Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этические принципы проведения исследований на человеке




 

Исследование в психологии неизбежно связано с людьми. Решение проводить то или иное исследование должно основываться на осознанном желании внести вклад в научное знание и способствовать благополучию Человека. Выбор направления, цели и средств исследования всегда связан с мировоззрением исследователя, с его культурным уровнем и этическими принципами. Но и само научное сообщество вырабатывает нормативные акты, регулирующие деятельность профессионала, некоторую систему принципов для формирования ответственного отношения исследователя к работе и защиты конфиденциальности испытуемых. Современный уровень развития психологической науки позволяет ей влиять на социальные процессы в обществе и на благополучие отдельного человека в процессе исследовательской работы и внедрения полученных результатов. Неправильные или необдуманные действия психолога могут не улучшить, а ухудшить и психологический климат в рабочем коллективе, и психологическое состояние испытуемого. Это, в конечном счете, компрометирует психологическую науку. Уровень профессионализма психолога сегодня определяется не только его теоретической подготовкой, но и умением строить свою деятельность с учетом этических норм. Вся его деятельность направлена на достижение реальной пользы от его усилий.

Например, Американская Психологическая Ассоциация в 1963 г. после опубликования результатов знаменитых экспериментов социального психолога Стенли Милгрема («Подчинение: исследование поведения») приняла этические стандарты психолога, которые несколько раз уточнялись (American Phychological Association, 1972) и выдержки которого в отношении исследователя-психолога приведены в Приложении 7.

V съездом Российского психологического общества (РПО) 14 февраля 2012 года принят аналогичный документ «Этический кодекс психолога» (см. полное изложение в Приложение 8). Существуют также международная универсальная декларация этических принципов для психологов, Этический метакодекс Европейской федерации психологических ассоциаций и т.п. Все эти документы говорят о том, что профессиональное сообщество придает очень большое значение тому влиянию, которое может оказать психолог на жизнь и благополучие, как отдельного индивида, так и целых социальных групп. Профессионал-психолог должен сознавать свою ответственность перед другими людьми и профессиональным сообществом. На основе принятого кодекса, отдельные профессиональные сообщества вырабатывают свои сокращенные варианты, например: кодекс психолога-консультанта или педагога-психолога и т.п.

Принятый Кодекс психолога включает 4 принципа:

Принцип уважения.

Принцип компетентности.

Принцип ответственности.

Принцип честности.

Принцип уважения обязывает психолога так организовать свою работу, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не нанесли вреда участникам исследования и всем, кто с ними связан. На каждом исследователе всегда лежит ответственность за установление и поддержание приемлемой этики исследования. Психолог также несет ответственность за этичное поведение всех ассистентов, помощников и других участников процесса за взаимодействие с испытуемыми.

Участник исследования имеет право сократить или прервать свое участие в процессе исследования в любое время. Это тем более важно, что, как правило, психолог находится в доминирующем положении. Если сам процесс взаимодействия с психологом оказывается дискомфортным для испытуемого, в чем-то унижающим его (даже если это только так кажется), исследование необходимо корректировать. Сразу же встает проблема сбора данных для исследования, в котором кровно заинтересован психолог, часто заинтересован заказчик и далеко не всегда заинтересован (а часто и наоборот) испытуемый. Что делать психологу? У него единственный приемлемый вариант поведения: мотивировать, убеждать, заинтересовывать результатами, просить. С нашей точки зрения, лучше всего опираться на естественное человеческое любопытство, желание узнать о себе что-то новое, «открыть себя для себя». В таких случаях психологу может помочь его коммуникативная компетентность, умение устанавливать контакты, донести цель своей работы до другого, показать ее важность и вероятное улучшение ситуации и состояния испытуемого в будущем.

Важнейшей составляющей данного принципа является конфиденциальность. Приведем полностью те ограничения из этического кодекса, которые конфиденциальность накладывает на работу психолога. Под Клиентом здесь понимается человек, с которым психолог вступает в профессиональные отношения, в том числе и участник исследования.

1. Информация, полученная Психологом в процессе работы с Клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит намеренному или случайному разглашению вне согласованных условий.

2. Результаты исследования должны быть представлены таким образом, чтобы они не могли скомпрометировать Клиента, Психолога или психологическую науку.

