Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Урок географии. Типология и их структура




Общая хар-ка методов обучения географии и их класс-ция, комплексный подход к методам обуч.

В условиях модернизации образования термин «методика обучения» все чаще заменяют термином «технология обучения». Сущность понятия «методы обучения». Несм. на то, что методами обучения пользуются с самого возн-ия школы, до сих пор нет единого понимания их сущности. Одни авторы оп­р-ют методы как совок-ть приемов учебной работы, др. — как путь, по кот-ому учитель ведет учащихся от незнания к знанию, третьи — как форму содержания обучения. Однако ни одно из этих опр-ий не отражает сущности методов обучения. Методы обучения в совр-ой шк. рассм-ся с позиций особого внимания к организации учебно-по­знав-ой самостоятельной деят-ти уч-ся. Школьни­ков необх. специально обучать способам и приемам рациональной и эффективной учебной деят-ти. В решении этой задачи велика роль методов обучения.

«Методы обучения (МО) — это упорядоченные способы взаимо­связанной деят-ти учителя и уч-ся, направленные на достиж. целей образования. Эта деят-ть проявляет­ся в использовании источников познания, логических при­емов, видов познав-ой самодеят-ти уч-ся и способов управления познавательным процессом учителем». Такой многоаспектный подход к определению МО особое вним. обращает на формир-ие у школьников общих умений и навыков учебной деят-ти, делает их актив­ными участниками учебного проц., заинтересованными в ре­з-ах учебного познания. Т.о., хар-ыми признаками понятия «МО» яв-ся: цель, кот. определяет систему действий, не­обх-ых для достиж. этой цели, средства, с пом. кот. эта цель б. достигнута, а также объект, на кот. эта система действий направлена. Каждый метод им. сложную стр.ру, детерминирован целями и содержанием учебного пред­мета, а также характером познавательной деят-ти уч-ся. Из опр-ия МО следует, что они им. вне­шнюю и внутр. стороны. Внеш. стор. выражена в дей­ствиях учителя по выбору источников знаний, с которыми орга­низуется работа уч-ся. Иными словами, это объектный аспект в методах, и выражен он связью методов с содержанием учебного материала, кот. бывает представлен в разл-ых средствах обучения. Внутр. сторона методов — это умственная перера­ботка школьниками учебной инф-ции, осознание ими знаний, состава действий. Т.о., хар-р усвоения учебного материала школь­никами опр-ся, с одной стор., обучающими возд-ми учителя и средств обучения, с которыми работают уч-ся. Это внешние условия. Индивид-ая готовность каждого уче­ника к восприятию обучающего воздействия и мастерство учи­теля — это внутренние условия. Эти две стороны методов нах-ся в тесном единстве. Поэтому главный признак МО — единство обучающей деят-ти учителя и учебной деят-ти уч-ся.

Классификации методов обучения. В МО географии сущ-ют две класс-ции МО: по источникам знаний и по хар-ру по­знав-ой деят-ти уч-ся, кот. обусловлен разны­ми уровнями усвоения знаний. Многолетний опыт обучения географии в школе подтвержда­ет эффект-ть класс-ции методов по источникам знаний. В этой класс-ции выделяют 3 гр. методов: словесные, наглядные и практические.

Предмет изучения географии (за нек-ым искл-ем, напр., образ­цы минералов и гор. пор.) нельзя принести в класс, его заме­няют средства обучения, многочисленные учебные пособия. След-но, методика обуч. географии использует мето­ды по источникам знаний, т.к. невозможно представить себе изучение основ географии вне деят-ти с источниками геогр-ой инф-ции. Специфика содержания географии, состав знаний, умений и навыков (напр., овладение картогр-им языком как языком м/ународного общения) задают МО именно по источникам знаний. Именно эти методы помогают обеспечить отражение в сознании школьников многооб­разия геогр-их объектов и явлений, помогают усвоить спо­собы приобретения новых знаний и умений.

МО, различающиеся по источникам знаний. Словесные методы. Речь — важнейшее ср-во общения м/у людьми. Без нее немыслим и процесс обуч. В этой гр. методы разл-ся по форме изложения содержания. Это изло­жение учебного материала в монологической речи учителя (рассказ, объяснение, школьная лекция, разъяснение способов деят-ти, приемов работы с к.-л. источником геогр-ой инф-ции), это и работа с текстом учебника и др. книг. Не­редко в обучении исп-ся диалогическая форма: беседа с классом, а также работа школьников с вопр. и зад. учебника. Осн-ое назначение словесн. методов — передача учебной инф-ции при введении новых знаний, формулировка целевых установок, актуализация опорных знаний при обобщении и систе­матизации учебного материала. Образная, эмоц-ая речь учителя географии оказывает большое влияние на разв. речи уч-ся, на всю эмоц-ую сферу их личности. Многие учителя географии избегают рассказа, объяснения, предпочитая коллект-ую беседу как более активное средство формирования знаний. Однако наряду с беседой необходима и монологическая речь учителя, воспринимаемая школьниками как образец последо­вательного стройного изложения основных мыслей.

Самост-ть в познават. деят-ти уч-ся при применении словесных методов выражена внутр-ей сторо­ной методов — разными уровнями самост-ой деят-ти (от воспроизводящего до творческого). Внеш. стор. проявля­ется в речи уч-ся, в которой четко прослеживается самостоя­тельность в переосмысливании содержания объяснения учителя или текста учебника. Ведь большинство школьников при ответах на вопросы учителя или учебника вносят элемент творчества. Так, при устном воспроизведении материала учебника школьники опускают детали, перестраивают логику изложения, вносят новые факты, заимствованные из жизненного опыта, прочитанных книг, информации радио и телевидения.

Наиб-ие возм-ти для проявления самост-ой творческой деят-ти им. эвристическая беседа с постанов­кой проблемных вопр., ведение дискуссии на семинарах и т. д. Беседа позволяет выявить индивид-ые особ-ти шк-ков: быстроту их реакции, особ-ти мышления и речи, памяти, уровень имеющихся знаний, интересы, широту кругозора. Словесные методы необх. для обучения рассуждать, высказывать свое мнение, рассказывать о наблюдаемых явлениях, делиться впечатлениями, кот. им. прямое отношение к геогр-ому содерж-ю.

Наглядные МО географии. В этой гр. методы разл-ся по средствам наглядности, отражающим то или иное содержание. В нагл-ых методах источники знаний представле­ны разнообр-ми видами учебно-наглядных пособий. Иногда ф-ции наглядного материала выполняют краеведческий матери­ал и модели. Среди названных методов различают методы исполь­зования учебных картин, иллюстративных табл., экранных посо­бий, педагогического рисунка, карт и др.моделей. Учитель демонстрирует ср-ва наглядности, организует их восприятие учащимися, руководит их мыслит-ой деят-ю, обучает правилам работы с тем или иным источником геогр-ой инф-ции. Деят-ть уч-ся сост. в чув­ственном восприятии содержания наглядного материала, осмыслении заложенной в нем географической информации, в пе­реосмыслении и соединении слова и образа. Осн-ая ф-ция наглядных методов — обеспечение конкрет­ным образным материалом процессов формирования теоретичес­ких знаний, а при изучении единичных объектов и территорий — обеспечение формирования представлений о географических объектах (горах, реках, ландшафтах природных зон, городах и т. д.).

Применение наглядных методов игр. большую роль в разви­тии у школьников наглядно-образного мышления, остроты вос­приятия, наблюдательности, зрительной памяти. Они благотвор­но возд-ют на эмоц-ую сферу личности, учат распознавать и понимать прекрасное в прир. и труде, ценить красоту прир. своего края, своей Родины и З. в целом. Нагл. методы тесно связаны со словесными методами. В одних случаях они предшествуют словесным. Напр., фор­мулировка понятия «озеро» дается только после рассмотрения учебных картин с изображением разных озер, после просмотра ди­афильма или кинофильма об озерах. Они м. прим-ся и одновременно. Напр., при изучении стр-ры и состава хоз-ва страны объяснение сопровождается анализом схемы в учеб­нике или таблицы на доске. Они м. прим-ся и после рас­сказа. Напр., учитель описал извержение вулкана, а затем про­демонстрировал действующую модель, воспроизводящую это явление в миниатюре. Гл. напр-ие совершенствования наглядных методов — орг-ция деят-ти школьников на разных уровнях само­ст-ти. Напр., задание: составить сравнительное опи­сание саванн Африки и Юж. Ам. требует от уч-ся выполнения работы с широким привлечением иллюстраций учеб­ника, картин, табл. (типы почв Земли; растит. мир мате­риков; жив-ый мир материков), учебных кинофильмов, диа­фильмов и т. д.

Практические МО. Эти методы отличаются от словесных и наглядных по объектам изучения, кот. представ­лены геогр-ой действит-ю и ее моделями (картами, профилями, графиками и т. д.). Общеизвестно, что многие геогр-ие сведения отражены в моделях, кот. широко исполь­з-я в дальнейшем познании геогр-их объектов и явле­ний для установления закономерностей их развития, для выявления принципов, для создания гипотез и теорий. На уроках геогр. и сами школьники создают модели: вычерчивают план местн., строят графики и диаграммы по рез-там наблюдений за погодой, ра­ботают с контурными картами, вычерчивают схемы связей. Суть практических методов обучения сост. в том, что учи­тель ставит учебную задачу и организует деят-ть уч-ся по усвоению способов действий с геогр-ими объектами или их моделями, обучает извлекать из них новые для школьников знания. Например, читать, анализировать тектоническую карту, сопоставлять ее с физической картой для установления связей современного рельефа со строением земной коры.

Ведущую роль в практических методах, во взаимодействии учителя и учащихся играет деят-ть последних. Практичес­кие методы применяются не только с целью приобретения новых знаний и их закрепления. Они играют решающую роль в форми­ровании умений, которые необходимы для развития самостоятель­ной познавательной деятельности школьников. В состав практических методов входят наблюдения объектов и явлений в природе и на произв-ве (а также в непроизв-ой сфере), методы работы с картами, схемами, профилями, ста­т-ими показателями. Эти методы способствуют примене­нию геогр-их знаний и умений в социально значимой работе уч-ся, в их общественно-полезной деят-ти (про­гнозы неблагопр-ых явлений в атмосфере, предупреждение ро­ста оврагов, борьба с загрязнением водоемов и т. д.). Для того чтобы в процессе обучения географии использовать практические методы, необходимы соответствующие материаль­ные условия: оборудование рабочего места ученика, наличие при­боров и инструментов (планшет, компас, мерная лента и т. д. для съемки плана местности), наличие тетрадей, атласов, инструкций, планов описаний и хар-тик, справочников и других источ­ников геогр-ой информации. С целью контроля за тем, как учащиеся овладели необходимы­ми умениями, проводят итоговые практические работы.

Класс-ция МО по хар-ру познаватель­ной деят-ти школьников в большей мере отражает совр-ые требования к организации процесса обучения. В наст. вр. необходима такая организация обучения, кот. стиму­лирует уч-ся к самост-ому поиску решений, формиро­ванию собственной позиции и стремлению ее высказывать и за­щищать. Задача развития познават-ой самост-сти уч-ся нашла отражение в дидактической класс-ции методов, раз­работанной И. Я. Лернером и М. Н. Скаткиным и принятой в ме­тодике обучения географии. В этой класс-ции выделены 5 методов, осн-ая роль в которых отводится особенностям взаимодействия субъектов учебного процесса, т. е. учителя и уча­щихся.

Объяснительно-иллюстративный метод (или информационно-рецептивный) предназначен для передачи учебной инф-ции учителем, которая предполагает организацию усвоения знаний с использованием средств наглядности. С пом. этого мет. заклад-тся основной запас знаний, на базе кот. позже м. организовать самост-ую работу школьников. Учитель передает знания, учащиеся усваивают их в готовом виде. Этот метод необх. при введении теорет-их знаний, усвоение кот. слабо обеспечено знанием фактов (напр., сведения о циркул. атм-ры, о движ. литосф. плит, видах и формах урбанизации и т. д.). Этот мет.- один из наиб. экономных способов передачи знаний; за небольшой отрезок вр.м. передать большой объем знаний. Учебную инф-цию м. передавать и совр-ыми техническими средства­ми—с пом. компьютера, магнитофона, телепередач, видео­фильмов. Однако деят-ть уч-ся протекает лишь на первом уровне, они усваивают и воспроизводят готовую инф-цию. Степень самост-ти учащихся в учебной деят-ти очень мала.

Репродуктивный метод направлен на закрепл. знаний и формирование специфических геогр-их умений. Роль учителя закл-ся в том, что он системой заданий организует деят-ть школьников по неоднократному воспроизведению сообщенных им или текстом учебника знаний и способов деят-ти. Гл. признак этого метода — воспроизведение и повто­рение способа деят-ти по заданию учителя. Учитель органи­зует и побуждает школьников к деят-ти. Напр., при изуч. схемы поверхн-ых течений в МО после объяснения учителем причин кругового движ. вод ученику предлагается повторить объяснение учителя, показать течения на карте. Свои действия ученик при этом методе выполняет по об­разцу, логика его рассуждений определяется планом, инструкцией, этапами работы. Вот почему так важно обучать школьников пользоваться планами описаний и хар-ик объектов (гор, рек, рельефа, климата и т. д.) и территорий (крупных регионов, стран, р-ов). Примером применения репр-ого метода м. служить задание для уч-ся 10 класса: «Определить по стат-им таблицам высокий, ср. и низкий прирост населения по странам мира, % городского населения, выписать в тетр. города-миллионеры», кот. выполняется с целью закрепления в упражнениях знаний о населении мира. Репродуктивный метод учит школьников применять знания и умения в знакомой учебной ситуации, действовать по образцу.

Метод проблемного изложения. Назначение этого метода — показать учащимся сложный путь познания, движения к истине, продемонстрировать образец доказательного решения какого-либо сложного вопроса. Учитель сам ставит проблему, четко ее формулирует перед уч-ся и решает ее сам, раскрывая ход рас­суждения ученого (коллектива ученых). Школьники следят за ходом рассуждений, учатся логическим операциям, с помощью кото­рых решаются проблемы. Напр., учитель ставит и раскрывает проблему определения относит-ого и абсол-ого возраста гор­ных пород или показывает рассуждения итальянского физика и математика Э. Торричелли, кот. изобрел ртутный барометр и с его помощью открыл существование атм-ого давления. Частично-поисковый метод. Задача этого метода — постепенно приобщить школьников к творческой деят-ти. Применение частично-поискового метода учит школьников самост-но выполнять отдельные шаги в целостном процессе учебного познания. Учитель предлагает школьникам часть учебного материала освоить самост-но. Напр., поставить вопрос к учебной картине, к материалу, из­ложенному учителем, провести сопоставление карт и сделать вы­вод, сравнить объекты и т. д. Предлагает высказать предположение на основе изученных фактов. Исследовательский метод. Суть этого метода сост. в том, что учащиеся самост-но изучают новый для них материал. Зада­ние учителя ставит их перед необх-ю «пройти путь учено­го», послед-но и сознательно применять общеучебные и спе­цифические для географии способы деят-ти. Главное назначение этого метода — приобщение школьников к творческой деят-ти посредством самост-ого изучения нового учебного материала, кот. складывается из изучения фактов, предположения о существовании причинных связей, проверки и обоснования их правильности По итогам исследовательских заданий школь­ники докладывают о рез-ах, аргументируют их, учитель руководит обсуждением и подводит итоги выполненной работы.

Урок — это динамичная и вариативная форма орг-ции обу­чения, в кот. наиболее ярко отражается двуединство всей при­роды педагогики. В нем заложены два противоборствующих эле­мента — нормативность и творчество. Урок олицетворяет собой диалектическое единство этих противоположностей. К отличит-ым признакам урока относят работу с по­стоянной группой уч-ся (классом) по распис., в строго ограниченное вр. при обяз-ой работе уч-ся под руко­водством учителя. Самый существенный признак урока — орг-ция учебной деят-ти школьников, обучение их самост-ому добыванию знаний, привитие навыков самост-ой работы. В период кач-ых изменений в работе школы особое вни­м. обращено на личность учителя и на урок. Ведь учитель — автор урока. Уроку сейчас придают особое значение, так как та­инство формирования личности во многом происх. на уроке. Стержень урока — процесс формирования личности средствами содержания учебной дисциплины, а основа урока — единство де­ят-ти учителя и уч-ся. Однако это не означ., что урок остается традиционным, в котором роль субъекта учебной дея­тельности закреплена только за учителем, а ученик — лишь ис­полнитель его требований и указаний. В наст. вр. шко­ле необх. другая методика урока, основанная на орг-ции самост-ой деят-ти школьников. К наиболее важным вопросам орг-ции урока относят соотношение деят-ти учителя и уч-ся, т.к. занятость всех учеников класса продуктивной работой на протяж. всего урока – одно из осн-ых условий достижения его эфф-ти. Рез-там урока уделяют особое вним., т.к. в них выражается приращение у учащихся знаний, умений, навыков. Совр-ый урок направлен на фор­м-ие личности школьника в условиях коллективной учебной деят-ти с учетом индивид-ых особенностей школьников. Только в коллективе при тесном сотрудничестве школьников с учителем и м/у собой развиваются такие важные качества лич­ности, как коллективизм и трудолюбие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.