Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Замечания о выполнении Эмпирической части дипломной работы




Эмпирическая аналитическая часть представляет собой описание полученных результатов, их статистический и психологический анализ, интерпретацию в соответствии с выдвинутой гипотезой и задачами исследования.

Данный раздел дипломной работы отражает весь ход и результаты эмпирического исследования проблемы, заявленной в теме. Основная цель раздела – эмпирическая проверка гипотезы исследования, которая реализуется путем последовательного решения ряда задач:

1) описание основных параметров эмпирического исследования (объем выборки, время и условия исследования);

2) описание используемых в исследовании методов и методик, а так же обоснование в пользу их выбора;

3) описание этапов исследования;

4) интерпретация результатов эмпирического исследования;

5) оценка соответствия результатов эмпирического исследования гипотезе;

6) подведение итогов.

При этом первые три задачи решаются в рамках первого параграфа, остальные – находят отражение во втором параграфе эмпирической главы.

Иногда Описание проекта дипломной работы выделяют отдельным разделом в случае сложного экспериментального или практико-коррекционного исследования, но как правило, представлен первым параграфом эмпирической аналитической главы. Он включает следующие компоненты:

1. Стратегия проведения исследования, его этапы, время и место сбора данных.

2. Обоснование выборки испытуемых и ее характеристика по полу, возрасту и другим важным для данного исследования параметрам.

3. Описание методов, методик и психотехник исследования. Если используется любой вариант экспериментальной или психокоррекционной работы, то необходимо полное и подробное описание взаимодействия с испытуемыми, включающее постановку заданий и инструкции. При описании методик необходимо дать ссылки на первоисточник, собственные методики описываются подробно с обоснованием их валидности, апробации, а также расчетные формулы показателей. Только стандартные широко используемые в психологической практике тесты и методики могут быть даны просто перечислением.

4. Способы обработки первичных данных и приведения их к виду, необходимому для анализа и интерпретации, математико-статистические модели, использованные в работе, стандартные компьютерные программы.

К типичным ошибкам, часто встречающимся в первом параграфе эмпирической главы можно отнести:

1. Превращение параграфа в учебник по математической статистике. Данная ошибка заключается в том, что некоторые студенты полагают необходимым включать в содержание параграфа описание всех процедур статистической обработки, вплоть до формул и примеров расчета. Не стоит забывать, что дипломная работа – это отчет о научном исследовании, а не справочное и не учебное пособие. Достаточно указать название критерия и дать ссылку на него в списке литературы, а не переписывать оттуда целые разделы.

2. Аналогично первой ошибке, студенты часто приводят подробнейшее описание психодиагностических методик, включая тексты опросников, инструкции для испытуемых, ключи, таблицы перевода в стандартные значения и т.д. Все это следует вынести за пределы основного содержания работы и включать в приложение.

3. Часто встречаются ситуации, когда студентами в теоретической главе используются термины, которых нет в составе выбранных эмпирических психодиагностических методик. Это приводит к тому, что в теории рассматривается одно, а в эмпирике – совершенно другое, в то время как обоснование данного шага отсутствует.

4. Нередко студентами игнорируются методологические основания психодиагностических методик, что приводит к неверному их применению. Например, существует методика Роджерса – Даймонда «СПА». Неоднократно встречались ситуации, когда ее название студентами расшифровывается как «Социально-психологической адаптации», вместо «Социально-психологической адаптированности». Это приводит к неверному пониманию психологического содержания шкал методики и, соответственно, к ошибочности выводов. Кроме того, часто не соблюдается требование к соответствию используемых методик и полоролевым, либо возрастным особенностям испытуемых. Например, методика, адаптированная для подростков, с легкостью используется на взрослых испытуемых.

5. Часто используется графические способы отображения состава выборки там, где в этом нет необходимости.

Указанные ошибки, безусловно, не исчерпывают весь их перечень, но их общее содержание, которые мы постарались отразить в данном разделе пособия, как нам кажется, будет способствовать повышению качества данного раздела дипломной работы.

Последующие пункты эмпирической главы дипломной работы направлены на реализацию задач:

1) представление результатов математической обработки;

2) интерпретацию этих результатов;

3) обобщение, систематизацию результатов и их соотнесение с гипотезой дипломной работы..

В дипломном отчете не указывается то, каким образом были получены результаты (все это должно быть в первом параграфе), а лишь отражаются собственно результаты. Именно поэтому начинается параграф сразу, без вступления и каких-либо введений. Например: «Результаты эмпирического исследования выраженности акцентуации в контрольной и экспериментальной группах представлены в таблице 1». Далее следует сама таблица, после которой идет письменное представление результатов через описание общих закономерностей, а затем – выделение частных, особенных случаев. Если используется небольшое количество методик, то сразу же следует интерпретация приведенных данных. После того, как данные таблицы 1 проинтерпретированы, следует следующая таблица с данными и, как и в первом случае, за ней идет интерпретация и т.д. После того, как проинтерпретированы все данные, следует их анализ, систематизация и обобщение, что в результате должно приводить к выводам о том, подтвердилась гипотеза исследования или ее опровержении.

В случае, когда существует огромный массив данных, или проведены сложные анализы вторичной математической обработки, то можно провести интерпретацию в следующем параграфе, где и обобщить материал и подвести к подтверждению гипотезы

Таким образом, второй (и третий) параграф эмпирической главы позволяет оценить результаты исследования и их соответствие гипотезе дипломной работы.

 

К типичным ошибкам, встречающимся в данных параграфах, можно отнести:

1. Дублирование эмпирических данных. Например, когда одни и те же данные сначала представляются в виде таблицы, а затем они же представлены в виде диаграммы или гистограммы.

2. Отсутствие интерпретации приводимых эмпирических данных, либо ее значительная удаленность от самих данных. Например, приводится таблица, после которой должна следовать интерпретация. Однако вместо этого следом идет другая, третья и т.д. таблицы, а интерпретация приводится лишь в самом конце параграфа, либо вовсе отсутствует.

3. Наличие эмпирических данных, которые обозначаются студентом как «дополнительные», но на самом деле вообще не имеющих отношения к исследованию. Например, гипотеза исследования: существует взаимосвязь типа акцентуации характера и выбора стратегии поведения в конфликте. Исходя из гипотезы, предполагается, что будут измерены степень выраженности акцентуаций характера и стратегии поведения в конфликте. Однако приводятся данные, например, тестирования при помощи опросника Айзенка, или данные об эмпатии, т.е. те данные, которые вообще никак не связаны с гипотезой. Соответственно, такого рода данные не могут быть «дополнительными», т.к. они попросту лишние.

4. При интерпретации полученных результатов студентами часто игнорируются данные из литературы, изложенные в третьем параграфе теоретической главы, что приводит не к интерпретации собственно эмпирических данных, а к теоретизированию и уходу в философские размышления относительно природы выявленных фактов.

5. Достаточно часто полученные эмпирические данные представлены непоследовательно, а их интерпретация осуществляется без систематизации и упорядочивания.

6. Нередко в резюмирующей части параграфа отражается лишь окончательный вывод о том, подтвердилась гипотеза или нет, но нет системно представленных аргументов в пользу такого вывода. Аргументами в данном случае служат упорядоченные результаты интерпретации.

В резюмирующей части данного параграфа отражаются итоги эмпирического исследования в форме вывода о том, подтвердилась гипотеза или нет, либо о частичном подтверждении гипотезы. Кроме этого, в упорядоченном виде излагаются дополнительные данные, полученные в ходе исследования и не представляющие интереса с точки зрения проверки гипотезы, но позволяющие сформулировать новые предположения, которые могут лечь в основу других исследований.

В некоторых случаях в эмпирическую часть может быть включен еще один параграф. Необходимость в дополнительном параграфе возникает в том случае, если речь идет о:

1) разработке нового метода или новой эмпирической методики;

2) многоуровневом эксперименте, включающем, например, как констатирующее исследование, так и коррекционное, либо многоэтапное исследование;

3) разрабатывается комплекс коррекционных мероприятий, программа профилактики девиаций, рекомендации заказчику исследования и т.д.

Естественно, что все содержание дополнительного параграфа посвящено решению одной из указанных задач.

В Выводах по всей эмпирической главе дается краткое описание содержания ВСЕХ параграфов и структурированное описание основных выводов, позволяющих говорить о том, подтвердилась гипотеза исследования или нет. Начиная от описания выборки и краткого сообщения об использованных методиках, приводится краткое описание эмпирической схемы исследования (экспериментальный план, разбиение на группы и т.п.). В заключительной части выводов в четко структурированный форме (желательно по пунктам 5-7) даются основные выводы и подводятся итоги путем оценки подтверждения эмпирической гипотезы.

Наиболее часто встречающейся ошибкой в выводах является отсутствие описания первого параграфа, когда студент сразу приступает к описанию полученных эмпирических данных, забывая о том, что это необходимо сделать в отношении всех параграфов главы.

Другой ошибкой является представление эмпирических выводов в неструктурированном виде, в форме своеобразного «потока сознания», когда основные мысли не дифференцированы, и логически не оформлены.

Заключение – раздел дипломной работы, призванный подвести итоги всего того, что было сделано, и дать представление о полученных результатах (2–3 страницы). В заключении студент приводит, исходя из поставленных во введении задач, проведенного анализа в аналитической части, основные обобщающие, итоговые выводы по результатам проделанной работы:

1) описание результатов теоретического анализа проблемы с отражением базовых подходов к ней, формулированием определений основных понятий и теоретических выводов;

2) описание базы исследования и выборки испытуемых, а так же параметров исследования, свидетельствующих о внешней валидности полученных результатов;

3) описание базовых выводов, подтверждающих или опровергающих гипотезу исследования;

4) выводы о том, подтвердилась гипотеза или нет;

5) выводы о степени завершенности исследования (признаком «хорошего тона» также считается указание путей для продолжения исследования, т.е. тех вопросов, на которые в ходе данного исследования не удалось получить ответы, но которые также являются крайне актуальными с теоретический и/или прикладной точек зрения).

Перечень условных обозначений, символов и специальных терминов составляется и включается в работу лишь в том случае, если их общее число более двадцати и каждое из них повторяется в тексте не менее трех раз. При частом употреблении сложных словосочетаний возможно их сокращение, например: СПТ – социально-психологический тренинг, ВПФ – высшие психические функции. В этих случаях сокращение с его расшифровкой вносится в перечень сокращений, символов и специальных терминов. При первом употреблении в тексте словосочетание дается полностью, а рядом в скобках пишется сокращение. В дальнейшем словосочетание дается только в сокращенном виде. Все сокращения вносятся в перечень в алфавитном порядке.

В библиографический список включаются только те литературные источники, на которые были даны ссылки студента при выполнении данной дипломной работы, в том числе на иностранном языке (выделяется отдельно в конце списка), ссылки интернет и электронных ресурсов также должны быть расположены в общем списке по алфавиту (см. Приложение 6). В библиографический список дипломной работы не включаются учебники, учебные пособия и популярная литература.

Приложения – это неотъемлемая часть дипломной работы, в которую включаются все материалы вспомогательного характера, необходимые для оценки полноты и корректности проведенного исследования, а также документы правового характера, подтверждающие какие-либо действия, реализованные в работе.

К таким документам относятся:

1) тексты использованных диагностических методик, включая инструкцию, вопросы и варианты ответов, ключи для обработки и нормативные показатели для интерпретации (обязательно);

2) исходные данные тестирования испытуемых и промежуточные таблицы расчетов (если в этом есть необходимость);

3) свидетельства о внедрении (обязательно, если таковые имеются);

4) протоколы наблюдений, беседы и т.д. (если в этом есть необходимость и такие методы применялись);

5) протоколы проведения фокус-групп, тренингов, семинаров, лекций и т.д. (если данные методы и приемы использовались);

6) программы тренингов (если применялись);

7) отзывы о работе студенты (в том числе с места проведения исследования и от научного руководителя);

8) рецензия на дипломную работу.

Приложение переплетается вместе с основным содержанием дипломной работы. Первая страница Приложений нумеруется как последняя страница дипломного отчета и указывается в Оглавлении. Дальнейшие страницы не включаются в общий объем научного отчета, и ведется нумерация приложений по порядку ссылок по тексту.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.