3. Психодиагностические данные студентов, полученные при их обучении, должны рассматриваться конфиденциально. Сведения о Клиентах также должны рассматриваться конфиденциально.

4. Демонстрируя конкретные случаи своей работы, Психолог должен обеспечить защиту достоинства и благополучия Клиента.

5. Психолог не должен отыскивать о Клиенте информацию, которая выходит за рамки профессиональных задач Психолога.

6. Неконтролируемое хранение данных, полученных при исследованиях, может нанести вред Клиенту, Психологу и обществу в целом. Порядок обращения с полученными в исследованиях данными и порядок их хранения должны быть жестко регламентированы.

Эта часть кодекса указывает на особую важность для исследователя умения качественно работать с полученной информацией. Проблема возникает тогда, когда обнаруживается противоречие между интересами заказчика исследования (например, руководителя фирмы, заказавшего исследование) и испытуемого, дающего о себе сведения психологу. Вполне естественно, что руководителю интересна практически любая информация о людях, которыми он руководит, а зависящим от него работникам не желательно слишком раскрываться, поскольку в этом случае у них может возникнуть чувство незащищенности и ощущения себя объектом манипуляции со стороны начальства. При этом необходимо помнить, что практически любая диагностика, если она проведена качественно, дает более чем достаточно информации об испытуемых, в том числе информации достаточно интимного свойства. Например, информация о способах психологической защиты испытуемого, о способах поведения в экстремальных ситуациях, о самооценке и пр. Позиция психолога всегда должна быть на стороне испытуемых. Информация для заказчика выдается строго в соответствии с задачами исследования и в рамках фиксированного предмета исследования. И это возвращает нас к его началу. Насколько важно точное планирование, точная формулировка предмета и задач. Если возможно, информация заказчику отдается в обобщенной форме, без указания конкретных фамилий участников. К сожалению, такая возможность есть не всегда, особенно, если исследование заказное и оплаченное. В этом случае установка «не навреди» приобретает особую важность.

Хотелось бы обсудить еще одну проблему работы с информацией, с которой психологи-исследователи столкнулись вскоре, как только практические исследования в организациях приобрели достаточно массовый характер. Отечественные респонденты знают из «исторического опыта» (это «историческое знание»), что против них в любой момент может быть использована любая информация, а потому они, естественно, к любым опросам и опросникам относятся недоверчиво. К сожалению, для большинства ответы на вопросы не являются способом заявить свое мнение, или показать свое отношение, или рассказать о себе. Напротив, это способ демонстрации своей «социальной желательности» или лояльности.

Например, еще в 90-е годы под руководством одного из авторов было проведено исследование особенностей взаимодействия руководителей среднего звена и рабочих одного из промышленных предприятий Иркутской области. Все руководители по психологическим методикам стилей руководства показали в качестве ведущего демократический стиль. Но информация со стороны рабочих характеризовала их как жестких авторитарных начальников. Пришлось включать в исследование дополнительные проективные методики, которые показали недостоверность первичных данных.

Таким образом, возникает проблема достоверности информации, ее проверки и перепроверки. Этот фактор, с одной стороны, удлиняет и удорожает исследование, но, с другой стороны, делает этическое поведение исследователя еще более актуальным. Во-первых, ему необходимо заранее уведомить заказчика о реальных возможностях современной психологической науки в области поставленных заказчиком вопросов, о пределе своей компетентности и границах своих возможностей. Психолог должен сообщить заказчику о принципах и правилах психологической деятельности и получить согласие заказчика руководствоваться ими при использовании методов и материалов психологического характера. Во-вторых, ему необходимо убедить испытуемого в своей объективности и заинтересованности результатами исследования именно со стороны испытуемого. Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психолого-педагогического воздействия на таком уровне, который позволял бы, с одной стороны, максимально эффективно решать поставленную задачу, а с другой – поддерживать у испытуемого чувство симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом. Испытуемый, в отличие от заказчика, имеет право на всю информацию о себе. Этика требует, чтобы исследователь информировал испытуемых обо всех сторонах исследования, которые могут повлиять на их желание принимать в нем участие, а также отвечал на все вопросы о других подробностях исследования. Невозможность ознакомления с полной картиной исследования дополнительно усиливает ответственность исследователя за благополучие и достоинство испытуемых. Если утаивание и обман необходимы по методологии исследования, то исследователь должен объяснить испытуемому причины таких действий для восстановления взаимоотношений.

