Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценообразование и лидерство в ценах




Если происходит отток или приток потребителей на рынке, то это ощуща­ет отрасль в целом под воздействием понижения или повышения цен всеми товаропроизводителями. В зависимости от направления динамики цен потребители будут искать способы удовлетворения своих потреб­ностей: то ли путем расширения объема закупок товара данной отрас­ли, то ли других отраслей. С другой стороны, понижение или повыше­ние цен одним из товаропроизводителей на свою продукцию может выз­вать безразличное отношение конкурентов. В таком случае повышение цены приведет к сокращению доли общего объема продаж товаропроиз­водителя, который воспользуется такой возможностью. Понижение цены, напротив, позволит ему расширить объем продаж данного товара за счет покупателей других конкурентов. В реальной действительности, в зависимости от конкретно складывающихся обстоятельств поведение конкурентов в качестве ответной реакции на действия одного из олигополистов может быть весьма разнообразным.

Однако наиболее достоверной реакцией можно считать то, что понижение цены кем-либо из конкурентов вызовет стремление у ос­тальных конкурентов выровнять свои цены, т.е. понизить их с целью недопустить расширение рынка продаж конкурента-инициатора пониже­ние цен за счет других конкурентов. В то же время понижение цен од­ним из товаропроизводителей, как правило, конкуренты оставляют без внимания. Однако такое игнорирование повышения цен со стороны кон­курентов связано с надеждой расширить свои доли в общем объеме продаж за счет того из олигополистов, который рискнул поднять цену на свой продукт.

В январе индекс потребительских цен на бензин автомобильный составил 98,4%, индекс цен производителей - 81,7%.

В таблице 4 представлена динамика потребительских цен и цен производителей на бензин.

 

Таблица 4

Динамика потребительских цен и цен производителей на бензин

(в процентах)

  К предыдущему месяцу Справочно январь 2004г. к декабрю 2003г.
декабрь 2004г. январь 2005г.
Индекс потребительских цен      
на бензин автомобильный 98,3 98,4 100,5
в том числе:      
марки А-76 (АИ-80 и т.п.) 98,4 98,3 100,4
марки АИ-92 (АИ-93 и т.п.) 98,2 98,3 100,5
марки АИ-95 и выше 98,3 98,7 100,6
Индекс цен производителей      
на бензин автомобильный 93,3 81,7 97,9
в том числе:      
марки А-76 (АИ-80 и т.п.) 94,1 83,6 98,8
марки АИ-92 (АИ-93 и т.п.) 91,8 79,6 96,8
марки АИ-95 и выше 97,5 79,7 98,4
Справочно Индекс потребительских цен на товары и услуги 101,1 102,6 101,8
Индекс цен производителей промышленных товаров 100,1 99,8 104,0

 

В январе снижение потребительских цен на бензин автомобильный было отмечено в 64 субъектах Российской Федерации. Самым значительным оно было в Республике Тыва - на 7,1%. По сравнению с предыдущим месяцем цены на бензин остались без изменения в 19 субъектах Российской Федерации. Увеличение цен на бензин наблюдалось в 6 субъектах Российской Федерации, в том числе в Чукотском автономном округе - на 6,9%.

В Москве потребительские цены на бензин за прошедший месяц в среднем снизились на 3,2%, Санкт-Петербурге - на 1,1%.

В январе цены производителей на бензин автомобильный снизились на 18,3%. Производство бензина стало дешевле в 17 субъектах Российской Федерации (от 2,3% в Ленинградской области до 28,2% в Ярославской области). На уровне декабря сохранились цены на бензин в Сахалинской области, а в Республике Саха (Якутия) они выросли - на 3,8%.

В январе цены производителей на нефть снизились на 13,9%, а тарифы на ее перекачку трубопроводным транспортом выросли - на 9,4%.

Это говорит о том, что за период 2003-2004 гг. олигополистические компании вели политику сдерживающих цен. Но, несмотря на это, повышение цен на бензин в 2004 году увеличило цены на потребительские товары и услуги (рис.3).

