Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценообразование в условиях олигополии




Олигополистический рынок — тип рыночной структуры, характеризующийся затрудненным проникновением в отрасль и наличием стратегического взаимодействия немногочисленных фирм, конкурирующих за объем продаж. Олигополистический рынок может быть представлен как стандартизированным (чистая олигополия), так и дифференцированным продуктом (дифференцированная олигополия).

Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. Почти все технически сложные отрасли промышленности: металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др., имеют именно такую структуру. Олигопольный рынок достаточно многообразен. Обычно выделяют два основных его вида: жесткую олигополию (при которой 3-4 фирмы занимают весь рынок данного продукта) и мягкую, расплывчатую, неплотную олигополию (при которой в отрасли существует ядро из 6-7 крупнейших фирм, занимающих до 80% рынка, и множество остальных фирм "конкурентного окружения", которые работают с оставшимся отраслевым спросом). Дуополия - частный пример олигополии, когда на рынке (в отрасли) представлены только две фирмы-конкурента.

Из немногочисленности фирм в условиях олигополии вытекает проблема взаимного влияния фирм друг на друга. Т.о. олигополист должен считаться не только с реакцией покупателя, но и с своих конкурентов.

Универсальной теории олигополии не существует, поскольку реакция со стороны конкурентов на то или иное действие олигополиста может быть очень различной. Каждому предположению о характере этой реакции соответствует своя модель. Можно выделить три возможных направления поведения фирмы на рынке олигополии:

1. Нескоординированная олигополия, при которой фирмы не вступают ни в какие контакты друг с другом и не пытаются сознательно найти точку устраивающего всех равновесия. Модели поведения нескоординированного поведения фирм:

Реакция: Стратегическая переменная
Объем выпуска Цена
Одновременно Курно Чемберлина Ломаной кривой спроса Бертрана Модель ценового лидера
Последовательно Штакельберг Форхаймер

Если на рынке имеются две фирмы, производящие однородный продукт, то существуют четыре переменные, представляющие интерес: цена, назначаемая каждой фирмой, и объемы выпуска, производимые каждой фирмой. Когда одна фирма принимает решение о цене и объеме выпуска, ей может уже быть известен выбор, сделанный другой фирмой. Если одна фирма начинает устанавливать цену раньше другой, первую фирму называют ценовым лидером, а вторую — ценовым ведомым. Аналогично одна фирма может первой выбирать объем выпуска, и в этом случае она является лидером по объему выпуска, а другая фирма — ведомым по объему выпуска. В указанных случаях стратегические взаимодействия образуют последовательную игру [1]. С другой стороны, когда одна фирма делает свой выбор, выбор, сделанный другой фирмой может быть ей неизвестен. В этом случае, чтобы самой принять разумное решение, она должна догадаться о том, каков выбор другой фирмы. Это одновременная игра. И снова существуют две возможности: фирмы могут одновременно выбирать цены или объемы выпуска. Данная классификационная схема дает четыре возможных варианта взаимодействия: лидерство по объему выпуска, лидерство в ценообразовании, одновременное установление объемов выпуска и одновременное установление цены. Каждый из этих типов взаимодействия порождает свой набор стратегических проблем.

2. Сговор (картель) фирм – кооперативная игра, ориентирующихся не на достижение равновесия Курно, а на долгосрочное монополистическое равновесие с последующим разделом монополистической прибыли (более высокой, чем прибыли олигополистические) между участниками.

3. «Игра по правилам», при которой фирмы сознательно делают свое поведение понятным и предсказуемым для конкурентов, чем облегчают достижение равновесия в отрасли. Сюда относят:

- ценообразование по принципу «издержки плюс» - решает проблему определения реальной наценки в условиях неопределенности рыночной конъюнктуры,

- ценообразование за лидером (квазимонополия).

 

Взаимное влияние поведения олигополистов друг на друга иллюстрирует модель ломаной кривой спроса, предложенная независимо П. Суизи, а также Р. Хитчем и К. Холлом в 1939 г. для объяснения относительной стабильности цен на продукты олигополистических отраслей по сравнению с товарами конкурентных отраслей.

Модель ломаной кривой спроса олигополиста подразумевает, что олигополист при снижении или увеличении цены и последующих действий конкурентов «перемещается» с одной кривой спроса на другую, вследствие чего на его общей линии спроса образуется «надлом» в точке пересечения двух альтернативных линий спроса.

Пусть изначально фирма выбрала цену Р1 и объем производства Q1. Если фирма снизит цену на свой товар, а конкуренты последуют ее примеру, то рассматриваемый нами производитель может рассчитывать, что его объем продаж вырастет в меньшей степени, чем в том случае, если бы конкуренты сохранили свои цены без изменения. Конкуренты же, скорее всего, снизят цену с тем, чтобы потерять как можно меньше своих покупателей. Следовательно, при ценах ниже Р1 линией спроса будет отрезок линии D1. Если фирма повысит цену, то разумно предположить, что конкуренты не последуют за ней и объем продаж увеличится меньше, чем при совместном повышении цен. Тогда при ценах выше Р1 линия спроса фирмы пойдет по отрезку линии D2. Единая кривая спроса, которая учитывает оба сценария развития, окажется с изломом в точке 1. На графике она выделена жирным поверх пунктирных линий спроса D1 и D2. Предполагая, что конкуренты будут вести себя рационально, фирма будет воздерживаться от изменения первоначальной цены Р1. И только значительное изменение затрат может склонить фирму к изменению цены. Это объясняется формой кривой предельного дохода фирмы (эта кривая проходит через точки 2345). Ломаной линии спроса соответствует разрывная ломаная линия предельного дохода (разрыв соответствует точке 1. Если кривая предельных затрат (МС), которую можно провести на этом же графике, пересечет линию предельного дохода в точке вертикального участка (34), то оптимум фирмы будет достигаться при цене Р1 и объеме выпуска 01. Таким образом, сдвиг кривой предельных затрат (МС) выше или ниже этого положения не повлечет за собой изменения оптимальной комбинации цены и объема выпуска, если точка пересечения с линией предельной выручки не выйдет за пределы отрезка 34. => олигополисты будут стремиться реагировать на изменение рыночной конъюнктуры скорее объемом выпуска при относительно жестких ценах.

Модель Бертрана отражает протекание олигополистических ценовых войн. Ценовая война – цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигопольном рынке фирмами. Дуополисты Бертрана исходят из предположения о независимости цен, т.е. цена, назначенная соперником, является для дуополиста константой. Обратим внимание на то, что цена никогда не может быть меньше предельных издержек, поскольку иначе каждая из фирм увеличила бы свою прибыль, начав производить меньше. Поэтому рассмотрим случай, когда цена больше предельных издержек. Предположим, что обе фирмы продают выпуск по некоторой цене , которая выше предельных издержек. Рассмотрим позицию фирмы 1. Если она снизит свою цену на любую малую величину e и если другая фирма сохранит свою цену на уровне , то все потребители захотят покупать продукт у фирмы 1. Снизив цену на произвольно малую величину, эта фирма сможет увести у фирмы 2 всех покупателей. Если фирма 1 действительно думает, что фирма 2 назначит цену , большую, чем предельные издержки, ей всегда будет выгодно снизить цену до — e. Но фирма 2 может рассуждать точно так же! Следовательно, в равновесии не может существовать никакая цена, которая была бы выше предельных издержек; единственно возможное равновесие — конкурентное

Парадоксальный вывод модели - фирмы будут назначать цену, равную предельным издержкам, как и фирмы в условиях совершенной конкуренции- назван парадоксом Бертрана. Модель Бертрана имеет два разумных исхода:

кооперативный, подразумевающий достижение фирмами соглашения, при котором они взимают монопольную цену и обслуживают каждый по половине спроса потребителей;

конкурентный, при котором фирмы действуют некооперативно и устанавливают цену на уровне предельных издержек.

