Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет№53




Билет№52

Билет№51

Материальное производство и его структура. Способ производства.

Все животные, без исключения, только присваивают то, что дает природа

(приспосабливаются к среде), а люди же создают вещи которых в природе не

существуют (преобразуют среду). Отличие людей от животных в том, что они

производят, занимаются производством. Только производство могло породить

разум и мышление, дать жизнь обществу. Породив общество, производство

превратило животное в соц. Существо (в человека).

Материальное производство – отношение людей к природе и друг к другу. Труд –

деятельность человека с целью создания предметов удовлетворяющих его

потребности (создания потребительных ценностей – благ).

Предмет труда - то, на что направлен труд; средства труда - то, что служит

проводником воздействия на предмет труда: образуют ср-ва произ-ва. В ср-х

труда различают орудия труда и ср-ва для хранения предметов труда.

Труд – деятельность человека в результате которой предмет труда превращается

в продукт труда.

Производств. отн-ия (ПО) – отнош. между людьми в процессе произ-ва жизн. ср-

в. 4типа ПО - 1)организ-тех. отн-ия; 2)по поводу опред. доли и получение ее;

3) отн. обмена; 4)отн-ия потреб-ия - исп-ие продукта(производственный и

непроиз.) ПО на основе отн-ий

собственности(общественная,коллективная,индивидуальная: личная и частная). 2

подхода к частной: Гегель - пр. соб-ти - одно из условий св-ды чел-ка; Маркс

- ч/с - зло - эксплуатация.

Общественное производство как единство производства, распределения, обмена,

потребления.

Продукты труда создаются для потребления. Производство невозможно без

потребления, также как потребления без производства. Все вещи созданные в

процессе производство рано или поздно потребляются, поэтому, они снова и

снова должны производиться, процесс производства всегда есть и процесс

воспроизводств. Между производством и потреблением всегда вклинивается

распределение и обмен (выступающие как моменты производство). Произв. И потр.

не только связанны друг с другом но и тождественны. С одной стороны, произв.

есть одновременно и потр. с другой стороны, потр. есть одновременно и произв.

(производство рабочей силы). И произв. и потр. – это отношение человека к

вещам.

Понятия собсти, частная и общественная.

Собственность- такое отношение людей по поводу вещей, которое наделяет и

людей и вещи особыми соц.качествами: делает людей собственниками, а вещи

собственностью.

Понятие «ячейка собственности»-образует её собственник вместе с

принадлежащими ему вещами. Вещи могут перемещаться из одной ячейки в другую

(соц. движение).

Для соц.экон. структуры общества огромное значение имеет понятие пользование

и распоряжение. Пользование-право употребить вешь для своих надобностей, для

удовлетворения своих потребностей. Распоряжение-есть право передачи вещи,

распределении.

Формы собственности могут быть различными. Главными из них являются

общественная и частная собственность.

философские проблемы собственности вызывали самые ожесточенные споры на

протяжении многих столетий.

Со времен Платона в философии идет спор о том, какая форма собственности лучше.

Жан Мелье: "Почти повсюду распространено и узаконено заблуждение,

заключающиеся в том, что люди присваивают себе в частную собственность земные

блага и богатства, вместо то- го чтобы, как следовало бы, всем владеть и

пользоваться ими на началах равенства... Благодаря этому каждый старается

всякими способами, хорошими или дурными, обладать как можно большим

богатством, потому что жадность ненасытна, и она, как известно, является

источником всех зол... Вследствие этого наиболее сильные, наиболее хитрые,

наиболее ловкие, а часто даже и худшие и недостойнейшие оказываются

наделенными наилучшими земными благами и житейскими удобствами"

Для Аристотеля собственность (но не чрезмерная, а умеренная, разумная) -

атрибут того слоя, который мы сегодня называем "средним классом". Средний

класс, ныне составляющий в развитых странах мира до 80% населения, является

главной опорой государства, гарантом его благополучия. Аристотель признает,

что не имеющий собственности, как и имеющий ее чрезмерно, склонны к

противоправным действиям, потому оба они не могут способствовать сохранению

стабильности государства. Мелье, напротив, полагает, что собственность в

любом ее виде - зло.

Большая часть философов были сторонниками частной собственности. Советская

философия унаследовала традиции К.Маркса и Ф.Энгельса, вслед за

представителями утопического коммунизма, бескомпромиссно отрицавших частную

собственность. Для российской философии это сыграло роковую роль: проблема

собственности в советский период ее истории просто не ставилась.

Билет№54

Понятия “способ производство”,...

Способ производство – производство взятое не вообще, а в определенной

общественной форме. Способов производство существует столько сколько

существует общественных экономических укладов. Он определяет общественное

сознание и волю живущих в нем людей, а тем самым и все остальные существующие

в нем общественные отношения.

Общественной бытие определяет общественное сознание.

Общественное сознание в совокупности с волевыми общ. отношениями представляют

собой надстройку над соц.экон. базисом.

Так как соц.экон. отношения составляют базис- фундамент любого общества, то

совершенно спокойно можно положить в основу классификации социо

истор.организмов тип господствующих в них производственных связей. Тип

общество выделенный по такому признаку принято называть общ. экон. формацией.

Кроме общ.экон.формаций существуют и такие типы общество которые не

представляют собой стадии развития чел.общество в целом. Эти типы общества

представляют собой дополнение к общ.экон.формациям – их можно назвать пара

формации.

(Первобытн. Феодальн. Крепостной. Капиталистич. Социолистич.)

Билет№55

Соц. Пространство и время

Пространство и время также как и движение есть атрибуты материи. В мире нет

ничего кроме движущейся материи и движущаяся материя не может двигаться иначе

как в пространстве и во времени.

В дальнейшем эти концепции послужили основанием современных научныых

представлений о пространстве и о времени. (в том числе и в теории

относительности Эйнштейна) Первые утверждали, что существует абсолютное

пространство, т.е пространство как «Чистая» протяженность, так же как

сущетвует абсолютное время, типа щистая длительность, протекающая сама по

себе. Ньютон: «Пространство -есть вместилище для тел»

С точки зрения вторых, пространство и время проявлятся лишь в отношении к

другим телам и их характеристика зависит от сост материальных тел.

Пространство –это совокупность отношений, выражающих координацию

материальных объектов, их расположение друг относительно друга и относительную

величину.

Время – совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих

друг друга состояний(явлений), их последовательность и длительность.

Приведенные определения показывают невозможность дать понятия пространства и

времени в их отрыве от материи. Зависимость пространства и времени от материи

определяет все их основные свойства. Хотя и пространство и время есть формы

существования материи в равной степени, между ними все же существуют

различия, а так же есть и общие свойства.

Общими свойствоми являются: сила вечности существования материи, вечны

пространство и время и их бесконечность и безграничность.

Важным свойством является и то, что они непрерывны.

В – всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность и

последовательность событий мира. П – всеобщая форма бытия матер. мира, харак-

ризующая протяженность, соразмерность его структурных форм и образований.

Основные состояния времени: прошлое, настоящее, будущее. В. хар-ризуется

необратимостью и однонаправленностью.

Билет№57

Свобода и необходимость.

Ни одна философская проблема, наверное, не обладала столь большим социальным

и политическим звучанием в истории общества, как проблема свободы. Особенно

остро эта проблема ощущается в современную эпоху, когда все возрастающая

масса людей втянута в борьбу за ее практическое достижение.

Свобода - одна из основных философских категорий, характеризующих сущность

человека и его существование, состоящие в возможности личности мыслить и

поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не

вследствие внутреннего или внешнего принуждения. Произвольное ограничение

свободы личности, жесткая регламентация ее сознания и поведения наносит

ущерб, как личности, так и обществу. В конечном счете, именно благодаря

свободе личности общество приобретает способность не просто приспосабливаться

к наличным естественным и социальным обстоятельствам окружающей

действительности, но и преобразовывать их в соответствии со своими целями.

В истории философской мысли свобода традиционно рассматривалась в ее

соотношении с необходимостью. Сама же необходимость воспринималась, как

правило, в виде судьбы, рока, предопределения поступками человека и

отрицающих свободу его воли. Противопоставление понятий “свобода” и

“необходимость” как философских антимоний, отрицание или подмена одного из

них другим свыше двух тысячелетий были камнем преткновения для мыслителей,

так и не находивших удовлетворительного решения проблемы.

Философское решение проблемы свободы и необходимости, их соотношения в

деятельности и поведении личности имеет огромное практическое значение для

оценки всех поступков людей. Обойти эту проблему не могут ни мораль, ни

право, ибо без признания свободы личности не может идти речь о ее

нравственной и юридической ответственности за свои поступки. Если люди не

обладают свободой, а действуют только по необходимости, то вопрос об их

ответственности за свое поведение теряет смысл, а “воздаяние по заслугам”

превращается либо в произвол, либо в лотерею.

Выделяют несколько моделей взаимоотношений человека и общества по поводу

свободы и ее атрибутов.

Во-первых, чаще всего это отношения борьбы за свободу, когда человек вступает

в открытый и часто непримиримый конфликт с обществом, добиваясь своих целей

любой ценой. Но это трудный и опасный путь, чреватый тем, что человек может

утратить все другие человеческие качества и, ввязавшись в борьбу за свободу,

попасть в еще худшее рабство.

Во-вторых, это бегство от мира, так называемое эскапистское поведение, когда

человек не в силах обрести свободу людей, бежит в монастырь в скит, в себя, в

свой “мир”, чтобы там обрести способ свободной самореализации.

В-третьих, чаще всего, человек адаптируется к миру, жертвуя в чем-то своим

стремлением обрести свободу, идя в добровольное подчинение, с тем, чтобы

обрести новый уровень свободы в модифицированной форме.

Билет№59

Культура и цивилизация

Если первоначальный смысл слова культура означал обработка, возделывание, а

затем стал тождественным по смыслу словам воспитание и образование, то термин

цивилизация подчеркивал первоначально собственно гражданские, государственные

качества и характеристики. Очень долго оба эти термина применяли только для

того, чтобы охарактеризовать человека. Еще в начале века противопоставляли

человека истинно культурного, т.е. воспитанного и образованного человеку

цивилизованному, считая, что цивилизованность предполагает лишь внешнюю

характеристику, следование образцу и не может дать полное представление о

человеке.

В первом случае понятия цивилизации и культуры резко противопоставлялись.

Наиболее ярким примером в этом плане может служить теория, согласно которой

цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой.

Цивилизация следует за культурой. Культура представляет собой живой и

растущий организм, она дает простор для развития искусства и литературы, для

творческого расцвета неповторимой личности и индивидуальности. В цивилизации

нет места для художественного творчества, в ней господствуют техника и

бездушный интеллект, она нивелирует людей, превращая их в безликие существа.

Концом развития любой культуры считалась стадия цивилизации характеризующаяся

высоким уровнем развития науки и техники, упадком в области литературы и

искусства, огромным ростом городов (урбанизацией).

Во втором случае понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы, между

ними отсутствуют сколько–нибудь существенные различия. В качестве примера

концепция в которой рассматривается цивилизация в качестве определенной фазы

культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая религию главным и

определяющим элементом. Цивилизация–всегда эпоха деградации и упадок.

Цивилизация- характеристика конкретного общества, предлагается рассматривать

цивилизацию как особый социокультурный феномен, ограниченный определенными

пространственно-временными рамками и имеющий четко выраженные параметры

технологического развития. Считается, что каждая цивилизация живет до тех

пор, пока она в состоянии давать «ответы» на «вызов» исторической ситуации,

однако, когда общество не в состоянии дать ответ и прибегает к силе оружия,

цивилизация заканчивает свой путь и происходит ее гибель.

По данному мнению, в современном мире существуют одновременно пять

цивилизаций- китайская, индийская, исламистская, русская и западная. Каждая

из бывших в истории и ныне существующих цивилизаций проходит одинаковые

стадии: возникновение, рост, надлом, разложение и гибель, но эти стадии в

каждой из цивилизаций имеют разные временные характеристики. За все время

существования человечества оно живет в условиях цивилизации не более 2%

времени своего существования и в наше время необходимо задуматься над тем,

как предотвратить стадии гибели и разложения современных цивилизаций, а это

предполагает необходимость разработки общей для всех философской концепции

смысла жизни, понимание ее самоценности и неповторимости.

Билет№60

Россия, Восток, Запад: диалог культур

Постигая прошлое мы стремимся разобраться в настоящем, определить тенденции

развития современного общества. В этом смысле особо важное значение для нас

приобретает решение вопроса о соотношении Западной и Восточной культур и

цивилизаций, а также месте Росси в диалоге этих культур. Запад и Восток

рассматриваются как геосоциокультурные понятия. Запад – особый тип

цивилизационного и культурного развития, который сформировался в Европе в XV-

XVII вв. Цивилизацию этого типа можно назвать техногенной. Ее характерные

черты – это быстрое изменение техники и технологий, благодаря применению

науки. В социальном плане западная цивилизация отождествляется с эпохой

становления капит произ экон отн и бурж демокр форм правления, становления

гражданского общества и правового государства. В технологическом плане – с

индустриальным и постиндустриальным обществом.

Западному типу культуры в философии противостоит восточный тип, получивший

название “традиционного общества”. Восток связывается с культурами Древней

Индии, Вавилона, Древнего Египта, национальногосударственными образованиями

масульманского мира. Эти культуры были самобытными, но имели и общие черты:

ориентация на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию

устаявшегося образа жизни. Традиционное поведение, аккумулирующее опыт

предков – высшая ценность. В духовной сфере господствовали религиозно-

мифологические представления. Восточным людям чужд дух демократии,

гражданского общества.

Особого рода стоит вопрос относительно Росси, возникали вопросы как

соотносятся в культуре России западное и восточное? Возможен ли и необходимли

самобытный путь развития России? В связи с этим в России в 19в сформировались

идеологии западничества и славянофильства. Западники считали что Россия

должна перенимать все лучшее у западной культуры. Славянофилы отстаивали идею

самобытности Российского пути развития, связывая эту самобытность с

приверженностью русского народа православию. По их мнению, православие

явилось источником особенностей русской души.

Несколько иной характер носит решение темы о самобытности российской истории

и культуры у представителей так называемого евразийского движения.

Евразийство рассматривает Россию как Евразию – особый этнографический мир,

занимающий срединное пространство Азии и Еврпы. Россия имеет самобытную

культуру с креном в сторону Азии. Революция уничтожила прежнюю Россию. Запад

исчерпал себя и его поразит глубокий кризис, а будущее принадлжит России и

православию.

Эти вопросы имеют актульность и сегодня особенно в свете проблем Запада и

кризиса в странах СНГ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.095 сек.