КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика форм и методов внеурочной работы по географии
Формы внеурочной, внекласс. работы многообразны, но их м. классиф-ть по вр. работы, кол-ву занимающихся, по целям и содержанию работы. По вр. м. выделить систематические или постоянные формы. Это факультативы, кружки, клубы, музеи. Они работают в теч. всего учебного года по программам (факультативные занятия) или планам. По кол-ву занимающихся уч-ся выделяются массовые формы внеурочной работы: геогр-ие недели или месячники, тематические вечера, встречи со специалистами или известными людьми и т.д. В них, как правило, нет постоянных участников. Групповые формы внеурочной работы им. постоянный состав учащихся, работа проводится по расписанию (факультативы, кружки). Индивид-ые формы - это работа с отдельными учащимися по подготовке доклада, реферата, выпуска газеты геогр-ого содержания, альбома и т.д. По целям внеурочная, внеклассная работа должна развивать интерес к предмету, познавательные и творческие способности школьников. По содержанию эта работа может быть различной: учебная (соответствующая программе), занимательная (повышающая интерес к происходящим природным явлениям, событиям), практической направленности (охрана водоемов, природных парков) или специальная (этнографическая, археологическая). Участие учащихся в любых формах внеурочной, внекл. работе способствует развитию общей геогр-ой культуры, повышает уровень знаний по предмету, вырабатывает опр-ые умения и навыки, опр-ет уровень сознания в защите интересов прир., людей, общ-ва. Осн-ой формой внеурочной работы являются кружки. Они м.б. различны по содержанию, напр-ию и формам работы Кружки м. делиться на секции с узкой направленностью работы. Членами кружка м.б. уч-ся одного или параллельных классов, иногда создаются кружки разновозрастного состава, особенно работающие по интересам. Соблюдается и принцип добровольности. Члены кружка м. избирать и «руководящий состав»: председателя, заместителей, секретаря,этопридает статус «юридического лица». Кружок м. им. и свой печатный орган - стенную газету, журнал, где периодически помещают интересные геогр-ие сведения, отчеты о своей работе. Члены кружка м. вести переписку со школами страны, ближнего и дальнего зарубежья. По содержанию кружки м.б.: а) занимательные - работающие по направлению отбора интересных фактов, событий из газет, журналов, радио- и телепередач и сообщение о них в виде геогр-их информации, докладов, рефератов, стенной печати, выступлений, по школьному радио и т.д. Др. напр-ие заним-ых кружков - составление вопросов, загадок, викторин, игр, ребусов, кроссвордов и т.д., проведение геогр-их вечеров, с объявлением победителей, а по возм-ти и вручением призов. Третье напр-ие заним-ых кружков - прикладного хар-ра: внепрограммные наблюдения и опыты, спец-ые экскурсии с обязательным изложением полученных рез-тов перед одноклассниками, на вечерах и пр. Кружки, соответствующие программе. Их работа направлена на повышение уровня знаний по предмету, но методы работы не д. повторять учебные, они д.б. интересными, содержательными, с игровой направленностью. Кружки практического хар-ра - метеорологические (если учитель ведет наблюдения за погодой в течение неск-их лет в данной местности, накопил рез-ты наблюдений, то, анализируя их с кружковцами, м. давать прогноз местному с/хпредприятию или населенному пункту, фенологические, топонимические и др.). Рез-ты работы кружков д. соответственно оформляться, накапл-ся и использ-ся в дальнейшей учебной работе. Краеведческая работа и экскурсии. Дидактический принцип «от близкого к далекому», от «известного к неизвестному» лежит в основе краеведения и туризма. На краеведческом принципе строится обучение в нач-ых классах на уроках природовед., в 6,8,9 кл. постоянно используется краеведческий материал, на этом же принципе строится изучение географии своей республики. Большой интерес в изучении географии вносят примеры из местной природы и хоз-ва, особенно когда организуются экскурсии. Так, при изучении форм рельефа, пород, слагающих земн. пов-ть, климата (6 класс) просто необходимы экскурсии на обнажения берегов рек, оврагов, с показом осад. пород, легко поддающихся разрушению текучими водами и т.