Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование и проведение основного этапа исследования




 

Пилотажное исследование. Оно является необходимой стадией практически любого психологического исследования. Но начинающие исследователи часто упускают из виду или пренебрегают (когда не укладываются во времени) пилотажем, или проводят его небрежно, не систематически. Это приводит к дефектам планирования основного исследования, к снижению эффективности всей последующей деятельности. Рассмотрим подробнее этот этап.

Пилотажное исследование надо отличать от пробного исследования, которое строится на основании предварительных наблюдений, догадок, интуитивных предположений о некоторой малоизученной (или вообще новой) проблеме. Пилотаж иначе называют зондирующим, разведывательным, это эмпирическое исследование, которое имеет целью формулировку вопросов в отношении объекта и предмета исследований, по которым можно фиксировать признаки изучаемого объекта в их связи с исследовательской гипотезой. Пилотаж проводится после тщательной теоретической подготовки, но проводится достаточно гибко, без жесткой формализации процедуры исследования, с подключением интервью и наблюдения для сбора дополнительной информации.

Пилотаж обычно не требует репрезентативности выборки, но в поле зрения исследователя должны попасть представители всех групп испытуемых, которые затем войдут в выборку. Особенно это касается испытуемых с крайними значениями по выбранным для измерения признакам. Их результаты должны значимо различаться. В противном случае можно не получить разброса значений признака, и, следовательно, не будет материала для анализа и интерпретации.

Результаты пилотажа записываются и тщательно анализируются, они являются основой для выдвижения гипотез и составления батареи методик.

Основной задачей пилотажного исследования является проверка и уточнение конкретных задач исследования. Пред этим этапом у исследователя были некоторые предположения о связях и отношениях внутри некоторой предметной области, а также набор (достаточно широкий, с избытком) необходимых для измерения признаков. В конце этого этапа набор измеряемых признаков сузился и стал не только необходимым, но и достаточным.

Второй существенной задачей пилотажа является апробирование методик исследования, отбор их и построение системы методов исследования.

Третья задача пилотажа – это решение проблемы измерения выбранных переменных и выбор математической модели обработки данных. Сложность выполнения этой задачи заключается в том, что не все психологические свойства (в нашей терминологии – переменные) мы можем измерить одинаково точно. Каждый исследователь должен ясно представлять, в какой шкале было измерено интересующее его свойство.

Заканчивая этап пилотажного исследования, необходимо ясно себе представлять объект, предмет и основную гипотезу исследования, его вид и основные ограничения по валидности, набор измеряемых переменных и средства измерения, и, наконец, насколько выбранная концепция исследования является удовлетворительной. Если у исследователя по выделенным пунктам возникают сомнения в надежности и обоснованности, то имеет смысл вернуться к предыдущему теоретическому этапу и вновь заняться обоснованием своей работы.

Теоретическое исследование проводится в форме анализа и осмысления литературных данных. На этой основе становится возможным и мысленное экспериментирование, и теоретическое моделирование. В эмпирическом исследовании нужная информация по теме добывается самим исследователем при непосредственном контакте с источником информации. Обычно в конкретном психологическом исследовании теоретическая и опытная работа предполагают друг друга, оказываются примерно равными по объему и по значению и образуют единство.

Выше было замечено, что этап пилотажа часто пропускается, поэтому после завершения теоретической работы над проблемой исследователь переходит к практическому осуществлению замысла исследования. Не менее важно перед сбором эмпирики осуществить этап планирования. Составление плана основного этапа получения данных имплицитно считается не существенным. Но это не так.

Логика каждого исследования специфична. Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащенности исследования и своих возможностей.

Обозначенные этапы, их содержание и специфика находят свое отражение при осуществлении планирования психологического исследования.

Психологическое исследование как целенаправленная и систематическая познавательная деятельность должно планироваться. Как известно, план исследования - это не только формальное административное требование или требование, вызванное необходимостью контроля, план является необходимой составной частью научной работы и начинающего, и опытного психолога-исследователя. Внутреннюю структуру плана исследования в принципе определяет логика научного познания.

План научно-исследовательских работ - основной документ управления всеми процессами психологического исследования. Он упорядочивает мероприятия в соответствии с программой, календарными сроками, материальными и кадровыми ресурсами, необходимыми для достижения конечной цели, а также включает временной (сетевой) график выполнения работ, определяет подбор, расстановку, формы подготовки исполнителей, наделяет ответственностью исполнителей, распределяет ресурсы, устанавливает формы контроля за проведением работ.

Сетевой график - документ планирования работ. С его помощью устанавливается последовательность и координация выполнения отдельных этапов, процедур, операций. Он строится в виде схемы-графика, где отдельные процедуры (операции) обозначаются цифрой в кружке, а их последовательность указывается линиями и стрелками. В ходе анализа сетевого графика выявляются «критические пути», «узкие места», формы возможной кооперации работ.

План стимулирует психолога-исследователя к четкому определению целей и задач исследования, его ведущей идеи, проблем и гипотез. Он требует обоснованного решения вопроса об отношении гипотез и методов исследования, предопределяет единую логику всей работы. Если неточно сформулированы задачи, не до конца уяснены проблемы, подлежащие изучению, неизбежно появляется несогласованность между отдельными частями работы, особенно между теоретической и эмпирической частями. В этом случае выводы работы не дадут ясного ответа на поставленные вопросы. Но и наилучшим образом составленный план должен быть достаточно гибким. С накоплением знаний в процессе исследовательской работы план обычно уточняется, углубляется, дополняется, исправляется, становится постоянным рабочим инструментом отдельного исследователя и научного коллектива.

Вместо плана исследования в настоящее время часто используется исследовательский проект. Проект (исследовательский проект) – документ, который в отличие от плана включает не только вопросы содержания исследования, но и организационные и финансовые вопросы. Обычно в проекте дается обоснование исследовательских задач и целей, определяются теоретико-методологическая база и методы научной работы, намечаются основные ее этапы, формы сотрудничества, возможности применения результатов на практике, данные о материальном обеспечении.

Организация психологического исследования - единый научно обоснованный комплекс мероприятий, поэтапное осуществление которых позволяет обеспечить координацию деятельности всего исследовательского коллектива, эффективное и качественное выполнение поставленных задач. Организационная деятельность в психологическом исследовании строится на основе управления всем ходом научно-исследовательских работ.

Основное назначение организации исследования – обеспечение согласованности научно-теоретических, методических и организационно-технических процедур в соответствии с его целями. Она направлена на то, чтобы последовательность процедур на всех этапах в оптимальные сроки обеспечивала получение надежной и достоверной психологической информации. Ее средствами достигается эффективное использование имеющегося научно-методического потенциала, кадровых и материальных ресурсов исследовательской группы, координируется деятельность всех участников психологического исследования, обеспечивается непрерывность запланированных работ, поддерживается контроль за четким и своевременным выполнением единого цикла исследования.

Основные требования к организации исследования:

- следование общим принципам психологии;

- планомерность хода исследования;

- оптимальная кооперация всех видов работ и обеспечение их необходимыми ресурсами;

- соответствие уровня квалификации исполнителей видам работ;

- обеспечение заинтересованности всех участников в надежных, достоверных, конструктивных результатах;

- более полное использование квалификации, создание условий для творческого роста научных сотрудников;

- гибкость в использовании научного потенциала, эффективность применения методов психологического исследования, систематичность контроля за качеством и сроками выполнения работ.

Процедура - последовательность приемов, действий с использованием инструментария и технических средств для достижения определенной цели. Объектом процедур в психологическом исследовании являются единицы логического анализа (понятия, проблемы, гипотезы и т.п.), изучаемые эмпирические признаки событий, фактов, методический инструментарий, организационные и технические средства.

Типичные ошибки и трудности организации психологического исследования:

1) программа составлена без предварительного знакомства с объектом;

2) на подготовительном этапе не составлены рабочий план и сетевой график выполнения работ;

3) план научно-исследовательских работ не согласован с заказчиком;

4) стремясь быстрее развернуть работы по сбору массовой первичной информации, группа исследователей, не располагая программой, приступает к разработке инструментария;

5) в программе исследования психологами поставлена задача: выяснить причины изучаемых психологических явлений. Между тем при разработке методики психологи ограничились использованием опросников и самоотчетов;

6) в ходе разработки программы были предусмотрены задачи описания и объяснения изучаемых явлений. Однако в содержании программы не была задана практическая направленность выполняемой работы. Психологи предполагали, что сами выводы исследования подскажут пути практического использования его результатов;

7) подготовленный инструментарий не согласован с программой последующей обработки и анализа данных;

8) психологи не стали проводить пилотаж инструментария, мотивируя свое решение тем, что он уже был использован в другом исследовании;

9) перед началом научно-исследовательской работы не была проведена подготовка исполнителей; руководители сочли, что методика проста, и для ее использования не нужна специальная подготовка;

10) до начала сбора психологических данных не была проведена разъяснительная работа с обследуемыми;

11) психологам были резко ограничены сроки проведения исследования. Перед ними встали проблемы: смогут ли они решить поставленные задачи в указанные сроки? На каких этапах и с помощью каких методик и процедур возможно более оперативное выполнение задач исследования?

12) в плане научно-исследовательских работ не был специально выделен этап подготовки итогового отчета.

Здесь обговорена важность планирования исследования вообще. Можно отметить, что каждый шаг анализируемого здесь алгоритма есть пункт исследовательского плана. На этом же шаге необходимо конкретизировать область сбора эмпирики и сроки, а также определить личные или коллективные временные и энергетические затраты по сбору данных.

Подготовка основного этапа в психологическом исследовании включает помимо вышеперечисленного: подготовку исполнителей работ; подготовку инструментария; разработку инструкции для обследуемых; мотивирование испытуемых; инструктирование испытуемых.

В свою очередь подготовка исполнителей различных работ подразделяется на три этапа:

1). Инструктивно-ознакомительный этап:

- ознакомление с целями, задачами исследования, назначением предстоящих работ; характеристика объекта;

- изложение общих и специальных условий и требований участия в предстоящих работах;

- общая характеристика методики исследования, инструментария используемых технических средств.

2). Этап пробных работ:

- разбор единиц и категорий анализа их теоретического и эмпирического содержания, форм операционального выражения в инструментарии исследования;

- разбор основных процедур; демонстрация возможных действий по заполнению методических документов; комментарии о требованиях, о приемах повышения надежности и достоверности данных; разбор типичных ошибок в выполнении процедур; рекомендации по самоконтролю;

- репетиция процедур с методическими документами в лабораторных или естественных условиях с участием инструктора;

- отработка навыков, коррекция действий;

- разбор итогов репетиции.

3). Этап «наряда-задания»:

- выдача заданий, инструкций, методических учетных документов, технических средств; комплектование групп, бригад; распределение обязанностей;

- информация о формах связи с организаторами работ, о формах контроля, о порядке сдачи методических документов.

Важным моментом является выбор числа исполнителей, участвующих в исследовании. Расчет числа исполнителей проводится по следующей формуле:

где И - оптимальное число исполнителей, В - объем выборочной совокупности, Р - норма испытуемых в день (устанавливается опытным путем), Д - сроки (число дней), за которые предполагается провести исследование.

Важное требование к исполнителям: техническая грамотность в использовании приборов, устройств.

Не менее важным моментом в организации исследования является подготовка инструментария. Инструментарий – набор специально разработанных исследователем методических документов, которые служат средством выполнения отдельных задач. Инструменты создаются в соответствии с требованиями применяемого метода. Наряду с методическим инструментарием используются различные организационные и технические средства. Можно выделить следующие виды инструментария:

- предназначенный для обследуемого: а) тесты, опросники, анкеты-задания испытуемому, б) бланки, карточки – набор позиций для регистрации признаков;

- предназначенный для работы подготовленных сотрудников: протокол (дневник), в котором регистрируется последовательность событий; вопросник, предназначенный для беседы с опрашиваемым; карточки, бланки;

- средства инструктирования: инструкция – предписание определенных действий, их разъяснение; памятка – руководство по участию в работах; классификатор - ориентир в смысловом содержании документа;

- технические средства исследования: различные приборы и аппаратура для измерения психологических и психофизиологических параметров испытуемых;

- средства первичной обработки данных: кодировочный лист для записи кода (шифра) признака; суммирующие таблицы для сведения данных в форму; дискеты;

- средства машинной обработки данных: калькулятор; компьютеры;

- средства иллюстрации результатов количественного анализа: график (полигон, гистограмма, диаграмма) - геометрическое представление распределения признаков; таблица - форма для группировки данных по ряду признаков;

- средства регистрации событий, фактов: магнитофон, фотокамера, телекамера.

При разработке инструкции испытуемым необходимо помнить, что в инструкции не должно быть лишних предложений (в одном предложении не более 11 слов). Если инструкция получается длинной, то необходимо выделять в ней смысловые блоки. Перед тем как применять инструкцию в исследовании, необходимо провести ее предварительную апробацию на группе в 5-15 человек, тем самым убедиться в ее понятности.

Хорошо, когда в психологическом исследовании испытуемые имеют личный интерес к достижению объективности информации исследования. В этом случае не так остро встает вопрос о мотивировании испытуемых. Мотивирующим фактором выступает обещание экспериментатора рассказать о результатах исследования и дать им краткий комментарий. Не следует давать результаты исследования испытуемым в письменном виде (непонятное таит в себе опасность).

При инструктировании обследуемых следует помнить, что:

- для всех испытуемых должна быть одна и та же инструкция;

- нельзя «объяснять» смысл задания после того, как зачитана инструкция (лучше повторить инструкцию);

- человек может пропустить часть информации (новизна обстановки);

- люди различаются по скорости вхождения в роль испытуемого, по склонности задавать вопросы (стремление показать свою неординарность).

Непосредственно после инструктирования испытуемых начинается процедура сбора данных (обследование), при проведении которой психологу также необходимо соблюсти ряд требований:

- обследование должно проводиться в одном месте для всех испытуемых;

- если шагов в обследовании много, то необходимо иметь их запись;

- перед началом обследования необходимо получить информацию о самочувствии всех без исключения испытуемых. Больные в обследовании участия не принимают (за исключением случаев, когда исследование проводится именно с больными).

Этап сбора данных в отдельный пункт анализа алгоритма мы выделять не будем по причине очевидности его исполнения: по возможности следовать сконструированному плану, понимая при этом, что план не догма, а руководство к действию. Необходимо заметить, что никогда спланированное и реальное исследование не совпадают. Но чем лучше план, тем выше гарантия от ошибок исполнения и более надежные эмпирические данные.

Необходимо вести протокол обследования. Ниже представлена примерная форма протокола:

 

Протокол обследования

__________________________________ (название методики, опыта)

Ф.И.О. (полностью)_________________________ Дата____________

Год рождения, месяц, число __________ Время начала _____________

Пол _______________ Время окончания _______________

Образование ______ Название серии (если серий несколько) __________

Должность______________

Таблица

 

№ пробы Результат, ответ обследуемого Сырые баллы Стандартная оценка Примечания
В ходе обследования После обследования
           
           

 

В протокол исследования в графу «Примечания» заносятся реплики, вопросы, высказывания испытуемого, описание его поведения, внешнего вида и т.п. Кроме того, по окончании экспериментальных проб необходимо спросить обследуемого о его наблюдениях, чувствах, намерениях, сказанное также занести в протокол в графу «Примечания».

После завершения процедуры измерения психологу-исследователю необходимо сообщить, что нерешенные задания - это обычное явление, и поблагодарить испытуемого за участие в исследовании.

Если процедура сбора данных проводится с группой, то необходимы некоторые согласования с руководителем структурного подразделения, от которого набрана группа, желательно своевременно издать приказ или распоряжение о проведении обследования. Группа для обследования должна быть не более 20 человек. Желательно предварительно встретиться с участниками, объяснить цели, попросить взять с собой авторучки (черного, синего цвета), ответить на их вопросы, довести до них цели работы, методику, форму использования полученных результатов. До начала работы исследователю желательно иметь точный список испытуемых, а на обследовании - таблицу, в которой перечислены испытуемые и все методики (когда кто-то из группы возвращает лист, ставить отметку о том, кто какое задание сдал или сделал, т.е. вести учет).

Помещение, в котором проводится обследование, должно быть отдельным, изолированным, проветриваемым, достаточно освещенным, находиться вдали от шумных коридоров, для каждого должен быть отдельный стол, стул. В помещение во время работы никто не должен заходить. Процедуру сбора данных желательно проводить в утренние часы, при этом время работы не должно превышать 6 часов.

От качества психологической информации, получаемой в эксперименте, зависит чистота научных фактов и обоснованность теоретических выводов. Проблема качества получаемой информации решается путем обеспечения в исследовании принципа репрезентативности, а также путем проверки на надежность способов получения данных (см. выше п. 1.6).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1667; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.