Исследователь в процессе сбора информации не может допускать предвзятого отношения к испытуемому, какое бы субъективное впечатление своим видом, манерой общения с психологом, статусом или отношением к нему со стороны заказчика тот не производил, ни положительного, ни отрицательного. Предвзятость не должна возникать ни в процессе сбора информации, ни в процессе ее обработки, ни, тем более, в ходе предъявления результатов заказчику. Это также означает, что результаты исследования должны передаваться заказчику в понятной тому форме, не на «птичьем языке науки», а в виде конкретных формулировок и рекомендаций, которые очевидны и не могут быть неверно понятыми или домыслены.

Еще одна важная проблема связана с дальнейшим хранением или использованием информации. Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, получающих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, место и условия их хранения, цели их использования и сроки уничтожения. Психолог обязан на всех материалах психологического характера, начиная от протоколов и кончая итоговым отчетом, указывать не фамилии, имена, отчества испытуемых, а присвоенный им код, состоящий из некоторого числа цифр и букв. Документ, в котором указываются фамилия, имя, отчество испытуемого, и соответствующий ему код, известный только психологу, оформляется в единственном экземпляре, хранится отдельно от экспериментальных материалов в недоступном для посторонних месте и передается заказчику по акту, если это необходимо по условиям работы.

Честность и открытость - важные черты отношений между исследователем и испытуемым. Если утаивание и обман необходимы по методологии исследования, то исследователь должен объяснить испытуемому причины таких действий для восстановления взаимоотношений.

При планировании экспериментальных опытов исследователь несет персональную ответственность за составление точной оценки их этической приемлемости, опираясь на принципы исследований. Если, опираясь на эту оценку и взвесив научные и человеческие ценности, исследователь предлагает отклониться от принципов, то он дополнительно берет на себя серьезные обязательства по разработке этических рекомендаций и принятию более строгих мер по защите прав участников исследований.

Принцип компетентности в этическом кодексе звучит так:

Психолог должен стремиться обеспечивать и поддерживать высокий уровень компетентности в своей работе, а также признавать границы своей компетентности и своего опыта. Психолог должен предоставлять только те услуги и использовать только те методы, которым обучался и в которых имеет опыт.

Принцип подразумевает, что психолог берется решать только те задачи, по которым у него точно есть представление, что он с ними справится. Но как быть студенту, который, по сути, впервые приступает к самостоятельной работе? Профессиональное сообщество берет на себя обязанности, по поддержке, супервизии, консультации и других формах профессионального взаимодействия. У студента же есть научный руководитель. Именно он обязан сопровождать исследование студента от начального этапа постановки проблемы, до конечного – защиты квалификационной работы. Студенческая работа – эта совместная работа студента и преподавателя и совместная ответственность за результат. К сожалению, студенты об этом часто забывают, особенно тогда, когда работа уже выполнена.

Иногда забавно слушать, как студент в защитном слове говорит: «В моей работе…Я в своей работе…». Понятно, что в состоянии волнения трудно контролировать свою речь. Но мы, психологи, знаем, что всякие обмолвки показывают глубинную мотивацию говорящего. Многие студенты не до конца понимают и недооценивают вклад научного руководителя в их труд. А ведь это, по большому счету, также этический компонент поведения студента. Хотелось бы пожелать студенту, как на этапе выполнения дипломного исследования, так и в дальнейшей профессиональной деятельности, точного понимания качества своей работы и большей благодарности тем, кто сопровождал вас на начальном этапе вашей профессиональной деятельности.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данном пособии выделены и рассмотрены с разной степенью конкретизации и с различными акцентами основные понятия (нормативы) психологического исследования: проблема, цель, гипотезы, объект, предмет, задачи, методы, средства и результаты. Контекст психологического исследования определяет специфику семантики этих понятий по сравнению с общенаучным контекстом и в соответствии с контекстом предмета психологии как науки о психике (о душе).

Предложенная работа затронула некоторые, может быть наиболее важные, методологические вопросы, возникающие в процессе проведения психологического исследования. И можно констатировать, к сожалению, что вопросы методологии психологии в целом, а также методология научного психологического исследования большинством психологов недооцениваются.

