КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Причина и мудрость в порицании къысас и къуссас
Перечисляя причины, по которым саляфы порицали къуссасов, имам Ибн аль-Джаузи в начале своей книги «аль-Къуссас уаль-музаккирин» упомянул: 1. Когда саляфы видели то, чего не было во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха), они это порицали и считали нововведением! 2. Истории, в которых описывается то, что происходило с предшествовавшими людьми, редко оказываются правдивыми. 3. Эти рассказы (къысас) отвлекают от того, что важнее этого, как изучение и размышление над Кораном, хадисами, и обучение религии! 4. В Коране и Сунне достаточно историй, что избавляет от нужды опираться на то, в достоверности чего есть сомнение. 5. Къуссасы вносят в свои рассказы то, что портит сердца простого народа. 6. Къуссасы не заботятся о том, чтобы рассказанное ими было правильным и достоверным. См. “Тахзир аль-хаууас” 82-83. Также имам Ибн аль-Джаузи сказал: “Проблема в том, что къуссасы обращаются в своих речах к невеждам из числа простого народа, которые по своему положению подобны животным, не порицающим то, что слышат. Они выходят (от къуссасов) и говорят: «Сказал ученый (‘алим)!» Ведь ученый для простого народа это тот, кто выступает на минбаре!” См. “Тахзир аль-хаууас” 85. Сказавший это Ибн аль-Джаузи, жил 900 лет назад, и что удивительно, именно так говорят многие люди и в наши дни, которые не в состоянии отличить истинного ученого от мыслителя, проповедника и рассказчика, приводя в качестве довода учености кого-то то, что он пишет книги, выступает перед людьми и т.п. И примером этому также является то, что на уроках больших ученых можно увидеть лишь десятки посетителей, тогда как на уроках къуссасов можно увидеть сотни и даже тысячи человек, среди которых как и мужчины всех возрастов, так и женщины. Также из причин опасности открытия дверей для рассказов и рассказчиков то, что это может привести к гибели самих къуссасов, которые будут обладать известностью и славой, по причине чего превознесутся обольщенные количеством последователей, однако при этом, не обладая знаниями, поведут своих последователей к заблуждению. Шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади говорил: “И было сказано, что непозволительно къуссасам и увещевателям рассказывать къысас и увещевать, кроме как с веления правителя мусульман, а иначе они впадут в высокомерие. И также причина запрета в том, что правитель лучше знает о пользе для людей, и не поручает это (увещевание людей) тому, кто может принести вреда больше, чем пользы. Иначе обстоит дело с тем, кто сам себя выдвинул для этого (увещевания людей), так как вреда от него может быть больше, и он может совершать это из-за высокомерия и проявляя показуху, поэтому необходимо обезопаситься от него!” См. «‘Аунуль-Ма’буд» 10/101. Также саляфы порицали къуссасов по той причине, что зачастую многие из них выдумывали хадисы, а умеренные из них даже если и не выдумывали хадисов, однако не разбирались в их достоверности, приводя все, что именовалось хадисами. Поэтому многие имамы составляли отдельные труды, в которых разъясняли слабость и лживость хадисов, распространенных на устах людей по причине къуссасов. Среди таких работ можно выделить труд «Ахадис аль-къуссас» (Хадисы рассказчиков), шейхуль-Ислама Ибн Таймии. Имам Ибн аль-Джаузи говорил: “К большинству бед, связанных с выдуманными хадисами, причастны къуссасы!” См. “аль-Мауду’ат” 1/44. Хафиз аль-‘Иракъи говорил: “Затем, поистине, они (къуссас) приводят от посланника (мир ему и благословение Аллаха) хадисы, не разбираясь в их достоверности и слабости”. См. “Тахзир аль-хаууас” 35. Имам Ибн Къутайба говорил: “Поистине, къуссасы обращают лица простых людей в свою сторону, и те начинают распространять от них отвергаемые и ложные хадисы. Ведь из числа поступков простого народа то, что они сидят у къуссасов (слушая их), так как их хадисы очень странные и интересные, или же они смягчают сердца и вызывают слезу из глаз”. См. “Тауиль мухталиф аль-хадис” 357. В качестве примера невежества рассказчиков и посвящением себя тому в чем нет пользы можно привести историю о том, как пользовавшийся популярностью рассказчик своего времени по имени Абу Ка’б однажды сказал: “Имя волка, который съел пророка Юсуфа, было Хаджун!” Когда же ему сказали: “Поистине, пророка Юсуфа волк не съедал!” Он сказал: “И все же, это имя волка, который не съел Юсуфа”. См. “Ахбаруль-хамкъа” 116. Обратите внимание на невежество и отсутствие знаний у этого рассказчика, не знавшего толком Книгу Аллаха, по причине чего выдумавшего то, что противоречило действительности! И именно по причине того, что къуссасы зачастую выдумывают различные события и даже хадисы, имам Ахмад говорил: “Самые лживые из людей, это къуссасы и попрошайки!” ат-Туртуши в “аль-Хауадис” 112. И нам становится ясно, что къуссасы подвергают смуте и искушению в первую очередь самих себя. Ведь шайтан наущает проповедника, у которого большая аудитория, и он не может уже остановиться и делает свои увещевания более интересными, снабжая их различными рассказами, так как ему кажется, что лишь Кораном и Сунной не удержать такую аудиторию, и он начинает опасаться уменьшения количества слушающих его. Шайтан наущает ему, что если он будет читать им аяты Корана и рассказы, содержащиеся в Коране, то люди могут сказать, что они Коран могут прочитать и сами, после чего им наскучит его увещевание. Также дело обстоит и с Сунной, которую такой проповедник считает недостаточной, поэтому прибегает к рассказам, которые люди не слышали, чтобы их заинтересовать. Также нам стало ясно, что увлечение с помощью къысас отдаляет от полезного знания, от изучения Корана и Сунны! Имам аш-Шафи’и говорил: “Приверженцы нововведений внесли в религию ересь, которая называется «тагъбир» (вид стихов). С помощью этого они отвращают от Корана”. Абу Ну’айм 9/136. Точно также и къуссасы своими рассказами отдаляют от полезного знания, как понимание религии, вопросы дозволенного и запретного, вопросы с вязанные у вероубеждением, с обрядами поклонения и т.п. Следует усвоить, что истинные знания религии приобретаются с трудом, и нет в них легкости. И сущность большинства людей такова, что им не хочется утруждать себя получением шариатских знаний. Люди могут часами слушать истории, и это не наскучит им, тогда как чтобы получить истинные знания необходимо усердие, и эти знания требуют от человека большего, чем обычное удивление, восхищение, слезы и т.п. Они требуют от человека подчинения и поклонения на основе знаний и твердых убеждений, а не на основе чувств и эмоций. Также зачастую современные къуссасы затрагивают серьезные политические вопросы, касающиеся исламской общины, упоминая вместе со своими рассказами о том или ином важном событии, которое им не следовало бы изначально упоминать и вносить это в массу людей. Ведь Всевышний Аллах запретил это мусульманам, сказав: «Когда до них (мусульман) доходит весть о безопасности или опасности, они разглашают это. Если бы они обратились с этим к посланнику и обладающим влиянием среди них, то об этом от них узнали бы те, которые могут исследовать это» (ан-Ниса 4: 83). Что же касается «обладающих влиянием среди мусульман», которым Аллах доверил решение важных вопросов общины, то это ученые и правители мусульман! См. “Тафсир Ибн Аби Хатим” 5688, “Тафсир аль-Багъауи” 2/255, “Тафсир Ибн ‘Адиль” 6/522, “Тафсир Ибн ‘Атыйя” 2/85. Но, к сожалению, в наши дни решают всеобщие дела не правители мусульман и ученые, а къуссасы! И наконец, такой метод в призыве, как использование къысас, является противоречащим тому, на чем были пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники!
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |