Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитательная работа в школьном лесничестве




Социальный заказ государства на воспитание человека, формирование новых жизненных установок личности нашел отражение в «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года»: «Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».

Понятие «воспитание» употребляется в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

Воспитательная работа в школьном лесничестве – это совместная целенаправленная деятельность его руководителей и членов по формированию Гражданина Российской Федерации, имеющего активную жизненную позицию.

Цель организации воспитательной работы в школьном лесничестве: создание оптимальных условий, обеспечивающих приложение творческих возможностей членов и руководителей школьных лесничеств в различных областях деятельности, оздоровление и развитие подрастающего поколения, становление личности ребенка, его самоопределение в социуме, в профессии, формирование гражданской, гуманистической позиции в отношении к другим людям, народам, обществу и природе в целом, воспитание лесоэкологической культуры.

Воспитательный потенциал школьного лесничества огромен. Здесь осуществляются практически все направления воспитательной деятельности: гражданское (патриотическое, правовое), нравственное, эстетическое, трудовое, физическое. Воспитательная работа в школьном лесничестве реализуется через организацию всех направлений деятельности школьного лесничества с использованием различных форм организации деятельности детей (рис. 8).

Гражданское воспитание, которое включает в себя и патриотическое, и правовое, воспитание ответственности за свои поступки, может осуществляться через организацию образовательной, природоохранной, просветительской и других направлений работы школьного лесничества. На занятиях они знакомятся с правовыми аспектами ведения лесного хозяйства, при организации природоохранных акций учатся принимать конкретные решения, доводить начатое дело до конца, любить природу. При организации просветительской работы с населением возрастает социальная активность детей. Кроме того, участие детей в детском объединении – школьном лесничестве – создает необходимые условия для приобретения ими социального опыта, опыта общения. Активно участвуя в деятельности школьного лесничества, дети учатся любить природу своего родного края, свою малую родину, а значит, здесь имеет место и патриотическое воспитание.

Нравственное воспитание. Нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека. Все эти качества воспитываются в школьном лесничестве, ведь члены школьного лесничества берут на себя обязательства по организации работы на закрепленном лесном участке. Для выполнения этих обязательств требуются четкая налаженная работа коллектива, соблюдение дисциплины, честное выполнение своих обязанностей, добросовестность, трудолюбие.


Рис. 8. Направления и некоторые формы воспитательной работы в школьных лесничествах


Экологическое воспитание. Цель формирования экологической культуры школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели в школьном лесничестве осуществляется через целенаправленную систематическую работу по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы, экологических ценностных ориентаций, норм и правил в отношении к природе, к лесу, потребности в общении с природой и готовности к природоохранной, просветительской деятельности, умений и навыков по изучению и охране природы. Вся деятельность школьного лесничества направлена на воспитание экологической культуры не только членов школьного лесничества, но и населения: организация природоохранных акций, выпуск лесных вестников, выступление агитбригад, организация конкурсов миниспектаклей на природоохранную тематику (например, «Маленькой елочке хорошо в лесу»)

Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников осуществляется через организацию практической помощи лесному хозяйству на закрепленном за школьным лесничеством лесном участке, при озеленении населенных пунктов, территории образовательных учреждений, лесничеств.

Формирование эстетической культуры учащихся. Ничем не заменимый источник прекрасного — природа. Она дает богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения. «А воля, а простор, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями?» — писал К.Д.Ушинский. Эстетическое воспитание в школьном лесничестве осуществляется не только через созерцание природы, экскурсии, походы, но и через организацию и проведение тематических вечеров, подготовки и выступления агитбригад, театральных представлений.

Физическое воспитание направлено на развитие физических сил и здоровья, формирование здорового образа жизни. Экскурсии, походы, работа на закрепленном за школьным лесничеством лесном участке способствуют развитию физического здоровья школьников, особенно в современных условиях развития телевидения и информационно-коммуникационных технологий.

Большое внимание в школьном лесничестве уделяется работе с родителями. Члены школьного лесничества выступают с агитбригадой на родительском собрании, родители привлекаются к проведению природоохранных акций, занятий, досуговых мероприятий, что способствует укреплению семьи.

Для достижения целей воспитания в школьном лесничестве руководителем школьного лесничества могут использоваться практически все группы методов воспитания: методы формирования сознания, методы организации деятельности, методы стимулирования (приложение 4).

Для успешной организации воспитательного процесса руководителям школьного лесничества необходимо уметь не только организовать воспитательную работу, но и проанализировать её эффективность. Критерии и показатели эффективности воспитательной работы представлены в табл. 6. Методами изучения эффективности воспитательной работы могут быть такие как наблюдение, беседа, опросники, интервью, анкеты, тесты. Цель их – не только выявление определённых качеств личности членов школьных лесничеств, общественного мнения, но и степени сформированности коллектива школьного лесничества, степени самостоятельности школьников в принятии решения, удовлетворенности их различными сторонами деятельности школьного лесничества.

Таблица 6




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 766; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.