Пособие было написано с целью решения нескольких задач. Конечно, самая прагматичная – обучающая. Но и главная, – показать студентам, что проявление современных тенденций к интеграции научного знания, отражается и на исследовательской методологии, во-первых, выражающейся в выявлении и установлении актуальных инвариантных терминов в различных отраслях психологии. Во всяком случае, терминологичность – это один из обязательных атрибутов ядра в научном знании, в отличие от паранауки, в отличие от повседневного «здравого смысла», в отличие от искусства, литературы, мифотворчества и других продуктивных форм общественного сознания.

Во-вторых, при всей терминологичности и консерватизме научного знания в его ядре, вовсе не исключается возможность животворящей свободы творчества, в том числе и метафоричности в «теле» науки, особенно на её периферии, открытой внешней жизни. Ведь внутренняя, собственная жизнь науки, как и любого организма, обеспечивается лишь при её единстве со средой.

Хотелось бы верить, что данная работа поможет начинающим исследователям организовывать свою работу в соответствии с определенными научными нормативами, а это, в свою очередь, не только поможет избежать многих ошибок в профессиональной деятельности, но приведет их к новым открытиям.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л.М. Веккер. – М.: Смысл, 1998.

2. Ганзен В.А. Системные описания в психологии / В.А. Ганзен. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984.

3. Ганзен В.А. Теория и методология психологического исследования: Практическое руководство / В.А. Ганзен, В.Д. Балин. – СПб.: СПбГУ, 1991.

4. Гласс Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Гласс, Дж. Стенли. – М.: Прогресс, 1976.

5. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента / Р. Готтсданкер. – М.: МГУ, 1982.

6. Грановская Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. – 2-е изд. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.

7. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерения в психологии. Учеб. пособие по курсу «Общий психологический практикум» / А.Н. Гусев и др. – М.: Изд-во ИП РАН, 1997.

8. Еремеев Б.А. Основные понятия психологии (из опыта профессиональной рефлексии) / Б.А Еремеев // Методология и история психологии. – М., 2006. – Том1. Вып.1. – С.41-54.

9. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологического исследования / А.Г. Здравомыслов. – М.: Мысль,1969

10. Карандашев В.Н. Методологические основы психологии: пособие к учебному курсу. 2-е изд. / В.Н. Карандышев.- Екатеринбург: Урал. ин-т практической психологии, 2005.

11. Константинов В.В. Экспериментальная психология. Курс для практического психолога / В.В. Константинов. – СПб.: Питер, 2006.

12. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов / Т.В. Корнилова. – М.: Аспект Пресс, 2002.

13. Куликов Л.В. Психологическое исследование: учеб. пособие / Л.В. Куликов. – СПб.: Речь, 2001.

14. Маланов С.В. Онтология психических явлений: механизмы переработки информации или ориентировочно-исследовательская активность? / С.В. Маланов // Методология и история психологии. – М., 2006. – Т.1. Вып.1. – С.147-159.

15. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. / А.Д. Наследов. – СПб.: Речь, 2006.

16. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие / Б.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др. // Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева – Спб.: Питер, 2000.

17. Свидерский В.И. О диалектике элементов и структуры в объективном мире и в познании / В.И. Свидерский. – М., 1962.

18. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Социально-психологический Центр, 1996.

19. Стивенс С. Математика, измерение и психофизика. // Экспериментальная психология / Под ред. С. С. Стивенса. – М.: Наука, 1963. Т.1.

20. Суходольский Г.В. Математическая психология / Г.В. Суходольский. – Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2006.

21. Теплых Д.А. Концепции предметности психологии в контексте типов научной рациональности / Д.А. Теплых // Методология и история психологии. – М., 2006. – Том1. Вып.1. – С.85-99.

22. Шмелёв А.Г. Психодиагностика личностных черт / А.Г. Шмелёв. – СПб.: Речь, 2002.

23. Щедровицкий Г.П. Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология (курс лекций) / Архив Г.П. Щедровицкого. Т.4. ОРУ (1). – 2-е изд. – М., 2003.

24. Экспериментальная психология / Ред. П. Фресс, Ж. Пиаже. – М., 1996.

25. Юркова М.Г. Организация и проведение психологического исследования. Метод. указания для студентов специальности «Психология» / М.Г. Юркова. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2003.

 

Приложение 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 4712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.