают примитивным и нецивилизованным.

Основными преступлениями данной категории считаются убийство и телесные повреждения необратимого характера.

По способу исполнения наказания категории кисас школы различаются в своих рекомендациях. Шафииты требуют, чтобы виновному было причинено такое же ранение, таким же способом, тем же орудием каким он нанес повреждения потерпевшему. Ханифиты же полагают, что увечье должно наноситься только острым орудием, чтобы наказание было сопряжено с меньшим мучением и исполнялось бы быстро[9].

Право требования применения кисаса или взыскание диета (виры) принадлежит потерпевшему или его ближайшему родственнику, но под безусловным надзором кадия, а за несовершеннолетнего или умалишенного этим правом в полной мере пользуется его опекун. Если один из родственников согласится на уплату диета, то это соглашение обязательно и для прочих родственников. Правда, если у убитого не оставалось наследников и право на наказание преступника переходило к правителю, то последний не мог простить убийцу, но был вправе заменить смертную казнь выкупом за кровь, который поступает в государственную казну.

Виновный кроме выплаты диета, должен подвергнуться еще кеффарету (двухмесячный пост).

Диет при умышленном убийстве подлежит немедленной уплате, если родственники не дадут виновному известного срока, а при неумышленном убийстве виновный подвергается кеффарету и уплате виры в течение трехлетнего срока.

Основные толки мусульманского права кроме шафиитского, исключали этот вид ответственности для несовершеннолетних и умалишенных, которые за убийство могли быть наказаны только уплатой виры.

Так же, не подвергаются кровавой мести:

1. Женщины во время беременности, в этих случаях исполнение приговора откладывается до разрешения.

2. Родственники убитого в восходящей линии, они подвергаются уплате диета и кеффарету, на том основании, что лицо, давшее жизнь вправе и отнять ее[10].

Если субъективная сторона преступления соответствовала указанным требованиям и наследники убитого настаивали на смертной казни, то убийца не мог избежать этой меры наказания, причем, практически, смертный приговор приводился в исполнение путем отрубания головы. В соответствии с выводами большинства толков, когда в убийстве участвовало несколько соисполнителей, все они подвергались казни.

При любом виде убийства преступник лишался права наследования имущества убитого.

Рассмотрим вопрос об ответственности за убийство. Шариат запрещает убийство. В Коране особо выделены запреты на убийство мусульман (сура 4, аят 92), детей (сура 17, аят 31), гостей и пленников (сура 9, аят 6), а также тех, кто не злоумышлял против вас (сура 9, аят 4). Исключение делается лишь для смертной казни как высшей меры наказания за тягчайшие преступления, а также для убийства в случае необходимой обороны.

Убийство подразделяется на следующие виды: убийство с помощью оружия, убийство с использованием орудий и предметов, не являющихся оружием, лишение жизни по ошибке либо в результате нечастного случая. За первый вид данного преступления полагается ответственность по принципу талиона, т.е. смертная казнь, если потерпевшая сторона (родственники убитого) не согласиться принять "выкуп за кровь" (диет) или не простит виновного. За остальные виды убийства, родне пострадавшего полагается выбирать между уплатой выкупа и прощением[11].

Возмещение или выкуп (дийа) при убийстве мусульманина в классическом праве может быть тяжелым и легким. Легкий выкуп составлял сто верблюдов, из которых восемьдесят должны быть женского пола, а двадцать - мужского, либо их денежный эквивалент (1000 динаров). Тяжелый же выкуп составлял сто верблюдиц или 1333 динара. Тяжелый выкуп уплачивался, если убийство совершено на священной земле Мекки или во время священных месяцев или же если убит член семьи, состоящий в таком родстве с виновным, что между ними невозможен брак[12]. На современном этапе развития мусульманского права в некоторых государствах, размер выкупа несколько изменен.

Если убийца неизвестен, то выкуп за кровь уплачивали жители деревни, аула, квартала, дома, где обнаружен труп, а также владелец земли. Если же труп убитого обнаружен в его собственном доме, то выкуп за кровь не уплачивался.

Выплата возмещения за убийство, увечье или ранение присуждается прежде всего в пользу потерпевшего, а затем право на его получение имеют его наследники в соответствии с причитающейся каждому из них долей наследства.