Модель Курно (дуополии) была представлена в 1838 г. французским экономистом Огюстеном Курно. Дуополия - это ситуация, когда на рынке конкурируют друг с другом только две фирмы. Каждая фирма-олигополист стремится максимизировать свою прибыль исходя из предпосылки о том, что ее соперники сохранят теку­щий уровень выпуска, т.е. считают выпуск соперника заданным. Фирмы выбирают объем выпуска, действуя одновременно и как бы независимо друг от друга, что обусловле­но предполагаемой однократностью взаимодействия.

Начнем с предположения о том, что согласно ожиданиям фирмы 1 фирма 2 произведет A единиц выпуска. (Буква e обозначает ожидаемый выпуск). Если фирма 1 решит произвести y1 единиц выпуска, то согласно ее ожиданиям общий произведенный объем выпуска составит Y = y1 + и будет продан по рыночной цене p (Y) = p (y 1 + ). Задача максимизации прибыли для фирмы 1 тогда принимает вид max p (y 1 + ) y 1c (y 1).

Т.к линейная кривая отраслевого спроса Р = а — bQ, где Q = q1 + q2, то с учетом деления издержек на постоянные и переменные прибыль каждой фирмы будет равна:

Ука­занные уравнения представляют собой множество комбинаций выпусков дуополистов (независимых переменных функции при­были), обеспечивающих каждому дуополисту одну и ту же вели­чину прибыли. Это — уравнения так называемых изопрофитных кривых, или кривых равной прибыли. Изопрофитные кривые — это своего рода кривые безразличия. Семейства таких изопрофитных кривых для каждой из фирм дуо­полии, производящих товары-субституты, изображены на рисунке:

Изопрофитные кривые, обладают следующими свойствами:

1. Они вогнуты к оси, вдоль которой откладывается выпуск соответствующей фирмы (так, изопрофиты фирмы 1 вогнуты к горизонтальной оси, вдоль которой мы отложили выпуск q1, а изо­профиты фирмы 2 - к вертикальной оси, вдоль которой отложен выпуск q2).

2. Чем дальше от оси выпуска фирмы отстоят ее изопрофит-ные кривые, тем меньший уровень прибыли они отображают.

3. Высшие точки расположенных друг над другом изопрофит­ных кривых фирм-дуополистов смещены к оси выпуска соперни­ка. Так, для фирмы 1 эти точки последовательно смещаются влево (для фирмы 2 — вправо). Это объясняется тем, что чем выше выпуск одной из фирм (фирмы-соперника), тем меньше выпуск другой и тем меньше прибыль последней.

При любом данном мнении относительно объема выпуска фирмы 2, для фирмы 1 будет существовать некий оптимальный выбор объема выпуска y1. Запишем эту функциональную взаимосвязь между ожидаемым выпуском фирмы 2 и оптимальным выпуском фирмы 1 как y 1 = f 2(). Данная функция есть просто функция реакции, ранее исследованная в этой главе. В нашей первоначальной трактовке функция реакции показывала выпуск ведомого как функцию от выбора объема выпуска лидером. В рассматриваемом случае функция реакции показывает оптимальный выбор одной фирмы как функцию ее ожиданий в отношении выбора другой фирмы. Хотя интерпретация функции реакции в двух этих случаях и различна, ее математическое определение совершенно одинаково.

Чтобы вывести функцию реакции или определить оптимальный объем выпуска, необходимо найти производную функции прибыли для каждой фирмы и вывести уравнение:

и

Подобным же образом можно вывести кривую реакции фирмы 2 (y 2 = f 2()), показывающую оптимальный выбор объема выпуска фирмы 2 при данных ожиданиях в отношении объема выпуска фирмы 1.

