Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика форм и методов внеурочной работы по географии




Формы внеурочной, внекласс. работы многообразны, но их м. классиф-ть по вр. работы, кол-ву за­нимающихся, по целям и содержанию работы. По вр. м. выделить систематические или постоян­ные формы. Это факультативы, кружки, клубы, музеи. Они ра­ботают в теч. всего учебного года по программам (факульта­тивные занятия) или планам. По кол-ву занимающихся уч-ся выделяются массо­вые формы внеурочной работы: геогр-ие недели или ме­сячники, тематические вечера, встречи со специалистами или известными людьми и т.д. В них, как правило, нет постоянных участников. Групповые формы внеурочной работы им. по­стоянный состав учащихся, работа проводится по расписанию (факультативы, кружки). Индивид-ые формы - это работа с отдельными учащимися по подготовке доклада, реферата, вы­пуска газеты геогр-ого содержания, альбома и т.д. По целям внеурочная, внеклассная работа должна развивать интерес к предмету, познавательные и творческие способности школь­ников. По содержанию эта работа может быть различной: учеб­ная (соответствующая программе), занимательная (повышающая интерес к происходящим природным явлениям, событиям), практической направленности (охрана водоемов, природных парков) или специальная (этнографическая, археологическая).

Участие учащихся в любых формах внеурочной, внекл. работе способствует развитию общей геогр-ой куль­туры, повышает уровень знаний по предмету, вырабатывает оп­р-ые умения и навыки, опр-ет уровень сознания в защите интересов прир., людей, общ-ва. Осн-ой формой внеурочной работы являются кружки. Они м.б. различны по содержанию, напр-ию и фор­мам работы Кружки м. делиться на секции с узкой направ­ленностью работы. Членами кружка м.б. уч-ся одного или парал­лельных классов, иногда создаются кружки разновозрастного состава, особенно работающие по интересам. Соблюдается и принцип добровольности. Члены кружка м. избирать и «ру­ководящий состав»: председателя, заместителей, секретаря,этопридает статус «юридического лица». Кружок м. им. и свой печатный орган - стенную газету, журнал, где периодиче­ски помещают интересные геогр-ие сведения, отчеты о своей работе. Члены кружка м. вести переписку со школами страны, ближнего и дальнего зарубежья. По содержанию кружки м.б.: а) занимательные - работающие по направлению отбора интересных фактов, событий из газет, журналов, радио- и телепередач и сообщение о них в виде геогр-их инфор­мации, докладов, рефератов, стенной печати, выступлений, по школьному радио и т.д. Др. напр-ие заним-ых кружков - составление вопросов, загадок, викторин, игр, ребу­сов, кроссвордов и т.д., проведение геогр-их вечеров, с объявлением победителей, а по возм-ти и вручением при­зов. Третье напр-ие заним-ых кружков - прикладного хар-ра: внепрограммные наблюдения и опыты, спец-ые экскурсии с обязательным изложением полученных рез-тов перед одноклассниками, на вечерах и пр.

Кружки, соответствующие программе. Их работа направле­на на повышение уровня знаний по предмету, но методы работы не д. повторять учебные, они д.б. интересными, содержательными, с игровой направленностью. Кружки практического хар-ра - метеорологические (если учитель ведет наблюдения за погодой в течение неск-их лет в данной местности, накопил рез-ты наблюдений, то, анали­зируя их с кружковцами, м. давать прогноз местному с/хпредприятию или населенному пункту, фенологические, то­понимические и др.). Рез-ты работы кружков д. соответственно оформ­ляться, накапл-ся и использ-ся в дальнейшей учебной работе.

Краеведческая работа и экскурсии. Дидактический принцип «от близкого к далекому», от «из­вестного к неизвестному» лежит в основе краеведения и туриз­ма. На краеведческом принципе строится обучение в нач-ых классах на уроках природовед., в 6,8,9 кл. постоянно используется краеведческий материал, на этом же принципе строится изучение географии своей республики. Большой инте­рес в изучении географии вносят примеры из местной природы и хоз-ва, особенно когда организуются экскурсии. Так, при изучении форм рельефа, пород, слагающих земн. пов-ть, климата (6 класс) просто необходимы экскурсии на обнажения берегов рек, оврагов, с показом осад. пород, легко под­дающихся разрушению текучими водами и т.д. Краеведческая работа осущ-ся ч/з экскурсии и походы. Для проведе­ния экскурсии или похода необходима тщательная подготовка - от постановки цели и задач до снаряжения и питания. Обязате­лен инструктаж по технике безоп-ти и медицинское заклю­чение. Экскурсии делятся на программные (кратковр-ые) - посещение местного предприятия (9 класс) или на берега мест­ной реки, озера, лес, природный парк (6,8 классы) и длит-ые, кот. м. продолжаться неск. дней. При длительных экскурсиях, особенно пеших походах, учитель предварительно проходит этот маршрут, намечает остановки для отдыха (прива­лы), места ночевок, желательно с проточной или родниковой водой. При комплексной экскурсии все участники делятся на группы по 2-3 человека, с назначением старшего, получают за­дания, занимаются сбором материала, а по возвращении оформ­ляют его и отчитываются о проделанной работе. Если учитель систематически занимается краеведческой работой, у него нака­пливается значительный материал, который может использовать для оформления краеведческого уголка или даже краеведческого музея. Краеведческий материал также используется в учебном процессе.

Географические факультативы способствуют расширению и углублению знаний учащихся по предмету. Как и во всей вне­урочной работе принцип добровольности сохраняется, но заня­тия проводятся по расписанию. Для занятий на факультативе должно быть не менее 15 учащихся. Занятия проводятся по про­грамме, по некоторым факультативам изданы специальные учебные пособия. Домашнее задание (за некоторым исключени­ем) не задается, учащиеся не опрашиваются, оценки не выстав­ляются. По содержанию факультативные занятия самые разно­образные: по охране окружающей среды, по топографии и кар­тографии (этот раздел не включен в школьные программы), по изучению основ промышленности, сельского хозяйства, транс­порта, по изучению общего землеведения, по изучению своей республики (краеведческого характера) и т.д. Значение факультативов не только в расширении и углубле­нии знаний, но и в том, что они вооружают учащихся приемами учебной работы, необходимыми для дальнейшего образования и самообразования.

Географические олимпиады спос-ют выявлению наи­более одаренных школьников в изучении данного предмета. Олимпиады проводятся в несколько туров. Школьные геогр-ие олимпиады проводятся м/у учащимися одного или параллельных классов. В них м. уча­ствовать все желающие, но обычно это участники кружков, клу­бов или изучающие какие-либо факультативные курсы. Темати­ка олимпиад должна выявить общий геогр-ий кругозор школьника, уровень развития мышления, умение применять тео­ретические знания на практике, логичность в изложении, доказа­тельность мыслей и т.д. Тематику школьных геогр-их олимпиад составляет учитель географии, пользуясь тематикой ранее проведенных районных, городских, республиканских олимпиад.

Районные геогр-ие олимпиады. В них уч-ют по­бедители школьных геогр-их олимпиад. Кол-во уча­стников опр-ся комиссией (2-3 чел. от параллели). Тематика опр-ся районными комиссиями, но м.б. прислана институтом образования или министерством. Республ-ие (областные, краевые) олимпиады. В них уч-ют победители районных олимпиад. Кол-ый состав и тематика опр-ся республиканскими комиссиями. Победители республиканских олимпиад принимают участие в российских олимпиадах. Победители любых олимпиад должны поощряться грамотами, дипломами, ценными подарками.

К другим формам внеклассной, внешкольной работы отно­сятся: геогр-ие клубы, научные геогр-ие общ-­ва, геогр-ие вечера, конференции, устные журналы, школьные геогр-ие издания и т.д. Проведение внеурочной, внешкольной работы - необходи­мое условие успешного изучения программного материала, рас­ширения кругозора учащихся, привития им любви к природе, воспитания самост-ти и активности в совр-ой жизни, определения своего жизненного пути.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1057; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.