В случае убийства нескольких лиц, виновный может быть осужден на смерть только за смерть одного, а за убийство остальных уплачивается выкуп из его имущества. В случае же совершения убийства группой лиц, все совершившие его могут быть казнены.

Воздаяние равным (кисас) в виде членовредительных наказаний по талиону возможно только за нанесение тех ранений, которые повлекли утрату частей тела или органов, или утрату органами или частями тела их функций, что может быть определено, естественно, лишь после полного выздоровления потерпевшего. Только в этом случае может быть определена тяжесть вреда здоровью. В случае же полного выздоровления, при котором не остается следов причиненного ранения, наказание в виде воздаяния равным (кисас) исключается, что, в свою очередь, не исключает назидательного наказания (тазир).

За нанесение ранения установлена ответственность кисас в виде членовредительских наказаний по талиону, которые могли заменяться (и на практике почти всегда заменялись) выкупом за кровь в соответствии с важностью поврежденного органа. Это касается умышленного нанесения ранения. Неосторожное же всегда наказывается только уплатой выкупа.

Но, тем не менее, в теории мусульманского уголовного права возможность членовредительных наказаний присутствует. Но принцип талиона даже в теории не был последовательным, ибо такие увечья как повреждения зубов, языка, костей, половых органов, глаз не полагалось компенсировать таким же увечьем виновному в силу сложности их повторения в точности. За них всегда полагался выкуп за кровь. Не требовался талион при ранениях, нанесенных мужем жене, но требовался за ранения нанесенные мусульманином не мусульманину.

Выкуп за кровь при причинении вреда здоровью меньше, чем при причинении смерти, хотя все же полный выкуп (100 верблюдов) в соответствии с классическим правом мог быть истребован за ампутацию таких частей тела и органов, которыми человек обладает в единственном числе, а также органов чувств. То же самое имеет место если кто-либо лишит другого обоих парных органов или частей тела, а также десяти пальцев. За ампутацию же одного парного органа или части тела платится половина дийа, например, за одну ногу - пятьдесят верблюдов; а за один палец - десятая часть дийа, то есть десять верблюдов. За каждую фалангу пальца платится третья часть того выкупа, который полагается за весь, то есть одну тридцатую полного дийа. За один зуб платится одна двадцатая полного выкупа. Повреждения и ранения, не сопряженные с ампутацией органа или части тела, оцениваются судом сообразно их серьезности в каждом конкретном случае[13].

В случае нанесения ранения, повлекшего утрату функций органа или части тела без его ампутации, требуется уплата выкупа в размере половины суммы, требуемой за его утрату.

Поскольку данное преступление посягает, по шариату, на права частных лиц, то виновный зависит от воли потерпевшей стороны, которая может простить его, требовать его казни или выкупа за кровь. Государство же само не принимает решения о наказании виновного, но исполняет волю потерпевшей стороны. Р.Шарль так говорит об этом: «Право на наказание выступает в качестве своеобразной собственности потерпевшего, который может отказаться от этого права, воздержавшись от какого бы то ни было преследования правонарушителя или заключить сделку с обидчиком, приняв от него цену крови - дия»[14].

Коран придает огромное значение праву возмездия, называя его “источником жизни”. Причины этого очевидны. Во-первых, это право принадлежит индивиду, а не обществу или же государству, что приводит к глубокому и далеко идущему изменению во всей юридической системе. Государство не вправе по своему усмотрению вмешиваться в конфликт, затрагивающий лишь интересы его участников. Вместо того чтобы сразу же начинать необратимый процесс государственного преследования и наказания, Ислам проявляет здесь гибкость, предоставляя возможность разрешения спора на уровне индивидов, без вмешательства бюрократической машины. Юстиция должна быть “слепой”, однако человек может принять во внимание все обстоятельства и свои личные симпатии и отказаться от права возмездия, надеясь, что Аллах в будущей жизни простит его точно так же, как он прощает своего обидчика. Лишь немногие понимают, что фактически принцип кисас в некоторых случаях позволяет сохранить преступнику даже жизнь. Конечно же, одним из основополагающих моментов является, то, что люди ни при каких обстоятельствах не должны подменять существующие законы собственным волеизъявлением.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 724; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.