Рис.3. Индексы потребительских цен и цен производителей по Российской Федерации

 

Предполагается, что рост производства нефти будет ниже планируемого уровня в 2005 году из-за нехватки экспортных средств обслуживания. Согласно аналитикам, он будет составлять не более 8 процентов. Насчет цен прогноз благоприятный. В рамках инвестиций, ЛУКойл кажется теперь самым привлекательным, оценивая свои акции в 30.15 $. В то же время, по мнению аналитиков, нужно быть осторожным с акциями Сургутнефтегаза, поскольку структура акционерного капитала этой компании неясна в настоящее время. Согласно аналитикам, российские нефтяные компании показали весьма положительные результаты в 2004 году. Рост производства нефти равен 11 процентам. Несмотря на проблемы с главными акционерами, ЮКОС стал компанией номер один, судя по цифрам, говорящим о производстве нефти компанией - 80.7 миллионов тонн. ЛУКойл на втором месте, с 78.9 миллионами тонн добытой нефти. Дальнейшее развитие промышленности будет зависеть от изменений в налоговом законодательстве. По мнению экспертов, большие налоги могут замедлить инвестиционные программы российских нефтяных компаний.[20]

Циклическое чередование позиций фирм-олигополистов в России позволяет им сбалансировать свои интересы и фактически выступать единым фронтом против антимонопольных механизмов. Наиболее изощ­ренной формой тайных сговоров являются так называемые джентельменские соглашения, которые заключаются в устной форме в непринужденной обстановке за рамками рабочего времени и которые весьма трудно выявляются с целью предъявления иска. Конечно, тайные согла­шения о ценах требуют от его участников взаимного доверия и готов­ности пойти на компромиссы и уступки, чтобы добиться балансированности интересов ее участников.

В реальной действительности имеются между олигополистами существенные расхождения, как в издержках, так и в эластичности спроса на их продукцию, кроме того, они могут намечать различные целевые установки, что обуславливает далеко нерыночное их поведе­ние. Кроме того, в рамках тайных соглашений, которые фактически бло­кируют ценовую конкуренцию, могут развиваться неценовые формы кон­куренции, сопровождаемые предоставлением скрытых скидок и дополни­тельных услуг, улучшением форм обслуживания клиентов, обеспечением наилучшим после сбытовым обслуживанием. В частности предоставление скидок может привести к ценовой войне между олигополистами, так как нарушение одним из участников джентельменскогоили иного нео­фициального соглашения может вызвать ответную реакцию всех или нескольких олигополистов.

Таблица 5

Индексы цен производителей по отраслям экономики в 2004 году

(в процентах)

Код по ОКОНХ   К предыдущему месяцу Сентябрь 2004г. в % к декабрю 2003г.
июль август сентябрь
  Промышленность 101,2 101,5 102,0 123,3
  электроэнергетика 100,0 100,2 100,1 111,5
  топливная промышленность 102,7 104,3 106,8 154,2
  черная металлургия 99,5 100,0 101,5 155,3
  цветная металлургия 102,0 103,6 96,7 108,1
  химическая и нефтехимическая промышленность 101,7 101,3 102,5 117,7
  машиностроение и металлообработка 101,2 100,6 101,0 113,0
  машиностроение 101,0 100,6 100,8 112,5
  лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность 100,8 101,0 100,8 109,3
  промышленность строительных материалов 101,3 100,6 100,4 114,3
  стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность (без производства медицинских изделий) 100,5 101,1 100,8 113,6
  легкая промышленность 100,1 100,1 100,7 106,3
  пищевая промышленность 100,7 100,4 100,8 108,8
  микробиологическая промышленность 98,6 98,4 100,8 102,0
  мукомольно-крупяная промышленность 96,5 96,0 97,1 104,1
  комбикормовая промышленность 100,0 93,7 95,2 113,6
  медицинская промышленность 99,9 100,7 99,8 99,3
  полиграфическая промышленность 100,3 100,3 101,6 102,8
  Сельское хозяйство 98,5 99,6 100,0 107,5
  растениеводство 98,2 97,4 97,0 110,1
  животноводство 98,8 101,2 102,2 105,7
  Строительство 101,3 101,4 101,3 110,5

 

Олигополии в России устанавливают цены, и мелкие компании не могут продавать свою продукцию выше цен компаний - олигополистов. Так, наибольшее повышение цен в 2004 году по сравнению с 2003 годом наблюдается в топливной промышленности, черной металлургии.

Поведение олигополистов в России в рамках тайных соглашений предоп­ределяется необходимостью выбора золотой середины. С одной сторо­ны, они вынуждены слишком в больших масштабах максимизировать при­быль, ибо это будет провоцировать вступление в данную отрасль но­вых конкурентов, так и привлекать внимание контролирующих органов, ответственных за соблюдение антитрестовского законодательства. С другой стороны, получение умеренной экономической прибыли либо сведение ее к нулевому значению позволяет олигополистамблокиро­вать проникновение в эту отрасль новых производителей.

Таким образом, лидерство в ценах - это одна из форм рыночного поведения фирм - олигополистов, при которой все конкуренты на данном рынке следуют в фарватере ценовой политики ведущей или господствующей фирмы олигополиста. Речь идет о том, что наиболее крупная или наи­более эффективная в отрасли компания выбирает наиболее подходящий момент и место для изменения цены, тогда как все остальные фирмы - олигополисты автоматически следуют этому изменению. В данном случае фактически отсутствует ценовая конкуренция, несмотря на то, что и не имеет место тайный сговор, возможность последнего не иск­лючается полностью.

Однако, когда мы говорим о «лидерстве в ценах», то предпола­гаем, что никаких соглашений или каких-либо договоренностей между фирмами не имеется. И, тем не менее, согласование действий олигопо­листов, несмотря на закамуфлированный характер, в определенном смысле происходит открыто. Ценовой лидер, высказывая публично те или иные намерения в отношении предполагаемого изменение цены, как бы будит реакцию остальных товаропроизводителей. Ответная реакция конкурентов на зондирование лидера отрасли служит своего рода сиг­налом к осуществлению либо воздержанию от тех или иных мероприя­тий. Особенность поведения ценового лидера заключается в том, что он, как правило, не реагирует на незначительные колебания в усло­виях издержек и спроса.

Изменение цен происходит только в том случае, если имеют место заметные отклонения в стоимости или иных факторов производс­тва или изменения в условиях функционирования предприятия либо вы­пуска продукции. Наконец, цена на олигополизированномрынке может формироваться на основе учета средних общих издержек производства, к которым прибавляется надбавка обычно в размере определенного процента. В дальнейшем мы будем использовать термин «средние из­держки»,под которыми в долгосрочном периоде следует понимать всю совокупность издержек, так как деление издержек на постоянные и переменные приемлемо лишь для краткосрочного периода. В связи с тем, что издержки производства изменяются под влиянием масштаба производства, в качестве исходного уровня берется средний предпо­лагаемый объем выпуска продукции в рамках определенного периода времени. Это обуславливает далеко не полную загрузку производствен­ных мощностей.Однако показатель загрузки производственных мощнос­тей (например, 75-80%) включает в себя не только составляющую ос­нову масштаба производства для расчета цены, но определенный про­цент резервных мощностей как непременное условие для расширения производства в случае необходимости, и для его обновления.

Расчетная цена, образованная на основе средних издержек про­изводства и определенной процентной надбавки в качестве экономи­ческой прибыли, служит своего рода стандартной ценой для проведе­ния ценовой политики, которая призвана учитывать действительную или возможную конкуренцию, финансовую-экономическую и рыночную конъюнктуру, стратегические цели и прочие обстоятельства. В заклю­чение следует отметить, что подобная рода форма ценообразования в основном присуща для фирм с высокой степенью дифференциации и ди­версификация выпускаемой продукции, что выступает значительным препятствием для точного определения спроса и издержек по каждому отдельно взятому изделию.

Цены на бензин постоянно растут, что вызывает подорожание других продуктов и недовольство населения.

Цены на нефть на мировом рынке сейчас растут, пользуясь этим, нефтяные компании увеличивают экспорт. На внутреннее потребление отпускается все меньше нефтепродуктов, цена на них, естественно, также растет. На рынке цена складывается по воле таких крупных компаний как ЮКОС, Лукойл – олигополисты современной России.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.