Вспомним теперь, что каждая из фирм выбирает свой объем выпуска, предполагая, что выпуск другой фирмы будет равен соответственно или . Для произвольных значений и это произойти не может вообще говоря, оптимальный объем выпуска y1 фирмы 1, будет отличаться от ожидаемого фирмой 2 объема выпуска фирмы 1.

Поищем такую комбинацию объемов выпуска (, Ошибка! Не указан аргумент ключа.), чтобы при предположении о том, что фирма 2 производит C, оптимальный объем выпуска для фирмы 1 составил , а оптимальный объем выпуска для фирмы 2 при предположении, что фирма 1 по-прежнему производит , составил D. Другими словами, выбор объемов выпуска (, E) удовлетворяет уравнениям = f1() и = f2(). В результате получим:

q1* = q2* = , отраслевой объем выпуска: Q* = , P =

? самостоятельно рассмотрите решение для олигополистической отрасли с n фирмами

Такая комбинация объемов выпуска известна как равновесие по Курно - каждая из фирм максимизирует свою прибыль при данных ожиданиях относительно выбора объема выпуска другой фирмой, и, более того, эти ожидания в равновесии сбываются. В равновесии по Курно ни одна из фирм не сочтет для себя выгодным изменить объем выпуска, как только обнаружит, каков выбор, фактически сделанный другой фирмой. Равновесие по Курно — это просто пара объемов выпуска, при которых пересекаются две кривые реакции. В такой точке каждая фирма производит объем выпуска, максимизирующий ее прибыль при заданном выборе объема выпуска другой фирмы.

Такой тип рыночного равновесия, в котором ни одна из фирм не хочет в одностороннем порядке изменить свой выбор, поскольку он оказывается наилучшим (с точки зрения преследуемых ею целей) ответом на поведение соперников, называется равновесием по Нэшу.

Если бы в отрасли с данной кривой спроса действовали кон­курентные фирмы с такими же издержками, то равновесный отраслевой выпуск Q* = а Р = с. А если бы в отрасли с данной кривой спроса существовала чи­стая монополия, ее равновесный выпуск Q*= производимый при , а Р = . Та­ким образом, при прочих равных условиях отраслевой выпуск в дуополии Курно оказывается выше монопольного, а равновесная цена продукции, соответственно, ниже монопольной.

Если две фирмы сговорились, то они строят кривую контракта. Она показывает различные сочетания объемов производства двух фирм, которые максимизируют прибыль. Тайный сговор значительно выгоднее для фирм, чем не только совершенное равновесие, но и равновесие Курно, так как они будут производить меньше продукции, а цену установят выше.

 

Картель. Если прибыль отрасли максимизируется, то предельная прибыль от производства большего объема выпуска для любой фирмы должна быть одинаковой. Это означает, что изопрофитные кривые должны касаться друг друга в точках объемов выпуска, максимизирующих прибыль.

При картельном соглашении олигопольный рынок становится монопольным и процессы ценообразования и определения объемов производства на нем полностью совпадают с правилами, действующими на рынке чистой монополии. Основная проблема картелей заключается в оппортунистическом поведении отдельных его членов. Ярким примером могут послужить страны ОПЕК: договариваясь об ограничении добычи нефти для повышения цен, каждый участник стремится нарушить квоты и продать как можно больше продукции по сложившейся высокой цене. Можно утверждать, что чем выше будет цена, тем больше стремление у участников картеля нарушить уговор. Более надежной формой картельных соглашений выступает договор о размежевании рынков сбыта, при котором каждому участнику определяется некоторая доля (или территория) рынка, соответствующая его производственным мощностям.

В современной экономике картельные соглашения распространены незначительно, поскольку, с одной стороны, являются законодательно запрещенными, с другой - приводят к столкновению интересов фирм-участников. Насколько шатким может оказаться сговор доказывает теория игр.

Фирма 2 Фирма 1 Назначает $3 Назначает $5
Назначает $3 $10 млн $10 млн $6 млн $18 млн
Назначает $5 $18 млн $6 млн $15 млн $15 млн

Если обе фирмы назначат одинаковые цены, то их прибыли также будут одинаковы (по $10 млн при цене S3 за штуку и по $15 млн при цене $5. Таким образом, в данной ситуации имеется побудительный мотив к сговору, но также и стремление к обману соперника. Если одна из фирм назначит низкую цену, а другая — высокую, то их прибыли будут сильно различаться: фирма, имеющая низкую цену получает $18 млн, а фирма, имеющая высокую цену, — $6 млн. Если фирмы могут действовать сообща, то ясно, что они обе назначат высокуецену. Если же каждая фирма действует независимо, стремясь максимизировать только свою собственную прибыль, то каждая установит цену более низкую вне зависимости от того, что будет делать, по ее мнению, другая фирма. У каждой фирмы есть желание сбить цены своим конкурентам, зная, что конкуренты стремятся к тому же. Какого бы ни было желание сотрудничать, каждая фирма беспокоится (и не без основания), что если она будет конкурировать пассивно, ее соперник может конкурировать агрессивно, захватывая львиную долю рынка. В итоге молчаливый сговор недолговечен. Здесь изначально заложено недоверие друг к другу, и поэтому в любой момент может начаться олигополистическая война.

 

В случае лидерства по объему выпуска одна из фирм делает свой выбор раньше другой. Иногда такую модель взаимодействия называют моделью Стэкельберга в честь первого экономиста, который подверг систематическому исследованию взаимодействия по типу "лидер-ведомый"[2]

Предположим, что фирма 1 — лидер и что она решает производить объем выпуска y1. Фирма 2 в ответ на это выбирает объем выпуска y2 Ошибка! Не указан аргумент ключа.. Каждая из двух фирм знает, что равновесная цена на рынке зависит от общего произведенного объема выпуска. Воспользуемся обратной функцией спроса p(Y), чтобы выразить равновесную цену как функцию отраслевого выпуска Y = y1 + y2

Какой объем выпуска следует выбрать лидеру, чтобы максимизировать свою прибыль? Ответ зависит от того, какова, по мнению лидера, будет реакция ведомого на сделанный им выбор. Лидер, по-видимому, должен ожидать, что ведомый также попытается максимизировать прибыль при данном выборе, сделанном лидером. Чтобы лидер мог принять разумное решение в отношении собственного производства, он должен рассмотреть задачу максимизации прибыли ведомого.

Необходимо отметить следующий важный момент: выбор объема выпуска, максимизирующий прибыль ведомого, будет зависеть от выбора, сделанного лидером. Функция y2 = f2(y1) представляет максимизирующий прибыль выпуск ведомого как функцию объема выпуска лидера. Эта функция называется функцией реакции, так как показывает, как будет реагировать ведомый на выбор объема выпуска лидером.

Подставим уравнение функции реакции фирмы 2 (последователя) - p(y1 + y2) = a — b(y1 + y2), в уравнение прибыли лидера (PR = Pq1 – TC(q1)), получив при этом:

или:

отсюда равновесный выпуск лидера:

Равновесный выпуск последователя находим, подставив най­денное значение выпуска лидера в уравнение функции реакции фирмы 2

Равновесие по Стэкельбергу. Фирма 1, лидер, выбирает ту точку на кривой реакции фирмы 2, в которой эта кривая касается самой низкой изопрофитной линии фирмы 1 из возможных, тем самым обеспечивая фирме 1 самую высокую прибыль из возможных

 


[1] Мы рассмотрим теорию игр более детально в следующей главе. Однако эти конкретные примеры целесообразно ввести здесь.

[2] Генрих фон Стэкельберг — немецкий экономист, опубликовавший в 1934 г. свою известную работу по организации рынков Markform und Gleichgewicht.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.