д. Краеведческая работа осущ-ся ч/з экскурсии и походы. Для проведения экскурсии или похода необходима тщательная подготовка - от постановки цели и задач до снаряжения и питания. Обязателен инструктаж по технике безоп-ти и медицинское заключение. Экскурсии делятся на программные (кратковр-ые) - посещение местного предприятия (9 класс) или на берега местной реки, озера, лес, природный парк (6,8 классы) и длит-ые, кот. м. продолжаться неск. дней. При длительных экскурсиях, особенно пеших походах, учитель предварительно проходит этот маршрут, намечает остановки для отдыха (привалы), места ночевок, желательно с проточной или родниковой водой. При комплексной экскурсии все участники делятся на группы по 2-3 человека, с назначением старшего, получают задания, занимаются сбором материала, а по возвращении оформляют его и отчитываются о проделанной работе. Если учитель систематически занимается краеведческой работой, у него накапливается значительный материал, который может использовать для оформления краеведческого уголка или даже краеведческого музея. Краеведческий материал также используется в учебном процессе. Географические факультативы способствуют расширению и углублению знаний учащихся по предмету. Как и во всей внеурочной работе принцип добровольности сохраняется, но занятия проводятся по расписанию. Для занятий на факультативе должно быть не менее 15 учащихся. Занятия проводятся по программе, по некоторым факультативам изданы специальные учебные пособия. Домашнее задание (за некоторым исключением) не задается, учащиеся не опрашиваются, оценки не выставляются. По содержанию факультативные занятия самые разнообразные: по охране окружающей среды, по топографии и картографии (этот раздел не включен в школьные программы), по изучению основ промышленности, сельского хозяйства, транспорта, по изучению общего землеведения, по изучению своей республики (краеведческого характера) и т.д. Значение факультативов не только в расширении и углублении знаний, но и в том, что они вооружают учащихся приемами учебной работы, необходимыми для дальнейшего образования и самообразования. Географические олимпиады спос-ют выявлению наиболее одаренных школьников в изучении данного предмета. Олимпиады проводятся в несколько туров. Школьные геогр-ие олимпиады проводятся м/у учащимися одного или параллельных классов. В них м. участвовать все желающие, но обычно это участники кружков, клубов или изучающие какие-либо факультативные курсы. Тематика олимпиад должна выявить общий геогр-ий кругозор школьника, уровень развития мышления, умение применять теоретические знания на практике, логичность в изложении, доказательность мыслей и т.д. Тематику школьных геогр-их олимпиад составляет учитель географии, пользуясь тематикой ранее проведенных районных, городских, республиканских олимпиад. Районные геогр-ие олимпиады. В них уч-ют победители школьных геогр-их олимпиад. Кол-во участников опр-ся комиссией (2-3 чел. от параллели). Тематика опр-ся районными комиссиями, но м.б. прислана институтом образования или министерством. Республ-ие (областные, краевые) олимпиады. В них уч-ют победители районных олимпиад. Кол-ый состав и тематика опр-ся республиканскими комиссиями. Победители республиканских олимпиад принимают участие в российских олимпиадах. Победители любых олимпиад должны поощряться грамотами, дипломами, ценными подарками. К другим формам внеклассной, внешкольной работы относятся: геогр-ие клубы, научные геогр-ие общ-ва, геогр-ие вечера, конференции, устные журналы, школьные геогр-ие издания и т.д. Проведение внеурочной, внешкольной работы - необходимое условие успешного изучения программного материала, расширения кругозора учащихся, привития им любви к природе, воспитания самост-ти и активности в совр-ой жизни, определения своего жизненного пути.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1089; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |